Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Боксинг-терапия(Boxing-терапия) С.А.Зелинского
Лишь тот, кто не знает бокса, может отождествлять бокс с дракой. Человек, не знающий сущности бокса, видит только его внешнюю сторону, которая может у него вызывать неприятное впечатление. Такой человек не понимает внутреннего содержания бокса, требующего большого умственного и физического напряжения, когда противники стремятся превзойти друг друга, превращая бокс в тонкое и умное соревнование, где побеждает сильная воля и лучшая техника. (А.И.Степанов, 1953).
Арсенал ударов в боксе невелик. Их всего шесть: прямой или кросс, боковой или хук и удар снизу -- апперкот. Все три удара наносятся как левой, так и правой рукой. Вот и получается -- шесть. Но вариантов их применения -- бесконечное множество. Удары могут быть одиночными, повторными, двойными, серийными и так далее. И в этом есть большое сходство бокса с шахматами.Ведь в шахматах всего шестнадцать фигур на каждой стороне, но вот уже более тысячи лет люди играют в шахматы и находят все новые и новые варианты защиты и нападения.(Ф.Батлер, 1992).
Содержание.
1. Вступление.
2. Основные характеристики метода боксинг-терапия.
3. Основные преимущества метода боксинг-терапия.
4. Методика.
5. Группы. Психологическое направление.
5.1. Групповые занятия по методу боксинг-терапия. Психологическое направление.
5.2. Психологические правила для тренера-психолога при проведении групповых занятий.
5.3. Психологические феномены, проявляющиеся при групповых занятиях.
5.4. Некоторая специфика психологии масс.
6. Группы. Спортивные занятия.
6.1. Особенности проведения групповых спортивных тренировок по методу боксинг-терапия.
6.2. Некоторые особенности занятийпо методу боксинг-терапия. Спортивное направление.
6.3. Примерная схема тренировки.
6.4. Особенности построения отдельных занятий.
6.5. Основы методики преподавания.
6.6. Основные способы преподавания приемов.
6.7. Последовательность обучения навыкам по методу боксинг-терапия.
6.8. Основные методы обучения.
7. Некоторые особенности физиологии движений.
8. Некоторые рекомендации тренерам-психологам по методу боксинг-терапия:
(или на что тренеру следует обратить внимание в обучении).
9. Некоторые рекомендации ученикам при тренировках по методу боксинг-терапия, или Памятка ученику.
10. Психологическое направление индивидуальной работы.
11. Теория гипноза.
12. Теория манипулирования.
13. Общие рекомендации в работе тренера-психолога.
14. Некоторые психологические приемы для повышения качества работы тренера-психолога.
14.2. Рекомендации по работе с пациентами, имеющий высокий социальный статус.
14.3. Психологические приемы и правила, используемые в работе тренера-психолога.
14.4. Психологические особенности общения в работе тренера-психолога.
15. Аутотренинг, или психическая саморегуляция.
16. Примеры из практики.
17. Заключение.
18. Список источников.
1. Вступление.
Боксинг-терапия - новое, авторское, направление как в психотерапии, так и в преподавании бокса. Кратко суть метода в следующем: во время занятий т.н. терапевтическим боксом у человека снимаются психологические комплексы, появляется уверенность в себе, воспитывается воля и характер, человек начинает увереннее смотреть на мир, а значит и избавляется от симптоматики нервных заболеваний (пограничных расстройств личности).
За счет чего это достигается?
Тренировки по боксинг-терапии имеют свои эксклюзивные особенности. Прежде всего обратим внимание, что сами по себе занятия боксом еще не оказывают психотерапевтический эффект. На первое место выходит методика преподавания. Поэтому нами был разработан метод преподавания бокса вылившийся в особое направление, названное нами боксинг-терапия. Основное отличие базируется в подходе: согласно методу боксинг-терапия - бокс преподается в спортивно-оздоровительном варианте, т.е. в отличие от чисто спортивного варианта не ставится цель участия в соревнованиях. Отсюда и принципиальная разница в методике преподавания.
В преподавании по методу боксинг-терапия изучаются те же приемы бокса (удары, защиты, передвижения; техника и тактика; подготовительные, физические и специально-физические упражнения и т.п.), как и в спортивном направлении. Но так как отсутствует проверка знаний через участие в соревновании, то изначально снимается излишняя психологическая нагрузка, и что самое главное - исключаются любые ограничения для начала занятий. Поэтому приступать к тренировкам боксом по нашей методике можно не только в любом возрасте, но и с любыми ограничениями по здоровью (особенно когда такие ограничения закрывают дорогу в "большой спорт"). Таким образом, не важно сколько вам лет, какой у вас вес тела, занимались ли вы вообще когда-нибудь спортом, или были освобождены даже от уроков физкультуры в школе, имеете ли какие-нибудь хронические заболевания, инвалидность и проч. - в нашем случае это не играет никакой роли. Кроме того, еще одним принципиальным отличием нашей методике перед остальными является исключительно психологический подход, предусматривающий у тренера, помимо специальных педагогических, еще и наличие психологических знаний, позволяющих преподавателю лучше понимать своих учеников. Поэтому и тренеры по методу боксинг-терапия называются не просто тренеры, а тренеры-психологи.
Рассмотрим методику преподавания.
Разработанная нами методика имеет ряд принципиальных отличий. Одним из них, как мы уже заметили, является отсутствие соревнований. Что это значит? Это значит, что если вы решите заниматься боксом и придете в обычный спортивный зал в двадцать или в тридцать лет, то вас, во-первых, забракуют по проф.пригодности (так как высоких результатов на соревновании вы уже не покажете, потому что состав только молодежной сборной страны уже имеет звание не ниже мастера спорта международного класса, а в двадцать с небольшим из большого спорта обычно уходят "по возрасту"), а во-вторых, если вы все равно проявите желание заниматься спортом, вас будут ставить в спарринги со спортсменами-разрядниками, потому что основная часть секции - это спортсмены разрядники (секция-то спортивная, т.е. цель - достижение результатов на соревновании, ибо это является показателем работы тренера по спорту), и кроме того, только в спаррингах с боксерами-разрядниками можно хоть как-то "натаскать" ученика (особо учить в возрасте новичка "за двадцать" времени нет, если на кону стоит обязательная победа в соревновании). Таким образом, даже в обычной спортивной секции основной состав представляют спортсмены старших и высших спортивных разрядов, имеющие опыт выступлений на ринге, а у кого-то в послужном списке и по 100-200 боев. И в результате подобного подхода тренеров по отношению к вам (подхода в какой-то мере вынужденного, так как это спортивная секция, и результатом работы тренера является победа в соревнованиях учеников) уже через несколько занятий (подстраивать под вас группу тренированных спортсменов никто не будет, поэтому и физические нагрузки будут как для опытных боксеров) у вас пропадет все желание тренироваться. Что вполне логично и объясняется только одним: вы пришли учиться боксу в спортивную секцию, где показателем успешности является победы на соревнованиях. А то, что вы в двадцать или тридцать лет не оценили реально свои шансы и поэтому уже на первом-втором спарринге получили сотрясение мозга или у вас оказалась "отбита печень" (жалеть вас никто не будет, а удары в область печени левым хуком или апперкотом в боксе являются одними из самых эффективных), то это ваша ошибка. Тренер по боксу здесь особенно и не причем. Вы ведь сами выбрали спорт, а не боксинг-терапию.
Именно поэтому нами и был создан метод особого преподавания бокса. Такой метод мы назвали боксинг-терапия, так как при занятиях вы, во-первых, попадет в группу таких же новичков как и сами (что оптимально уравнивает шансы всех тренирующихся в секции спортивно-оздоровительного, (терапевтического, бокса), во-вторых, так как нет цели участия в соревнованиях, то значит и нет боксеров разрядников, которые будут использовать вас в качестве живой боксерской груши. И отсутствие соревнований снимает любые ограничения по здоровью и возрасту. Но при этом вы точно также изучаете приемы бокса, проводите спарринги, и т.п. - но тренировки проходят в значительно "щадящем" режиме (исключительно "легкие" бои, в пол силы, лишь обозная удары при касании друг друга, да и то, в перчатках, которые еще больше смягчают силу удара соперника, что исключает получение каких-либо травм вообще). А в случае реального нападения - ваши навыки бокса пригодятся, и вы всегда сможете дать отпор хулиганам-злоумышленникам, защитив свое мужское достоинство и честь не занимающейся боксом женщины. А в третьих, что очень важно, тренер помимо педагогического образования имеет еще и психологическое. И всегда поймет то, что для вас будет максимально оптимально, удобно и необходимо.
И на наш взгляд только эти три перечисленные отличия тренировок по боксингу-терапии от обычных спортивных тренировок уже говорят сами за себя в необходимости принятия вами правильного решения. К тому же стоимость занятий (что тоже немаловажно) никак особенно не отличается в тренировках по нашему методу с занятиями в обычных секциях бокса (при условии что вас туда еще возьмут; а у нас берут всех, так как ограничений ни по здоровью, ни по возрасту, не по тому, в какой вы сейчас находитесь физической форме). И еще одно важное отличие: в нашем случае -- это психологический подход к вам как к личности и человеку, а значит понимании возможных слабостей, ошибок и недостатков; а в спортивной секции - из вас выжмут все что возможно для достижения спортивного результата, а после выбросят за ненужностью со всеми вашими травмами и возможной инвалидностью. Ведь большой спорт - это максимальный износ организма, когда в тридцать лет организм уже изношен как у семидесятилетнего старика. И в качестве примеров можно привести судьбы десятков тысяч спортсменов, закончивших выступления в большом спорте, и в молодые годы уже оказавшиеся с организмом, практически выработавшим данные природой ресурсы.
А психологический подход тренера действительно важен. В нашем случае, как мы уже заметили, это не просто тренер, а тренер-психолог, т.е. преподаватель, сочетающий педагогические приемы обучения с психологическими знаниями. Причем психологическим знаниям в образовании тренера-психолога уделяется очень важное значение (что отличает нашу методику от всех остальных методик преподавания бокса). Можно даже сказать, что в преподавании спортивно-оздоровительного (терапевтического) направления бокса педагогика (владение приемами бокса и знание методик преподавания) и психология (глубинная психология) представлены в равнозначных позициях, а в ряде позиций психология и превалирует. Для тренеров знание методики спортивной подготовки по боксу важно, так как члены секции занимаются боксом и должны успешно овладеть всеми навыками этого единоборства. А знание психологии важно, так как члены секции спортивно-оздоровительного бокса отличаются от просто спортсменов, ставящих для себя задачу достигнуть высокого спортивного результата. И отличаются они помимо прочего, возрастом начала занятий (в спорте новичками обычно являются дети 9-10 лет, в нашем направлении новичками являются взрослые 20-30-40 а то и больше лет). Поэтому, начав заниматься в 10 лет и прозанимавшись лет 5-10, вполне объяснимо что в 30 лет такие лица не будут иметь большинство из тех внутренних комплексов (повышенная тревожность, волнение, страх, неуверенность и т.п.), какие распространены среди лиц, не занимающихся спортом. Занятия таким спортом как бокс - это еще и умение в наикратчайший срок принимать решение, это смелость, решительность, исключительная уверенность в себе. Зачастую подобные качества отсутствуют у большинства не спортсменов (за редким исключением, когда ими индивид был наделен, как говорится, от природы). Но в том-то и преимущества занятий по нашей методике - что в процессе тренировок занимающийся обретает все раннее перечисленные качества. И для этого - что главное отличие - можно начать занятия боксом в любом возрасте и без ограничений по здоровью. И очень важную роль в данном случае играет тренер-психолог, который всегда заботливо объяснит и не будет строго судить, терпеливо дожидаясь пока у вас не начнет получаться самостоятельно.
Кроме того следует обратить внимание, что психологические знания необходимы также вследствие еще одной особенности занимающейся боксинг-терапией из числа т.н. обеспеченных слоев населения. Дело все в том, что определенная часть таких людей выросла в семьях без излишнего финансового достатка , а после, начав заниматься бизнесом или удачно продвигаясь по службе, обрели финансовую состоятельность. Данный факт в ряде случаев послужил одной из причин развития у этих людей невротической симптоматики. Опередив по финансовой состоятельности знакомых из некогда своего социального круга, эти люди перешли на другой социальный уровень лишь материально, тогда как психологически оказались не готовы к ставшей внезапной финансовой обеспеченности. В результате чего как бы "повисли в воздухе". Их прежние знакомые продолжают получать не высокую заработную плату и формируют в соответствии с этим собственные интересы в проведении досуга, посещении магазинов и проч., тогда как заработки ряда лиц, обращающихся за психологической поддержкой к нам, явно больше; в результате чего у них стало развиваться чувство вины и страх (страх и чувство вины является следствием невроза); причем страх появляется вследствие бессознательного опасения лишиться подобного заработка, а значит вновь скатиться в категорию малообеспеченных сограждан, к которой они принадлежали раньше. И это еще один повод выбрать именно метод боксинг-терапия, так как только наши занятия дают возможность через занятия боксом обрести уверенность в себе, а значит и душевное (психическое) здоровье.
И можно ли при таком раскладе пойти в обычную секцию по боксу? Нет. Ведь помимо получения навыков бокса важной составляющей является и психологическая сторона вопроса. Когда человека умеют слушать и при необходимости дать психологический совет - очень важно. А значит, помимо знания методики преподавания бокса у тренера должны быть знания и психологии и психотерапии. И только в таком случае будет достигнуто наивысшая степень доверия между тренером и учеником, когда начинает играть существенную роль фактор внушения слов и действий тренера со стороны ученика.
И когда наблюдается подобное, то научение технике бокса происходят за наикратчайший срок. Причем заметно уменьшенный срок овладения навыками бокса и спортивное совершенствование является еще одним кардинальным отличием тренировок по нашей методике в отличие от традиционного (спортивного) преподавания бокса, где более-менее устойчивые навыки появляются лишь через годы упорных занятий. А если провести аналогию между преподаванием спортивного бокса и бокса терапевтического, то за 18 лет преподавания бокса по нашему методу мы можем сделать вывод, что это отношение в среднем где-то 7 к 1. Другими словами, через 2-3 месяца занятий (с абсолютно нулевого уровня в возрасте 30-40 лет) можно уверенно (успешно и эффективно) противостоять даже более молодым соперникам из тех, кто занимался около года в другой секции бокса, или несколько лет в секциях каратэ, кикбоксинга, рукопашного боя и проч. (спортсмены других единоборств в основной массе проигрывают боксерам; но это уже эффективность самого бокса).
Таким образом в тренировках по нашему методу спортивно-оздоровительного (терапевтического) бокса значительно быстрее достигается результат от занятий (результат - победа в поединке). А еще одним отличием является собственно направление психологических знаний. В нашей методике боксинг-терапии мы отталкиваемся не просто от общей психологии (которую учат в большинстве вузов страны), а от глубинной психологии (отличие в том, что в глубинной психологии выделяется роль подсознания, а психика изучает глубже, а не скользит по поверхности сознания как в общей психологии). Также в методе боксинг-терапия нами были использованы такие направления психотерапии, как гипнотерапия, динамическая психотерапия, рациональная психотерапия, аутотренинг, и ряд других направлений психотерапии.
Кроме того, говоря об отличии нашего метода от остальных, следует отметить важность искреннего желания пациентов к изменениям. Действительно, к моменту обращения к методу боксинг-терапия наши ученики обычно уже перепробовали множество других методик, на первый взгляд более легких. Но легкость еще не значит эффективность. Поэтому к определенным трудностям занятий по методу боксинг-терапия относится то, что это в первую очередь труд, и желание самого человека к изменениям. Т.е. помимо желания ученика-пациента к излечению и ожидаемым изменениям в жизни (такое желание есть почти у всех, кто обращается к любому методу психотерапии) от человека требуется еще и усиленная самостоятельная работа. Вот почему в наш метод помимо других направлений психотерапии входит также и аутотренинг (нами были разработаны ряд методов психической саморегуляции-аутотренинга, методов вхождения в гипнотический транс).
Таким образом можно сделать общий вывод: в результате занятий боксинг-терапией С.А.Зелинского снимаются внутренние комплексы, происходит воспитание воли, характера, уверенности в себе, исчезает страх, сомнения, беспокойство, неуверенность, человек научается психопрограммировать собственную жизнь; кроме того, за минимально короткий срок происходит овладение навыками ведения поединка в целом, и навыками бокса в частности.
2. Основные характеристики метода боксинг-терапия:
1. Отсутствие соревнований.
2. Возможность начала тренировок по боксу в любом возрасте и без ограничений по здоровью.
3. Преподавателем в секции спортивно-оздоровительного бокса является не просто тренер, а тренер-психолог (т.е. тренер-психолог наряду со знанием методики проведения тренировок по боксу обладает еще и высокими психологическими и психотерапевтическими знаниями, и имеет высшее психолого-педагогическое образование).
4. Срок овладения навыками бокса в семь раз быстрее, в сравнении с распространенными методиками преподавания.
5. Метод боксинг-терапия базируется на таком разделе психологии как глубинная психология, т.е. в нашем методе мы уделяем основное внимание подсознанию (бессознательному психики), анализируя истоки причин, а не скользя по поверхности сознания как в общей психологии, принятой для научения в большинстве вузов.
6. В психологическом аспекте метод боксинг-терапия помимо наших собственным наработок отталкивается от таких направлений психотерапии, как гипнотерапия, динамическая психотерапия, рациональная психотерапия, аутотренинг, и некоторых других направлений психотерапии.
7. Важный аспект начала работы - искренне желание самого человека к изменениям. В нашем методе большое значение имеет самостоятельная работа пациента, ведь это не просто психотерапия, а боксинг-терапия, т.е. обретение себя через занятия боксом, через труд, через выполнение физических нагрузок (благотворно влияющих на психическое здоровье).
8. Наряду с разработанным нами методом обучения противодействию манипулятивному влиянию на психику индивида и масс -- метод боксинг-терапия входит в еще один разработанный нами метод - метод сознательно-бессознательной саморегуляции.
9. Метод боксинг-терапия создан с учетом всех последних достижений науки, а автор метода С.А.Зелинский является не только высококвалифицированным спортсменом (мастером спорта международного класса, неоднократным чемпионом мира), но и тренером (в должности главного тренера военного вуза воспитавшим более десяти мастеров спорта, победителей крупнейших российских соревнований), ученым-психологом и педагогом, преподавателем ряда университетов, таких как Санкт-Петербургская государственная академии постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, и др., МОО ВПП ЮНЕСКО "Информация для всех", членом Союза журналистов РФ и Ассоциации кинообразования и медиапедагогики, членом Российской Психотерапевтической Ассоциации при Минздраве РФ, автором нескольких научных книг.
3. Основные преимущества метода боксинг-терапия:
1. Можно начинать заниматься в любом возрасте.
2. Для занятий нет ограничений по здоровью.
3. Происходит излечение от симптоматики нервных заболеваний (невроз, истерия, беспокойство, чувство вины, страх и т.п., т.е. снимаются внутренние комплексы и зажимы души).
4. Воспитывается воля, характер, уверенность, сила, ловкость, координация, другие физические качества; нормализуется вес тела.
5. В семь раз быстрее происходит овладение навыками ведения поединка.
4. Методика.
Вступление.
В работе тренера-психолога по методу боксинг-терапии используется два направления тренинга: психологический тренинг и спортивный тренинг. В свою очередь и то и другое направление делится на работу по индивидуальному плану (индивидуальные тренировки) и групповые занятия.
Наибольший интерес своим - порой кардинальным - отличием от распространенных методик тренировок представляет психологический аспект подготовки. Связано это с новизной данного подхода, ибо все, что существовало ранее (до разработки метода боксинг-терапии) - было направлено на подготовку (и психологическую и спортивную) спортсмена. Тогда как современные реалии открыли спрос к изучению бокса у людей, которые не ставят для себя целей участвовать в соревнованиях и добиваться побед на ринге. Кроме того, основная категория желающих уже перешагнула 30-летнюю отметку (тогда как 25 лет уже считается критическим возрастом для спортсмена-олимпийца).
Таким образом, все существующие ныне программы подготовки были ориентированы исключительно на спорт, а значит оказались не приспособленными к современным реалиям, где существует огромное количество людей (их в разы больше чем спортсменов), желающих заниматься спортом, но в категории "для себя", а не для спортивных результатов (достижение которых в силу различных причин затруднено или невозможно). Кроме того, в результате смены общественно-социальной формации и перехода на рыночные экономические отношения в обществе увеличилось число людей, пребывающих в пограничных психических состояниях. Участились стрессы, а значит и появились люди, у которых по ряду причин нарушен процесс биологической саморегуляции. Т.е. в норме мозг сам справляется с опасностью в виде стрессов и проч. Если же это не удается - в психике начинает развиваться симптоматика нервных или психических заболеваний. А если мозг то справляется, то не справляется, или, скажем, справляется, но не в полной мере - то психика таких лиц находится в пограничных состояниях, когда индивид балансирует между психическим отклонением и нормой. Отсюда повышение уровня тревожности в обществе, развитие истерии, беспокойство, чувство вины и проч., что может быть объединено под общей симптоматикой нервных расстройств и находится в ведении психологов или психотерапевтов (т.н. малая психиатрия). Поэтому одним из эффективных средств избавления от симптоматики нервных является наш психотерапевтический метод - боксинг-терапия, где психологические и психотерапевтические методы работы сочетаются с методами спортивно-оздоровительных тренировок.
Ниже мы описываем наш подход, разделив его на два направления: психологический и спортивно-оздоровительный. В описании методики преподавания боксинг-терапии мы поступим следующим образом: опишем психологическую и спортивную части отдельно как для индивидуального тренинга, так и для группового. Причем, чтобы не повторяться, основное внимание уделим психологическим тренировкам по индивидуальному плану и спортивным тренировкам в группах. А также дадим основные направления психологической работы при групповых занятиях (т.к. спортивные тренировки по индивидуальному плану в целом повторяют спортивные тренировки в группах за исключением только иной психологической составляющей, подробно описанной нами в психологическом направлении при индивидуальных тренировках).
При описании методических приемов мы будем описывать только особенности методики преподавания по методу боксинг-терапия. Т.е. обращаем внимание, что за исключением собранных нами в соответствующих главах методических особенностей преподавания бокса, непосредственно технику приемов бокса мы описывать не будем, так как перед нами стоит задача описание нашего метода подготовки, метода боксинг-терапия. (Предусматривается, что перед ознакомлением с нашим методом тренеры-психологи и спортсмены-боксеры уже изучили разделы техники, тактики, и физической подготовки боксера по другим источникам, например, по учебникам бокса: Е.И.Огуренкова, М.И.Романенко, К.В.Градополова, А.И.Булычева, Б.С.Денисова и мн.других).
5. Группы. Психологическое направление.
5.1. Групповые занятия по методу боксинг-терапия. Психологическое направление.
Психологический климат во время спортивных занятий строится особым образом.
Для повышения тренировочного эффекта тренер-психолог должен:
а) обладать авторитетом среди учеников;
б) общаться с учениками при групповых занятиях - в соответствии с основными принципами массовой психологии, учитывая что, чем больше состав группы, тем легче проявляются такие специфические свойства массы, как подражание, заражаемость, внушаемость. Все эти качества массы (толпы) значительно увеличивают эффект от спортивных занятий, повышая обучаемость пациентов. В группе также проявляется повышенная эмоциональность в восприятии всего, что видит и слышит каждый отдельный человек.
5.2. Психологические правила для тренера-психолога при проведении групповых занятий:
1. Помнить, что бессознательно каждый член группы ассоциирует тренера (тренер = вождь группы) с отцом. Идентифицируя тренера (вождя) с отцом (как с архаичным, так и с собственным) каждый участник группы бессознательно готов выполнить любой приказ тренера (вождя) лишь для того, чтобы заслужить одобрение собственного поступка.
2. Во время занятий тренеру необходимо общаться с участниками группы строго, четко, конкретно, громким и уверенным голосом без лишних объяснений и в приказном порядке отдавая команды к выполнению того или иного технического действия.
3. Тренеру необходимо обязательно на личном примере показывать выполнение задаваемых им для отработки технических действий. (Естественно, что уровень выполнения упражнений тренером должен быть на идеальном и недостижимом для большинства участников группы уровне и служить примером для подражания. При высоком авторитете тренера допускается, в случае если он не может по каким-то причинам сам показать технически правильные или координационно сложные технические действия, демонстрация задаваемых тренеров приемов наиболее подготовленными учениками тренера из числа занимающихся в зале или присутствующих на тренировке).
4. Тренер-психолог должен быть всегда уверен в себе, в своих силах, знаниях, своем превосходстве (физическом, технико-тактическом, психологическом) над учениками.
5. Несмотря на директивный тон общения и демонстрируемую властность, тренеру-психологу необходимо создавать видимость любви к каждому члену группы.
6. Периодически тренеру необходимо давать на занятиях очень сложный (и новый) материал, чтобы членам группы бессознательно не казалось, что они уже все знают, ничему тренер их не научит, и все у них получается. (Т.е. изредка учеников необходимо "ставить на место".)
7. Во время проведения занятий тренеру следует руководить группой методом "кнута и пряника" в соответствие с бессознательным проявлением характера отца в архетипах бессознательного массовой психики (отец строгий, но справедливый, нашалили - поругает, но если заслужили - не поскупится на щедрость и доброту).
8. Периодически тренеру необходимо демонстрировать силу и могущество для поддержания авторитета.
9. Тренеру следует помнить, что когда ученики объединяются в группу, они становятся членами массы, толпы. А толпа не приемлет сомнений, мягкости или нерешительности вождя (тренера).
10. Тренеру обязательно необходимо держать дистанцию между собой и учениками, и всегда пресекать панибратство.
11. Тренеру следует помнить, что при объединении в группу между учениками становится возможным развитие высокой степени конформизма, поэтому любые его задания к выполнению приемов будут восприняты всеми участниками группы достаточно эмоционально и единодушно. Однако это предъявляет и повышенные требования к тренеру-психологу, потому как если он не обладает достаточными знаниями и мастерством выполнения приемов, чтобы повести за собой группу, в группе может вспыхнуть недовольство, которое значительно снизит эффект от занятий и способно привести группу к распаду.
12. При психологическом анализе группы следует помнить, что в объединении людей в массы (феномен группы, массы, толпы) на первый план выходит подсознание, нежели сознание, поэтому при управлении группой следует помнить это, и психолого-педагогическое общение строить с позиции влияния на подсознание, а не на сознание. Сознание - лишь то что на поверхности, поэтому важно обращать внимание на глубинные пласты психики, т.е. на бессознательное психики, подсознание.
13. При групповых занятиях каждый отдельный участник стремиться отождествиться с тренером (с вождем), в котором воплощается его массовый идеал. Поэтому тренеру (вождю) легче проводить групповые занятия, чем индивидуальные. Разве что он только должен постоянно производить впечатление силы и могущества и постоянно учитывать законы массовой психологии.
5.3. Психологические феномены, проявляющиеся при групповых занятиях:
1. Находясь в группе, у учеников происходит мобилизация всех ресурсов организма, поэтому участник группы может проявить такие физические и психологические качества, которые становятся ему недоступными ранее, т.е. вне группы.
2. Пребывание в составе группы накладывает особый психологический отпечаток, проявляющийся в том, что участники группы начинают пребывать в измененных (трансовых или полутрансовых) состояниях, а значит становятся способны и на нетипичные для них раннее формы поведения, пребывая в ином психоэмоциональном состоянии, чем вне группы.
3. Группа подчиняется ритму. Это имеет свое преимущество при проведении групповых занятий, так как подчинив группу единому ритму можно значительно повысить обучаемость, а значит и эффект от проведения занятий.
4. Группе необходимо какое-то действие. Это очень важно, так как если отдельные участники группы не будут объединены общим делом (в данном случае совместным выполнением физических нагрузок), то группа распадется, и станет представлять собой разрозненных учеников, которые будут каждый за себя, а значит и проведение занятия станет невозможным (т.к. не удастся всем уделить внимание; тогда когда если увлечь всех общим делом, станет возможным задействовать значительное количество людей и легко управлять ими).
5. В группе все становятся едины, несмотря на социальное положение и проч. Поэтому подсознательно люди желают объединяться в группы. Кроме того в группе исчезает страх и тревожность, свойственная отдельным ученикам, если они находятся наедине с собой. В группе же все вместе, все объединены общей идей - спортивным совершенствованием в овладении приемами боя. Вместе - сила, понимает каждый участник группы, поэтому и стремится в группу.
6. В группе можно отвлечься от забот и хлопот, что тоже бессознательно предрасполагает учеников к объединению в группу.
7. При нахождении в составе группы у учеников происходит снижение способности рациональной переработки воспринимаемой информации.
8. В группе заразительно любое действие. Также сильно развита внушаемость отдельных учеников. Это необходимо учитывать тренеру-психологу при групповой работе.
5.4. Некоторая специфика психологии масс.
Тренеру-психологу по методу боксинг-терапия необходимо также знать некоторую специфику массовой психологии. Массовая психология характеризует психологические особенности, проявляющиеся между людьми, составляющими одну группу (массу). Г.Лебон (1996) отмечал, что главные черты, характеризующие людей при объединении в массу, исчезновение сознательной личности. Стоит какой-нибудь случайности свести индивидов вместе, и все их поступки немедленно приобретают характер поступков толпы. В массовом поведении реализуются более примитивные механизмы управления. Существующие законы массообразования базируются на знании функционирования психики. Ведущая роль в отображении контактов человека с реальностью играет сознание. Помимо сознания существует подсознание. Таким образом психика индивида состоит из двух слоев - сознания и бессознательного. От наполняемости подсознания зависит выполнения индивидом скрытых, сублиминальных воздействий, т.е. воздействий со стороны других посредством введения установок в подсознание. Руководить группой следует в вертикальной иерархии, т.е. строго и в приказном порядке. По мнению Фрейда (2003), в массе берет вверх бессознательное психики, исчезает наносной пласт цивилизации, предоставляя главенство психики первобытного человека. Г.Лебон (1996) заметил, что когда человек находится в массе, он испытывает чувство непреодолимой мощи. В массе также заразительно каждое действие, каждое чувство. А.П.Назаретян (2003) под заразительностью понимает циркулярную реакцию, т. е. передачу эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между людьми. Циркулярная реакция стирает различия между индивидами в личном опыте и ролевой идентификации. Массу охватывает повышенное эмоциональное возбуждение. Такое коллективное возбуждение повышает подверженность массы к внушению. По мнению В.М.Бехтерева (1994), внушение в массе проходит сквозь сознание и воздействует сразу на чувства. Сила внушения берет перевес над убеждением и волей. Благодаря этому взаимовнушению те чувства, которые испытывают отдельные лица, нарастают до необычайной степени напряжения. В результате, человек в массе, загипнотизированный одинаковыми поступками других участников, бессознательно совершает такие же действия. Что, заметим, весьма благосклонно сказывается на учебно-тренировочном процессе, и ведет к более быстрому обучению и дальнейшему росту спортивного мастерства. Как заметил Э.Канетти (1997), любая масса хочет постоянно расти, внутри массы господствует равенство, масса любит плотность, и массе всегда нужно направление. Кроме того Э.Канетти обращал внимание на такую характеристику массы, как разрядка. Под разрядкой он понимал такое состояние, когда индивиды, находящиеся в массе, отбрасывают все различия, отделяющие их друг от друга в обычной жизни, и становятся все как один. С равными условиями и правами. В обычной жизни, вне массы, люди отличаются друг от друга по должностным, социальным, имущественным и прочим различиям. Жизнь человека основана на чувстве дистанции: дом, которым он владеет и в котором запирается, должность, которую он занимает, положение, к которому он стремится, все служит тому, чтобы укрепить и увеличить расстояние между ним и другим. Освободиться от этого сознания дистанции можно только в массе. Разрядка позволяет отбросить все различия и почувствовать себя равными. В тесноте между людьми каждый ощущает другого как самого себя и испытывает от этого облегчение. Ради этого счастливого мгновения, по мнению Канетти (1997), люди соединяются в массу.
6. Группы. Спортивные занятия.
6.1. Особенности проведения групповых спортивных тренировок по методу боксинг-терапия.
В своей общей направленности групповые занятия строятся в соответствии с принятыми стандартами в проведении спортивных занятий. Однако в данном случае применяется и ряд нововведений, связанных со спецификой спортивной подготовки особой направленности. Основная причина пациентов, выбравших групповой тренинг по методу боксинг-терапия, заключается в возрасте начала занятий и желании тренироваться "для себя". Средний возраст занимающихся в группах по методу боксинг-терапия - 25 лет, т.е. лет на 15 ниже, чем выбравших индивидуальные занятия по методу боксинг-терапия. Но и в 25 для традиционных занятий по боксу слишком много (в этом возрасте или раньше спортсмены уже заканчиваются свои спортивные выступления).
Каков общий психологический портрет пациента группового тренинга? Возраст около 25 лет. Раньше никаким спортом не занимались (т.е. и технико-тактическая и физическая подготовка практически нулевая). Основная причина, из-за которой пришли в спортивный зал - желание научиться постоять за себя и стать более уверенными (т.е. в данном случае причина напоминает общую для пациентов, выбравших такой психотерапевтический метод как боксинг-терапия).
В связи с вышеизложенными особенностями пациентов строится и работа с ними.
6.2. Некоторые особенности занятийпо методу боксинг-терапия. Спортивное направление:
1. Нагрузка не должна быть максимальной или соревновательной. Участие в соревнованиях для подобной категории лиц не предусматривается, поэтому нет смысла форсировать нагрузки, что в итоге негативно скажется на здоровье (как физическом, так и психическом). Поэтому тренировки проходят в своей основной части в спокойном режиме.
2. По времени продолжительность групповой тренировки в спортзале (вместе с разминкой и заминкой) по методу боксинг-терапия составляет в среднем 50-65 минут в летнее время, и может быть повышена до 80-90 минут в зимнее время. В неделю рекомендуется два занятия (с интервалом между занятиями 2-3 дня, например, ПН и ЧТ, ВТ и ПТ, СР и СБ).
3. Интенсивность групповой тренировки зависит от учебно-тренировочного плана.
Например, при проведении тренировки в слишком интенсивном режиме (с короткими интервалами отдыха между раундами, и с четким временным промежутком в каждом раунде), общее время тренировки должно быть снижено. Если же согласно плану занятий совершенствуется техника ударов, например, при отработке ударов в шеренгах перед зеркалом, то такая работа обычно происходит с минимальными энергозатратами, а значит и общее время тренировки может быть увеличено; или компенсироваться вторым этапом занятий - выполнением технических действия в среднем или высоком темпе работы при выполнении упражнений в перчатках в парах, когда наблюдаются повышенные энергозатраты.
4. Отработка приемов (ударов, защит, комбинаций) в парах проходит в боксерских перчатках (как и в традиционном спортивном направлении), и при этом все удары дозированы, т.е. ограничены по силе воздействия. Другими словами, в парах пациенты наносят удары с минимальной силой, лишь касаясь друг друга (т.е. только обозначая попадания). При этом на спортивных снарядах (боксерские мешки и груши) удары наносятся в полную силу (при должной физической подготовке и набивке тела, и прежде всего кулаков - фаланги указательного и среднего пальцев, испытывавших максимальную нагрузку при работе на боксерских снарядах).
5. Спарринги являются обязательным компонентом тренировок, но ограничены по силе воздействия, и даже в спаррингах ученики только обозначают свои попадания, чтобы не травмировать противника.
6. Спарринги и отработка в парах начинаются уже на первом занятии. При этом по возможности новичок ставится с учеником, который уже отходил какое-то время на занятия. Таким образом во время тренировок более опытный спортсмен подправляет технику ударов и защит новичка, и тем самым достигается дополнительный эффект при занятиях (в т.ч. и эффект психологического плана т.к. снимается барьер психики в виде страха перед ударами).
7. Одновременно с учебно-технической подготовкой внимание уделяется и физической подготовке. Разминка проводится общая, под руководством тренера-психолога. Продолжительность разминки - в зависимости отрешения задач тренировочного дня - и в среднем составляет 15 минут (от 10 до 20 минут). Также проводится обязательная заминка, в виде выполнения силового комплекса физических упражнений (отжимания, приседания, и т.п.)
8. Еще в 1926 году В.Арцишевский отмечал, что техника боя в боксе сложна и индивидуальна. Основы одинаковы для каждого, но детали техники каждый должен варьировать по-своему, сообразуясь со своими физическими данными, характером и темпераментом.
6.3. Примерная схема тренировки выглядит следующим образом:
1 вариант:
--Разминка.
--Отработка в парах.
--Заминка.
2 вариант:
--Разминка.
--Отработка приемов перед зеркалом.
--Отработка на спортивных снарядах (боксерские мешки и груши).
--Заминка.
3 вариант: (комбинируется, исходя их следующих компонентов):
--разминка,
--отработка приемов перед зеркалом,
--отработка приемов с партнером,
--отработка приемов на спортивных снарядах,
--заминка (выполнения силовых упражнений с собственным весом или с тяжестями).
Рекомендуется, чтобы каждая тренировка отличалась от другой и была направлена на решение каких-либо задач (технических, тактических, физических).
Каждое отдельное занятие подразделяется на три части: подготовительную (разминка), основную (учебная тренировка по боксу) и заключительную (заминка). Разберем подробней.
6.4. Особенности построения отдельных занятий:
--
Разминка.
Разминка является подготовительным этапом.
Задача разминки: подготовка занимающегося физически (подготовка двигательного аппарата к действиям, требующим значительных мышечных напряжений) и психологически (подготовка центральной нервной системы, активизацию деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания) к выполнению учебно-тренировочных нагрузок, а также выполнение специализированных упражнений, являющихся подготовительными к решению основных задач урока.
Разминка в целом может повторяться по одинаковым упражнениям на каждом занятии.
а) Физическая и психологическая подготовка к выполнению заданий урока.
На разминке (обычно пациенты бегут по кругу, тренер стоит в центре зала) обязательно даются следующие компоненты: бег трусцой, выполнение упражнений при беге и при ходьбе (состоят из 10-15 специальных, подготовительных, и общефизических упражнений для разминки различных частей тела и варьируются на выбор тренера), ходьба с ударами и защитами, прыжки на скакалке, "пятнашки".
б) Направленность: Выполнение специализированных упражнений, являющихся подготовительными к решению основных задач урока.
Задача: Отработка технико-тактических и физических показателей в варианте "бой с тенью".
В этом случае ученики ведут поединок с воображаемым противником ("бой с тенью".
Тренер может дать следующие задания:
-- вести вольный бой.
-- вести условный бой (т.е. с выполнением отдельных ударов комбинаций, защит, передвижений и т.п.) При этом удары, комбинации, защиты и проч. могут выполняться как самостоятельно, так и после условного сигнала (например, команда тренера).
в) Направленность: Выполнение специализированных упражнений, являющихся подготовительными к решению основных задач урока.
Задача: Отработка технико-тактических и физических показателей перед зеркалом.
Ученики становятся в шахматном порядке перед зеркалом (т.е. таким образом, чтобы не закрывать своим телом другого занимающегося и тот видел себя в зеркале). В работе перед зеркалом ставится и шлифуется техника, ученики проводят удары, серии, отрабатывают защиты, передвижения. Зеркало необходимо для самостоятельной проверки собственной техники выполнения технических действий. Удары, комбинации, защиты и проч. могут выполняться как самостоятельно, так и после условного сигнала (например, команда тренера).
2. Основная часть.
Задача: Отработка технико-тактических и физических показателей на спортивных снарядах.
На спортивных снарядах (боксерских мешках, грушах, подушках и т.п.) совершенствуется (в зависимости от специфики снаряда) сила, мощность, силовая выносливость, скоростная выносливость, техника ударов и комбинаций, и т.п. Удары, комбинации, защиты и проч. могут выполняться как самостоятельно (в заранее оговоренном порядке), так и после условного сигнала (например, команда тренера).
Задача: Отработка технико-тактических и физических показателей с партнером.
При отработке с партнером используется несколько основных направлений такой отработки (любая на выбор в зависимости от программы урока):
-- Отработка в перчатках - в среднем темпе выполнения упражнений (происходит легкое касания ударной поверхностью кулака - фаланги указательного и среднего пальцев - головы и корпуса противника).
-- Отработка в перчатках - в низком темпе выполнения упражнений (происходит легкое касания ударной поверхностью кулака головы и корпуса противника).
-- Отработка в перчатках - в соревновательном темпе выполнения упражнений (происходит легкое касания ударной поверхностью кулака головы и корпуса противника).
-- Отработка в перчатках - в замедленном темпе выполнения упражнений (происходит только обозначение касания ударной поверхностью кулака головы и корпуса противника).
-- Отработка без перчаток - в замедленном темпе выполнения упражнений (происходит только обозначение касания ударной поверхностью кулака головы и корпуса противника).
-- Отработка без перчаток - на расстоянии 2-3 метра друг от друга -- в замедленном темпе выполнения упражнений (пациенты друг друга не касаются, т.к. находятся вне зоны досягаемости).
-- Отработка на лапах (по типу: ученик-ученик, тренер-ученик; в первом случае достигается массовость, во втором - избирательность).
3. Заминка.
Задача: Выполнение силовых упражнений, являющихся заключительным этапом спортивной тренировки.
6.5. Основы методики преподавания:
1. Принцип наглядности.
Тренеру-психологу (самому или с помощью высококвалифицированных помощников из числа учеников) необходимо технически правильно демонстрировать прием или техническое действие, необходимое для разучивания. При этом следует находиться так по отношению к группе, чтобы всем членам группы было хорошо видно то, что демонстрирует тренер.
2. Принцип доступности
Учебный материал, необходимый для разучивания учениками, должен быть выбран в соответствии с их уровнем технико-тактического мастерства и физических возможностей.
3. Принцип систематичности и регулярности.
Тренировочный эффект развивается и достигает максимума только в результате систематических и регулярных занятий, в результате которых последовательно происходит рост спортивного мастерства, а материал усложняется от занятия к занятию. Непродолжительные регулярные занятия предпочтительнее продолжительных по времени тренировки, но нерегулярных (2 раза в неделю по часу-полтора часа лучше, чем 1 раз в неделю по 2, 5 - 3 часа).
4. Принцип последовательности.
Учебный материал постигается от простого к сложному. В ином случае могут развиться кардинальные ошибки, которые по мере закрепления (при переходе в устойчивый навык) будет трудно, а в иных случаях и до конца невозможно исправить. При этом следует помнить, что обучаемость у разных занимающихся индивидуальна, и у кого-то могут сразу получиться сложные технические действия (например, боковой удар после нырка в результате защиты от бокового удара противника). Но это больше исключение, чем правило. Но даже в случае если среди учеников попадется такой боксер, при работе с ним следует все равно не форсировать нагрузки, и подавать учебный материал исходя из принципа последовательности.
5. Принцип прочности знаний и навыков.
Необходимо добиваться от занимающихся прочного закрепления навыков приемов и технических действий. Для этого правильно выполняемый прием (техническое действие) должны отрабатываться до автоматизма, что достигается большим количеством повторений. Один из показателей прочности усвоенного навыка - технически правильное выполнение отдельного приема в комбинации.
Наиболее важным показателем прочности закрепления навыка является правильное выполнение приема или технического действия через 5, 10, 20 и более лет после изучения в условиях отсутствия тренировок или нерегулярных тренировок (например, у бывших спортсменов).
6. Принцип индивидуального подхода к занимающимся.
Даже при групповых занятиях необходимо по возможности стремиться уделять внимание каждому занимающемуся исходя из его росто-весовых и возрастных данных, уровне обучаемости, способности к запоминанию и прочим показателям, которые необходимо учитывать при учебно-тренировочном процессе.
6.6. Основные способы преподавания приемов:
1. Целостный метод.
В данном случае прием или техническое действие демонстрируется в завершенном (конечном) варианте.
2. Расчлененный метод.
В данном случае сложный прием или техническое действие разделяется на отдельные элементы. После отработки части - переходят к целому. При этом важно выделять особенность приема, составляющие его основу.
3. Исправление ошибок.
Начиная с первого этапа очень важное внимание необходимо уделять исправлению возможных ошибок занимающихся. В последующем следует проводить коррекцию, устраняя возможные недочеты и недоработки (ошибки при выполнении приемов или технических действий).
4. Использование примеров.
Показывая тот или иной удар или техническое действие тренер должен приводить примеры как из собственной практики, так и практики выступлений на ринге известных боксеров. Это оказывает дополнительный положительный психологический эффект, и служит повышению усвояемости материала.
5. Применение подготовительных упражнений.
Используется после основной части разминки и перед непосредственным разучиванием техники и тактики бокса.
6.7. Последовательность обучения навыкам по методу боксинг-терапия:
1. Ознакомление.
Задача: Создать у занимающихся правильное представление о технике и тактическом применении приема.
Решение задачи:
а) Назвать и технически грамотно продемонстрировать прием.
б) Кратко объяснить основное в технике и показать в боевом темпе с разных сторон (сложные удары, защиты или комбинации следует разбить на отдельные элементы).