| |
Символическая способность человека, знаковая коммуникация, язык, ритуал, рассудок, сознание, бессознательное рассматриваются как условия и эволюционно-исторические последствия естественной адаптации социализированных представителей вида Homo sapiens (L.). |
Э.Д. Владимирова
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
Часть 2: антропосоциогенез
САМАРА
2008
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
КАФЕДРА ЗООЛОГИИ, ГЕНЕТИКИ И ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ
Э.Д.Владимирова
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ
НАУКИ
Учебное пособие по курсам
"Концепции современного естествознания" и "Антропология"
для студентов специальностей "Социология"
и "Социальная работа"
Часть 2: антропосоциогенез
Самара
Издательство "Универс-групп"
2008
Антропологические концепции
современной науки
Введение
Тема 1
Знаковая деятельность человека
II
Имя знака
I_______________III
Денотат (объект)____________________________Смысл (десигнат)
Таблица 1. Структура знаков по Ч.С.Пирсу
Отношения между означающим |
Каким образом возникает значение знака данного вида |
1. Знак-индекс: |
|
|
|
2. Знак-икона: |
|
|
|
3. Знак-символ: |
|
|
|
Таблица 2. Некоторые свойства знаковых систем млекопитающих и человека.
Сравнительный анализ
Свойство знаковой системы |
Коммуникации млекопитающих в естественной среде обитания |
Естественный язык человека |
Репертуар означающих, используемых при очной передаче информации |
Ограниченный. Закрытая знаковая система |
Не ограниченный. Знаковая система открытого типа |
Канал передачи информации |
Зрительный, ольфактор-ный, тактильный, вокально-слуховой. Преимущественно образ-ный характер синхронных означающих |
Вокально-слуховой, для которого свойственны: рассеянная передача, на-правленный приём, быстрое затухание, линейный по временной протяженности характер означающих |
Характер контекстных ограничений сообщения |
Все контексты сообщений биологически значимы (биологически релевантны) |
|
Каким образом возникает значимость той или иной коммуникативной единицы в контексте сообщения |
Инстинктивно, на основе релизеров, обладающих различительными призна-ками, или в результате ассоциативных отноше-ний, установленных, в основном, по топогра-фическому признаку, то есть по пространственному соположению событий и явлений |
Протяженная во времени знаковая единица обретает значимость в меру своего противопоставления другим знаковым единицам. Также, вне процесса речи, слова и выражения образуют типологические множества, базирующиеся на обобщении как социальном правиле |
На чем базируется ассоциативное языковое отношение |
Преимущественно на воспоминании особи о своих действиях по реализации подобной мотивации в прошлом. Повторение или избежание ранее усвоенных форм поведения |
Преимущественно на соотнесении означающих текста, описывающего данную ситуацию, с языком в целом как общественным продуктом |
Тема 2.
Обучение обезьян языку человека
Тема 3.
Инстинктивное поведение животных и человека
Тема 4.
Антропосоциогенез.
Происхождение речевой деятельности