Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
СЕРГЕЙ ЗЕЛИНСКИЙ
ПСИХОВОЗДЕЙСТВИЕ
монография
Психовоздействие
Вступление
Воздействие одного человека на другого неминуемо при любого рода контактах. Подобное воздействие бывает как прямым (непосредственно при общении), так и косвенным (во время просмотра - прослушивания информации).
К сожалению следует признать непреложным фактом, что при любого рода общении осуществляется психологическое воздействие одного человека на другого (равно как и одного человека на группу лиц). Знать и понимать механизмы подобного воздействия необходимо каждому из нас в целях упорядочивания и соответствующей корректировки поступаемой из внешнего мира информации. При рождении свыше каждому человеку дана свободная воля. И право уже самого человека распоряжаться получаемой информацией. А для этого надо иметь своего рода собственное информационное оружие. На взгляд автора таким оружием являются знания. Любые знания порой значительно приоткрывают возможности человека в постижении внешнего, окружающего, мира. Оставляя за ним право самому решать какая информация ему необходима для дальнейшего роста как личности, а какая является вредоносной и не нужной.
Психовоздействие
Человек воспринимает внешний мир посредством сознания. Помимо сознания существует подсознание. Головной мозг состоит из двух полушарий. Левое полушарие - это сознание, правое - подсознание. На поверхности полушарий находится тонкий слой серого вещества. Это кора головного мозга. Под ней содержится белое вещество. Это подкорковые, сублиминальные, отделы мозга. Психика представлена тремя составляющими: сознанием, подсознанием и т.н. барьером критичности между ними - цензурой психики. Цензура психики участвует в обработке информации, поступаемой из внешнего мира и является своего рода заградительным щитом, перераспределяя такую информацию между сознанием и подсознанием. Таким образом, часть информации, в результате работы цензуры психики, поступает в сознание, а большая часть - вытесняется в подсознание, куда откладывается любая информация, которая проходит в спектре действия репрезентативных и сигнальных систем. Другими словами, все, что человек увидел, услышал, почувствовал, что прошло около него, недалеко от него, рядом с ним, непосредственно с его участием или он только находился поблизости - все это откладывается в подсознании. При этом какая-то часть информации может сразу, минуя барьер критичности, проникнуть как в подсознание, так и в сознание, в результате, например, т.н. измененных состояний сознания.
Подсознание называют еще бессознательным психики. Бессознательное представлено двумя слоями. Это личное бессознательное и коллективное бессознательное. Личное бессознательное отображает жизненный опыт человека. Коллективное бессознательное - это опыт предков, опыт всего человечества, полученный конкретным индивидом филогенетическим путем, т.е. наследство от предков. Поведение человека зависит от бессознательно заложенных в его психику установок. Установки являются в т.ч. и следствием архетипических составляющих психики, которые были сформированы до его рождения, а частично сформировались в результате личного опыта каждого из нас. Т.е. личное бессознательное формируется при жизни человека, а коллективное бессознательное достается от рождения.
Любая информация, поступаемая в подсознание, через время начинает оказывать влияние на мысли, поступки, желания, и на поведение человека в целом. Причем мы должны напомнить, что в подсознание откладывается вся информация, которая вообще когда-либо проходила рядом с человеком (если он мог ее видеть, слышать, чувствовать и т.д.) И не важно, запомнил человек содержание этой информации или нет. Правило едино для всех: любая информация, которую конкретный человек мог увидеть, услышать, почувствовать, т.е. если она проходила с задействованием его органов зрения, слуха, обоняния, осязания, воображения и проч. - практически в неизменном виде откладывается в подсознании, где позже смешивается с уже имеющейся там информацией или с вновь поступаемой (а мозг человека все время получает информацию), и в зависимости от ряда причин - или просто хранится в памяти, превращаясь со временем в архетипы, или доформировывает уже существующие архетипы, усиливая имеющуюся в подсознании информацию, и если оказывается подкреплена доминантой (очаговым возбуждением в коре головного мозга), то формирует или психологические установки или устойчивые образования (паттерны поведения). Ну или же просто хранится до поры до времени, чтобы всплыть когда появится соответствующее подкрепление со стороны мозга, который начнет испытывать воздействие от того или иного раздражителя внешней среды и тогда такая информация перейдет в сознание в виде возникновения у человека определенных мыслей и как результат - совершения поступков. Причем, времени может пройти год, а может и вся жизнь. Информация хранится в бессознательном бессрочно.
Таким образом, подсознание - это багаж знаний, накопленный человеком в процессе жизни. И такая информация в течении жизни пополняется постоянно. Именно в подсознании сосредоточены желания, инициативная составляющая поступков, да и вообще все, что позже переходит в сознание, т.е. становится осознанным. Кроме того, архетипы присутствуют не только в коллективном, но и в личном бессознательном. В этом случае архетипы состоят из остатков информации, которая когда-то попала в психику человека, но не была вытеснена в сознание или в глубины памяти, а осталась в личном бессознательном будучи обогащенной раннее полусформированными полудоминантами, полуустановками, и полупаттернами; т.е. в свое время такая информация не явилась созданием полноценных доминант, установок или паттернов поведения, но как бы наметила их формирование; поэтому при поступлении в последующем информации схожего содержания (т.е. информации со схожими импульсами от афферентных связей - связей между нейронами головного мозга), раннее полусформированные доминанты, установки и паттерны доформировываются, в результате чего в мозге появляется полноценная доминанта, а в подсознании появляются полноценные установки, переходящие в паттерны поведения; доминанта в коре головного мозга, вызванная очаговым возбуждением служит причиной надежного закрепления психологических установок в подсознании, а значит и появления у человека соответствующих мыслей, переходящих в последующем в поступки.
Отсюда следует, что совершение человеком каких-то поступков прочно связано с той информацией, которая находится у него в подсознании (причем, как помним, информация хранится в подсознании бессрочно, а значит она могла быть получена и год и десять и пятьдесят лет назад, в зависимости от вашего возраста). А само поведение человека становится возможным благодаря тому, что любая информация, которая находится в зоне восприятия индивида (т.е. информация, которая улавливается его репрезентативными и сигнальными системами) когда-то отложилась в подсознании и сейчас выплыла наружу, стала осознанной, а человек совершил тот или иной поступок. А значит, если вы хотите понять человека, обязательно необходимо учитывать сформированность в его подсознании тех или иных психологических установок, откуда они там появились, и появились ли они самостоятельно, т.е. случайно, или кто-то их ему туда заложил. Поэтому, не обвиняйте сразу человека за что-то совершенное им, а постарайтесь понять. Как сказано в Писании: "Не судите, да не судимы будете". (Мф.7:1).
Одним из способов противостояния психовоздействию может являться разработанный мной метод психотерапии - Боксинг-терапия. Боксинг-терапия - это новое, авторское, направление как в психотерапии, так и в преподавании бокса. Во время занятий боксинг-терапией у человека снимаются психологические комплексы, появляется уверенность в себе, воспитывается воля и характер, человек начинает увереннее смотреть на мир, а значит и избавляется от симптоматики нервных заболеваний. Принципиальным отличием боксинг-терапии является тот факт, что у тренера, помимо педагогического образования - должно быть еще и психологическое образование. Поэтому и тренеры по методу боксинг-терапия называются не просто тренеры, а тренеры-психологи. Эксклюзивные особенности преподавания по методу боксинг-терапия заключены в объединении в подготовке спортсмена и педагогических и психологических принципов. При этом сам бокс преподается в спортивно-оздоровительном варианте, т.е., в отличие от спортивного варианта, не ставится цель участия в соревнованиях, что в корне меняет и систему подготовки. Причем, в преподавании по методу боксинг-терапия изучаются те же приемы из бокса (удары, защиты, передвижения и проч.), как и в спортивном направлении. Но так как спортсмену не нужно участвовать в соревнованиях - снимается излишняя психологическая нагрузка, и что самое главное - исключаются любые ограничения для начала занятий. Вследствие чего приступать к тренировкам боксинг-терапией можно в любом возрасте и с любыми ограничениями по здоровью. Становится не важным, сколько вам лет, какой у вас вес тела, занимались ли вы вообще когда-нибудь спортом, имеете ли хронические заболевания и проч. - в нашем случае это не играет никакой роли.
Кстати, отсутствие соревнований, не только меняет систему подготовки, но и меняет психологический климат в спортивном зале. Ведь, если вы придете в обычную секцию бокса, вы попадете в атмосферу людей, которые все время должны доказывать и себе и другим что они лучшие. Тогда как в секцию по боксинг-терапии - люди приходят после своей работы заниматься для себя, а значит в спортивном зале царит совсем иной дух, дух доброжелательности и особого психологического комфорта. Да и как может быть иначе, если вся секция боксинг-терапии ориентирована на тренировки в режиме "для себя", а рядом с вами тренируется такой же новичок, как и вы, пришедший в таком же возрасте как и у вас, и ставящий перед собой такие же цели, как и ваши. И это очень важно понимать и делать правильный выбор.
Обучаясь по методу боксинг-терапия у вас есть возможность изучения приемов бокса в щадящем режиме, когда осваивается весь арсенал техники бокса, проводятся спарринги, ставится нокаутирующий удар, шлифуется техника, формируется физическая подготовленность, снимается психологическое напряжение и проч. - но исключается немотивированная агрессия со стороны других участников группы. Да и ваши противники уже не противники, а партнеры, которые удары проводят в щадящем режиме, перчатки и шлемы используют, а если надо и жилеты специальные применяют, что все вместе исключает любые травмы. Причем, в случае возникновения экстремальной ситуации вне спортивного зала - ваш арсенал приемов и полученные навыки бокса помогут справиться с любыми обидчиками. А значит, вы сможете защитить и себя и своих близких.
Занятия боксинг-терапией учит в наикратчайший срок принимать решение, способствует развитию таких качеств как смелость, решительность, уверенность в себе. В результате тренировок снимаются внутренние комплексы, происходит воспитание воли, характера, исчезает страх, сомнения, беспокойство, неуверенность, человек научается психопрограммировать собственную жизнь на успех.
Если провести аналогию между преподаванием спортивного бокса и бокса терапевтического, то за многие годы преподавания боксинг-терапии мы можем сделать вывод, что уже через два-три месяца занятий (с абсолютно нулевого уровня в возрасте даже тридцать, сорок и более лет) наши ученики уверенно противостоят спортсменам из обычных боксерских секций. Десятки тысяч людей, прошедших обучение по методу боксинг-терапия, могут подтвердить, что на сегодняшний день метод Боксинг-терапия (Boxing-терапия) С.А.Зелинского является одним из лучших современных направлений психотерапии, когда в результате развития сознательно-бессознательной саморегуляции и физического совершенствования улучшается психическое состояние. Приходите на занятия и вы никогда ни о чем не пожалеете, ибо получите то, что так долго искали, о чем мечтали, достигнув всего что пожелаете.
Мощнейшим аппаратом психовоздействия является телевидение, которое, как известно, крупнейшее значение в факторе влияния на массовое сознание оказывает телевидение. Во время просмотра телевизора человек попадает в состояние транса, т.е. гипнотическую зависимость. В таком состоянии максимально усиливается внушаемость. А значит в мозг человека можно водить любого рода информацию, которая сначала откладывается в его подсознании, а после, переходя в сознание, является ключевым фактором совершения данным человеком каких-либо действий, запрограммированных ранее введенной информацией.
Рассмотрим подробней. Телевидение несет в себе сильную суггестивную направленность. Суггестия - это внушение. При просмотре передачи по ТВ у человека работает преимущественно правое полушарие. Как известно, у нас два полушария. Левое и правое. Левое полушарие отвечает за логику. Правое - это образы. Когда выключается левое полушарие, человек перестает аналитически мыслить и беспрепятственно верит всему, в чем его хотят убедить.
Быстрая смена изображения во время просмотра телепередач и невозможность просмотреть еще раз недостаточно понятые кадры затрудняют процесс осмысления. Кроме того, через время после просмотра любой передачи человек погружается в гипнотический сон наяву, а информация с просмотренной передачи проникает в подсознание, где формирует психологические установки и паттерны поведения. В результате этого зрители программируется на выполнение действий, внедренных в подсознание с экранов телевизора.
После погружения человека в состояние транса телевидение способно часами удерживать человека в таком состоянии, а значит все время вводить в его подсознание нужную информацию. И опять же, тем самым наркотически подсаживая человека на зависимость от ТВ.
Принцип психологической провокации при просмотре телепередач связан с той особенностью психики человека, что попадая в состояние транса зритель поглощает любую информацию, которую ему вводят в подсознание. У человека две сигнальные системы, а это значит, что люди одинаково реагируют как на реальный чувственный раздражитель, так и на человеческую речь. Для человека, в отличие от животных, слово является реальным физическим раздражителем. Погружение при просмотре телепередачи в транс усиливает действие слов и эмоционально воспринимаемых картинок-образов, поэтому, находясь у телевизора, человек именно в этот момент становится психофизиологически уязвим, так как его сознание переходит в гипнотическое состояние. А известно, что любая информация, поступаемая в подсознание, через время начинает оказывать влияние на мысли и поступки.
Таким образом телевидение оказывает усиленное влияние на психику. Если мы читаем книгу, у нас задействуется в большей мере левое полушарие мозга, а в меньшей мере правое полушарие, которое помогает представить описываемое в книге. При этом усваивается только малая часть материала. Для понимания и запоминания необходима память и интеллект. Телевидение в этом случае может позволить себе действовать иначе. Во время просмотра, например, художественного фильма, работает сразу несколько органов репрезентативных и сигнальных систем. Во-первых, это зрение (визуальная репрезентативная система), во-вторых, слух (аудиальная репрезентативная система), в третьих чувства (первая сигнальная система). Кроме того активно включается воображение, а запоминание происходит намного легче, так как во время просмотра человек погружается в трансовое состояние. В любом трансовом состоянии наступает эффект ярко выраженного суггестивного воздействия, т.е. резко повышается внушаемость.
Таким образом, уже через двадцать минут просмотра любой телепередачи мозг человека полностью запоминает получаемую с экрана информацию, которая откладывается в подсознание. Кроме того, после просмотра эмоционально насыщенного фильма человек смотрит на мир другими глазами вследствие временного нарушения процесса собственной инициализации.
Телевидение - это мощнейшее информационное оружие, которое работает даже тогда, когда телевизор просто включен, человек его не смотрит, а занимается другими делами. И если у вас включен телевизор, а вы, например, гладите белье или готовите пищу, вся информация с телеэкрана все равно прочно усваивается в подсознании, а значит программирует вас на совершение тех или иных действий. И через время человек может удивится, почему он сделал тот или иной поступок, совершил то или иное деяние. И не понимает, что совершил он это из-за раннее введенной в его мозг информации. И информация такая вошла в него, когда он находился рядом с включенным телеприемником.
Говоря о влиянии телевидения на психику, необходимо заметить, что телевидение отучает думать, вынуждая пользоваться готовыми схемами. В результате подобного психического геноцида, психика зрителя психологически подготовлена выполнять команды, ибо телевидение как ничто иное способно собирать разрозненные личности вместе, превращая их в массу. В массе образовывается безличностный род коллективной души. Каждый человек сам по себе может быть личностью, но оказываясь в массе, у таких людей исчезают признаки, свойственные признакам цивилизованного человека, потому что в толпе берут вверх инстинкты, т.е. первобытные желания и потребности.
Нам также следует говорить о том, что любая телевизионная трансляция служит как обязательная ежедневная доза духовного наркотика, позволяющая снять невротическую зависимость. Снимается такая зависимость путем подключения к коллективному разуму. Если большое количество людей занимаются одним и тем же делом (например, смотрят телевизор), то они объединяются в массу. Причем совсем неважно, что по отдельности каждый будет находиться у себя дома. В массу эти люди объединяются посредством т.н. коллективного разума. Что означает, что над такими людьми распространяются законы толпы (внушаемость, заразительность, подражание и т.п.), а значит становится возможным управлять такими людьми из единого командного центра. И людям никак нельзя спастись, ибо все проживают в социуме, а значит находятся между равномерно излучаемыми друг от друга сигналами, а так как взаимодействуют друг с другом в рамках единого социального общества - значит имеют одинаковые страхи, радости, заботы, проблемы и прочее. Причем первоначальное подключение разума отдельных людей в единый разум происходит еще в детском саду и школе (т.н. дисциплинарных пространствах). Поэтому еще с детства в психике человека формируются те механизмы, воздействие на которые во взрослой жизни можно манипулировать людьми, заставив их подчиняться единому руководителю.
Что такое подчинение? Подчинение это снятие невроза. Выполняя приказ, человек не подвергается наказанию. В ином случае на него обрушивается поток критики, бессознательно провоцирующей в психике различного рода невротические зависимости (беспокойство, страх, неуверенность и проч.). А любые невротические зависимости снимаются при объединения людей в единую массу, где у человека появляется некий безличностный род коллективной души и ему становится значительно легче.
Один из принципов манипуляции массами - внушение. На этом принципе основано действие телевизионной рекламы. Например, человек видит рекламный ролик. Поначалу не обращает внимания, оправдывая себя тем, что ничего подобного покупать не будет. Этим себя успокаивает. На самом деле любая информация откладывается в подсознании. А значит, когда через время станет выбор какой товар купить - человек бессознательно отдаст предпочтение тому товару, о котором уже "что-то слышал". Более того. Именно этот товар в последующем будет вызывать в его памяти положительный ассоциативный ряд. Как чего-то знакомого. Причем, если какая-либо информация откладывается в детском возрасте, то мы получаем практически стопроцентный результат, так как чем больше проходит времени, тем больше повышается эффективность заложенной ранее информации, потому что для большинства период детства ассоциируется с радостью. Поэтому и анализировать поведения взрослого человека значительно легче, если имеется информация о его детстве. Будьте осторожны.
Одной из форм психовоздействия является т.н. цыганский гипноз.
Цыгане практически безошибочно вычисляют из толпы людей с развитым воображением. Такие люди обычно хорошо внушаемы.
Факт применения цыганского гипноза возможен только если человек сам пойдет на контакт. Если обращение к вам цыган жестко оборвать - они не станут с вами связываться и найдут других потерпевших. В ином случае - будет гадание и потеря денег. Как минимум. Как максимум - заложите цыганам свою жизнь или душу. Шучу. Хотя с иными гражданами все возможно.
Итак, цыганский гипноз. Для погружения выбранного объекта в транс цыгане применяют технику гипнотических феноменов, которая заключается в том, что транс наиболее быстро развивается, когда у объекта манипуляций возникают такие признаки реагирования, как развивающаяся каталепсия, возрастная регрессия, или внушенные галлюцинации. Поэтому, если у человека, которого цыгане выбрали в качестве объекта, стали проявляться "признаки реагирования", то криминально-гипнотический сценарий запускается в полной мере. Дело в том, что иллюзии и галлюцинации, которые формируют эффект "очарования", возникают у чувствительных лиц с развитым воображением, особенно у детей и молодых женщин, во время процесса мысленного представления какой-либо картины или ситуации или в процессе воспоминания о чем-либо хорошо знакомом или с элементами фантазии. Поэтому самый распространенный метод индукции транса через гипнотические феномены - это метод вызывания у объекта - воспоминаний, фантазий и представлений. В этом случае задача цыганского гипнотизера состоит в том, чтобы своим вопросом заставить человека что-то вспомнить в подробностях. При этом известно, что пожилые люди лучше вспоминают события прошлого, люди среднего возраста - лучше вспоминают события настоящего, а молодежь - лучше вспоминает детство и события недавнего прошлого. Поэтому с пожилыми людьми заводят разговор о событиях их молодости - фильмах, артистах, певцах, о чем-то очень приятном и сентиментальном (свадьба, рождение сына или дочери и т. д.), а с людьми среднего возраста обычно затевают разговор об их сегодняшних проблемах или о чем-то приятном из последних событии, произошедших с ними. Что касается детей среднего школьного возраста, то у них возникает транс от одной фиксации глаз или фиксации внимания, далее уже все слова уличного цыганского гипнотизера воспринимаются как внушения. Что касается очень маленьких детей, то они уже от рождения находятся в гипнотической связи со всем окружающим миром, так как детство - это транс, придуманный природой для мобилизации резервных возможностей, поэтому взрослым следует очень осторожно и продуманно разговаривать с детьми, потому что все слова и поступки фиксируются сознанием детей с огромной силой раз и навсегда, поэтому у детей возможно сразу, одними словами сформировать любую галлюцинацию.
При цыганском гипнозе работают со взглядом объекта. Рекомендуется привлечь взгляд к какому-нибудь предмету и далее стараться удерживать взгляд только на этом предмете. Взгляд - это внимание. Если внимание отвлекается - гипноз может быть нарушен. Поэтому если объект отвлекается - вновь фокусируют взгляд объекта на одном предмете. Тем самым объект отвлекается от гипнотизера. При этом необходимо чтобы помимо взгляда, объект обеими руками держал какой-то предмет. Это называется "ловушка сознания". Также рекомендуется усиливать свое воздействие словами, типа: "Вы меня хорошо понимаете, но при этом знаете, что на самом деле, где-то там внутри, вы меня слушаете и понимаете еще лучше". Погружая объект в транс, само слово "транс" не произносится, а говорится об "отдыхе", "покое", другом состоянии и т. д.
Одним из методов вызывания транса через гипноз является метод индукции транса через каталепсию, когда, например, пожилым или уставшим людям предлагают присесть, расслабиться, успокоиться, а затем в разговоре незаметно усиливают появляющиеся симптомы дремоты. Иногда цыгане используют ситуацию, когда уставший или подвыпивший человек уже сидит на скамеечке позевывая.
Еще одним методом мгновенного погружения человека в транс является наведения гипноза методом вызванного замешательства через парадоксальное непривычное поведение, разрывающее привычное шаблонное поведение человека. Эту технику "замешательства" цыганские криминальные гипнотизеры часто применяют на вокзалах, когда люди спокойно сидят без дела, в ожидании, например, поезда. В это время вдруг раздается внезапный душераздирающий и парализующий всех сильный женский крик. Пока оцепеневшие люди смотрят на возникшую драку между двумя цыганками, другие цыгане спокойно уносят их вещи. Также используется внезапный тупиковый вопрос (вопрос, не имеющий ответа).
Все перечисленные техники обладают одним общим содержанием - запредельный раздражитель по одному из органов чувств, внезапное конфузящее воздействие, парадоксальность и непривычность поведения, разрыв начатого шаблонного поведения и т. д. (Например, пойманные с поличным цыганские воровки вдруг неожиданно задирали юбки и начинали кричать. Обалдевшие от "увиденного" и "услышанного" зрители разом попадали в состояние замешательства (транса), чем пользовались воровки, убегая.
Наиболее активно в цыганском гипнозе используется метод "заговаривания". В этом случае цыганами намеренно создается информационная перегрузка сознания объекта, при которой запускаются механизмы прогрессирующего гипнотического торможения. Внимание объекта в этом случае может удерживаться разными интересными историями, анекдотами, случаями, байками и т. д. Техника заключается в том, что в текст историй все время вплетаются суггестивные команды или поведенческие установки, в которых увязает сознание слушателя. Более того, применяется "перекрывание реальностей", когда одна история вплетается в другую, третья во вторую и т.д.
Кроме торможения психики в результате чрезмерной по объему информацией, при цыганском гипнозе применяют технику чрезмерной скорости подачи информации, так как люди могут усваивать поступающую информацию только с определенной скоростью и, если эту скорость повысить, то сознание объекта не успевает обрабатывать новые слова и они идут прямо в подсознание, минуя цензуру психики.
Но особенно эффективна техника информационной перегрузки, когда с близкого расстояния и одновременно с нескольких сторон начинают что-то громко говорить сразу несколько цыганок. Это самый частый прием обворовывания впавшего на несколько секунд в транс объекта цыганского криминального воздействия. Для усиления эффекта цыганки при этом касаются вас руками и хватают, так что что-то заметить человек не в состоянии. Его зрение загружено жестикуляцией и перемещениями цыганок, его слух и внимание перегружены словами и звуками, а кинестетика перегружена сотней прикосновений и хватаний. Поэтому, когда человеку все же удается высвободиться от напавших на него таким образом цыганок, карманы его уже полностью очищены, а одна из цыганок при этом незаметно исчезает с добычей, поэтому что-то искать у оставшихся цыганок криминального табора не имеет смысла. Будьте внимательны.
Психологическое воздействие вполне может играть и положительную роль. Например в деле запоминания информации.
Мозг человека способен впитывать в себя значительные объемы информации. От перегрузки спасают механизмы саморегуляции, когда мозг блокирует информацию, она не усваивается и переходит в подсознание. Т.е. человек, посредством репрезентативных и сигнальных систем, продолжает получать сигналы из внешнего мира, но смысловое содержание информации блокируется цензурой психики.
В 2008 году мной был разработан "Метод Постижения Информации" или сокращенно - Метод ПИ. Благодаря этому методу становится возможно значительно повысить как запоминаемость информации, так и объем этой информации. Следует обратить особое внимание, что на первоначальном этапе овладения Методом ПИ - вследствие резкого увеличения запоминаемости рекомендуется проводить верификацию поступаемой информации, ибо мозг будет запоминать все подряд.
Итак, мы исходим из того, что на психику человека оказывает влияние информация. Информация может поступать из двух источников: внешнего и внутреннего мира. Под внешним миром мы понимаем окружающий мир. Под внутренним миром -собственные, внутренние, мироощущения. В спектре соединения информации полученной из внешнего и внутреннего мира получается мировоззрение конкретного человека в конкретный период времени и по конкретному вопросу.
Методом Постижения Информации можно увеличить запоминаемость и объем информации, поступаемой из внешнего мира.
Достигается подобное следующим образом:
1) Управление потоком информации.
Учитывая, что любая информация откладывается в подсознание, мы должны проводить обязательный первоначальный отбор такой информации. Нейрофизиологически это объясняется предварительным формированием в коре головного мозга активного очагового возбуждения (доминанты) или торможения (при трансовых состояниях). Доминанта в коре головного мозга служит закреплению психологических установок в подсознании, а значит и появлению у индивида соответствующих мыслей, переходящих в последующем в поступки.
Первоначальный отбор информации для поступления в мозг осуществляется с помощью цензуры психики, - барьера критичности между мозгом человека и внешней средой. В нашем случае цензура психики должна быть сознательно-бессознательной для увеличения приема и обработки поступающей информации. Благодаря тренировкам в анализе и увеличении количества информации, мозг человека способен использовать цензуру психики в дополнительном режиме, обеспечивая помимо сознательного компонента -- сначала частично бессознательный, после -- только бессознательный (как бы автоматически-бессознательный), а на третьем этапе уже частично сознательный с превалированием бессознательного (автоматизма на пути верификации информации, поступаемой из внешнего мира в психику человека).
2) Увеличение количество информации, поступаемой в мозг для последующего анализа, который происходит, как мы уже заметили, автоматически (бессознательно-сознательно), благодаря взаимодействию сознания и подсознания.
В этом случае выделяют следующие способы:
а) Ввод информации на фоне усталости и в моменты повышенной внушаемости - это периоды после просыпания и перед засыпанием (в это время человек находится в состоянии повышенной внушаемости).
б) Ввод информации в процессе чтения или восприятия на слух -- на фоне музыкального сопровождения (в этом случае цензура психики отвлекается на музыкальный сигнал и человек автоматически запоминает всю информацию).
в) Ввод информации в процессе двигательной активности (когда человек двигается, у него повышается суггестивная зависимость (суггестия - это внушение), а значит поступаемая информация закрепляется в подсознании в виде психологических установок и последующих паттернов (т.е. моделей) поведения).
г) Ввод информации на фоне эмоций (когда человек испытывает эмоции - в его психике ослабевает барьер критичности на пути поступаемой информации, а значит он эту информацию запоминает).
д) Ввод информации в момент нахождения человека в измененных состояниях сознания (т.е. во время транса, например, в результате страха, боли, голода, жажды, алкогольного опьянения, чувства вины, полового возбуждения и т.п.)
Подытожим.
Запоминаемость любой новой информации можно повысить за счет введения такой информации на фоне следующих условий:
1) Двигательная активность и мышечная деятельность.
2) Недосыпание.
3) Музыкальное сопровождение.
4) Установка на запоминание и внушение в состоянии транса.
5) Эмоциональное возбуждение.
6) Стресс.
7) Период после пробуждения и перед засыпанием (временной интервал: от 0 до полутора часов в каждом случае, а перед сном и дольше).
8) Т.н. сенсорный голод.
9) Удобная поза.
10) Отсутствие другой информации.
При этом любую информацию дополнительно можно закрепить в подсознании посредством выделения ключевых слов интонацией, жестами, мимикой, тактильными ощущениями, и т.п.
Таким образом научно доказано, что в результате моего метода запоминания - "Метод ПИ, или метод постижения информации" любой человек способен значительно повысить процесс запоминания необходимой ему информации.
Кратко рассмотрим еще один из методов психовоздействия - т.н. психокодирование.
Для человека характерны три состояния: бодрствование, сна, и транса. Измененные или трансовые состояния сознания часто присутствуют в жизни. Например, длительная езда в автомобиле, глубокая задумчивость, чтение увлекательной книги и проч. В трансовых состояниях максимально повышается внушение. Транс можно вызвать искусственно, чтобы ввести себе в подсознание необходимые установки с помощью формул самовнушения. Это называется аутотренинг или самокодирование. Глубину аутогенного погружения делят на три фазы. В первой фазе человек ощущает тепло и истому, разлившуюся по всему телу. Во второй фазе - ощущение телесной легкости и невесомости. В третьей - "исчезновение тела". С помощью аутогенной тренировки человек может закодировать сам себя, т.е. ввести в подсознание необходимые программы к изменению личности. Можно улучшить сон, повысить сопротивляемость к стрессу, за счет повышения резервных возможностей организма излечиться от простудных заболеваний, улучшить и развить память, силу, волю, характер, интеллект, концентрацию внимания, увеличить или уменьшить вес тела и т.п., то есть все, что угодно.
Самокодирование также является самой эффективной методикой психотерапии, позволяет избавиться от страха, сомнений, неуверенности и прочей симптоматики. Основная составляющая аутотренинга - расслабление мышц, после чего наступает дремотное состояние, т.е. человек погружается в транс. Во время расслабления нервная система готовится к отдыху, таким образом отдых зависит от умения расслабляться. Напряжение возникает как реакция на стресс. Импульсы, поступающие в головной мозг, проходят через спинной мозг, связанный нервными волокнами с каждой частью тела. Когда мышцы получают сигнал от мозга, они сжимаются, сдавливая нервные волокна. Если не расслабляться - напряжение остается в мышцах. Длительное напряжение вызывает нервозность и приводит к психосоматическим заболеваниям. Поэтому очень важно уметь расслабляться и отдыхать. Одним из вариантов отдыха является аутотренинг. Однако это не просто отдых, а перевод организма в состояние транса. В этом состоянии наблюдается повышенная внушаемость. В случаем самокодирования - внушения самому себе. Слова и фразы для самокодирования нужно строить максимально короткими и поначалу записывать на диктофон. Причем, после погружения в транс, можно или просто отдыхать (тогда наступает восстановление организма), или давать формулы самовнушения, направленные, например, на улучшение, памяти, воспитания воли, характера и т.п. При этом существует обязательное правило: формулы самовнушения работают только при достижения транса. Только в таком состоянии ваши слова будут кодировать мозг, а значит наступит эффект психопрограммирования.
Формулы самовнушения рекомендуется повторять несколько раз. При этом необходимо максимально отключить контроль мозга (т.е. не надо считать сколько раз вы произнесли слова самовнушения). Чтобы иметь представление о счете, можно, например, перебирать четки. Необходимо также помнить важное правило: какие-то рекомендации необходимы лишь на начальное время овладения методом самокодирования. Далее каждый может внести собственные коррективы, в контексте уже собственных ощущений. Плюсы самокодирования - человек это делает сам, т.е. не боится что кто-то его введет в транс и внушит что-то страшное, и второй плюс - это доступность, ибо для этого не нужно ничего кроме наличия самого человека, т.е. вас самих.
Также следует помнить:
1) Каждая ваша фраза должна мысленно подкрепляться вызыванием соответствующего образа.
2) Фразы должны быть короткие; их следует произносить медленно, про себя (в случае, если отвлекают посторонние мысли или шум - произносить полушепотом).
3) Перед этим вы должны принять удобную позу, вызвать чувство покоя, тяжесть и тепло.
Самокодирование - это изменение себя. Первый шаг - пересмотр всего, что уже было запечатлено в сознании. Это дает возможность начать жизнь заново. Второй шаг - приобретение новых привычек. С помощью самокодирования можно программировать мозг, а значит формировать условный рефлекс. Условный рефлекс - это закрепленная реакция организма на внутренний или внешний сигнал. Это то, что мы называем привычкой. Условные рефлексы вырабатываются путем многократного повторения и без регулярного подкрепления постепенно угасают. Человеческая мысль также является сигналом, формирующем условный рефлекс. Условный рефлекс - это основа любой привычки. Закрепление рефлексов происходит быстрее, если к ним подключаются эмоции. Условный рефлекс (привычка) может закрепиться даже после одного действия, если подкреплена сильными эмоциями. Привычки участвуют в формировании личности человека. С помощью самокодирования можно программировать любую личность, т.е. стать таким, каким вы хотите.
Таким образом, самокодирование - это мысленное повторение самоустановки. С помощью самокодирования задается модель того образа, к которому человек стремится. Поэтому очень важно иметь представление того, каким вы хотите стать. Для этого необходимо развивать воображение. После самокодирования изменяется жизнь человека, поэтому самокодирование - это и самопрограммирование. И таким, каким вы захотите стать - такими и станете.
Невроз и прочая симптоматика заболеваний мешает человеку жить. С помощью самокодирования можно полностью избавиться от любых страданий. Надо быть всегда уверенными в себе. И помнить, что все, что мы говорим - программируют психику. А значит сказывается на мыслях и поступках, ибо мысль - программирует мозг. Поэтому уверенность - притягивает успех, и внешние обстоятельства жизни в таком случае подстраиваются под вас.
Психикой и судьбой руководит мозг. Мысли человека формируют в подсознании установки, которые переходят в паттерны поведения. Поэтому отрицательные мысли программируют человека на неудачи в его жизни, а положительные мысли -- притягивают только благоприятные для человека обстоятельства и жизнь его улучшается.
Поговорим о внушении.
Любые поступки человека продиктованы ранее полученным внушением. Внушение - это воздействие на человека. Внушаемость - степень восприимчивости к внушению. Нейрофизиологически внушение объясняется образованием доминанты (очагового возбуждения в коре головного мозга). Далее формируется психологическая установка и паттерн поведения. Т.е. сначала мы слышим слово, после это слово запоминается, а еще позже - это слово руководит нашими поступками. При гипнотическом внушении образуется пассивная доминанта, которая тормозит все соседние участки коры головного мозга и выключает все органы чувства кроме одного: гипнотик слышит только голос гипнотизера.
Основным средством внушения является слово. Любое слово несет в себе гипнотическое воздействие. Мимика и жесты оказывают дополнительное воздействие. Если мысленно воспроизвести какое-то движение - мозг получает такие же сигналы, как если бы такое действие произошло в реальности. Поэтому для мозга безразлично, совершается что-то в реальности или только в воображении. Внушение зависит от степени внушаемости. Внушаемость зависит от предварительной установки, т.е. готовности принять внушение. Все дети очень внушаемы. Именно в детстве в подсознание закладываются установки, влияющие на взрослую жизнь. Лев Толстой считал, что все дети находятся в гипнозе, поэтому они очень внушаемы, и на это следует обратить внимание при воспитании.
Внушение - это введение в мозг информации, которую человек способен воспринимать как приказ к действию. Однако не вся информация - это внушение. Главный фактор - роль человека, который вам что-то говорит. Кроме детей повышенной внушаемостью обладают суеверные и малообразованные люди, наркоманы, импотенты, дебилы и психопаты.
Формулы внушения произносят утвердительно-повелительным тоном. Фразы должны быть короткими. Несколько раз повторяться. Внушение повышает прикосновение и состояние эмоционального возбуждения. Кроме того внушение эффективнее, если происходит сразу на большую группу людей. А если аудитория собралась не в первый раз - внушение будет еще эффективнее. Повышает внушаемость правильное построение фраз. Нужно говорить коротко, емко, сжато. Выделять ключевые слова. Усиливать внушение мимикой и жестами.
Повышению внушаемости также способствуют:
1) Трансовые и измененные состояния сознания.
2) Беспокойство и тревожность.
3) Просоночные состояния.
4) Авторитетность источника внушения.
5) Мышечная релаксация.
6) Эмоциональный стресс.
7) Состояние эйфории.
8) Усталость.
9) Удобная поза.
10) Повторяемость информации.
11) Ранее не известная информации.
12) Нужная и давно ожидаемая информация.
13) Повышенная впечатлительность.
14) Вечернее и ночное время.
15) Отсутствие другой информации.
16) Полутемное освещение.
17) Неизвестная информация.
18) Разнополость гипнотизера и гипнотика.
19) Внушение в группе.
20) Легкие прикосновения.
21) Прямой взгляд глаза в глаза.
22) Выраженная превосходящая физическая сила гипнотизера.
23) Профессионализм и общая эрудиция гипнотизера.
24) Мягкая, приятная, негромкая музыка.
Для эффективности внушения необходимо:
1) Снизить барьер критичности.
2) Установить раппОрт.
3) Определить по внешнему виду гипнотика погружение его в транс и тут же начать кодирование.
РаппОрт - это бессознательный управляющий контакт между гипнотизером и гипнотиком. Достигается раппОрт подстройкой к эмоциональному состоянию, движениям, позе, дыханию и проч. гипнотика. Внешне установление раппОрта выглядит как выражение сочувствия, желание помочь, что-то дать, сделать и проч. Можно в самом начале чем-то необычным и логически тупиковым озадачить гипнотика и, пользуясь временной приостановкой логико-аналитического мышления, перевести его в транс.
Для эффективного раппОрта необходимо:
1) Принять ту же позу, что у гипнотика (это называется "отзеркаливание")
2) Подстроиться к его дыханию (т. е. скопировать манеру, частоту и глубину дыхания).
3) Подстроиться к его движениям (жесты, мимика и проч.)
К жестам рук можно подстраиваться с помощью движений своих пальцев (т.е. те движения, что он делает руками - вы пальцами). Нельзя копировать все движения зеркально, нужно намечать их, но не заканчивать. (Например, объект почесал правой рукой лоб, а вы погладьте свой подбородок). Для подстройки можно выбрать мигание. Надо мигать с той же частотой, что и гипнотик, а потом прекратить мигать - и если гипнотик тут же прекратит мигать, значит он в трансе.
Признаки погружения в транс:
-- расслабляются мышцы лица и тела;
-- успокаивается дыхание;
-- прекращаются произвольные движения;
-- взгляд становится неподвижным со слегка расширенными глазами;
-- на лице выступают капельки пота;
-- лицо розовеет или бледнеет и обмякает;
-- наблюдаются легкие подрагивания в конечностях.
Для усиления воздействия можно проговаривать все наблюдаемые изменения вслух.
Для удачного воздействия необходима уверенность в себе. Чтобы вы не говорили - вы всегда правы. Только с такой установкой вам будут подчиняться без своей воли, бессознательно, не в силах ничего противопоставить вашему влиянию. Дополнительно надо сделать так, чтобы гипнотику казалось, что желание выполнить то, что вы ему приказали, исходит от него, а не от вас. А если вы все сделаете правильно -так оно и будет. Удачи!
Кратко рассмотрим гипноз, который является еще одним из способов психовоздействия.
Гипноз - это особое состояние, когда максимально повышается внушаемость и устанавливается раппОрт (устойчивая связь) между гипнотизером и гипнотиком (т.е. гипнотик начинает подчиняться гипнотизеру). Достигается это за счет погружения гипнотика в гипнотический сон. Гипнотический сон - это не обычный сон. Он похож на фазу дремоты, возникающей при засыпании или просоночные состояния, характерные для просыпания. К гипнотическому состоянию могут быть близки переживаќния глубокой задумчивости, когќда внешние раздражители почти полностью игнорируются за счет внутренней сосредоточенности.
Еще раз - гипноз, это не сон. Если гипнотик уснет - нарушится связь между ним и гипнотизером. Поэтому он обязательно должен не спать, а находиться как бы в полуобморочном состоянии. Гипноз - процесс усыпления. Гипноз - искусственный сон. Загипнотизировать - значит усыпить. Гипноз и сон схожи: если оставить человека в гипнозе, не пробуждая его, то вскоре его частичный сон перейдет в обычный естественный сон и после он сам проснется.
Сходство гипноза и сна:
1) Загипнотизированный человек внешним видом напоминает
сонного: закрытые глаза, пониженная деятельность мышц и внутќренних органов.
2) Приготовления ко сну напоминают процедуру гипнотизации.
1) Непрерывная словесная связь гипнолога с гипнотиком.
2) Гипноз - это искусственный сон, который вызывают однообразное раз-дражение органов чувств (фиксация взгляда, однообразные звуки, словесное внушение).
3) Человек полностью забывает все, что с ним было во время
гипноза.
В гипнозе можно внушить все что угодно и человек будет верить, потому что в гипнозе нарушается контроль реальности.
Существует два вида гипноза: классический гипноз и гипноз наяву. При классическом гипнозе мы погружаем гипнотика в частичный сон, он сидит или лежит, и мы вводим в его подсознание слова внушения. При гипнозе наяву - гипнотик бодрствует, глаза его открыты, он даже не замечает, что под гипнозом, хотя находится в измененных состояниях сознания, при которых мы точно также вводим ему информацию в подсознание. После этого он делает что-то и думает, что сам, на самом деле выполняет наш приказ, даже этого не подозревая.
Три стадии классического гипноза: легкая, средняя, глубокая.
Легкая стадия - летаргия: человек слышит голос гипнотизера, может самостоятельно прервать сеанс, но не хочет, хотя и может.
Средняя - каталепсия: поднятая рука может остаться висеть в неподвижном положении; гипнотик не может сам открыть глаза, или для этого ему придется приложить серьезное усилие.
Глубокая стадия - сомнамбулизм: с гипнотиком можно делать все что угодно, можно положить его между двумя стульями на спинках, прокалывать его тело, заставить ходить по углям и проч.
Выделяют четыре свойства глубокого гипноза:
-- забывание,
-- обезболивание,
-- сверх-запоминание,
-- понижение чувствительности.
В гипнозе у человека можно вызвать любые реакции: увеличение зрения, обострение слуха, телесное благополучие, ощущение силы, свежести, бодрости, аппетит и проч. Можно вызвать иллюзии. Например, гипнотик может смотреть на своего знакомого и не видеть его. Может, находясь посреди комнаты, ловить рыбу на воображаемую удочку, петь, ходить по несуществующему канату, представлять, что играет на музыкальных инструментах и т.д. Можно изменить память, как улучшить так и стереть из памяти что-то. Можно поставить установку отсроченного действия, когда мы даем ему установку выполнить определенную задачу, выводим его из гипноза, через время он делает то, что мы ему приказали и думает при этом что это его инициатива, после чего забывает все что сделал. Можно внушить, что он нас никогда не видел. В общем, все что угодно.
В классическом гипнозе - т.е. при погружении в частичный сон, когда человек сам знает, что он на сеансе гипноза и хочет этого, после введения гипнотика в транс - установки надо говорить громко, четко, ясно, понятно. Отдавать короткие фразы-приказы. Действовать директивным способом.
При гипнозе наяву, т.е. при разговорном гипнозе, для погружения в транс нужно говорить много, так сказать забалтывать гипнотика, а когда он погрузится в транс - уже ввести в его подсознание нужные установки, поставив также установку на забывание того, кто ему это говорил. Пусть считает, что сам придумал.
Классический гипноз возможен только при гипнабельности и собственном желании пациента.
Разговорный гипноз - зависит только от профессионализма гипнотизера.
Гипнабельность повышается если увеличить время воздействия и количество сеансов. Обычное время сеанса: в среднем тридцать минут. (Для слабогипнабельных пациентов - возможно увеличение сеанса до двух часов). Средний курс - месяц, три раза в неделю, во второй половине дня, до ужина, на фоне утомления; или десять дней подряд, но не менее пяти дней. Если пациент не засыпает - рекомендуется горячий чай и (или) горячая ванна на двадцать минут. Можно включить музыку (например, ночной прибой, крик чаек, шум дождя и т.п.). Можно использовать запахи (например, травы). Освещение использовать слабое, лучше фиолетовое.
Для гипноза следует соблюдать три принципа:
1) расслабление
2) успокоение
3) засыпание.
Правила кодирования при гипнозе:
1) Быть спокойным, уверенным, расслабленным.
2) Смотреть в глаза.
3) Говорить коротко и громко.
4) Говорить несколько раз.
5) Говорить в утвердительной форме.
6) Использовать только местоимение "Я", например: "Я считаю", "Я решил", "Я знаю".
Примечание: Запрещено употреблять частицу "не" (в трансе частица "не" - не воспринимается).
Определение глубины гипнотического транса.
Использовать процесс наблюдение.
Например: Неподвижность, глубокое, равномерное дыхание - глубокий транс. Если человек поворачивается, шевелит рукой или ногой, совершает глотательные акты - он не спит. Для определения степени гипнотического транса надо хлопнуть в ладоши. Если человек вздрогнет, значит, транс поверхностный. Если нет, но при выходе из транса на ваш вопрос ответит, что слышал хлопок - значит транс был, но не глубокий. При глубоком трансе человек ничего не помнит, не чувствует боли, перестает совершать глотательные движения, не покашливает, не чихает, и т.п.
Признаком наступления транса является:
-- расслабление мышц,
-- ослабление реакции на внешние шумы,
-- снижение пульса и частоты сердцебиения,
-- неподвижность или подергивание рук, дрожание век, вздрагивание,
-- замедление глотательного рефлекса,
-- изменение цвета лица (побледнение или покраснение),
-- разглаживание мышц лица, особенно щек, лба, губ,
-- выступление каплей пота на шее, лбу, ладонях
-- каталепсия (если поднять руку, рука останется висеть сама по себе длительное время без видимых признаков утомления).
Если человек совершает редкие глотательные движения - транс или отсутствует, или поверхностный.
Для погружения человека в транс надо обладать жесткой волей. Воля укрепляется тренировками. Чем сильнее воля - тем легче подчинять людей, внушать им свои идеи, мысли, желания.
Методы воздействия при гипнозе.
1) Воздействие на зрение.
Гипноз наступает при утомлении внимания. Для этого нужно держать какой-то предмет перед глазами гипнотика с указанием смотреть на предмет. Предмет можно легко вращать. В качестве дополнительного средства можно произносить словесное внушение.
2) Воздействие на слух.
Используют раздражители слухового анализатора (стук колес поезда, шум ветра, морской прибой, тиканье часов и проч.). Для усиления транса добавить словесное внушение.
3) Воздействия на кожный анализатор.
Используют пассы руками, которые могут усиливаться внушением словами.
Самое главное, надо помнить, что загипнотизировать человека без его желания - невозможно. В состоянии гипноза сохраняется связь человека с реальностью. По желанию он может сам выйти из гипноза. При гипнозе человек входит в гипнотическое состояние. Гипнотическое состояние - естественное состояние для каждого человека. В этом состоянии ощущается внутренняя гармония, покой, ощущение счастья.
Рассмотрим методы аутотренинга (самовнушения, самокодирования).
Мной было разработано два метода погружения в транс.
Метод первый.
Выполняется в положении лежа на спине. Руки свободно лежат вдоль тела, ладонями вниз. Ноги выпрямлены. Глаза открыты. Взгляд отвлеченный, направлен вверх. Голова лежит ровно. Чуть скашивая глаза, взглядом фиксируем указательный палец правой руки (для левшей - левый). Указательный палец начинает медленно подниматься, правая рука, без отрыва локтя, медленно сгибается в локтевом суставе пока мягко не коснется груди ладонью. Сразу после касания правой ладони начинает движение палец левой руки. Взглядом (без поворота головы) сопровождаем подъем указательного пальца левой руки. Далее левая рука сгибается в локте, и медленно ложится ладонью на грудь. После касания ладони левой руки - начинает разгибаться правая рука в локтевом суставе, до касания ладонью поверхности. Взгляд на всем протяжении движения направлен на указательный палец правой руки. Сразу после касания правой руки - начинает разгибаться левая рука, до касания левой ладони поверхности. Взгляд направлен на указательный палец левой руки. Одновременно с касанием левой ладони поверхности - закрываем глаза, мысленно отдаем цифровую команду "семь" и представляем любой образ.
Общие рекомендации:
Это техника идеомоторно-суггестивного погружения в глубокий транс. Если вы обладаете повышенной гипнабельностью, транс может наступить уже после самых первых движений. После погружения в транс можно сразу начинать психопрограммирование, повторяя установки каким вы хотите стать, а можно какое-то время полежать в состоянии внутреннего покоя, т.е. не думать ни о чем.
Техника выхода из транса.
Лежа, глаза закрыты, сделать медленный вдох-выдох, и мысленно произнеся цифру "три" - открыть глаза. Сразу вставать нельзя. Необходимо полежать с открытыми глазами, после чего медленно встать.
Рекомендации по фразам:
Фразы должны быть максимально короткими, емкими, точными. Каждую фразу сопровождать мысленным представлением содержания ключевого слова. Рекомендуется небольшое количество фраз. Можно слова не проговаривать, а мысленно представляются (т.н. эффект визуализации).
Метод второй.
Выполняется в положении сидя, но так, чтобы после можно было лечь, откинувшись спиной назад. Сесть. Расслабить тело, плечи и голову опустить вниз, спина округлая, руки свободно висят между бедрами. Все тело максимально расслаблено. Глаза закрыты. Сделать вдох широко открытым ртом, и одновременно с глубоким вдохом медленно отклониться назад (не падая), запрокидывая голову до максимума. Сделать выдох носом (рот закрыт). Во время выдоха медленно возвращаемся в обратное положение и оказываемся сидя, спина округлая, плечи и голова опущены вниз, глаза не открываем, руки свободно висят между бедрами, ноги на всем протяжении упражнения неподвижны, плотно стоят подошвами на поверхности пола. Сразу после этого, без пауз, повторяем упражнения два раза. После этого снова делаем вдох и во время вдоха медленно распрямляемся назад и плавно касаемся спиной и затылком поверхности. Глаза не открываем. После касания - полностью расслабляем тело и представляем, как погружаемся в горячий морской песок или ванну и оказываемся в трансе. Сразу после этого наступает эффект перенесения в прошлое или будущее; появляется "картинка", мы видим себя как бы со стороны, начинается эффект визуализации. В подобном состоянии рекомендуется моделировать свое будущее, помня, что обязательно сбудется все, что мы представляем. Время пребывание в подобном состоянии индивидуально, от нескольких минут на первом этапе до часа-двух в последующем.
Техника выхода из транса.
Делаем медленно вдох и выдох, вытягиваем тело (потягиваемся) и открываем глаза, мысленно произнося слова: "Хорошо.... Очень хорошо... Все очень хорошо...".
Следует помнить, что от любого рода психовоздействия вполне можно защититься. Давайте рассмотрим эти варианты.
Роль информации двояка. С одной стороны человек не способен стать полноценным гражданином общества без получения и обмена информацией при общении. С другой стороны, информация, из-за присутствия ярко выраженного суггестивного эффекта (ибо слово = внушение) способна оказывать манипулятивный эффект.
Человек рождается с доминирующим правым полушарием. Мозг ребенка работает в режимах деятельности бессознательного, а сознание ребенка пребывает в трансовых состояниях, благодаря чему достигается наивысшая внушаемость, а любая информация прочно закрепляется в подсознании в виде психологических установок и формирует паттерны (модели) поведения. Если ребенок не будет получать информации, его мозг будет не развит и вырастет психически отсталый человек. Поэтому важным является воспитание ребенка.