Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Аннотация
Всю жизнь я пытался разобраться в хитросплетениях собственной судьбы, справедливо полагая, что мой опыт может послужить остальным, ведь психика человека фактически одинакова и различается лишь некими индивидуальными особенностями, по сути, незначительными и совсем не такими, как полагал я еще даже совсем недавно.
Знаете, это как инстинкты. Вы можете говорить что угодно, но когда подступит голод или сон, просто вынуждены будете, как бы того не хотели, кушать или спать. Равно как и все остальное, что неминуемо сопровождает вашу жизнь и, собственно говоря, от чего вообще зависит ваше здоровье.
Потому можно гордо бить себя в грудь, можно рассуждать о великом, но, к сожалению, физиологию никто не отменял. И точно также в психике. Можно точно также всячески намекать о собственной индивидуальности, что мозг ваш чуть ли не уникальный и прочее, а на самом деле он точно такой же, как у других. Просто у кого-то мозг спутан оковами неразвитости интеллекта (и при должных усилиях разовьется, если свыше будет создана необходимость подобного), а у кого-то мозг - в результате постоянных тренировок - развивается настолько, что ему все время требуется все новая и новая духовная пища. Но и получая ее, он не насыщается. "Не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием". (Еккл.1:8).
О книге
Когда вы понимаете, что вам уже невозможно молчать, а мир вокруг не состоит только из ваших мыслей, замечаете, что на самом деле это может даже совсем не так; и то, чем вы по праву гордились, является лишь неким предзнаменованием к поиску истины, философии истины, фактически той правде, к которой вы все эти годы шли. А потому я уже понимал, что все действительно не так просто, а любого рода осмысление прошлого, лишь является переходом на следующую ступень философско-эволюционного развития, отчасти, помогает проживать настоящее, и ориентировано, вероятно, на будущее, - а на деле лишь помогает вам что-то понять в режиме "здесь и сейчас" - с этаким заделом на то, что еще будет.
И потому еще совсем даже ничего не закончено, и потому всегда впереди будет маячить этот контур истины, ее тень, отблеск, и вам необходимо будет продолжать идти вперед, просто потому, что и пути назад у вас нет, - и жизнь не представляется чем-то разрешимым.
Сергей Зелинский
Кодекс понимания
роман
"Не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием".
Еккл.1:8
"...чем больше кто имеет в себе самом, тем меньше нуждается он во внешнем и тем меньше также имеют для него значение остальные люди".
Артур Шопенгауэр.
Пролог
Я всегда верил в какую-то особого рода удачу. И можно признать, что она меня не подводила. Может потому и по жизни шел достаточно уверенной походкой. А если когда и замедлял движение, то это я лишь задумывался о жизни. Размышлял, получается. Чтобы после - тут же - продолжить движение.
И могу признаться, что после этого мне еще долгое время совсем не хотелось останавливаться. Может потому, что я верил в какую-то свою особую мечту. Порой даже стесняясь в полной мере в ней признаться.
Ну да это лишь из скромности, наверное. Этакой ложной скромности, как говорится.
Глава 1
Иногда случалось так, что мне как-то по особенному хотелось улыбнуться. Не рассмеяться, нет. Я как-то давно уже отвык смеяться (хотя периодически позволял себе это). Но вот сейчас дело было особенное. Проводя долгие годы в психологическом анализе себя (психоанализ), я пришел к достаточно любопытным мыслям. А именно: мне действительно всегда сопутствовала удача. Но то, что другие называли словом "удача", я понимал как нечто масштабнее. Судьба. Провидение. Контроль Высших Сил. Бога, если хотите. Энергий. Тут уж можете вставлять любое слово, ибо все названия так или иначе все равно придумали люди для объяснения того, что каждый ощущал и так: существования чего-то необъяснимого, но управляющего жизнью (и смертью разумеется) на земле. Управляющего всеми нами, получается. И это нужно просто понимать. Верить или не верить, другой вопрос. Вопрос веры уже по желанию. А вот понимать... Понимания, к сожалению (или к счастью) людям всегда не хватало. Отсюда все беды и несчастия.
Глава 2
Когда вы понимаете, что вам уже невозможно молчать, а мир вокруг не состоит только из ваших мыслей, замечаете, что на самом деле это может даже совсем не так; и то, чем вы по праву гордились, является лишь неким предзнаменованием к поиску истины, философии истины, фактически той правде, к которой вы все эти годы шли. А потому я уже понимал, что все действительно не так просто, а любого рода осмысление прошлого, лишь является переходом на следующую ступень философско-эволюционного развития, отчасти помогает проживать настоящее, ориентировано вероятно на будущее, а на деле лишь помогает вам что-то понять в режиме "здесь и сейчас" - с этаким заделом на будущее. И потому еще совсем даже ничего не закончено, и потому всегда впереди будет маячить этот контур истины, ее тень, отблеск, и вам необходимо будет продолжать идти вперед, просто потому что и пути назад у вас нет, и жизнь не представляется чем-то разрешимым. Скорее всего, и я уже понимал это, предстоял долгий путь вперед, к тому (ожидаемому... ожидаемому...) результату, к которому всеми силами я так стремился. Всеми фибрами души, сказал бы кто-то, но я упоминаю слово "сила", потому что оно фактически является ключевым в моем понимании, ибо не только вмещает в себя все остальные, но и является этаким флагманом, двигая меня навстречу понимания жизни.
Мне всегда хотелось понять жизнь. Началось это еще даже не в детстве, а скорей всего задолго до моего рождения, когда еще мой отец (тогда юный мальчик) вел философские диспуты со своим дедом (моим прапрадедом) философом. Вернее, прадед был военным, генералом, но как и все люди той эпохи был очень образован, в совершенстве знал несколько иностранных языков, а кроме того, увлекался различными науками. Причем удивительным образом не разделял их на гуманитарные и технические, одинаково владея и химией с биологией, и философией с историей. Не знаю точно, записывал ли он свои мысли, к моменту моего рождения рукописи не сохранились, а перепады настроения страны (всякие там революции да перестройки) за сто лет видимо окончательно уничтожили все и вся, даже если что-то было (что говорить, за время уже собственных переездов - мытарств по квартирам, куда-то безвозвратно исчезли мои статьи из газет-журналов да рукописи нескольких романов).
Ужасно когда пропадает время. Ужасно когда то, чем вы дышите, затуманивает воздух какой-то едкой хмели безумия. Особенно если вы не в силах сдерживаться от всего этого и начинаете затуманивать мозг едкими парами алкоголя. Для пишущего, ищущего, думаешь, вернее, размышляющего человека алкоголь является ядом просто потому что теряется граница между реальностью и вымыслом, а значит случается и так, что то, что вам так дорого (и боль утрат о чем после станет сопровождать всю жизнь) - вы безвозвратно теряете. По глупости? По глупости. По глупости. Исключительно по глупости. Редко кому возможно, оставаясь в нынешней реальности, видеть собственное будущее. Воображаемое будущее да, воображение никто не отменял. А вот настоящее нет. Ибо в настоящем все может изменится в любой момент. Это во-первых. А во-вторых, будущее формируется в том числе и нашим сегодняшним настоящим. И тогда откуда вы можете знать, что будет завтра, если фактически еще не знаете, как поведете себя сейчас. Вот ведь в чем вопрос.
Глава 3
Всю жизнь я пытался разобраться во всех этих хитросплетениях собственной жизни, справедливо полагая, что мой опыт может послужить остальным, ведь психика человека фактически одинакова, и различается лишь некими индивидуальными особенностями, по сути, незначительными и совсем не такими, как полагал я еще даже совсем недавно. Знаете, это как инстинкты. Вы можете говорить что угодно, но когда подступит голод или сон, просто вынуждены будете, как бы того не хотели, кушать или спать. Равно как и все остальное, что неминуемо сопровождает вашу жизнь и, собственно говоря, от чего вообще зависит ваше здоровье. Потому можно гордо бить себя в грудь, можно рассуждать о великом, но, к сожалению, физиологию никто не отменял. И точно также в психике. Можно точно также всячески намекать о собственной индивидуальности, что мозг ваш чуть ли не уникальный и прочее, а на самом деле он точно такой же как у других. Просто у кого-то мозг спутан оковами неразвитости интеллекта (и при должных усилиях разовьется, если Свыше будет создана необходимость подобного), а у кого-то мозг в результате постоянных тренировок развивается настолько, что ему все время требуется все новая и новая духовная пища. Но и получая ее, он не насыщается. "Не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием". (Еккл.1:8).
Глава 4
Философское понимание бытия зачастую базируется и вовсе на чем-то непонятном в применении к жизни, если смотреть на данный вопрос слишком поверхностно. Подобного, по понятным причинам, позволить я себе не мог. Да и вообще, я всегда старался быть предельно честным перед собой, помня старую поговорку о скупом, который платит дважды. Потому полагал, что в каких-то моментах лучше переплатить, чем не доплатить. А если касалось денежного эквивалента, то тут вообще все было предельно ясно, потому что как только вы подчините себя власти денег, их у вас никогда не будет. Ну, или вернее, они будут конечно, но их все время будет не хватать. И подобный парадокс наглядно подтверждала сама жизнь. По крайней мере я не рисковал опровергать ставшие для меня незыблемыми подобного рода постулаты.
Кроме того, если продолжить тему парадоксов жизни, то очень многое действительно происходит не подчиняясь логике (Помните из Писания? Хочешь быть умным в веке сем, стань безумным: "Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым". (1Кор.3:18). А потому и не следует искать логику там, где ее нет (Помните знаменитое высказывание? Трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет).
Глава 5
Мне не давала покоя вся эта внутренняя боль за многое пережитое. Судьба словно намеренно распорядилась таким образом, что предоставила мне возможность испытать много больше среднестатистического человека. И за каждым поступком прошлого скрывались люди, встречавшиеся мне на том отрезке жизненного пути. И при этом в дело вмешивался ещё мой затянувшийся во времени юношеский максимализм. Который у обычных людей приходит к совершеннолетию, а у меня он настолько сросся с внутренними комплексам, что сохранялся и в тридцать и в сорок лет. Да и до сих пор я ещё замечаю, что по ряду жизненных моментов веду себя словно мальчишка, который стремится всё время что-то кому-то доказать. И это поистине печально, на мой взгляд. Ибо если бы не было этого, наверняка я проживал бы сейчас совсем иную жизнь. Хотя и, конечно, жизнь эта наверняка была бы уже не моя. Просто потому, что мы живём как раз той жизнью, которая нам, как говорится, на роду написана. И любые попытки "переписать историю" как правило оканчиваются весьма трагически. Ну или хотя как минимум имеют серьезные последствия. А ни того ни другого мне не хотелось. И потому уже с возрастом я стал допускать, что в ряде моментов просто обязан начать смиренно относиться к происходящему. Терпеть, в общем. Ну а то, что раньше себе подобного не позволял, так я ведь очень многое растерял в своём прошлом. Не было бы этого, жил бы иначе. Лучше? Да, лучше. А почему нет?
Глава 6
Жизнь всегда бежит по одной ей известной круговерти. Вот только порой так больно осознавать, что фактически ты продолжаешь бежать в этом проклятом круге. И без всяких надежд выбраться, фактически смиряешься с тем, что так будет всю жизнь. Вернее ты, конечно, поначалу ещё яростно сопротивляешься любому вмешательству, как тебе кажется, в твою судьбу, а потом уже даже не замечаешь как... Нет, в душе ты не смиряешься, конечно; но вот сейчас просто не заводишь разговоров на эту тему и всячески делаешь вид, что тебе это безразлично, очень надеясь при этом, что никто тебя об этом не просит, словно опасаясь, что не выдержишь всего этого, не усмиришь отчаяния, которое давно поселилось в душе и которое ты сдерживаешь всеми силами, но сам же понимаешь что осталась одна капля и все вырвется наружу, а после этого уже и не найдёшь остатков да осколков бытия.
А ещё ты понимаешь, что тебе надо жить. И не просто жить, но и нести дальше собственный крест. И не ведать о том, что принесёт будущее - ещё большее страдание душевное или избавление от греха. Ведь любое страдание - это и есть грех. Святые не страдают. Они просто тихо умирают, чтобы после обрести вечную жизнь на небе. Но я, как и большинство, жил на земле. И всю жизнь отчего-то мне хотелось получить всё в режиме "здесь и сейчас". Да и не только мне. Просто не все могут в подобной "крамольной" мысли признаться. Хотя как можно бояться правды. Ладно те, кто зарабатывает на религии деньги или искренне заблуждается, но остальные-то. Впрочем, каждому своё.
Глава 7
Судя по всему, какой-то незримой грусти уже так или иначе уготовано пожизненно сопровождать меня как говориться "по судьбе". При этом, если спросить меня, я и не мог бы ответить: необходимо ли мне это? Точнее, нравится ли мне подобное, ибо подозревал что подобное все-таки было необходимо. Еще конечно можно было бы говорить о предначертанности свыше, еще конечно можно было рассуждать о желании или нежелании подобное принять, еще конечно можно было долго анализировать происходящее, но наблюдение за жизнью явно демонстрирует что все это так. И что даже более того, любые мысли о попытках (еще на уровне возникновения желаний) словно гасятся на корню, разбиваясь о стену какого-то особого рода понимания, что именно так все и необходимо дабы было. А на вопрос "почему"? - судьба точно также уклонялась от ответа, как и христианский бог, который заметно отличался от бога еврейского (ветхозаветного), но при этом, по сути, был с ним един также как сын един со своим отцом, по крови да генетически, и даже если хочет что-то делать свое - все равно незримо совершает все в рамках собственной родовой предрасположенности, и не иначе как.
Глава 8
Загадочность жизни собственным мирозданием всячески (и периодически) готово было подточить основы всего, происходящего со мной, направить в какое-то неведомое русло, сделать так, чтобы и вовсе быть может невозможно было ни о чем догадаться, но и при этом намекала на поддержку, давая таким образом какую-то надежду. Вот только до сих пор не ведал я, на что была направлена подобного рода поддержка, если случалось, что сначала судьба меня невероятно запутывала (зачем ей это было надо?), а после словно воскресала (зачем ей это было надо?). И я действительно не ведал, зачем ей все это было надо? Тогда как, даже не понимая чего-то подобного, продолжал молча делать свое дело. Жить, в общем. Даже в какие-то разы цепляться за жизнь, а то и полагать (ошибочно? справедливо?), что дальнейшее продолжение жизни попросту необходимо, что дальше все самым удивительным образом разрешится, что... Всегда присутствовало это самое "что". И мне поистине было загадочно да удивительно, но это было действительно так. Ну а что до наличия какого-то разума, так я давно уже фактически смирился с тем, что являлся таким как есть и все крутилось вокруг этого, помятую что никогда не знаешь где найдешь, где потеряешь. И уже, вероятно, от подобного рода надежды, я действительно одновременно и воскресал - и готов был тут же отчаяться. Ну а фактически, что мне еще оставалось, как не пребывать пожизненно в этом сумбурном режиме ожидания? И даже толком не знать, чего я, собственно говоря, ожидаю...
Глава 9
Мысли словно сами по себе бегут не уставая по этому безбрежному бегу времени. И кажется в этом одновременно и что-то таинственное и неподвластное как будто бы вашему участию. А все что вокруг (и здесь сейчас, и что было) начинает вдруг казаться настолько таинственно-затуманенным, что словно и не было уже этого вовсе. А если было...
А если было, то и это ведь хорошо. Ибо уже есть ничто иное, как показатель чего-то до боли невероятности интересного. Того, что вас манит и почти точно также от вас отдаляется. И уже там, в неведомой бездне сознания, таится тот таинственный путь земного бытия, который вроде как и пугает вас, и почти ничего при этом не требует взамен. Просто оттого, что он есть. Просто, что так надо. Просто оттого, что... что... что это существует.
Глава 10
В который раз я делал единые выводы из того, что приключилось со мной и убеждался, что фактически только некий аскетизм (условный, конечно, но тем не менее) дает возможность достижения результатов в жизни. Прежде всего, конечно, развивается духовность в плане силы по отношению к жизни. Вы словно получаете дополнительные силы, понимая, что при случае справитесь с любой задачей просто потому, что в отличие от остальных, тех, кто ведет праздный образ жизни, у вас есть огромная фора. А помимо упомянутого выше варианта духовности, к вам притягивается еще и финансовая составляющая бытия, ибо вы понимаете... Вернее, тут-то вы как раз ничего особо не понимаете, потому что подобное невозможно просчитать, но это весьма удивительный факт, ибо у вас тотчас же каким-то образом появляются деньги, и весьма существенные. Вообще, я уже знал за последние годы (особенно ярко проявилось это в последнее десятилетие или около того), что человеку совсем нельзя жить с принципом удовольствия. Ибо чрезмерная радость расслабляет, и хоть и дарит удовольствие, совсем не способствует душевному спокойствию, ибо в своем стремлении человек идет дальше, преодолевая доселе как будто бы не замечаемые преграды, а после оказывается так, что у него появляется весьма много врагов, при том что таким же врагом он становится и по отношению к себе, ибо как у подростка: тело выросло, а мозги не созрели. И на пути вдруг начинает возникать все больше преград. И жизнь уже не кажется такой легкой и интересной как было раньше. Да и вообще откуда-то из самых потаенных мест сознания (подсознания) вдруг выползают такие комплексы да страхи, что только диву даешься с какой они скоростью провоцируют невроз и становится вообще вдруг тяжело жить. Да и не просто тяжело, а порой даже невыносимо. И это при всем притом, что жить то надо. Жизнь продолжается. Но она вдруг становится не нужна. А вернуться назад невозможно. По доброй воле невозможно. И тогда человек начинает бессознательно вредить сам себе. Вероятно, в тайном желании, чтобы все возвратилось на круги своя и стало как прежде. И через время подобное даже удается. Вот только прошедшие годы пойдут не в плюс, ибо много потеряно за это время раз вернулись туда, с чего начинали, а лишь в копилку опыта. Что быть может тоже неплохо, но, опять же, смотря как смотреть. Можно ведь было обойтись и без подобного рода страданий. А что до жизненного опыта, то так ли он необходим, если измеряется лишь страданиями души, да отчаянием тела.
Глава 11
По сути, я всеми силами запутывал себя, но происходило подобное скорее бессознательно, нежели чем по моему какому-то желанию. Да и самого желания фактически никогда не было, просто от того, что я ещё с детства обратил внимание что, как говорил апостол Павел, не то делаю что хочу, а что хочу не делаю ("...потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю". (Рим.7:15).
Ну а вообще, если разобраться, то может оно, конечно, и неплохо, что все происходит именно так, хотя, признаться, мне бы очень хотелось когда-нибудь вырваться из этого заколдованного круга, в который попал я больше волей своего рождения, нежели чем собственного желания.
Глава 12
Случается, не всегда становится понятен истинный смысловой оттенок жизни, ибо на каком-то этапе он вдруг начинает казаться весьма затуманенным, но это ещё совсем ничего не значит, потому что и в самой жизни случается, происходит много странного, да и в судьбе бывает, что также непонятно всё и вся, что порой кажется и не надо ворошить прошлое, да память ведь не обманешь к сожалению. Но вот чем больше живу, тем явнее понимаю, что, являясь как будто инициатором каких-то событий, после достаточно быстро становлюсь жертвой их. И ничего я не в силах с этим поделать, потому что вероятно такова сама судьба, если предположить, что именно она управляла моей жизнью. Но и в этой фатальной направленности даже нет ничего страшного, разве что странного гораздо больше, чем реального.
Глава 13
Казалось, сама судьба подгоняла меня вперёд. И в этой роковой предопределённости порой достаточно четко просматривалась истина.
Но и она ещё была словно не окончательной. Потому что явно выделялись контуры иной раз и совсем чего-то неопределенного. Так что, если приходилось сомневаться - следовало верить, а если требовалось верить - надо было сомневаться. Этакий заколдованный круг, и в нем я достаточно долгое время существовал. Пока не понял, что сама по себе память ничего не значит - и одновременно является всем. А меня память (память - как воспоминания о прошлом) иной раз настолько съедала, что было совсем невозможно выжить. Кроме как, разве что, понять что-то по возможности предельно четко. Хотя и это, по сути, было весьма сложно, да и, наверное, не совсем даже необходимо.
Глава 14
И получалось так, что мне весьма легко можно было запутать себя. Но если раньше, по сути, так и происходило, то вот теперь (с возрастом - жизненным опытом) все больше появляется возможность удерживаться в рамках существующего бытия. Тогда как, конечно же, еще часто меня что-то норовит очень сильно начать беспокоить, и только силой воли (да каким-то чудесным избавлением свыше) удается переключить внимание, чтобы хотя бы просто жить. Хотя и самой жизнью подобное можно, конечно, назвать это все еще весьма и весьма условно. Но мы ведь не ведаем, что будет дальше. А значит, если сейчас все так, то уже можно и этому радоваться. И что уж точно, от всего подобного все-таки более спокойнее, нежели чем то было раньше когда, помнится, мучительно искал выход из как будто беспросветной мглы, окутывавшей меня. Хотя и на деле понимаю, что это было лишь мое какое-то видение ситуации, потому что на деле все было иначе, отчего и вспоминаю прошлое с потаенной радостью воспоминаний да грустью что можно тогда было бы все изменить, да судьба распорядилась иначе. Вернее, мой характер, моя болезнь, моя патология души, которая конечно же (и не только у меня) верховодит всем и вся, а люди ошибочно влиянию на их жизнь собственному неврозу приписывают веянию судьбы; тогда как та, беззащитная, смиренно принимает нападки, понимая про себя что и не она виновата, а сам человек, вернее, существующий в нем невротизм (церковники сказали бы существующий грех, психотерапевты невроз, психиатры вообще нашли бы что-то еще похлеще, но все суть едино, и самой сути не меняет).
Глава 15
По сути, как сейчас понимаю, мне всегда не хватало денег для осуществления собственных планов в задуманном масштабе. Да, я все равно их осуществлял, но совсем не в том масштабе, что хотел. Все время приходилось что-то кроить. И если раньше я полагал, что это временно, с возрастом понял, что, вероятно, так и было задумано судьбой. При этом я продолжаю верить, что ситуация изменится, ведь и вода камень точит. Но вот когда будет это и сколько предстоит ещё пройти пути, никто, вероятно, не ведает. А иной раз думаю, что и сам бог уже запутался. Впрочем, ему и так приходится слишком много думать. Больше пяти миллиардов живёт на планете и точно, что добрая половина верит в него, а значит так или иначе периодически взывает к его помощи. Это только что касается живых. А ещё во много раз больше умерших. Они ведь тоже там, на небесах, молят о помощи - или в аду - о пощаде. А бог как известно "человеколюбец", а значит не может он пройти мимо. А если и проходит иной раз, так лишь по недоразумению людскому не замечает их. Мать моя, покойница, сколько помню, молила его, молитвы с утра до вечера читала, меня учила и брала обещание, чтобы Писание читал каждый день, а вот когда ее убивали жестоко (около тридцати ударов ножом нанесли больной женщине-пенсионерке, когда она только начала выздоравливать после нескольких инсультов и инфаркта), так вот тогда бог видимо был настолько занят, что не успел помочь. Равно когда и отца убивали тогда вместе с моей мамой (убийцы влезли в квартиру под утро с целью убить, а убив, подожгли квартиру и, не взяв ничего ценного, кроме жизней, скрылись), так вот и тогда бог, видимо, очень занят был, что не захотел помочь, равно и когда все десять родных братьев отца погибли в младенческом или юном возрасте, да все насильственной смертью (один лишь дожил до тридцати трёх и после погиб, да мой отец чуть больше двух недель не дожил до пятидесяти семи, и после погиб), равно и когда мой брат двоюродный на дороге разбился в день рождения своего родного брата, а бабушку, маму мамы тогда парализовало после смерти дочери и зятя, богу тоже было некогда, ему очень часто почему-то некогда, вероятно, у него слишком много дел, так много, что и не досуг ими заниматься, от того и царит в монастырях любовь мужская, а некоторые попы, вероятно, отпуская грехи сами себе, живут в роскоши и достатке, усердно молясь за грешных прихожан. Власть ворует и богатеет, народ страдает, как тут не поверишь в судьбу, в то, что на роду якобы написано...
Глава 16
Вероятней всего, некие модели понимания собственного будущего просматривались ещё с детства.
Тогда бы научил меня кто смотреть на жизнь по Фрейду, много легче было бы жить. Хотя, с другой стороны, понятно, что не совершил бы я столько ошибок (щедро приписывая это к необходимому опыту), но и не делал бы тех поступков, которые, вероятно, и правда можно было бы приписать к опыту, ибо за счёт него в какие-то свои, по сути, небольшие годы, успел увидеть да испытать достаточно многое. Так что иной раз даже тошно становится от всего этого. Когда уже по взгляду на человека понимаешь, что ждать от него, а по дыханию - узнаёшь характер.
А иной раз, впрочем, и не узнаешь, ибо включаются какие-то загадочные механизмы, которые готовы запутать напрочь, а иногда и запутывают.
И тогда готов воскликнуть ты, что ждать ещё от судьбы, но лишь молча взираешь на мир, ибо тебе любопытно и очень интересно что же там будет дальше. А на самом деле... На самом деле ты лишь ждёшь выигрыша в лотерейный билет судьбы. В быть может даже тщетной попытке веришь, что повезет.
Глава 17
Человеку часто не хватает ответов на вопрос: чего же он на самом деле хочет? Тогда как, по сути, он уже достаточно близко подошёл к подобного рода пониманию. И хотя сама по себе природа весьма обманчива, в иных случаях вполне можно утверждать, что это так. Хотя и уже с другой стороны, перед нами часто возникает невидимая стена, через которую не так то просто пройти. А, зачастую, и невозможно.
Но и это ещё в полной мере не все. Ибо если мы начинаем себя усиленно что-то заставлять, то вдруг оказывается так, что больше мы и совсем ничего не в силах поделать. И даже не потому, что невозможно, а может просто не нужно.
Но и даже тогда это совсем ещё даже не все. Ибо то, к чему таинственным образом стремится каждый из нас (будь то бессознательно, или сознательно), всё равно ускользает от него. Да ещё, порой, так коварно, что только диву даёшься, как это всё возможно? И насколько был верен путь? И к чему вообще может привести подобного рода усталость от жизни? Ведь, как ни крути, если мы хотя бы раз испытали счастье от осознания правды, то всячески будем стремиться испытывать подобное. Просто потому, что тянет.
Глава 18
Жизнь, конечно, может быть загадочна и отчасти даже нелепа. И лишь наша душа своим собственным невротизмом оказывает влияние на нашу судьбу. Мы было думаем по ошибке что бог, и ждём чего-то от него, забывая, что во всем присутствует четкая причинно-следственная связь, и мы сами несём боль от своих же собственных ошибок. Но ведь так легко всегда обвинить кого-то. И ничто не решать самому, посчитав, что за нас всё решит бог, а сами будем как Илья Муромец (тоже святой, однако) до тридцати лет лежать на печи, и только когда уже совсем распоясаться басурмане, возьмем палицу да и пойдем крушить все направо-налево, наводить порядок. Такой бы порядок, прежде всего, навести бы в своей душе. Быть может потому Фрейд всегда так скептически относился к религии, понимая, что вера - это тоже, своего рода, невроз, ведь только по настоящему психически здоровые люди способны жить в гармонии. Хотя, замечу, в неких масштабных аспектах нами всё-таки управляют свыше. Не бог, конечно, вернее, это можно назвать и богом и дьяволом (он ведь тоже управляет, особенно что касается денег, как зла, или сексуального разврата, бог ведь свят, секс - бурный и разнообразный - исключительно ведение дьявола), можно назвать и высшими силами, что, на мой взгляд, наиболее подходит, хотя суть то едина, как говорится, хоть горшком назови, только в печь не клади. А любые названия придумали люди. Для своего внутреннего удовлетворения.
Глава 19
То, что так или иначе окутывало ваше сознание, пожалуй, далеко ещё не есть истина, потому что многое ведь может вам только казаться. Тогда как все, что предстоит ещё испытать, на самом деле, быть может, совсем ещё даже и не объяснимо. И что уж точно, долгое время будет ещё не ведомо вам. А если когда начнёте вроде как и нащупывать его, - ускользнет, растворившись в небытиях времени. Без всякой надежды на какое-то возвращение.
Глава 20
Сама по себе жизнь, конечно, не так легко достается нам, как понимание ее. Прежде всего, как раз необходимость подобного понимания толкает нас порой на не совсем обдуманные поступки, равно как ещё какие-то из существующих проблем явно норовят точно также вмешаться в жизнь с заделом на изменения судьбы, отчего, зачастую, и возникает всяческая путаница. Понятно, что мне это совсем не нравилось, и я даже одно время стремился с подобным бороться, но зачастую внешние обстоятельства оказываются сильнее наших внутренних желаний, и мне приходилось если не смирятся, то принимать как должное (по типу, как не в силах вы изменить наступление дождя, солнца, ночи и прочих погодных условий).
При этом нельзя было сказать, что мне не нужна была жизнь. И хотя я всегда был готов умереть, если тотчас и сразу (отчасти от периодически накатывавшей и всю жизнь сопровождающей усталости от жизни, отчасти и от любопытства, что там все-таки дальше, после смерти), тем не менее живущая во мне внутренняя вредность просто не позволяла мне сойти со сцены жизненного пути, по крайней мере, пока не достиг запланированного.
Глава 21
Несмотря на все парадоксальные ситуации, происходящие со мной или вокруг меня, я продолжал верить в какое-то чудо, которое способно было вывести меня из затянувшегося по жизни штопора и помочь спокойно прожить вторую половину жизни. Причем я не просто сидел и ждал, а все время приближал ожидаемое, работая над рукописями, работая с учениками да клиентами, покупая лотерейные билетики (чем черт, как говорится, не шутит, по крайней мере я должен был проработать все варианты чтобы не было как в том анекдоте, когда человек всю жизнь настолько отчаянно просил у бога сделать его богатым, что взмолились ангелы, мол, сделай его богатым, что тебе стоит, а бог сказал: да я бы с радостью, но как? Пусть хоть лотерейный билетик купит...
Глава 22
В жизни действительно очень многое зависит от самого человека. Бывает, вы на пути к успеху, а после что-то совершите такое, после чего приходится начинать сначала. Заметьте, я даже не рассматриваю позиции, когда опускаются руки, ибо это считаю неприемлемым. Просто в результате совершенной ошибки вас отбросило назад и вы начинаете заново, вот и все. Притом, что могли бы двигаться все время вперёд, к солнцу, пока не опалили бы крылья и все равно бы начинали сначала. Этакий парадокс, скажете вы, а на самом деле просто жизнь. Ведь невозможно все время побеждать. Даже великий борец двадцатого века Александр Карелин, выиграв три олимпиады подряд, и то проиграл финальную схватку на своей четвертой олимпиаде (на мой взгляд, вмешался случай, ибо противника Карелин был явно сильнее). Но ни победа, ни поражение ничего не будут стоить, если вы сломались и упали духом. Тут уж как ни крути, однозначное поражение. А потому, невзирая ни на что, следует двигаться только вперёд. И лишь иногда брать передышку, дабы осмотреться на местности. Мало ли пойдете не туда и придётся делать лишний круг. Хотя и это не страшно. Иной раз полезно для расширения кругозора.
Глава 23
Стал замечать, как многое, из того чем ещё недавно гордился, уходило в прошлое.
Всё предыдущие годы я выстраивал своё понимание семьи. Добивался, чтобы женщина ко мне относилась так, как я того хотел. Если что-то шло не так - расставался, попутно наказывая ее (психологически), и находил другую.
В какие-то минуты мучился сам (совесть, однако).
При этом, зажав зубы, продолжал идти вперёд, делая так, как делал. И вот...
И вот словно нашла коса на камень.
Но в силу сложившихся обстоятельств я практически кардинально изменил собственные мысли. И скажу, что пока я пребываю в некой прострации относительно того, какую ставить этому оценку, положительную или отрицательную, ибо, с одной стороны, не скажу, что мне очень нравится то, что сейчас происходит, а с другой, наверное я уже и не могу иначе.
А всё дело в том, что я понял, что для того, чтобы быть готовым к борьбе, совсем нельзя испытывать в жизни душевный комфорт, потому что когда у вас счастье (а семейное счастье всегда по особому радует), то вы становитесь весьма восприимчивы к различного рода тяготам внешнего, окружающего, мира (воспринимая очень болезненно случающееся с вами), тогда же когда вы занимаете нейтральную позицию по отношению к жизни (и скорее любят вас, чем любите вы), то вы всегда пребываете в каком-то боевом или полубоевом состоянии, и возможные тяготы судьбы уже не вызывают у вас реакции отчаяния, потому что вам, по сути, всё равно, да и вы готовы если потребуется вступить в бой. Это как человек прошедший с войны готов продолжить боевые действия, так будет ему даже понятнее жить. Так что ситуация с тем, что происходило в личной жизни продолжала оставаться двоякой: с одной стороны мне хотелось счастья, с другой я понимал, что как только будет оно, тотчас же я стану слишком восприимчив к любого рода агрессии извне. При том что и сама мадам, как то уже не раз случалось, обманет. А потому уж лучше то что есть сейчас (пусть и в каком-то особенном эквиваленте тире варианте отношений), нежели чем любого рода идиллия, заканчивающаяся трагедией. Эзопов язык, однако, но пока не могу от него отказаться.
Глава 24
Собственная психика накладывала незримый отпечаток и на все мое существование, фактически подчиняя меня и вынуждая совершать действия, о которых когда-то апостол Павел сказал, что не то делаю, что хочу, а что не хочу, то делаю. Апостолы были живые люди и они испытывали те же состояния, что и мы, независимо, что жили несколько тысяч лет назад или были иностранцы, потому что психика человека едина, несмотря от расы.
Я давно уже убедился, что в моем варианте лучше не противиться судьбе, ибо наша судьба точно также складывается из множества составляющих, начиная от генетической предопределённости, и заканчивая опытом личного бессознательного каждого из нас (личное бессознательное складывается из личного опыта человека, всё, что он когда-то увидел, услышал, почувствовал и прочее, неизменно откладывается в подсознании, бессознательном психики).
Для более четкого понимания данного момента я, с вашего позволения, немного коснусь понимания бессознательного психики, дабы нам говорить на одном языке.
Итак, психика человека состоит из сознание (Эго), подсознания (бессознательное психики - Ид), и цензуру психики (Альтер-Эго) - барьер критичности, барьер между сознанием и подсознанием (бессознательным). Сознание является неким посредником между бессознательным и внешним миром, а цензура психики - это инстанция, олицетворяющая собой запреты морально-нравственного, социокультурного и семейно-исторического происхождения.
Сознание и бессознательное можно сравнить классическим примером как всадника и лошадь. Когда Эго (всадник) пытается подчинить себе Ид (лошадь) - лошадь встает на дыбы и сбрасывает седока. В итоге - всадник подчиняется необузданной лошади; а значит - и Эго фактически подчиняется воле Ид, создавая лишь видимость своего превосходства над ней.
Эго олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность к Ид, содержащему страсти. При этом хочу обратить внимание, что Альтер-Эго сохранит характер отца, и чем сильнее был Эдипов комплекс, чем стремительнее было его вытеснение, тем строже впоследствии Альтер-Эго будет властвовать над Эго как совесть и бессознательное чувство вины.
Бессознательное формируется настоящим и прошлым опытом человека. Прошлый опыт - это так называемый опыт предков, опыт предшествующих поколений. В психике бессознательное представлено двумя частями: личным и коллективным бессознательным. Личное бессознательное содержит индивидуальное содержание человека, то есть такое бессознательное формируется факторами, отнесенными к сегодняшнему времени: информация, полученная в период детства (сказки, мультфильмы, передачи по телевидению, информация, получаемая от сверстников и прочее) и информация, полученная в процессе жизни; тогда как коллективное бессознательное являет собой содержание психики, доставшееся нам от предшествующих поколений.
Коллективное бессознательное представляет собой всеобщую духовную основу человечества, его сверхличностную психологическую природу. Коллективное бессознательное - это универсальный фундамент духовной жизни всех и одновременно каждого отдельно взятого человека. Существенной особенностью коллективного бессознательного является то, что оно не поддается осознанию, рациональной обработке и поэтому никакая аналитическая техника не поможет его вспомнить, ведь оно не было вытеснено или забыто. Сердцевиной коллективного бессознательного являются архетипы (образы). Человек наследует эти образы из своего прошлого, которое включает жизненный опыт предшествующих поколений. Поэтому архетип - это не столько фиксированные образы, сколько некие возможности определенным образом воспринимать мир и реагировать на него. Эти возможности современные люди унаследовали от древних времен в виде определенных форм мнемонических структур головного мозга. Иными словами, архетипы - это врожденные возможности представлений, регулирующие принципы формирования наших взглядов на мир, условия его понимания и осмысления.
Архетипы как первичные структурные формирующие элементы бессознательного могут быть представлены двояко: в виде определенных, передаваемых от поколения к поколению структур и в виде определенных ситуаций. Доминирующим способом представления архетипа является символ. Символизация - это главный путь проявления бессознательного. Человек воспринимает мир мифологически, то есть, формируя архетипические образы, которые проецируются на реальный мир. Поскольку человеческая жизнь во многом зависит от подсознания, можно говорить о том, что человек в своей деятельности мыслит не только логически, но и мифологически, архетипическими образами, символами, которые являются спонтанным выражением бессознательного. Поэтому бессознательное - это самостоятельная психика правого полушария мозга.
Бессознательное находит отражение в сознании (сознание зависит от работы левого, словесно-логического, полушария головного мозга) в виде предчувствий, сновидений, галлюцинаций, иллюзий, оговорок, автоматического письма, автоматических - бессознательных - движений, автоматической речи, чувств, ощущений, эмоций, переживаний, интуицией, поэзии, музыки, влечений, страстей, привязанностей, привычек, инстинктов (инстинкт жизни, половой инстинкт, голод, жажда и др.), восклицаний, истерических срывов и неврозов, вегетативных реакций, реакций на субсенсорные раздражители, стереотипов поведения и прочее.
Подсознание (бессознательное психики) являет собой удивительный пласт психики человека. В подсознании сокрыты все тайные желания человека, доставшиеся ему как от первобытных предков, так и полученные в результате личного опыта конкретного человека. Кроме того в подсознание заложены полученные наследственные механизмы, данные человеку от рождения (от родителей). Именно в подсознании таится основа того, что после переходит в сознание и свидетельствует о человеке согласно его поступкам (поведению) и словам (мыслям). Таким образом, подсознанию (бессознательному психики) следует отдать главенствующую роль в психике, ибо то, что заложено в подсознании, влияет на сознательную жизнь человека.
Как я уже говорил, формирование бессознательного происходит несколькими способами. Первый из них - то, что передается филогенетическим путем, то есть это опыт предшествующих поколений, опыт предков. Это так называемое коллективное бессознательное. Второй способ наполнения бессознательного - то, что перешло генетическим путем, то есть в результате наследственного фактора. Я бы назвал это родительским бессознательным (хотя принимают прямое участие в этом не только родители, но и родители-родителей и родители-родителей-родителей). И третий - личный опыт человека. Личный опыт формирования бессознательного психики - это все, что человек увидел, услышал, почувствовал и тому подобное в течение собственной жизни. То есть любая информация, которая оседает в подсознании путем задействования репрезентативных и сигнальных систем организма человека. Репрезентативные системы - это аудиальная (звуковая), визуальная (зрительная), кинестетическая (мышечные ощущения, вкус, запах), сигнальные - это чувства и речь.
Таким образом, рассматривая вопрос формирования бессознательного, следует говорить, что именно в формировании собственного личного бессознательного конкретный человек принимает самое основное участие, потому что в этом случае, в личном бессознательном находит отражение любой прочитанный, прослушанный или увиденный материал (а также информация полученная органами вкуса, запаха и проч.). Это так называемое первоначальное формирование личного бессознательного, ибо чуть позже, такой материал смешивается (коррелирует) с информацией, хранившейся в подсознании ранее, а затем, уже в переработанном виде переходит в сознание. Информация, ранее хранящаяся в подсознании, представлена в виде архетипов. Сам архетип (которых существует значительное количество) представляет собой то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым. В таком случае архетипами являются некие коллективные модели (паттерны) поведения, исходящие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием сказок, мифологий, легенд, и прочее.
Рассматривая, как связаны между собой сознание и подсознание (бессознательное), можно взять в качестве примера случай, когда человек внезапно забывает какую-то свою мысль, которая до этого "вертелась на языке". В этом случае он говорит "забыл", хотя на самом деле эта мысль стала подсознательной, потому что когда идея выскальзывает из сознания человека, она не перестает существовать - так же, как машина, скрывшаяся за углом, вовсе не растворяется в воздухе. Просто она оказалась вне поля зрения. Позже мы опять можем встретить эту машину, как можем и натолкнуться на ранее утерянные мысли. Таким образом, наше подсознание бывает занято множеством временно угасших образов, впечатлений, мыслей, которые продолжают влиять на наше сознательное мышление, хотя и являются потерянными. Отвлекшийся или рассеянный человек пересекает комнату, чтобы что-то взять. На полпути он останавливается в смущении - он забыл, зачем шел. Он механически перебирает вещи на столе - хотя первоначальное намерение забыто, оно подсознательно движет им. Наконец он вспоминает, что хотел. Подсознание подсказало ему. Поэтому забывание это нормальный процесс, при котором отдельные осознаваемые идеи теряют свою специфическую энергию из-за отвлечения внимания. Когда мы переключаем интерес на что-то, мы тем самым оставляем в тени те вещи, о которых думали ранее. Так луч прожектора, осветив одно место, оставляет другое в темноте. Этого нельзя избежать, поскольку сознание может удержать одновременно лишь несколько образов. Забытые идеи не прекращают существования, а пребывают под порогом сознания, ниже порога памяти, откуда могут всплыть в любой момент, иногда после многих лет полного забвения. Человек видит, слышит, чувствует запах и вкус множества вещей, не замечая этого либо потому, что его внимание отвлечено, либо потому, что раздражитель, воздействующий на его органы чувств, слишком слаб для осознанного восприятия. Тем не менее, эту информацию впитывает подсознание, и подобное подпороговое восприятие играет значительную роль в повседневной жизни любого человека даже несмотря на то, что подобное может не осознаваться человеком.
После того как мы с вами выяснили, что в психике главенствует бессознательное, мы должны говорить, что именно бессознательное берет контроль над сознанием в трансовых, или, иными словами, измененных состояниях сознания. В бессознательном скрываются архаичные желания человека (архаичные инстинкты), вытесненные в глубины психики в том числе и в процессе развития цивилизации (роста культуры в обществе). При этом первичные инстинкты, вытесняясь в бессознательное, не исчезают окончательно, просто человек, находясь в обычном состоянии сознании (ОСС), оказывается более-менее способен контролировать их; тогда как при погружении такого человека в трансовые или измененные состояния сознания (алкогольное опьянение, усталость, период пробуждения и засыпания, сильное сексуальное желание, состояние ярко выраженной тревоги или радости и тому подобное) все эти первобытные инстинкты находят выход, снова оказываются в сознании, и таким образом подчиняя его, вынуждают даже самого законопослушного человека совершать полукриминальные поступки продиктованные временно ставшей деструктивной психикой.
Помимо перечисленных случаев погружения в измененные состояния сознания (ИСС, как-то: усталость, опьянение, простудные заболевания, период просыпания, период засыпания, период усталости, вызванной в том числе и недосыпанием, и тому подобное), в такие состояния человек может попадать, находясь в толпе. В этом случае человек толпы в полной мере испытывает на себе влияние первичных инстинктов, доставшихся от первобытного человека и активно проявляющихся в стадных чувствах всеобщего единения, когда психика людей подчинена единым позывам и первобытным желаниям вследствие значительного ослабления критичности психики. Перед человеком толпы не существует преград, его сила удесятеряется, он способен на совершение явно выраженных криминальных поступков проникнутых деструктивным желанием.
В случае нахождения человека в измененных или трансовых состояниях сознания работает правое полушарие головного мозга (бессознательное), поэтому левое полушарие мозга (отвечающее за сознание) частично отключается и такой человек пребывает в ссуженном состоянии сознания, или состоянии повышенной гипнабельности. Происходит это по причине ослабления барьера критичности, стоящего на пути информации между мозгом (сознанием) и подкорковыми участками мозга (подсознанием). Вследствие ослабления барьера критичности (в том числе и на пути поступления новой информации из внешнего мира) вся получаемая информация откладывается в подсознании. Если же такая информация будет эмоционально насыщена, то в этом случае путем образования активных доминант (активная доминанта - это очагового возбуждения в коре головного мозга) или пассивных доминант (очагового торможения в коре головного мозга) в подсознании закрепляются психологические установки, что приводят к формированию соответствующих паттернов поведения и (или) дополнительного формирования вновь образованных или предварительно образованных и усиленных этим архетипов личного бессознательного; равно как и усиления первоначальных импульсов, полученных от поступившей информации; такие импульсы в свое время не привели к созданию полноценных доминант, установок и паттернов, но наметили их формирование, послужив первыми кирпичиками единого здания, и явив полу-доминанты, полу-установки, полу-паттерны.
Остановлюсь еще немного на архетипах личного бессознательного. На мой взгляд, архетипы присутствуют не только в коллективном, но и в личном бессознательном. В этом случае архетипы состоят из остатков информации, которая когда-то попала в психику индивида, но не была вытеснена в сознание или в глубины памяти, а осталась в личном бессознательном будучи обогащенной раннее полусформированными доминантами, полуустановками, и полупаттернами; то есть в свое время такая информация не явилась созданием полноценных доминант, установок или паттернов, но как бы наметила их формирование; поэтому при поступлении в последующем информации схожего содержания (информации со схожей кодировкой, или иными словами, схожими импульсами от афферентных связей, связей между нейронами мозга), раннее полусформированные доминанты, установки и паттерны доформировываются, в результате чего в мозге появляется полноценная доминанта, а в подсознании появляются полноценные установки, переходящие в паттерны поведения; доминанта в коре головного мозга, вызванная очаговым возбуждением (коры головного мозга) служит причиной надежного закрепления психологических установок в подсознании, а значит и появление у человека соответствующих мыслей, переходящих в последующем в поступки (вследствие предварительного перехода установок в подсознании в паттерны поведения в бессознательном).
Цензура психики - это барьер критичности, то есть некая особая составляющая психики, которая находится между сознанием-бессознательным и окружающим миром и характеризует собой верификацию информации, переходящей из внешнего, окружающего мира - в мир внутренний (сознание и подсознание). Основная функция цензуры психики - распределение информации, поступаемой из внешнего (окружающего) мира между сознанием и подсознанием (бессознательным). Если информация, поступая из окружающего мира, усиливается эмоционально, то такая информация запоминается, сохраняясь, например, в виде установок, сформированных и усиленных паттернов поведения за счет задействования в том числе и архетипической составляющей бессознательного.
Эмоциональное насыщение информации поступаемой в мозг из внешнего мира приводит к формированию активных доминант, то есть активному очаговому возбуждению в коре головного мозга, а также очаговому торможению в коре головного (пассивная доминанта); пассивная доминанта в этом случае автоматически тормозит и подчиняет себе все соседние участки коры головного мозга, постепенно выключает все органы чувств кроме одного: гипнотик (тот, кого гипнотизируют) слышит лишь голос гипнотизера (тот, кто гипнотизирует); генерируется транс, то есть измененное состояние сознания, когда максимально ослаблена и фактически выключена цензура психики, а значит любая информация, подаваемая в данный момент, прочно отложится в подсознании гипнотика и далее будет служить руководством к действию, посредством в том числе и сформировавшихся установок, переходящих в паттерны поведения.
Для понимания процесса следует подробнее остановиться на паттернах поведения. Как я уже заметил, паттерны поведения способны не только постоянно появляться вновь, но и усиливаться раннее существующие. Точно также я полагаю, что в личном бессознательном психики современного человека представлено неисчислимое количество архетипов (которые содержатся в огромных количествах и в коллективном бессознательном). Кроме того, архетипы продолжают образовываться в процессе жизни человека все время. В данном случае наблюдается такая ситуация, когда раннее поступившая информация не вытесняется из психики окончательно, а как бы "ждет подкрепления" новой информации; и если сигнал вновь поступившей информации совпадет с сигналом раннее существующей, то будет наблюдаться процесс доформировывания прежних полудоминант, полуустановок, полупаттернов поведения.
Остановлюсь несколько подробней. Итак, в процессе очагового возбуждения в коре головного мозга информация прочно откладывается в виде установок в подсознании. Однако в подсознании к этому времени уже имеются определенные, сформированные раннее паттерны поведения, то есть устойчивые механизмы, направляющие в последующем поведение индивида, - паттерны поведения отвечают за совершение индивидом поступков, тогда как установки (образующиеся вследствие предварительного образования доминант) участвуют в появлении у индивида мыслей. Установки могут переходить в паттерны (усиливая последние), а могут действовать самостоятельно, влияя на поведение индивида. Происходит это в том случае, если поступки являются следствием предварительного появление мыслей; поэтому, если сформировавшиеся в подсознании установки влияют на появление у человека тех или иных мыслей (то есть мыслей проникнутых информацией, закрепившейся в подсознании в виде установок), то вполне логично, что установки могут самостоятельно участвовать в направленности действий человека на совершение тех или иных поступков, то есть установки в этом случае формируют поведение индивида. В случае же временного пребывания индивида в измененных, трансовых, состояниях сознания, такой человек может совершать поступки без предварительного участия сознания, - действовать рефлекторно, инстинктивно.
Таким образом, в психике человека помимо того, что постоянно формируются новые паттерны поведения и усиливаются раннее существующие, также происходит постоянное формирование новых архетипов. Подобное становится возможным потому, что новая информация, поступаемая в мозг в результате отражения (важной функции сознания) в психику, может сразу переходить в паттерны поведения, формируя их и усиливая раннее существующие, а может и предварительно обогащаться остатками информации, хранящейся в личном бессознательном подкрепленном схожей информацией (со схожей кодировкой) из коллективного бессознательного. Раннее, наличие такой информации не хватило для формирования соответствующего архетипа, несмотря на то, что была явная предрасположенность к оному, но не хватало частичного усиления, которое и происходит в данный момент с вводом (поступлением) новой информации; в результате чего новая информация дополняет раннее существующую, а значит и образуется (формируется) новый архетип бессознательного (архетипов личного бессознательного); причем в данном случае, как мы считаем, образованию нового архетипа необходима предварительная полусформированность архетипа в коллективном бессознательном, а также, в результате взаимосвязи с вновь поступившей информацией в личное бессознательное как раз и послужила появлению уже нового архетипа уже в личном бессознательном. Что же касается формирования нового паттерна поведения, то, на наш взгляд, становится возможным подобное потому, что любая информация, которая находится в зоне восприятия индивида (информация, которая улавливается его визуальной, аудиальной, кинестетической репрезентативными системами, а также сигнальными системами психики) откладывается в подсознании. Из чего следует, что при управлении психикой необходимо учитывать предварительную сформированность в бессознательном психики установок, жизненного опыта данного человека, уровня его образования, воспитания, интеллекта и прочих индивидуальных особенностей.
Информация, которая попадает в подсознание, вступает в коррелят с уже имеющейся в психике информацией. То есть такая информация вступает в ассоциативные контакты с информацией, накопленной архетипами личного и коллективного бессознательного, и обогащаясь информацией от них - значительно усиливается, формирует новые или доформировывает, усиливая, уже существовавшие паттерны поведения; а по прошествии определенного времени (индивидуального в случае каждого человека) начинает оказывать влияние на сознание, потому что при появлении какой-то новой информации, психика начинает ее бессознательно оценивать с позиции ранее накопленной информации в бессознательном (личном и коллективном), то есть информации, как приобретенной в процессе жизнедеятельности данного индивида, так и перешедшей к бессознательному с помощью генетических и филогенетических схем. В результате ослабления цензуры психики (снижение барьера критичности на пути поступления информации из внешней среды) становится возможным вводить в бессознательное психики человека значительные объемы информации. Причем, эта информация практически полностью будет откладываться в подсознании, закрепляясь там особыми кодовыми характеристиками, благодаря которым подобная информация прочно закрепляется в виде установок в подсознании (происходит своего рода кодирование психики путем образования доминант, т.е. очагового возбуждения в коре головного мозга), а кроме того, при поступлении новой информации со схожим кодовым значением - такая информация доформировывает задатки намеченных к формированию (полусформированных) паттернов поведения и усиливает архетипы личного бессознательного.
Человек рождается с доминирующим правым полушарием, т.е. любой ребенок намного ближе к природе, чем взрослый, потому что мозг ребенка большей частью работает в режимах деятельности бессознательного, а сознание ребенка пребывает главным образом в трансовых или полутрансовых состояниях (тех состояниях, которые добиваются, например, в гипнозе наяву для погружения психики человека в транс или, скажем, в цыганский психологический гипноз наяву, эриксонианский гипноз, НЛП - нейролингвистическое программирование, и тому подобное) благодаря чему достигается наивысшая внушаемость, а подаваемая на фоне подобного погружения информация прочно закрепляется в подсознании в виде психологических установок.
Глава 25
Если бы я когда-нибудь захотел переиначить собственную жизнь, то у меня бы вышло тоже самое, что и уже было, ибо нет-нет, да я предпринимаю подробного рода попытки, направленные на измерения себя в плане изменения и облегчения жизни существующей, да ещё какой-то подсознательной надежды, что это мне не только удастся (дурное дело не хитрое), но и принесёт свои положительные плоды, связанные прежде всего с облегчением собственного существования. Каждые несколько лет (в среднем три-пять-семь) проходят подобного рода изменения, отчего я заключаю что жизнь удивительно циклична.
Глава 26
За мои долгие наблюдения за собственной судьбой, я пришёл к заключению, что не все то, что мы считаем плохим да ненужным, на самом деле таковым для нас является. Порой необходимо пройти времени, чтобы мы могли начали вспоминать прошлое с благодарностью, попутно сетуя что тогда, когда наше прошлое было ещё "настоящим", мы этого не понимали. Поэтому справедливее действительно признать существование высшего разума, незримо управляющего нами, да иначе и не существовало бы столько религий у различных народов (по сути у всех, пожалуй, не найдется в мире народа за всю историю существования человечества, который не верил бы в то, что существует ещё что-то нечто, помимо самого человека, который управляет им; а как это называется, бог или золотой телец, это уже вторично). Ну а те индивиды, которые отрицают всё и вся, они тогда должны объяснить почему сами не способны управлять собственной судьбой, не болеть и жить вечно; но ведь не могут, ибо не ведают что с ними произойдет даже в сию же секунду.
("- Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
- Сам человек и управляет, - поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.
- Виноват, - мягко отозвался неизвестный, - для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? И, в самом деле, - тут неизвестный повернулся к Берлиозу, - вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас... кхе... кхе... саркома легкого... - тут иностранец сладко усмехнулся, как будто мысль о саркоме легкого доставила ему удовольствие, - да, саркома, - жмурясь, как кот, повторил он звучное слово, - и вот ваше управление закончилось! Ничья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует. Родные вам начинают лгать, вы, чуя неладное, бросаетесь к ученым врачам, затем к шарлатанам, а бывает, и к гадалкам. Как первое и второе, так и третье - совершенно бессмысленно, вы сами понимаете. И все это кончается трагически: тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи. А бывает и еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск, - тут иностранец прищурился на Берлиоза, - пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет - поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что это он сам собою управил так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой? - и здесь незнакомец рассмеялся странным смешком". Михаил Булгаков. "Мастер и Маргарита").
Глава 27
Природе происходят одновременно умные, и в то же время невероятно загадочные вещи. Но они фактически не имеют ничего общего с реальностью, ибо хоть и постигаются людьми, но всеми по разному, а ещё более различным является описание их, ибо любого рода описания происходят при помощи слов, а слова придумали люди для обозначения уволенного ими, и в то же время животные или птицы да насекомые не говорят в привычном нам понимании, но природа мира от этого не меняется, что ещё раз показывает всю условность происходящего.
Действительно, если бы мы с вами когда-то могли что-то должным образом понять, то это, вероятно, было бы лишь повторением некогда уже существующего, потому что человечество скованно придуманными им словами, а то нечто, что и является на самом деле окружающим миром, по сути, так и остается непознанным.
Глава 28
Прошлое неминуемо влияло на всю мою жизнь. И видимо от того, как прожили вы свои годы, от яркости впечатлений после множества различных и сменяемых друг друга событий, как раз и зависят ваши впечатления от жизни сейчас.
Я вспоминал детство, когда маленьким жил в Краснодаре, когда были ещё живы папа и мама, когда родители только получили квартиру (мне было тогда они, а брат только родился), дом стоял в поле, вокруг были сады или невысокие горы (скорее курганы), когда зимой не было снега, а лишь поземка, но мы, дети, и этому радовалось, - я, потому что настоящий снег видели лишь в деревне, откуда был родом отец, станица Кужорская Краснодарского края. Тогда ещё были живы его родители, мои бабушка и дедушка. Бабушка Мария пекла в печи хлеб, дедушка Леня убил неводом рыбу (к реке выходил их огромный, в сорок а то и шестьдесят гектаров, огород), а мы ловили черепах, которых было тогда очень много, а рано утром пройдя с рыбалки, с нетерпением дожидались пока бабушка тут же на печи подарит рыбу на большой сковороде, а после мы пойдем с местными мальчишками собирать землянику и дикую малину (в огороде росла своя, но та, что достается с трудом, ведь нужно было пройти несколько километров по полю да сквозь лес, была видимо вкуснее). Ещё дедушка возил нас на бричке, и мы ломали с ним вербу для кролей (их было у него несколько сотен). Помню вкус варенья (настоящего, не того что сейчас в магазинах), алыча, яблоки, груши, смородина, малина, клубника, что только не росло в огороде. Много кур, гусей, уток. Счастливая жизнь, как понял уже только когда вырос и лишился всего, а тогда помнится мы с братом слёзно просили родителей забрать нас и отвезти лучше на море (по три месяца каждое лето мы проводили на море с самого детства и пока не началась перестройка, разрушившая всё и всё, после чего в результате клеветы на долгих семь лет, пока не разобрались и не освободили, попутно сняв все обвинения, отправили в лагерь отца, и мы с братом и мамой ездили несколько сотен километров к нему на длительные, трое суток, и короткие (час) свидания, в это же время от открывшейся в результате переживаний болезни умерла бабушка, а после и дедушка, не приняли в партию маму, отчего она очень переживала, будучи коммунисткой по убеждению, а не как перевёртыши, которые после продали страну, переправившись в демократов (маму не приняли из-за судимости отца, который был одним из руководителей края и его все знали, по крайней мере по фамилии). Странное время тогда началось. Всё, чем жили целые поколения, признали неправильным. Всё накопления в результате так называемой Павловской реформы правящая власть у народа отобрала, а вскоре разрушило и саму страну, попутно за бесценок распродав в частные руки заводы, фабрики, пароходы и природные ресурсы. Поистине страшно всегда было от бессилия. Как тут для спокойствия не прикрыться судьбой, мол, что на роду написано... Так поистине проще. Для кого-то. Но не ты меня. К сожалению наверное.
Глава 29
Я понимал, что помимо прочего должен также весьма спешить успеть завершить задуманное. Пусть на все про все, как я надеялся (не хотелось оканчивать как Хемингуэй, исписавшись, но не мысливший себя без творчества) и жизни не хватит, и в то же время было ощущение, что многие темы ещё не затронул, словно приберег их на то время, когда можно будет писать и не отвлекаться на решение порой элементарных бытовых вопросов или стабильного обретения основных потребностей: пропитания, проживания, обмундирования, то есть еды, крова, да хотя бы шкур, прикрыть наготу да уберечься от холода. А ещё ведь нужно было защищать себя от врагов, столь в различных лосинах распространенных в социуме. А где-то ведь ещё была и любовь (потребность в коей точно также очень остро ощущается большинством психически здоровых членов социума). А когда обретёшь необходимое, так ведь всегда хочется и чего-то сверху. В общем, работы на обретение благосостояния было ещё хоть отбавляй, и потому я понимал, что какие-то масштабные работы ещё впереди, а пока имеем то, что имеем, тем более что для обретения будущего необходимо разобраться со своим настоящим и особенно с прошлым (то, что так глубоко у каждого из нас в подсознании), а потому работы ещё и действительно было хоть отбавляй. Но я не хотел, чтобы у меня забрали даже часть ее. Как говорится, тем слаще победа, чем тяжелее она достается. А я с детства был приучен не искать лёгких путей. Так что, прорвёмся. Начнём и закончим. А закончив, начнём по новой. И так до бесконечности, потому что на каждом уровне есть свои подуровни, а на каждом подуровне проживается частичка судьбы. Которая отдает свою часть души. И хорошо если восполнится обратно, насытившись и обретя душевный комфорт (психическое здоровье), а если нет, значит потребуется приложения ещё больших усилий, ведь обратно идти невозможно, точно также как и сдаться.
Глава 30
Жизнь на удивление то накатывала каким-то загадочным содержанием, то стремилась сделать всё по своему. Да ещё порой так, что мне на долгие годы доставляла ребусы и шарады, которые, конечно же, можно и не разгадывать, и все же, допуская что не все так просто, я нет-нет да занимался анализом всего и вся. Дело, скажу вам, весьма неблагодарное, ибо стоило вам только приблизиться к пониманию чего-то, а оно уже или ускользало от вас, или конечные выводы показывались такими нелепыми, что исчезал любой интерес узнавать, что дальше. Хотя случалось и все выходило даже лучше, чем я предполагал. И тогда наступало поистине торжество справедливости, которое словно из небытия выдергивало и душевное равновесие, и вообще любого рода комфорт.