| |
В отличие от психологии отдельного индивида, собрание людей в массу имеет свои особенности. Рассматривая способы подчинения толпы, мы говорим о том, что у каждого индивида в толпе фактически формируется эмоциональное возбуждение, вызывающее чувство безнаказанности, продиктованное в свою очередь принадлежностью к какой-либо общей идее. Заметим также, что какая-либо толчея уже рождает первичный транс. А индивидам (или группой) находящимся в измененном состоянии сознания значительно легче управлять, прежде всего потому, что снижается порог критичности. И получаемая извне информация, фактически минуя цензуру психики, проходит сразу в сознание. Когда мы говорим о манипулировании массами, то имеем в виду возможность подобного, основанную на таких эффектах толпы как заразительность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность, фактическая безвластность. Внушение в толпе становится заразительным и как бы ни была нейтральна толпа, она все-таки находится в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает любое внушение. При этом внушение (когда поступает команда от лидера-манипулятора) тотчас же передастся вследствие заразительности всем другим участникам толпы, после чего возникает соответствующая готовность выполнять волю вождя (лидера массы). У лиц, находящихся под влиянием внушения, идея, овладевшая умом, стремится выразиться в действии. Такая толпа легко любое действие, потому что все будет зависеть от природы возбудителя, а не от тех отношений, которые у изолированного индивида существуют между внушенным актом и интеллектом, противодействующим выполнению воли лидера массы. Толпа, подчиненная бессознательным инстинктам, легко следует внушениям и, давая волю чувствам, не подчиняется влиянию рассудка. Невероятное для толпы не существует, и это надо помнить, так как этим объясняется та необычная легкость, с которой создаются и распространяются легенды и самые неправдоподобные рассказы. При этом следует учитывать повышенную агрессивность толпы. Соответствующую агрессию толпы можно использовать в направлении, например, социальных изменений. Такие убеждения принимают специальную форму, которую можно определить как религиозное чувство. Это чувство характеризуется очень просто: обожание предполагаемого верховного существа, боязнь приписываемой ему магической силы, слепое подчинение его велениям, невозможность оспаривать его догматы, желание распространять их, стремление смотреть как на врагов на всех тех, кто не признает их и т.п. Относится ли это чувство к Богу, к каменному или деревянному идолу, или к герою, к политической идее, по сути не имеет значения, ведь сверхъестественное и чудесное встречаются в таком чувстве в одинаковой степени. Толпа бессознательно награждает таинственной силой политическую формулу или победоносного вождя, возбуждающего в данный момент ее фанатизм. В вопросе манипулирования массами следует учитывать и такое обстоятельство, как уважение со стороны толпы к силе и авторитету. Причем, толпа обладает незаурядным воображением. А истинным источником мотивации толпы являются чувства. Поэтому применяемая какая-либо рациональная аргументация на толпу не действует; и т. к. рассуждения толпы основываются на свободных ассоциациях, то и возможный лидер толпы должен мыслить исключительно образами, и помимо применения трех методов воздействия -- убеждения, повторения и суггестии (внушения), -- использовать исключительную внутреннюю убежденность в собственной правоте. Говоря о суггестивных механизмах в толпе, следует обратить внимание |
СЕРГЕЙ ЗЕЛИНСКИЙ
МАНИПУЛИРОВАНИЕ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ
С.А.
Зелинский
Манипулирование массовым сознанием
Altaspera
CANADA
2014