Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
О книге
Каждый раз заканчивая очередной роман, я втайне радовался что все наконец-то окончено и могу вздохнуть. Проходило время. И всякий раз, когда начинал я роман новый - я радовался вдвойне, что все продолжается. И даже не просто радовался, как односложное слово "радость" передать без эмоциональными словами, когда перед вами все время вспыхивает тайная надежда наконец-то самому для себя понять истину. Истину, на поверхности такую открытую, а в глубине скрывающую все, что не только сейчас происходит в твоей душе, но и фактически предопределяет судьбу.
Аннотация
Я допускал, что я обладаю самым надлежащим чувством к какому-то обучению. И при этом понимал, что все далеко не все так просто. И то, что мне предстояло еще понять, на многие разы (этакий куб в квадратуре круга) является, пожалуй, самым занимательнейшим из всего, что доселе приходилось видеть мне в жизни.
Сергей Зелинский
Ритмика мысли
роман
"Дожил до седых волос; греха за собою большого не знаю".
Федор Достоевский
"И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг".
Александр Пушкин
"Произведение это стоит совершенно особняком".
Фридрих Ницше
Пролог
Никогда не спеши заканчивать собственную реальность. Равно как пожелай удачи самому себе на столь нелепом пути. Если все-таки за него возьмёшься. Но ведь ты возьмешься. Потому что отчего-то во что бы то ни стало тебе необходимо понять истину, скрывающуюся в твоей голове. Мозгах. Психике. Подсознании. Вернее, все это таится в подсознании, обрамлено мозгами, украшено головой, влияет на психику, и на самом деле просто-напросто направляет всю твою жизнь, влияя на те или иные ситуации, происходящие в ней. А тебе так во всем этом хочется разобраться, потому что ты преисполнен маниакальной идеей не только насладиться собственным безумием, но и разом разгадать тайну бытия, поняв все и вся. Молодец, однако...
Глава 1
Когда я видел, что собственное сознание уносило вдаль времен, я, бывало, одновременно и радовался происходящему - и ужасался. И при всем при том, у меня никогда не возникало никакого желания остановить уходящее мгновение. Наверное просто потому, что, как полагал: всем управляет судьба.
Но всякий раз, когда размышлял об этом, у меня возникало неистребимое желание повернуть все вспять, дабы доказать что-либо обратное. По шекспировски вы скажете: "глупец". А мне отчего-то видится, что как раз во всем этом - и скрывается истина. Та самая истина, которую нам всем так хочется найти.
И пусть мы даже не знаем, что делать, отыскав ее. То ли пусть просто будет как есть, со временем разузнав какое наиболее приемлемое применение ее. То ли может просто она должна быть, потому что не может не быть. Но уже тогда, всякий раз задаваясь вопросом: "что есть вообще, по сути, истина", - мы точно также будет радоваться, что не находим ответа. Просто потому, что и ответа, как такового, не существует, но и - как равно - точно также размышлять, что ответ-то все-таки есть. Нам просто до него не добраться.
И не потому, что не хотим, а просто пока что он выше нас. Выше даже нашего понимания бытия. Хотя мы ведь считаем себя ох как прозорливыми...
Глава 2
Мир, который пребывает "на грани" ("во грани", справедливее сказать), порядком есть еще ничто, в сравнении с осознанием вечности. Ибо что такое вечность, в проекции "здесь и сейчас"? По сути ничто. Так, пыль времени. Но если мы вдруг начнем иметь намерение постигнуть бытие времен, и даже, сбросив собственные оковы сознания, вдруг пустимся в бег безвременья, то это ли не ответ на ту истину, которая откроется перед нами. "Перед" - значит впереди. А раньше писали "пред". Но по смути ведь одно и то же...
Глава 3
За "нераскрытием" тайны времени грядёт эпоха "вседознания". Значит это, что чуть ли не каждый будет искать истину. Но находить будут единицы, а понимать и того меньше. Ну не может мир (бог... бог...) взять и раскрыть так-то уж сразу тайну себя. И не время должно пройти, как ошибочно заблуждается кто-то, а мир перевернуться с ног на голову. С осознания на подсознание, с понимания на непонимание, с бытия - на нелепость оную. Кою, впрочем, век в века судьба планеты нам и исповедует себя в подобном ракурсе. Ну, удобно ей что ли именно так. Ну или - как раз именно так. Вот ведь иллюзия мысли для "филолого-филов". Однако.
Глава 4
А если взять и вернуть все назад, обратно? Будет ли кому благо? Или быть может во благо - наоборот, идти вдоль по истине. Как по вспаханному пути? И тогда уже, что есть сама по себе правда иль ложь? И не есть ли это та самая иллюзия, к которой всеми силами души (фибрами... фибрами...) мы так стремились? Или?..
Очередная загадка бытия, однако, как сказал бы мой якутский друг-шаман, дитя Крайнего Севера... ну да я всегда отмечал в его первобытных словах дух истины. Или?
Глава 5
Всю жизнь, особенно последние годы, я пытался понять устройство мира. Да, философы всех времен пытались делать тоже самое (каждый втайне мечтая, что именно он откроет законы бытия), все религии все о том же, казалось человеку можно изучить все да выбрать из того что есть. Но вот ведь парадокс: чем больше вы постигаете учение других, тем больше находите неполноту уже имеющихся знаний, а потому стремитесь расширить границы понимания, втайне точно также надеясь, что именно ваше учение будет истинно. Чем, собственно, я и занимался, изучая восточные религии (тире) философии (ибо на Востоке это суть едино, а к ним присовокупиваются еще и единоборства, восточные), изучая западную философскую мысль (от Аристотеля, Сократа и до наших дней), изучая психоанализ, литературу, да все что ни попадя, как говорится, объединяя все с собственным жизненным опытом - наблюдениями о жизни.
Так где же ты, дорогая моя истина, которая позволит жить безбедно да комфортно в этой жизни, не думая о жизни иной - загробной. И пусть ошибки наши не ошибки, - а опыт, - и пусть тревоги наши не тревоги, а блажь небесная, позволяющая малым злом искупать зло большее (как учит христианство), или жить так, потому что расплачиваемся за родительские грехи (христианство) или ошибки в прошлых жизнях (буддизм), ничего по сути не меняет все это, ибо истина по прежнему то приближается, то отдаляется, сволочь этакая, мягко да ласково говорю я ей, - по сути: взываю. И предвкушая удачу в разгадки тайны бытия - окунаюсь в головой в омут очередной попытки понимания законов жизни. Допуская отчасти что и бег, быть может, бесконечен да не нужен, но ведь уже и не могу я как-то иначе. Просто потому, что так надо.
Глава 6
Да, на самом деле, очень сложное понимание да нашей собственной жизни (в рамках одной судьбы), и что же тогда говорить о понимании всего человечества. Ведь так зачастую происходит, что мы вроде как и пытаемся осознать истину, но при этом почти тут же замечаем, как ускользает она. И двоякий вопрос, поистине дилемма: продолжать дело, кое уже знаем, что не принесет ожидаемых результатов (но лишь поддержит нас на жизненном пути), или прекратить все и начать все по новой или же и вовсе успокоиться, признав невозможность постижения пути. Нас учили все время идти вперед и не сдаваться, этакая философия вечной борьбы, где нет места мыслям об успокоению души, словно предполагая отрицание ее. Но ведь это все равно как луна или солнце - им все равно что вы о них думаете, они просто существуют.
Глава 7
Иногда вероятное понимание жизни уносило в край сознания.
Но я все равно продолжал верить (ожидая попутно его возвращения), и знал, что счастье не за горами, а рядом. Даст бог чтобы это было так. Вера все-таки всегда спасает. Даже вера в себя.
Я понимал, что был обязан жить, чтобы завершить начатое по жизни. На этом этапе бытия не должно быть никакого отчаяния. Ведь даже если хочется в петлю, это еще не значит, что все именно так, потому что верил, что всегда может найтись тот спасительный выход, за который ухватишься как за соломинку и выживешь. Ну или способен будешь выжить.
И тогда уже вдруг захочется воскликнуть, эх, ма, как много чего было сделано, а еще больше недоделано. Но судьба, вероятно, выносит вас на иные круги разума. Просто потому что это так. А понимание... Понимания, быть может, и не нужно.
Глава 8
Собственное переосмысление пути не всегда способно поработить того, кто этого не хочет (читай - не способен, ибо спасется всякий покаявшийся грешник), но наверняка в силах переделать его сознание (помните? женщина, где твои обвинители? никто не обвиняет тебя, поэтому иди и больше не греши - "Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши". (Ин.8:1-11).
И в то же время часто обрамляем мы собственное сознание непонятным пред Всевышним, в надежде тайной самим разуметь все да постигнуть с помощью различных "тайных сил" - что есть нелепость и заблуждение. Помните об этом. Хотя и, по возможности, не переусердствуйте, ибо не все еще решено. Ведь иногда бог и дьяволу потворствует испытывать праведников. ("Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. И родились у него семь сыновей и три дочери. Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. ... И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня. И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего. И вот, приходит вестник к Иову и говорит: волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе. Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял...". (Иов.1:1-3; 8-21). Общая история длинна и поучительна, много еще терял Иов с подачи бога, потворствующего сатане - дьяволу - но в итоге все закончилось благополучно, Иов получил намного больше чем имел доселе ("...и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде". (Иов.42:10) - вместо погибших детей новых, вместо убитого скота - еще больше скота, вместо жены - новую жену, моложе и краше предыдущей ("Взяв жену Аравитянку, родил сына...(Иов.42:17), и жизнь прожил такую долгую, что видел своих праправнуков взрослыми и невредимыми ("После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода" (Иов: 42:16).
Глава 9
Несмотря на так, как будто, кажущиеся такими иллюзии сознания, все на самом деле было серьезно. А то и даже (иной раз) скверно как серьезно.
Но это тоже не совсем то, что существует на самом деле. Ибо больше означает запутанность истины, нежели чем самую, что ни на есть, правду. Хотя и сама по себе правда не всегда является таковой, а, скажем, лишь в нашем каком-то (искаженном?) восприятии бытия. А то и нет. Ошибка? Или жизнь? Загадка, поистине загадка... Хотя и за любого рода загадкой неизменно скрывается истина. Просто ее не так просто зачастую удается увидеть. Впрочем, я могу (искренне) заблуждаться. Искренне - значит будет возможность покаяться. Значит, не законченный гад ползучий, а лишь только так кажется на поверхностный взгляд, а на деле - чуть ли не ангел небесный. (Хочется сказать "аминь" - воздержусь).
(Скорее так хочется сказать, что вот так и пишу свои книги, сначала допинг, а после выдергивание из подсознания истины. Но кто знает, что на самом деле "там". Да и насколько мне "это" удается).
Глава 10
Иной раз провалы истинного бытия выбивали из колеи и меня самого. Благо, что после я все равно возвращался. И свыше - дай бог - благоволили мне. Спасибо!
Не всегда у нас получается сказать то, что мы хотим. Иной раз мысль, появившись в подсознании, на бумаге вырисовывается лишь в простые слова. Равно как и читая между строк - мы замечаем настоящую истину. Сермяжную правду жизни.
Простите, если у меня не всегда все получается сразу донести до вас и приходится тратить груды страниц на то, чтобы извлечь всего лишь одно слово. Но ведь прав Маяковский - "Изводишь единого слова ради // Тысячи тонн словесной руды".
Пишу я словно часто невпопад // Так много, и ничего о главном, // И сумрак сам порой не рад // Выискивая в зазеркалье манну // Небесную, проникнуто ею все // Слова и мысли, и - недоразуменья // А я пишу, пишу, и все равно // Доискиваюсь правды упущенья // Того, что раньше, было, потерял // Случалось ведь подобное со мною. // И в жизни смерти сам себе желал // От вас подобное не скрою...
К чему сейчас такая истина // Нелепая правда бытия // Устало ускользала видимо // Куда-то в ад мечта моя. // И не было рапсодий и коллизий // Иллюзий и всего того // Рождалось просто из иллюзий // Мое земное бытие...
1. Знаешь - вспыхнула тайна моя // Из судьбы окаянной. // И растворилась в кругу бытия // Истины забытой, желанной. 2. А я все не верил ей // Почему, почему // Не верил я правды сей // Накрывшей судьбу мою. // P.S. И растворив пелену // Ее я еще прошу // Одну, одну, одну // И даже бога молю // Молчу, молчу, молчу...
Глава 11
Иногда я пытался затыкать собственную поэзию прозой. Намеренно этак, - и странно. Но она, поэзия, все равно просачивалась сквозь асфальт души. И тогда становилось поистине одновременно и прекрасно и загадочно, отчего все это происходило именно так. Неужели не было какого-то иного решения. Но ведь его вполне может быть и правда не было. Ну или же оно было, существовало то есть. А я его даже не то, что не знал, а просто не желал замечать. Вот же глупец...
Глава 12
Когда я чувствовал, что ситуация сознания сама себе начинала изменять, я конечно же вмешивался сразу и бесповоротно. Но вот вопрос: насколько сам я порой отдавал отчет происходящему? Насколько вообще было возможно подобное, особенно учитывая если я имел чуть ли не тысячи (сотни тысяч) вариаций развития мысли сознания, в зависимости от тех многоходовых комбинаций, которые располагались в шахматном порядке в зависимости от движения фигуры противника на шахматной доске, коей, как известно, является наша жизнь - при должном восприятии оной. Ведь даже если так, то уже, пожалуй, и не о чем было бы говорить, когда все именно так. Или не так? Или все-таки имеются определенного рода коллизии (иллюзии или общая демагогика), которая при должном раскладе никогда не приведет вас (меня, ее, их) ко всем тем развитиям мысли, которыми она попросту преисполнена. Или? Или я что-то упускаю главное? Но тогда уже, почти непременно, за главным, следует и нечто великое. А любое великое. Это или следствие сумасшествия, или... или следствия гениальности. Хотя, по сути. Одно просто неотделимо от другого. Однако... И это так. Когда я учился "на психиатра", с восхищением изучил работу Ломброзо "Гений и помешательство". И наряду с другими работами великого психиатра и философа - это поистине гениально. (Хотя подозрение, что и сам автор был сродни героям, ибо не написал бы подобного; впрочем, как и все иные гении, однако). И тогда уже, если задастся великой задачей (целью... целью... - скажу я этак "по набоковски"), так вот, если действительно принять во внимание все вышеперечисленное, то... То или я сошел с ума, или вы. Лучше я. А еще лучше - все вместе. (Но это уже больше "по дзен-буддистки).
Глава 13
Расшатывая собственный мозг любого рода допинговыми средствами (и тем самым жертвуя собой - ради вас), мы можем обнаруживать порой такие уникальные детали нашего бытия, которые пребывают за семью печатями сознания. И это тоже правда. Равно как и то, что порой на утро перечитывая написанное многие авторы сжигают свои произведения (Гоголь... великий Гоголь...). А я вот не стану. Ведь истина, как сказал Сократ, все равно дороже. И речь тут даже не идет о Платоне (или один сказал о другом, равно как вообще никто ни о ком), но раз родился подобного рода "набор слов", означающий не меньше как гениальность, то я вполне охотно и верю ему, и принимаю на вооружение. Вот ведь как.
Глава 14
Иногда, порой, неизгладимое впечатление вдруг начинает портить вашу жизнь. Да, вы можете к ней еще не относиться так уж серьезно. Но ведь проходит время. И перед вами встает конгломерат нераскрытых истин.
Да уж. Внимательный читатель всех моих книг уже заметил, что я всегда вкладываю в то или иное значение (словосочетание, если по-русски) название былых (собственных... собственных...) книг. Причем, как я полагаю, всегда к мечту, отчасти не к месту (а лишь чтобы вы вспомнили о них, найдя какую аналогию с написанием "сией повести временных лет" - повести о времени жизни. Вот ведь как иной раз выходит. Впрочем, судьба человечества, что больше понимают потомки, нежели чем современники. Ведь именно "будущие" поколения не замечают аллюзий поэта о собственном величии. (Нет, весь я не умру - душа в заветной лире // Мой прах переживет и тленья убежит - // И славен буду я, доколь в подлунном мире // Жив будет хоть один пиит", - писал когда-то Пушкин, которого при жизни знали единицы, ибо книги были изданы тиражом лишь в сотни экземпляров, да и уметь читали в то время могли лишь единицы, - причем не "по философски" читать, то есть между строк, а реально, ну то есть - номинально, знали грамоту, ведь даже через полстолетия после его смерти оказывалось так, что более восьмидесяти населения России были неграмотны; притом что в русскую империю - помимо бывших стран СССР - тогда входили и Польша и...; вот ведь как бывает..).
Глава 15
С возрастом я часто вспоминал слова матери: "Перед тем, как куда-то пойти, скажи сынок: "Господи, ты предо мной, а я после тебя", - и всю жизнь мне это помогало. Даже когда одно время уже как будто и перестал говорить эти слова, но Господь ведь слышал.
Слышит вас бог, или вы (усилием воли или полученных знаний) внушаете себе, что "слышит" вас кто другой, Ему ведь все равно; как говорится в русской поговорке: "Хоть горшком назови, только в печь не клади".
Когда кажется, что словно полшага, и перед вами или гроб господень или самая что ни на есть истина, помните, что это лишь обычное восприятие мозга на происходящие с вами события. А все что испытываете вы - суть действия вашего собственного подсознания. А потому я всегда, как и господь, одинаково условно относился к любого рода словам человека. Ибо все равно, по вере вашей - воздастся вам ("Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал". (Мф.9:27-30).
Глава 16
- Скажите, бабушка...
- Ну что ты мучаешь меня?
- Так нет...
- Отстань, думаешь скажу? Так нет, сынок. Я все равно ведь с тобой всегда.
- Матушка?
- И матушка, и батюшка, и дедушка, царствие ему небесное, да и два дедушки у тебя, равно как и две бабушки...
- Только матушка одна.
- Верно, сынок. Но ты не думай о том что гложет, беспокоит - как это "по новому", беспокоит тебя.
- Я понимаю, ба...
- Все едино, сынок. Жизнь порой так складывается, что и самим не сразу распознать, где правда, а где ложь.
- Вера нужна?
- Вера, маленький, вера. Без веры-то как ты станешь жить, родной мой. Вера она во всем права.
- Истинная вера.
- Да для Него, сынок, все едино ведь. Он знает и печали твои, и тревоги, и сомнения какие, и лихоимства, тобой совершенные, да ты ли один такой.
- Нет, бабушка.
- Да перестань уж ты, окаянный, а то я совсем старенькой стану.
- А ты не старенькая?
- Старенькая, старенькая, сынок. Только я мама твоя.
- Мама?!
- Мама, мама, сынок. Да о чем уже тут речь, если сама я, своими грехами земными...
- Я о тебе молюсь.
- Спасибо сынок. Спасибо тебе. А тут вот и папа со мной.
- С тобой, мама?
- Со мной, со мной. И верит он...
- Ты ему всегда говорила...
- Да нет, маленький. Папа всегда был с тобой и верил в тебя. А то что я при жизни говорила, так сама, грешным делом, не раз покаялась уже.
- На кладбище? Ну, то есть, после того как умерла?
- А я и не умерла вовсе. Отчего же умерла. Я всегда была с тобой. И когда плохо тебе было. И когда радовался ты до безустали и...
- Проклинал?
- Да разве ты можешь проклясть кого, сынок, если я на полуслове всегда перенимала слова твои, да обращала их в истину, да до боженьки доносила слова твои. Слезами мной покаянные.
- Мама!
- Не кори себя, сынок. Не кори. В жизни ведь так часто случается, что даже и самые праведники вдруг грешат грешным делом. Я уж тут наведалась их.
- На небесах? Ты на небесах, мама?
- На небесах, на небесах сынок. Ты же знаешь, кто ушел не по своей воле, всегда на небесах. Только...
- Что "только", мама?
- Только не все так просто сынок.... Не все так просто...
- Мама?!
- Я еще приду. Обязательно приду.
- Мама!!!
- Я приду еще сынок...
- Как папа шутил, говоря о чем-то, что невозможно свершиться: "Нам ждать до второго пришествия"?
- Нет, сынок. Нет. Я ведь всегда с тобой. Не все так просто... Не все так просто...
- Спасибо, мама!
- Сынок...
- Спасибо, мама!
- Сынок...
- Мама! Мама... Мама... Моя милая мама...
- Мама! Мама! Мама... Мама, я тебе стихи написал.
- Сынок...
* * *
1
Я не верил, что тебя больше нет,
Я боялся себе в том признаться.
Я сложил из ромашек букет,
И заставил себя улыбаться.
2
Видел я - как смутится она,
А потом потихоньку заплачет.
Ну а я - скажу не тая
Что люблю,- и тут же заскачет
В пляске нерв в изможденной душе,
Разрывая сознание в клочья.
Слишком поздно признался тебе,
И вонзаются в сердце сучья
Недосказанных слов и обид.
И рыдает память; и раной
Кровоточит мой мозг, и спит
Вечным сном моя милая мама.
Глава 17
Гения от ничтожной обыденности отличает "взмах кисточкой". Один скрупулезно корпит над полотнами, число их множится, постепенно появляется определенное количество восторженных поклонников (а чаще поклонниц), еще через время начинают замечать издатели или руководители выставок, да и приглашать на эти самые "выставки", тайно в своей душе он еще не надеется на успех, но уже в придыхании сдавливает грудь от предвкушения славы; слава, конечно, так и не приходит, но несчастный не замечает этого, ибо "отдельные эстеты" все-таки оценивают его, говоря - возведя словно иноки глазки к небу (правда говорят чаще про себя, но и при случае повторяют "на камеру") что, мол, родился "гений", этакий новый Микеланджело, или Рафаэль, тоже новый, ну и уже так далее из этой же оперы, а ведь тут же еще "простой люд", упаси господи, а еще точнее, этакие, большей частью, экзальтированные особи женского пола времен "уходящей молодости" восторженно хлопают в ладоши (а большей частью и не хлопают, а просто поят его коньяком или шампанским, а то и водкой, в тайной мечте - тире - страсти - "отдаться" ему во всем своем женском угасающем "величии", а на деле и он "ничто да никто", да и они бедняжки (хотя каждая вам расскажет тысячи историй что да как ее - в ее время, разумеется - сгубило, ибо была она в полшаге от бессмертия в виде признания чуть ли не мирового, а там уже начинают подыгрывать на дудочке и подкупленные критики (живущие от рюмки к рюмке и точно также способные, ну то есть "имеющие талант" рассказать о собственной гениальности, но вот их тоже когда-то что-то или кто-то сгубил), ну и в общем, весь этот большой шарабан идиотов катится по жизни, подыгрывая друг другу, а по факту, собственно, ничего и не происходит. Так, сотрясание воздуха, да и только. А гений... Настоящий гений... ему ведь достаточно быть невидимым, но лишь взмахнуть кисточкой - и вот уже перед вам Ван Гог (умерший в нищете и не знавший, что его полотна будут чуть ли не самыми дорогими в мире), или Кафка (пожелавший сжечь свои рукописи и не ведавший, что станет бессмертным классиком не только австрийской, но и мировой литературы, и...). Список можно (и следует) продолжить. Но суть-то едина - гения от посредственности отделяет лишь "взмах кисточкой". Взмах, который делает его гениальным на все времена и эпохи. Вот только современники, зачастую, не всегда этого замечают. Ну да и на это тоже есть оправдание. Обыватель скажет, мол, удел такой. Ученый какой напишет статейку с собственными разглагольствованиями об истине, да о том же "уделе". А гений в это время умирает в нищете. В тщетном усилии цепляясь буквально за воздух...
Глава 18
Мне иногда хотелось отчаянно смеяться над происходящим.
А иногда я разговаривал с богом.
Нет, не тем, которого выдумали люди, а с настоящим.
- Господи прости меня.
- Ох, ничего не бойся. Если б надо было... Мой голос не идет, да? Да я тут с дьяволом боролся. Мерзавец иной раз учудит такое, что... Что в огонь его обратно отгонишь, то метлу надо у него отбирать и туда же в огонь, окаянного.
- Он сильный?
- Ну не сильнее меня, но сильный. Хотя и да, ты прав, очень сильный, ведь трепещут перед ним народы. Особенно неверующие. Искушает.