| |
В учебнике представлены учебно-методические материалы по содержанию дисциплины "Инновационные процессы в образовании", раскрывающие сущность инновационных подходов к совершенствованию образования как средства его модернизации. |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Кафедра теории и методики
профессионального образования
О.Б. Епишева, Д.Ю.Трушников
"Инновационные процессы в образовании"
Учебник
для соискателей дополнительных (к высшему) квалификаций
"Преподаватель высшей школы" и "Преподаватель",
аспирантов и соискателей ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 -
"Теория и методика профессионального образования"
Тюмень 2009
2009 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Системный подход в образовании
1.1. Сущность понятий системы и системного подхода
1.2. Понятие педагогической системы
Таблица 1
Понятие педагогической системы
Автор, год |
Определение |
И.В. Кузьмина 1989 г. |
|
Ю.К. Бабанский 1989 г. |
|
В.П. Беспалько 1989 г. |
|
В. Оконь 1990 г. |
|
Б.Т. Лихащев 1992 г. |
|
П.И. Пидкасистый 1995 г. |
|
В.С. Безрукова 1996 г. |
|
1.3. Система содержания образования
1.4. Другие педагогические системы
Задания для самопроверки
2. Гуманистический подход к обучению
2.1. Концепция гуманизации образования
2.2. Концепция развивающего обучения
2.3. Цели образования в условиях его гуманизации
2.4. Уровни обучения и стандарты образования
2.5. Гуманитаризация негуманитарного (математического, естественнонаучного, технического) образования
2.6. Основные идеи педагогики сотрудничества
Задания для самопроверки
3. Дифференцированный подход к обучению
3.1. Понятие дифференциации обучения
3.2. Направления, формы, виды, уровни и степень
дифференциации обучения как основные его характеристики
3.3. Критерии дифференциации обучения
Таблица 3
Критерии дифференциации обучения
Автор, год |
Виды критериев |
И.М. Чередов (1973 г.) |
|
Ю.М. Колягин, В.А. Оганесян и др. (1975) |
|
Е.С. Рабунский (1975 г.) |
|
В.А. Крутецкий (1976 г.) |
|
З.И. Калмыкова (1981 г.) |
|
А.А. Кирсанов (1982 г.) |
|
Н.И. Мурачковский (1988 г.) |
|
Н.А. Менчинская (1990 г.) |
|
И.Э.Унт (1990 г.) |
|
М.Б. Миндюк (1991 г.) |
|
В.В. Куприянович (1991 г.) |
|
В.В. Пикан (1994 г.) |
|
С.В. Воробьева (1999 г.) |
|
О.Б. Епишева (1999 г.) |
|
М.В. Степанова (2000 г.) |
|
3.4. Понятие дифференцированного подхода к обучению
Таблица 4
Дифференцированный подход к обучению
Авто, годр |
Содержание понятия |
И.М. Чередов (1973 г.) |
|
А.З. Макоев (1974 г.) |
|
Е.С. Рабунский (1975 г.) |
|
Г.Д. Глейзер (1981 г.) |
|
Ю.К. Бабанский (1982 г.) |
|
А.А. Кирсанов (1982 г.) |
|
Н.И. Мурачковский (1988 г.) |
|
И.Э.Унт (1990 г.) |
|
И.С. Якиманская (1991 г.) |
|
М.Б. Миндюк (1991 г.) |
|
И.М. Осмоловская (1998 г.) |
|
Р.А. Утеева (1998 г.) |
|
С.В. Воробьева (1999 г.) |
|
М.В. Степанова (2000 г.) |
|
Ю.В. Борисова (2003 г.) |
|
3.5. Личностная ориентация образования
Задания для самопроверки
4. Информационный подход к обучению
4.1. Концепция информационного подхода к обучению
4.2. Алгоритмизация обучения
4.3. Программированное обучение
4.4. Компьютеризация обучения
4.5. Компьютерный (электронный) учебник
4.6. Информационные технологии обучения
4.7. Использование ресурсов Интернет в обучении
4.8. Оптимизация и интенсификация процесса обучения
Задания для самопроверки
5. Деятельностный подход к обучению
5.1. Концепция деятельностного подхода к обучению
5.2. Структура учебной деятельности
Рис.1. Структура учебной деятельности
5.3. Совершенствование методической системы обучения
на основе деятельностного подхода
5.4. "Активные" методы обучения
Задания для самопроверки