Предисловие к этому сборнику
Это сладкое слово свобода...
Эта условно-свободная философия...
ВФКГ и ленинская "Искра"...
Отказное решение по заявке Ю.Л.Д.?
"Педагогическая поэма" в 21 веке
По поводу фрагментов ненаписанной книги Ю.Л.Д.
Проблемы с философией и философские проблемы
Профессия - любовь к мудрости
Статус философии в системе знания
Предвосхищая логическую часть...
Предисловие к этому сборнику
Мои уважаемые читатели!
Предлагаю Вашему вниманию сборник моих статей по основной проблематике работы нашей секции РФО.
Он был создан по случаю презентации работы группы "Свободная философия" (на намеченной в этом году конференции российских философов), сопредседателем которой я имею честь быть назначенным.
Поэтому я и включил в этот сборник в основном лишь свои статьи, ранее опубликованные мной в сетевом представительстве этой группы (этой секции РФО), уже прошедшие через чистилище нашего обсуждения.
В этих статьях в основном затронута проблематика прописки в философии нашего видения её изменившегося целевого назначения в наши дни. (Мы видим его именно в формировании "вполне человека", что многое изменяет.)
А кроме того, здесь слегка затронута и проблематика, связанная с весьма обязывающим названием нашей группы и нашей секции РФО.
Ведь столь обязывающее название не может не повлечь за собой вопросы участников всероссийской философской конференции, на которые нам всё равно придётся достойно ответить...
Так почему бы не ответить им прямо здесь и сейчас?
Из вышеизложенного ясно, что этот сборник не стоит рассматривать как полноценный научный доклад, тезисы которого, оформленные по всем правилам, предназначены для опубликования в сборнике тезисов докладов, обычно публикуемых по итогам работы научной конференции.
Но ведь это обстоятельство не помещает нам достойно обсудить предлагаемый мной Вашему вниманию сборник!
Кое-какой опыт внешнего и внутреннего обсуждения его проблематики у нас уже есть. Обсуждалась эта проблематика у нас в группе.
Обсуждение показало, что у многих участников дискуссии возникли ассоциации с некогда изученной ими философией марксизма-ленинизма.
И по части диалектики свободы и необходимости в трудах её классиков, и по части сверхчеловека и недочеловека в трудах записных критиков буржуазной философии времён строительства коммунизма в СССР, и по части воспитания нового человека, (под которым было принято понимать сознательного строителя коммунизма, вооруженного неким моральным кодексом).
Эти лирические и ностальгические воспоминания членов нашей группы явно не способствовали их пониманию глубокого философского замысла её лидера...
А при внешнем обсуждении той же проблематики в Сети в среде профессиональных философов возникали иные проблемы.
Реакция профессиональных философов, сформировавшихся во времена строительства коммунизма в СССР, на название нашей группы напоминала мне реакцию бешеной собаки на воду...
Крайне негативной была и их реакция на наше видение нового целевого назначения современной философии.
Они возражали, что воспитательная функция философии общеизвестна, но стать целевой функцией она по многим причинам не может. Сомневались в том, что прописанное нами иное целевое назначение философии является панацеей от всех бед российской философии. Предлагали иное новое целевое назначение философии. И так далее...
Так что до обсуждения таких "деталей" как различия между целями знания философии, проживающего в системе Знания, и целью философии, проживающей в человеческом обществе, дело так и не дошло...
У меня нет оснований полагать, что реакция большинства участников всероссийской философской конференции на наше философское кредо будет многим лучше. Тем более, что учитывая сжатые сроки проведения конференции, их первая инстинктивная реакция будет и последней.
Но у меня есть надежда на то, что некоторые из них успеют сформировать своё отношение к нашему философскому кредо, путём предварительного ознакомления с этим сборником. (То есть без излишней спешки.)
Завершая обзорное рассмотрение проблематики этого сборника, хочу отметить следующее.
Размещение его именно в сетевом представительстве секции РФО "Свободная философия" далеко не случайно.
Иные секции РФО, обременённые грузом традиций развития философии времён СССР, иным устоявшимся видением основного целевого назначения философии, (весьма далёким от требований современного российского общества, предъявляемых им к современной философии), едва ли приняли бы такой сборник к обсуждению...
Автор: Леонид Вулло, свободный философ.
Это сладкое слово свобода...
Почему из всех моих статей на официальном форуме кафедры истории философии и политологии посетители выбирают сообщение о группе "Свободные философы"? Я ведь разместил там множество интереснейших статей, включая философские эссе! А посетители предпочитают им, по сути, официальную хронику.
Мало ли групп создано в гугеле. Кому они интересны? Тем более, русскоязычные философские группы. Десяток молчаливых участников... Редкие случайные посетители... И смертельная скука!
Почему же наша на редкость молчаливая группа столь посещаема? Здесь ведь не дают талоны на бесплатное постное масло... И дешевыми яйцами здесь тоже никто (пока) не торгует... В чём же дело?
Людей манит это сладкое слово "свобода". Партийной российская философия была уже много лет. А вот свободной она никогда не была! Вот люди и потянулись... Верят в то, что здесь им свободу дадут. И не какую-нибудь, а философскую. За такой свободой можно и в очереди постоять!
Вот и стоят и жаждущие философской свободы, и надзирающие над ними и нами в порядке выполнения служебного долга. Только стоят они по своему недомыслию, ибо по большому счёту нет, не было и не будет никакой свободной философии! Её ни дать, ни взять невозможно. Зря стоят...
Временно свободные мужчины есть. Есть и временно свободные женщины. А вот свободной философии в природе нет. Вообще нет. Даже сейчас. Даже временно свободной...
В формальной логике говорится о так называемых понятиях с нулевым объёмом. К ним относится, например, понятие "третий пол". (Уроды не в счёт.) А ведь свободная философия, как понятие с нулевым объёмом, того же сорта, что и третий пол...
Разумеется, я тут не о свободе философии от партийности пишу. Этот атрибут ей политики приписали. Но ведь и философии есть и свои атрибуты, органически ей присущие. Именно они и ограничивают её свободу!
Философия живёт в умах и душах людей вполне конкретного человеческого общества. Да и сами российские философы тоже не на Марсе живут...
А знание философия живёт во вполне конкретной системе Знания.
Это данность, с которой надо считаться. Её ни проигнорировать, ни изменить невозможно.
Житие знания философии в общежитии системы Знания само по себе налагает определённые ограничения на его свободу. Оно ведь там не гастролирует. Оно там живёт! И не только живёт, но и работает, как во имя собственного выживания в этой системе, так и во имя выживания системы Знания.
Такова уж природа органического единства... В живом организме каждый орган только так и работает! Причем, и в человеческом, и в общественном, и в любом живом организме вообще. Так что смелее переносите наработанный веками опыт...
Интересы философствующих личностей далеко не всегда совпадают с интересами выживания философии в системе Знания и групповыми интересами профессионального выживания философов в человеческом обществе.
Что тут поделать... Ведь у философствующей личности от природы есть и совсем иные личные интересы. Вот и возникает классический конфликт интересов. Он и у царствующей личности возникает...
Философствующие личности часто весьма амбициозны. Уж очень хочется им собственную философскую систему в историю философии вписать. Или некую новую ....софию. Или хотя бы собственный ...изм.
Но система Знания так уж устроена, что она отторгает всевозможные инновации, если они ей органически не присущи. Попытайтесь, к примеру, добавить себе некий орган, не данный человеку Создателем...
Смеётесь? А ведь нечто подобное происходит постоянно в философии и не только в философии!
Иллюзия свободы творчества была и в области техники, и в области фундаментальной науки. Но с появлением ТРИЗ стало ясно, что это всего лишь иллюзия... Правда, в науке и технике разобраться с такой иллюзией было гораздо проще, чем в философии.
Дело в том, что математику развивают математики, физику- физики. И так далее... При этом они занимаются своим прямым делом.
А с философией всё гораздо сложнее. В ёё развитии бессознательно участвуют все. По большому счёту, им сознательно занимаются мыслители, а вовсе не философы! А философы занимаются только философскими мелочами... (Правда, тоже сознательно.)
Философы работают внутри философии. А мыслители выходят далеко за её границы. Им видна вся система Знания, в интересах которой они и работают, у них нет философского местничества.
Развивая понятие о системе Знания, они попутно обеспечивают и разумное развитие философии. Без сомнительных нововведений...
Мыслители появляются очень редко... И дело тут не в их выдающихся умах и провидческих талантах. Просто у мыслителей должна быть определённая историческая миссия. Нет такой миссии - нет и вакансии мыслителя... Раньше, чем надо они точно появиться не могут! А вот позже...
Но не надо быть мыслителем, для того, чтобы ощутить на своей шкуре, что не всё в порядке в датском королевстве... Ощутить проще, чем выразить в понятиях...
Уже ощущается, что система Знания толком не работает, как система. Виноваты ли в этом именно философы? Не думаю, хотя уже ощущается, что и философия тоже толком не работает в системе Знания.
Причём, это ощущается не только конечными производителями знания философии, (то есть философами), но и потребителями философского знания.
А это чревато...
На мой взгляд, философия просто не может толком работать в современной системе Знания без её модернизации. (По части введения многоотраслевой метанауки, о чём я уже писал.) Эта работа не философов, но она им нужнее, чем другим. Так что, волей-неволей им и придётся этой работой заниматься!
Сформулировать ТЗ для мыслителей можно уже сейчас. Для этого не требуется иметь гениальность мыслителя... Мыслителям предстоит разобраться с местом и ролью философии в системе Знания, устранить все препятствия для дальнейшей нормальной работы этой системы и обеспечить её разумное развитие. Только и всего...
А поскольку с миссией мыслителей всё уже ясно, то пора объявлять конкурс на замещение этой вакантной должности. Между прочим, в нём могут участвовать и ныне живущие философы. Так что, подключайтесь...
Эта условно-свободная философия...
Наблюдая за оживлённой дискуссией в нашей группе в последние дни, я пришёл к выводу о том, что далеко не все здесь в полной мере осознают условность её названия.
Даже свобода самовыражения художника или музыканта на деле и весьма условна, и весьма отлична от свободы словесного самовыражения в Гайд-парке...
А ведь мы здесь не столько самовыражаемся, сколько работаем над созданием концепции новой философии, целевым назначением которой является формирование "вполне человека"!
На деле безусловной свободы в процессе такой работы кот наплакал... Здесь и сейчас мы безусловно свободны всего лишь от оплаты нашего труда, чем и отличаемся от казённых философов. И всё...
А что я здесь частенько в последнее время вижу? Сами знаете, что...
Бодания казённых философов, пытающихся сохранить государственную кормушку за счёт той или иной разновидности госзаказа!
Одни из них пытаются сохранить её традиционными средствами, оставаясь на позициях верности (слегка модернизированным) "философским" идеям марксизма - ленинизма.
Так мол и так... Эти философские идеи сами по себе "белые и пушистые". Они ещё послужат. А за всевозможные извращения этих белых и пушистых идей в эпоху тоталитаризма мы не отвечаем. (Их натворили практики.)
А другие казённые философы пытаются ради сохранения той же государственной кормушки использовать прямо противоположные средства.
Понимая, что "философские" идеи марксизма - ленинизма новой власти государства российского явно не ко двору, они предлагают ей свои услуги по части "философского" обоснования необходимости проведения политики нового правящего режима.
Какой именно политики? Да какой угодно! Лишь бы их кормили по прежнему. То есть не хуже, чем кормили самых услужливых философствующих политработников в эпоху строительства коммунизма...
Не скажу, что "философские" бодания типичных представителей "идейных" философствующих борцов за денежные знаки не естественны. Они очень даже естественны. Но только не здесь...
Не скажу, что все крупные творческие личности всех времён и народов не были так или иначе вовлечены в бурную политическую и общественную жизнь своей эпохи.
Некоторые из них, подобно Сократу, даже воевали с оружием в руках, а иные, подобно Спинозе, воевали только идейно.
Так что при воспитании "вполне человека" аспект "человека и гражданина" нельзя игнорировать. Но ведь и зацикливаться на нём нам сейчас тоже нельзя! Всему своё место и время...
В идеале "вполне человек" должен стать гармонично развитой крупной творческой личностью, успешно работающей над вполне конкретной достойной целью всей своей жизни.
Так что все поступающие ссылки, полезные для нашего общего дела (формирования крупной творческой личности "вполне человека"), надо сохранить. Одним воспитанникам Ю.Л.Д. из них пригодятся одни, другим - другие...
Но только желательно, чтобы это были не чисто рекламные ссылки на свои собственные труды, а нечто более достойное для такого хранения...
Поскольку Ю.Л.Д. пропустил без купюр мою последнюю статью, стало быть, он уже ощутил мелодию происходящего. Эта мелодия не реквиема Моцарта, и даже не похоронного марша Шопена. Это так называемая "вышибальная дробь"!
Те, кто читали "В зеркалах" Стоуна, сразу поймут меня... А остальным сообщаю, что именно так барабанят в дверь гостиничного номера, когда собираются вытряхнуть оттуда задолжавшего постояльца.
А что он нам задолжал? Ну, время... Ну, трафик... Так ведь мы задолжали ему гораздо больше! А поскольку мне это яснее, чем другим, то мне и писать "Апологию Ю.Л.Д."
Здесь пока одни прокуроры собрались... Но ведь ему и защитник положен! Вот и будет у него такой защитник. Не возражаете?
Большое видится на расстоянии... Я ведь тоже не сразу понял великий скрытый позитив работы Ю.Л.Д. И даже спорил с ним по части его видения и начала этой книги, и всей её концепции.
Моя правота казалась мне несомненной. А почему? Да потому, что при обучении премудростям ТРИЗ меня натаскивали, прежде всего, на решения мини-задач!
Ведь заводским рационализаторам иначе нельзя. Кто им позволит менять изделие или радикально перестраивать технологию производства? Кто им ресурсы на внедрение такой рацухи выделит? Вот и определило моё изобретательское бытие моё изобретательское сознание...
Я видел, что Ю.Л.Д. взялся за макси - задачу. Взялся, понимая, что это гиблое дело... То есть сознательно пошёл на костёр! Такого я уже давно не видел...
Далее. Как же он начал свою работу? Традиционно... с точки зрения историков философии. Но ведь сейчас так никто уже не делает! Почему не делает? Ясно, почему. Это не профессионально. Профессионал обязан делать успешную карьеру. И зарабатывать так, чтобы иметь не только достаток...
Далее. Ю.Л.Д начал, не как "кабинетный" учёный. Дарвин ведь тоже лет двадцать пахал, пока друзья не уговорили его опубликовать "Происхождение видов". Но Дарвин не возился с учениками... А Ю.Л.Д. возился.
Понимаю, хлеб насущный... Но ведь даже Барух Спиноза зарабатывал на хлеб насущный не обучением премудростям философии, а шлифованием оптических стёкол.
Что же помешало Ю.Л.Д. последовать примеру Спинозы? Мог бы картинами жены торговать. Возил бы их в Москву. И заработал бы даже больше. Да и на транспортных расходах бы экономию имел. Ему ведь всё равно для бесед с титулованными философами в Москву и Питер ездить приходится.
Казалось бы, мелочь. Не всё ли равно, как на хлеб насущный российскому философу в наши дни зарабатывать? Я тоже сначала считал, что это мелочь. Но потом понял, что это не так.
Очень разумной была древняя философская традиция по части непосредственного содержания учениками своего учителя! Она давала ему независимость...
Ведь с университетской кафедры независимого мыслителя могут быстро турнуть. Да ещё с волчьим билетом! А ученики не бросят своего учителя. Если он их не только правильно обучал, но и правильно воспитывал...
Я не случайно сравнивал здесь работу Ю.Л.Д. с работой Макаренко. И тот, и другой не только обучали, но и сознательно воспитывали своих учеников.
Макаренко воспитывал (перевоспитывал) беспризорников, прежде всего физическим трудом и влиянием здорового коллектива, широко используя (по совету брата) специфический опыт воспитания в военных училищах.
Ю.Л.Д. воспитывал уже не беспризорников. И перед ним стояла куда более сложная задача. Это была уже не задача воспитания просто достойных граждан. Он попытался дать своим воспитанникам шанс стать полноценными свободно мыслящими людьми. Разницу уловили?
Естественно, что и используемые им средства воспитания должны были отличаться от средств воспитания, использовавшихся Макаренко. (Я уже писал здесь о воспитании духовным трудом.)
Что же делает Ю.Л.Д. со своими воспитанниками? Учит их премудростям философии? Но ведь для этого они слишком молоды! Даже Гегель, в конце концов, отказался от идеи преподавания философии в школе...
Размышляя об этом, я пришёл к выводу о том, что на деле Ю.Л.Д. сознательно или бессознательно загружает в умы своих воспитанников то, что компьютерщики называют операционной системой.
С этой точки зрения в смелом эксперименте Ю.Л.Д. можно усмотреть много нового и интересного. Вдаваться в детали такого усмотрения здесь и сейчас я не буду. Сами разберётесь. Отмечу лишь то, что существенно для понимания дальнейшего.
Загрузка операционной системы позволяет в дальнейшем загрузить некий софт, который вместе с операционной системой не поставляется. При этом всё зависит от того, какую операционную систему удалось загрузить на ваше "железо".
Остальное понятно. Если к Ю.Л.Д. попадает ученик, не из контингента вспомогательных школ, то он сможет установить ему прекрасную операционную систему. А если нет...
Далее. В задачи Ю.Л.Д. не входит загрузка полного набора сложнейших философских программ. Их потом загрузят его ученики либо самостоятельно, либо с помощью университетских педагогов.
Но минимально-необходимый софт различных программ он всё же загружает вместе с операционной системой! Культурный, религиозный, научный, моральный и так далее.
Как известно, обучение всегда является взаимным. Учится не только ученик, но и его учитель. Что же получил педагог-новатор Ю.Л.Д. от такого взаимного обучения? Ещё не поняли? Тогда я подскажу.
Начнём с того, что практикуемое Ю.Л.Д. естественное начало воспитания творческой личности (с установки операционной системы) при всей её кажущейся безыскусности позволяет сразу отсечь многие надуманные философские проблемы.
Ведь именно проблема "с чего начать философствование" более всего будоражила умы философов и мыслителей.
Для зрелого ума философа открывалось великое множество гипотетически возможных начал... А для незрелого ума ребёнка такого богатого выбора нет! Если воспитатель начнёт мудрить, то из его дешёвого выпендрёжа ничего путного не получится. Чего доброго, дети от него разбегутся...
А если и не разбегутся, то их родители быстро поймут, что их дети всего лишь развлекались под чутким руководством массовика- затейника. И при этом ничуть не поумнели. Это ведь сразу видно...
Не берусь утверждать, что такое естественное начало философствования ведёт к мифическому постижению Истины. Полагаю, что при любом начале философии живая Истина по большому счёту вне её компетенции...
Но некая великая сермяжная правда в таком естественном начале философствования всё же есть. Ребёнок невольно подсказывает своему воспитателю именно такое естественное начало философствования.
Вот вам и всё взаимное воспитание. Просто поразительно, как естественно воспитуемый перевоспитывает своего воспитателя. Просто отсекает всё лишнее и ... все дела!
Проблема в том, что на философские факультеты университетов поступают уже не дети. К тому же со студентами работают уже не воспитатели творческих личностей, а всего лишь предметники. Зачастую, самого низкого пошиба. Предметники - почасовики...
А перед предметниками - почасовиками открыты уже совсем иные возможности. Да и стоящие перед ними задачи тоже совсем иные. Поэтому то, о чём я пишу здесь и сейчас, им усмотреть сложно...
Что же делают эти почасовики? Они начитывают материал, предписанный учебным планом. А студенты обязаны потом продемонстрировать на экзамене свою память по части начитанного. И минимальные способности к суждениям. Вот и все правила игры...