(C) C.А.Зелинский. Барашки волн земного бытия... Роман.
Текст печатается в авторской редакции.
Все права защищены. Любая часть данной книги может быть воспроизведена в любой форме только с указанием автора, Сергея Зелинского (владелец авторских прав - Сергей Алексеевич Зелинский).
Аннотация
Как-то получается так, что мир вокруг нас и ни хороший, и ни плохой, ибо совсем неправильно ставить какие-то знаки различия (мир не армия, однако, хотя и кое-кто всегда будет стремиться его к этому приравнять); а вообще следовало бы давно уже ввести абстрактную форму восприятия бытия, ну хотя бы потому, что ясно ведь (и классики всех времен и народов более чем четко это доказали), что восприятие мира не лежит в плоскости логически-разумного объяснения (один Тертуллиан с его "верую, ибо абсурдно" чего стоит), потому и любого рода религию можно одновременно - и "объяснить", - и "не объяснить" (опровергнув былое "объяснение"), и в этой вот антиномии истины существовать (и вполне, замечу при случае, комфортно).
Впрочем, огромная ошибка человечества - это доверчивость. Всегда излишней доверчивостью страдал и я, в подавляющем большинстве случаев приписывая людям качества, им не только не свойственные, но и порой даже обманчиво противоположные существованию у них (да и вообще у кого-либо кроме меня самого; да и то не всегда, а лишь в какие-то определенные моменты). Но это наверное объяснимо (по поводу людей). Хотя если разобраться, что такое люди вообще, если я сам иной раз грешил истиной, запутывая ее до невероятности ее абстрактного понимания.
И что точно и наверняка, в моем случае (по отношению ко мне) мир никогда не был четок и выверен (не потому ли сын матери математика - у меня отказывает мозг при любого рода счете-подсчете), и мне намного ближе абстракция (папа... папа...), чем любого рода логическое объяснение бытия (логически, к слову, я конечно и сам могу объяснить все что угодно, но это будет настолько "притянуто за уши", что лучше не надо, как говорится).
- Ну а вообще интересно.
- Что интересно?
- Ну, понимание мира.
- А...
(И вот в такой дзеновской парадигме я жил, ибо это было и ближе и понятнее).
О книге
Я много думаю сейчас над тем, что было бы, если бы раньше я остановился и не проходил тот опыт, который накопил к собственным годам (десять совместных жизней-семей-проживаний с женщинами, десять институтов - семь окончил, в трех преподавал, годы поисков - тире - стремлений от элементарного выживания до значительного материального достатка и после "благополучная" потеря и все сначала...). К чему это на самом деле было и что я с этого вынес?
Опыт. Вынес я на самом деле жизненный опыт.
А потому как сейчас помню свою встречу со священниками одного старейших храмов города, когда они все окружили меня в келье и попросили просто рассказать о сексуальной жизни с разными женщинами, - уже более сотни у меня было к тому времени, к сорока годам, и все через любовь истинную, не за деньги - за деньги не любил "любить"), - я, было, сначала удивился, а после рассказывал, ведь священникам нельзя иметь такого опыта, а прихожане бывает спрашивают, и надо советы давать на исповеди. А какие советы, если сами не ведают о чем их спрашивают, а тут я, - и ведь знакомый, и словно ликбез помог преодолеть, после чего настоятель - епископ, присутствовавший на той встрече, снял рясу и ушел в мир, женившись на прихожанке, а церковь расформировали; и оказия была еще то, что напрямую тот храм подчинялся московской епархии и патриарху всея Руси (в свое время крещенному там своими родителями, тоже священниками), ну да подробно историю описываю в одной из книг (не помню сейчас какой), а сейчас лишь схематично, этак, что на память пришло да лежит в канве общего повествования...
Сергей Зелинский
Барашки волн земного бытия...
роман
"Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать".
Еккл.1:15.
"...когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно".
2Кор.4:18.
"Запад слишком увлекался обобщением, что привело к уходу от реальности. Реальность в конкретном, а не абстрактном, однако мы не должны принимать конкретное за гипноз, так как оно не является субстанцией в объективном смысле".
Дайсэцу Судзуки
По большому счёту, я мог одновременно быть и прав и ошибаться. При этом и в одном и в другом случае я оставался способен найти единомышленников. Люди вообще склонны к преувеличениям, как говорится, по природе своей человеческой.
И в то же время это все могло быть не так.
Но и в одном и в другом случае перед нами великой беды истина, хотя и, опять же, смотря как на это смотреть, ибо это может быть одновременно и беда, уже упоминаемая выше, и радость (радость как нечто безгранично светлое).
И в итоге часто оказывается так, что каждый находит что-то свое, но становится возможным это лишь если двигаются люди в каком-то едином направлении бытия (заданного движения). Ну а как оно еще будет на самом деле - никто и не знает. Ну или знает. Но кто знает, кто знает...
Невозможность какого-то достаточно ясного понимания накладывало какой-то свой загадочный отпечаток, но в то же время это почти ни о чем уже не говорило, кроме как о том, что нужна была несомненная победа. Победа над собой, победа над другими, победа просто как сама по себе победа (победа - как знак успеха, или, точнее, знак результата), и уже как бы то ни было, но я порой до удивления стремился достигнуть победы, при этом сознательно не думая об этом и оставляя все словно на круги своя - то бишь на тот поток, который наверняка и так должен был идти словно и сам по себе.
И при всем при том, за любого рода запутанностью могла точно также скрываться истина. Хотя, конечно, могла и не скрываться. Это уже как повезет.
Я понимал, что жизнь фактически безгранична в своём стремлении к успеху, и в тоже время все может быть очень и очень печально в ощущении счастья. И не потому, что его нет (хотя и потому тоже), а от того, скорее, что достигается все очень и очень сложно и быть может даже невозможно. Ну по крайней мере это так ощущается.
Конечно, о многом можно было бы говорить, что это все не нужно и бесконечно обманчиво, но вот, как ни странно, все равно все происходит как-то совсем не так, как того бы хотелось нам (каждому из нас), ибо всегда найдется нечто, что заставит пересмотреть что-то. Другой вопрос - хорошо это или плохо, сейчас я просто констатирую факт. Вот ведь в чем недолга...
Но любопытно, конечно, не это. Всякий раз, когда я словно бы и пытаюсь "одуматься" да повернуть все вспять, находится что-то (свыше?), что не дает окончательной возможности мне это сделать, словно оставляя надежду, что будет иначе. Когда? Не знаю, не это главное. Важно что будет.
Иногда становилось необъяснимо и непонятно воспринимать происходящее, но при этом я отчего-то верил, что оно имеет (несет в себе) какую-то завершенность, а значит уже как бы и ничего не потеряно (а если потеряно - то рано или поздно возвратится).
Вообще, если разобраться, это, конечно же, не должно было иметь какого-то серьезного значения; равно как непонятно, по сути, что оно должно было нести в себе. Но вот ведь как порой загадочно могло быть... У меня словно создавалось впечатление, что все не совсем так, как это будет (было, будет, сейчас и прочее, - данные слова по особенному как-то не важны, ибо важно суть иное), но при этом то, что будет - уже, собственно говоря, и было. Этакое экклезиастовское что было - то и будет ("Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем". (Еккл.1:9)), но может и не совсем то, а лишь чуть шире. Впрочем, если это возможно, конечно, шире (да и нужно ли).
Но и не совсем даже сейчас об этом, наверное. Мир ведь, на мой взгляд, столь же загадочен, сколь и лежит порой на поверхности самое простое, что только способно существовать. Но даже если это и так, подобное совсем еще ничего не значит.
Насколько, конечно, может быть оправданным тот или иной наш выбор. Особенно если предположить, что как таковые варианты для победы всегда в большей мере затруднительны, нежели чем по настоящему оправданы. Да и вообще, если разобраться, многое и в нас самих ещё может показаться не столь совершенно, чтобы нам вообще размышлять о чём-то; но тем не менее поиски вполне могут продолжаться, и вообще, как говорится, иметь место быть. Ну а там что будет дальше, это уже или будет или нет, не суть важно сейчас. (Именно сейчас, ибо позже вполне возможен иной коленкор).
Кто на самом деле за вас что-то знает, и уж тем более никто не может решать что либо за нас, разве что по нашему какому особого благоприятственному расположению к данному человеку. Но и тогда, как показывает практика, совсем нежелательно терять голову, ибо зачастую получается так, что мы то вроде как доверились, а человечек оказался с гнильцой. Да, с гнильцой. И после этого терпим мы зачастую сплошные убытки. Чаще всего душевные, но случаются и материальные (ибо так, к сожалению, заведено, что одни переходят в другие, ну или исходят из оных).
Рано или поздно все равно случаются некоего рода откровения, согласно которым вы вдруг начинаете не доверять самому себе, а, не доверяя, вроде как и сомневаться даже в собственном существовании. "Но насколько такое возможно" - вроде как и говорите себе (будто бы спрашиваете даже), но ведь и сами понимаете, что возможно, по сути, все; а если возможно, то вполне понятно, что могут и случиться какого-то рода психологические недоумения (экзекуции разума), кои, по сути, могут и вообще привести к чему угодно, хотя могут ни к чему и не привести, закончившись сами по себе ("сами собой" - как я иной раз говорю себе же).
Ну и получается так, что мир то вокруг вас и ни хороший и ни плохой, ибо совсем неправильно ставить какие-то знаки различия (мир не армия, однако, хотя и кое-кто всегда будет стремиться его к этому приравнять); а вообще следовало бы давно уже ввести абстрактную форму восприятия бытия, ну хотя бы потому, что ясно ведь (и классики всех времен и народов более чем четко это доказали), что восприятие мира не лежит в плоскости логически-разумного объяснения (один Тертуллиан с его "верую, ибо абсурдно" чего стоит), потому и любого рода религию можно одновременно - и "объяснить", - и "не объяснить" (опровергнув былое "объяснение"), и в этой вот антиномии истины существовать (и вполне, замечу при случае, комфортно).
Впрочем, огромная ошибка человечества - это доверчивость. Всегда излишней доверчивостью страдал и я, в подавляющем большинстве случаев приписывая людям качества, им не только не свойственные, но и порой даже обманчиво противоположные существованию у них (да и вообще у кого-либо кроме меня самого; да и то не всегда, а лишь в какие-то определенные моменты). Но это, наверное, объяснимо (по поводу людей). Хотя, если разобраться, что такое люди вообще, если я сам иной раз грешил истиной, запутывая оную до невероятности ее абстрактного понимания.
И что точно и наверняка, в моем случае (по отношению ко мне) мир никогда не был четок и выверен (не потому ли сын матери математика - у меня отказывает мозг при любого рода счете-подсчете), и мне намного ближе абстракция (папа... папа...), чем любого рода логическое объяснение бытия (логически, к слову, я, конечно, и сам могу объяснить все что угодно, но это будет настолько "притянуто за уши", что лучше не надо, как говорится).
- Ну а вообще интересно.
- Что интересно?
- Ну, понимание мира.
- А...
(И вот в такой дзеновской парадигме я жил, ибо это было и ближе и понятнее).
Я, конечно же, никого не стремился запутывать, дай бог самому не попасться в какие "запутки", - рассуждал иногда, - и при этом чаще всего в моем представлении об окружающем мире была игра, притом что я играл - и жил этой игрой, не шутя, как ошибочно полагал бы кто, а играючи воспринимаю жизненные ситуации, вот в чем вопрос и, пожалуй, даже вся сложность, ибо люди в основной своей массе такие всегда напряженные излишне, словно от них зависит судьба мира, а они не знают вообще ничего о задаваемом судьбой вопросе; нет, я был не такой. Даже если я чего-то не знал - я знал, а если знал - вел словно не зная (для окружающих), а на самом деле просто прикалываясь, как говорится, ведь для меня всегда были интересны эмоции человека, чтобы вызвать их, видимо и затевалось обычно у меня все и вся, да и жил я, собственно, этим, - ибо нравилось.
В этом я был действительно весь. Самому придумать сложность задачи (заранее зная ответ, - причем не по конкретной задаче даже, а по любой новой, неважно, ведь я все равно всегда мог разобраться с любой задачей и найти любой нужный мне ответ, когда полностью вхожу в ситуации, как говорится, на все сто, не играя - а решая, ну да этого, слава богу, не требовалось обычно, потому, быть может, и играл), так вот, играя с мнимой сложностью разрешаемой задачи, я видел задумчиво-сосредоточенные взгляды невольных окружающих и мне становилось душевно комфортно, ибо я уже знал, что после разрешения задачи (а я знал что разрешу ее, просто немного оттягивал сладкий миг, - он ведь один, потом снова что-то такое искать), после разрешения задачи буду на время героем. На время, потому что все проходит (течет да меняется), быть может потому я просто так жил, шутя, увидев видимо когда-то еще в детстве юмор шута при короле и взяв его себе за основу, ибо можно говорить о чем хочешь - если в рассказе похож на клоуна, а если серьезно станешь - так и голову отсекут, всякое ведь бывает. Правду мало кто любит, даже я (вернее, я люблю правду, - я не люблю ошибочные мнения людей о себе - а в своей основной части они все ошибочные; ну или почти все).
В мире много информации. В каждом человеке ее тоже очень много, ибо оседает она в подсознании и пребывает там. Другой вопрос, что очень немногие способны извлекать ее. Я мог. И это мне удавалось с помощью творчества. Я и вообще полагаю, что каждый из нас способен излечиться от собственного невроза - если станет записывать свои мысли. Кроме всего прочего, это всегда очень и очень интересно читать. Ведь перед нами открывается душа нараспашку, а это дорогого стоит.
Иной раз кажется, что проиграли. Нет, это не так, - говорю я всегда, - ибо по настоящему победы или поражения не существует (потому что победа одного - всегда поражения для другого, а если поражение - это негатив, а негативная энергетика разве может нести в себе что-то положительное - ведь если вам это нужно, это положительное, помните у Маяковского? Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно ("Послушайте! // Ведь, если звезды зажигают - // значит - это кому-нибудь нужно? // Значит - кто-то хочет, чтобы они были? // Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной? // И, надрываясь // в метелях полуденной пыли, // врывается к богу, // боится, что опоздал, // плачет, // целует ему жилистую руку, // просит - // чтоб обязательно была звезда! - // клянется - // не перенесет эту беззвездную муку! // А после // ходит тревожный, // но спокойный наружно. // Говорит кому-то: // "Ведь теперь тебе ничего? // Не страшно? // Да?!" // Послушайте! // Ведь, если звезды // зажигают - // значит - это кому-нибудь нужно? // Значит - это необходимо, // чтобы каждый вечер // над крышами // загоралась хоть одна звезда?!").
Почти тут же вспомнилось мое любимое стихотворение (одно из) Маяковского: "Я сразу смазал карту будня, // плеснувши краску из стакана; // я показал на блюде студня // косые скулы океана. // На чешуе жестяной рыбы // прочел я зовы новых губ. // А вы // ноктюрн сыграть // могли бы // на флейте водосточных труб?".
Ситуация вообще может случиться аховая или патовая, и это совсем еще не значит, что вы обязаны также реагировать (то есть в соответствие с принятыми в обществе правилами - тире - стереотипами); да и вообще, если разобраться, ваша, по сути, собственная реакция должна быть исключительно в рамках вашего личного "Я"; и если видите (замечаете то есть, я смотрю на мир своей модальностью, вы можете своей - то есть кто-то воспринимает окружающий мир с помощью зрения, кто-то слуха, кто-то обоняния, кто-то посредством тактильных ощущений - это система из НЛП - нейролингвистического программирования, разработанного в свое время американцами Брандером и Гриндером, имеющая, на мой взгляд, весьма много запутанностей, не совсем работающих на ментальности тех же славян, да и сама по себе слишком сложна для понимания да обучения, но лучшего не придумали, а ребята смотрели, как говорится, в корень, поэтому "зачет" (позже может несколько подробно расскажу об НЛП - читается эН-эЛ-Пэ или Пи, тут как угодно, настоящим дзен-буддистам вообще неважны такие мелочи, ибо они смотрят в корень).
Итак, как я уже говорил, достаточно эффективным способом проникновения в подсознание человека является нейролингвистическое программирование (НЛП). В психике человека представлено сознание (внутренне осознанный мир) и подсознание (внутренне неосознанный мир). Человеком управляют образы, возникающие из его прошлого опыта или созданные воображением и хранимые в подсознании. И внешний мир и подсознание поддерживают связь с сознанием посредством трех основополагающих систем образов, ощущений и представлений: аудиальной (слух); визуальной (зрение); кинестетической (мышечные ощущения, вкус и обоняние). Основываясь на модальностях (системах представлений) людей можно подразделить на три группы: визуалистов (мыслящих образами); аудиалистов (мыслящих словами); кинестетиков (мыслящих ощущениями). Люди понимают друг друга с затруднением, если обмениваются информацией в терминах разных модальностей. Поэтому использование общей модальности способно обеспечить доверительные отношения на подсознательном уровне.
Распознать модальность человека возможно по "предикатам" (своеобразию употребляемых слов: глаголов, прилагательных, наречий), по движениям его глаз, и еще по некоторым особенностям личности. Типичные варианты предикатов следующие:
Перерабатывая информацию, человек обычно двигает глазами следующим образом: Визуалист - налево-вверх или направо-вверх, а также прямо-вверх или по центру (на месте); Аудиалист - налево-вбок или направо-вбок, а также влево-вниз; Кинестетик - направо-вниз и прямо-вниз.
Дополнительные характерные признаки людей, по которым их можно диагностировать, следующие:
Визуалист: плечи расправлены, в общении склонен сохранять дистанцию, фразы предпочитает начинать с местоимения "ты" или "вы", разговаривает быстро и громко со многими паузами, оценивает все вокруг не относя это к себе, в конфликте зачастую обвиняет.
Аудиалист: малоподвижный, с минимальной жестикуляцией, предпочитает не смотреть в глаза, говоря - рассматривает лоб партнера, речь монотонна, старается не брать ответственность на себя.
Кинестетик: плечи и шея устремлены вперед, предпочитает быть поближе к собеседнику и любит прикасаться к нему руками, долго держать его руку в своей.
Умение слышать предикаты и определять по рефлекторным движениям глаз глубинные переживания человека дает возможность установить доверительный контакт на бессознательном уровне. Движения глаз человека способны рассказать не только о его модальности, но и о том, как он работает с текущей информацией.
Стратегия работы с информацией при поиске ответа на вопрос слагается из трех последовательных этапов:
- поиска информации в подсознательной памяти (используя так называемую ведущую систему представлений);
- предоставления извлеченной информации сознанию (используя так называемую репрезентативную систему представлений);
- оценки истинности этой информации сознанием (используя так называемую референтную систему представлений).
На каждом из этих этапов действует своя модальность, обычно выявляемая по направлениям движения глаз, учитывая, что в характерной серии из трех движений начальное обычно соответствует "выуживанию", второе - представлению, а третье - оценке. Модальности этапов прослеживаются и в речи человека - в последовательности конкретных предикатов проскальзывающих в единой фразе. Например, "когда мы согласованно настроимся (поиск аудиальный) на эту проблему, то ясно увидим (репрезентация визуальная), что разрешить ее будет довольно тяжело (оценка кинестетическая)". Стратегия собеседника может меняться в зависимости от ситуации. При этом она довольно быстро отображается в движениях глаз, потому, чтобы засечь ее нужна определенная подготовительная тренировка. Движения глаз часто сочетаются с побочными индивидуальными реакциями, сообщающими о реальном отношении человека к возникшим перед ним ментальным образам (например, глаза пошли налево, а зрачки при этом сузились - значит возникло неприятное аудиальное воспоминание о чем-либо).
Чтобы хорошо понимать мыслительные, эмоциональные и оценочные отклики собеседника необходимо уметь проводить так называемую калибровку, то есть
- определять по некоторым внешним признакам ход мысли собеседника;
- осознавать его эмоциональные состояния;
- ориентироваться в правдивости его высказываний;
- незаметно внедрять в его сознание и подсознание свои идеи.
Калибрование объекта осуществляется через вплетение в ткань беседы каких-либо не настораживающих вопросов, ответы на которые вы знаете, поэтому точно определите несоответствие различных несловесных реагирований на них. Дополнительно для этого используют простейшие вопросы с однозначными ответами ("да" - "нет"), благодаря чему станет лучше понятна модель "согласия и отрицания". В итоге ответ собеседника вы должны понимать раньше, чем он успел выразить его словами. Для того чтобы провести калибровку следует подобрать вопросы, ответы на которые вы знаете и сами. Поэтому будет легче понять как правда и ложь отображается в мимике объекта.
Для уяснения движений глаз объекта задают легкие тестирующие вопросы, затрагивающие поочередно визуальную ("как выглядит..."), аудиальную ("как звучит..."), и кинестетическую ("как ощущается"...) системы его внутренних представлений. Чтобы понять, когда объект сообщает о реалиях, а когда придумывает информацию, используют различные вопросы, рассчитанные как на явное воспоминание ("какая прическа у жены?"), так и на применение фантазии ("как выглядит ваш идеал?"). Прислушиваясь к речи собеседника необходимо внимательно отслеживать все проскальзывающие там модальные предикаты и их последовательность (стратегию работы с информацией) в структуре проговариваемых при этом фраз.
Создатели НЛП Ричард Бэндлер и Джон Гриндер заметили, что паттерны движений глаз человека в моменты, когда он думает или говорит, хорошо соотносятся с определенными видами поведения поиска информации. Такие паттерны поведения были объединены в модель, называемую "ключи доступа". Когда люди думают и говорят, они двигают глазными яблоками. Движения зрачками глаз производятся с целью получить доступ к информации, закодированной в мозге в одной или более репрезентативных системах. Когда человек "уходит внутрь", чтобы восстановить память или создать новую мысль, то его зрительная реакция указывает на репрезентативную систему, которой он пользуется. В середине прошлого века в Калифорнийском технологическом институте было проведено исследование межполушарной асимметрии мозга. Было установлено, что каждое полушарие мозга придерживается разных методов обработки информации. Такая специализация функции мозга соотносится с движениями глаз во время сканирования, когда человек думает и подключает различные части мозга, чтобы обработать информацию. При этом у "правшей" доминирует левое полушарие, а у "левшей" - правое.
Движения глаз являются наиболее простым способом наблюдения за поведением. (Ниже приведенные описания приведены для правшей. Для левшей такие паттерны будут обратными. При этом это обобщенная модель, которая должна быть подкреплена проверкой наблюдений с помощью прямого опроса. "Налево" обозначает слева от этого человека, а "направо" означает справа него.)
В момент поиска информации (например ответа на вопрос) люди обращаются к внутреннему опыту, к своему бессознательному. При этом появляется возможность выяснить какой они пользуются репрезентативной системой, чтобы далее, воздействуя на нее, получить клюю доступа к подсознанию такого человека, а значит и возможность вводить в его подсознание необходимые психологические установки. Введя установки в подсознание - мы знаем, что через время они окажутся в сознании, а значит посредством кодирования человека (его подсознания) становится возможным таким человеком управлять, прогнозируя его поступки.
- взгляд наверх и вправо: конструирование образов.
- взгляд наверх и налево: вспоминание образов.
- взгляд по горизонтали и вправо: конструирование речи.
- взгляд по горизонтали и влево: вспоминание звуков.
- взгляд вниз и направо: чувства (ощущения).
- Взгляд вниз и налево: внутренний диалог.
Остановимся с вами чуть подробнее.
Взгляд вверх и вправо: конструированные образы. Визуальные образы, которые создаются человеком. Такие образы сконструированы в ответ на сенсорные раздражители.
Взгляд вверх и налево: эйдетические образы. Хранимые визуальные образы прошлых событий. Включают сны и конструированные образы, которые уже были испытаны и обычно характеризуются глубиной движением (как в кино), а также и цветом.
Взгляд горизонтально и вправо: конструированная речь. Этот паттерн связан с процессом создания разговорного языка. В этом положении человек "вкладывает в слова" то, что он хочет сказать дальше.
Взгляд горизонтально и налево: запомненный звук. Включает в себя такую тональную репрезентацию, как "алфавитную мелодику", буквы, звуки рекламы, номера телефонов, а также сленг и ругательства. Также встречается, когда человек часто двигает глазными яблоками при воспоминаниях о слышанном ранее образе.
Примечание: следующие два паттерна глазодвигательных реакций часто бывают обратными у правшей и левшей. Очень важно определить, какой паттерн "использовался" человеком перед тем, как вы сможете использовать информацию, полученную в результате наблюдения за движениями глазных яблок.
Взгляд вниз и вправо: чувства. В этом положении человек получает доступ к хранимым кинестеґтическим воспоминаниям. Для некоторых людей путем доступа будет взгляд вниз и налево.
Взгляд вниз и налево: внутренний диалог. Обычно связан с "глубокой мыслью". Для некоторых людей этот паттерн доступа может выражаться взглядом вниз и вправо.
Расфокусированные глаза: визуализация. Подобное может произойти в любом из вышеперечисленных положений и часто используется во время разговора лицом к лицу между людьми, которые общаются по правилу "посмотри-послушай". Это обычно является доступом к эйдетическому или конструированному воображению.
Закрытые глаза: вкус и запах. Иногда люди закрывают глаза, чтобы запомнить опредеґленный вкус или запах, но если понаблюдать за движениями глазных яблок под веками закрытых глаз, то такие движения могут указать на любые из описанных выше ключей доступа.
Существуют также другие видимые типы поведения, связанные с паттернами доступа.
Дыхание. Дыхание может быть прекрасным указателем на паттерны поиска определенной информации. Очень часто, когда люди осуществляют доступ визуально, конструируя образ или вспоминая эйдетические образы, их дыхание становится поверхностным.
Позы. Позы могут указывать на то, что человек осуществляет доступ к информации. Например, поза "визуала": спина прямая, подбородок поднят и выдвинут вперед, глаза смотрят вверх, а дыхание поверхностно. Для доступа к чувствам (ощущениям) необходимо немного опустить плечи и спину, наклониться вперед, глубже дышать, используя брюшную полость. Принимая позу "телефона", наклонив голову в сторону, мы можем облегчить доступ к аудиальной информации. Поза со сложенными руками назад (поза "дискрета") является способом доступа к логической информации. Для того чтобы обнаружить изменения в позе объекта необходимо быть очень внимательным. С помощью наблюдения за поведением можно получить доступ к подсознанию объекта.
Аудиальный доступ - это часто просто небольшой наклон головы, когда человек старается вспомнить что кто-то сказал.
Движения. Часто, чтобы описать сложное движение, человек, который объясняет, сам воспроизводит все эти движения. Это пример кинестетического доступа при описании движения. Непроизвольная реакция мышц объекта в ответ на ваши слова поможет получить доступ к бессознательному психики собеседника.
Составление психологической карты (схемы ключей доступа).
С помощью составления психологической карты (схем ключей доступа) становится возможным определить предпочитаемую репрезентативную систему объекта и паттерны доступа с помощью глазодвигательных реакций. Паттерны доступа остаются стабильными для взрослых и детей старше семи лет. При этом следует помнить, что репрезентативная система может меняться в зависимости от окружения, величины стресса, испытываемого объектом, от его внутренней реакции на вас. Поэтому составление психологической карты может быть использовано для проверки значения каких-то деталей поведения. При этом необходимо осуществить "подстройку" к объекту в результате раппорта (раппорт - устойчивая гипнотическая связь между тем, кто гипнотизирует, гипнотизером, и тем. Кого гипнотизируют, гипнотиком, гипнотик как раз часто и выступает в роли объекта воздействия, объекта манипуляций, ну или просто объекта). В этом случае составление психологической карты может (и должно) происходить с вашей стороны автоматически, неосознанно, и являться способом сбора информации об объекте для последующего установления с объектом раппорта, а значит и воздействия на его подсознание-сознание.
Психологическую карту можно составить с помощью вопросов. При этом необходимо обратить внимание на глаза объекта, а также на его изменение позы и дыхания. Иногда такие реакции незаметны, и их нелегко обнаружить. В этом случае рекомендуется просто перейти к следующему вопросу, а к предыдущему возвратитесь позже.
Конструируемые образы. Задайте визуальный вопрос о будущем, например, такой: "Как вы думаете, как (я, этот город, то дерево) будет выглядеть десять лет спустя?" Это потребует от человека сконструировать образ чего-то, что он еще не испытывал.
Эйдетические образы. Задайте визуальный вопрос о прошлом, например, такой: "Какого цвета были ваши первые шорты?" или о специфической информации, такой, например: "Сколько машин всегда стояло у вашей парадной?" Это вызывает в мозгу уже испытанный образ.
Конструируемая речь. Задайте вопрос: "Что значит понимание или не понимание?" Если вы предварите этот вопрос некоторыми указаниями: "Не говорите, а только подумайте, что бы вы ответили", то вы как бы разрешаете "репетицию" речи.
Запомненные звуки. Сделайте аудиальный вызов из недавнего прошлого, например такой, как: "Какой был первый вопрос, который я задал Вам?" или "Какая буква перед буквой "Я" в алфавите?"
Чувства. Задайте вопрос, который предполагает кинестетическую систему, например: "Как вы себя чувствовали накануне вашего последнего дня рождения?". Предлагая человеку просто подумать об опыте без вербальной реакции, вы можете получить лучший аналоговый ответ (реакцию).
Внутренний диалог. Часто его очень трудно обнаружить. Этот ключ лучше всего наблюдать, когда он возникает естественно, обычно, когда человек не взаимодействует с другими. Иногда его можно выявить такими вопросами: "О чем вы думаете в наиболее спокойные моменты вашей жизни?"
Следует отметить, что люди обычно используют паттерны доступа, которые для них наиболее удобны. "Визуал", например, может сначала осуществить доступ с помощью визуального паттерна доступа, когда его спросили, какая буква перед буквой "Я" в алфавите. Все, что он делает, так это использует ведущую систему, чтобы создать образ алфавита и ответить на вопрос. Моделированные позы, тональности и другие минимальные ключи, соответствующие репрезентативной системе, заранее предґполагаемой при задавании вопросов, могут помочь выявить тот паттерн, который будет необходим при тестировании. Например, задавая "кинестетический вопрос", опустите немного ваши плеґчи, наклонитесь вперед, говорите более низким голосом, а также используйте "умиротворяющий" жест (ладонь повернута вверх). Все это может помочь направить внимание человека на подсознательный уровень к нужному паттерну доступа.
Составление психологической карты (предпочитаемой системы и иерархии). Путем наблюдения за реакцией человека становится возможным определить, как его предпочитаемую репрезентативную систему, так и иерархию репрезентативных систем. Вначале необходимо дать установку: "Я собираюсь сказать несколько слов и хочу, чтобы вы прислушались к ним, подумали о них и были бы уверены, что вы знаете, что они означают. Вам не надо говорить мне что-либо. Просто слушайте и понимайте. Вы готовы?"
Конкретное существительное. Произнесите какое-нибудь конкретное существительное, например, "собака" или "лодка", затем сделайте паузу и понаблюдайте вербальную реакцию. То, что вы увидите, будет паттерном доступа. Например, услышав слово "собака", "кинестетик" возможно посмотрит вниз и направо, вспоминая свои ощущения, связанные с этим словом. "Визуал" возможно посмотрит вверх и налево, создавая образ собаки, связанный с его пониманием, в то время как "аудиал" или "дискрет" могут смотреть из стороны в сторону. Продолжая действовать согласно последующим разделам, обращайте внимание на их постоянство, на постоянное использоваґние одного из этих паттернов.
Абстрактное существительное. Произносите абстрактное существительное, например, "дружба" или "обнародование" и затем подождите невербальной реакции. Реакция обычно последует незамедлительно.
Бессмысленные слова. Произнесите несуществующее слово (например: "арбасадон"). Сделайте паузу и подождите реакции объекта. Этот метод оказывается очень эффективен, потому что для осмысления услышанного человек должен привлечь информацию из собственного представления об окружающем мире. Вы вызвали в нем замешательство. Чтобы выйти из положения объект бессознательно воспользуется системой, которую предпочитает.
Вначале необходимая установка: "Я собираюсь попросить вас подумать о некоторых вещах, которые вы испытали или, возможно, испытаете, но я не прошу вас описывать их мне. Просто подумайте о них. Готовы?"
Прошлое событие. "Можете ли вы вспомнить ваш последний отпуск"? Использование неспецифического глагола "вспомнить" вызывает у человека реакцию его ведущей репрезентативной системы. Необходимо выждать время, а после перейти к следуюґщему вопросу.
Будущее событие. "Как вы думаете, где вы будете жить через десять лет?" Обратите внимание на использование несенсорного - специфического слова "думать". Понаблюдайте, какую систему использует человек, чтобы ответить на этот вопрос.
В данном случае со стороны гипнолога требуется спонтанность и внимания к тому, что объект делает и что говорит. Главной целью является определение, какое из двух, одновременно представленных, различных сообщений принято объектом. Это даст возможность определить иерархию репрезентативных систем объекта. Следует обратить внимание, что каждая фаза имеет две части: "скажите" и делайте", которые переплетаются друг с другом, как указано.
Аудиальное / визуальное несоответствие. Гипнолог говорит объекту: "Я собираюсь попросить вас обратить внимание на ваш внутренний опыт в то время, как мы будем делать две вещи". Гипнолог делает. Когда гипнолог произносит слово "две", на какое-то мгновенье он поднимает три пальца, а затем опускает. Необходимо сделать подобное непреднамеренно, а через время спросить человек": "Что вы первым осознали из того, что я недавно говорил?". Ответ человека (реакция) на вопрос покажет, к чему он более склонен: к аудиальной части опыта или к визуальной. Если он укажет на несоответствие между тем, что вы сказали и что сделали, то он предпочитает визуальное, а не аудиальное.
Кинестетическое / аудиальное несоответствие. Гипнолог говорит объекту: "Обратите внимание на ваши мысли, когда я дотронусь до вашего правого колена". Гипнолог делает: Когда гипнолог произносит слово "правого", то дотрагивается до левого колена объекта. Это особенно эффективно, если гипнолог поддерживает визуальный контакт с объектом с помощью своего лица, а не руки. При этом необходимо наблюдать за лицом объекта, когда гипнолог говорит и протягивает руку, чтобы дотронуться до колена. Затем необходимо спросить: "Что вы осознали, когда я дотронулся только что до вас?" Если человек определяет несоответствие, то он предпочитает кинестетическое, а не аудиальное.
Визуальное / кинестетическое несоответствие. Гипнолог говорит объекту: "Скажите мне, что вы осознаете, когда я делаю это". Гипнолог делает: Когда гипнолог произносит слово "это", то слегка дотрагивается до объекта одной рукой, а другой рукой "описывает дугу" попеґрек поля зрения объекта. Это покажет, привлечено ли внимание объекта. Реакция объекта даст вам знать, что он предпочитает. Конечно, такое тестирование иерархии оставляет в стороне дискретную репреґзентативную систему. "Дискрет", скорее всего, предпочтет аудиальную и визуальную, а не кинестетическую. Однако "дискрет" склонен также предпочитать визуальное, а не аудиальное, в то время как человек, предпочитающий "аудиальное", предпочтет, конечно, аудиальное, а не визуальное. В любом случае важно учесть все аспекты коммуникативного выхода человека. Навыки составления психологической карты, описанные выше, являются только одним из вариантов, как способствовать пониманию какую систему общения использовать, чтобы получить раппорт и доверие, необходимые для влиятельного общения.
Визуальная модель дает возможность понимать и изменять поведенческие паттерны. Основанные на практическом применении, эти методы позволяют определять репрезентативную систему, используемую объектом на данный момент. Реакция зрачка является очень точным индикатором интереса или некоторого возбуждения. Пристальное наблюдение за глазами человека во время произнесения ключевых слов или фраз может помочь вам определить его области интереса. Причем такую реакцию нельзя контролировать, так как она бессознательна и управляет симпатической нервной системой. Глазодвигательные реакции дают информацию о том, как думает человек. В сочетании со сдвигами в дыхании и изменениями позы такие реакции могут быть чрезвычайно полезными, помогая людям найти и изменить ограничивающие и вызывающие боль виды поведения. Еще раз напомним, что эти виды поведения действуют вне человеческого сознания и контроля.
Гипнологу необходимо использовать свое поведение как механизм обратной связи. Подобное происходит, когда гипнолог соизмеряет свое дыхание и темп голоса с дыханием объекта. Способность одного человека реагировать на поведение другого предопределена непроизвольным генетическим механизмом коммуникации, сложившимся еще во времена стадных приматов, когда каждая особь реагировала непроизвольно на действия вожака, который считался самым опытным и в минуты опасности сигнализировал об этом. После получения сигнала опасности от вожака каждая особь должна была не раздумывая и без промедления реагировать, чтобы спасти свою жизнь. Отсюда и возник психофизиологический механизм бессознательного подражания, который можно наблюдать, например, при зевании, когда другой человек также непроизвольно зевает или при "заражении" окружающих своим настроением (смехом или слезами). Между мимикой лица и настроением существует прямая биологическая связь, поэтому, управляя мышцами и мимикой своего лица, мы можем воздействовать на собственное настроение, а в силу феномена непроизвольного подражания - воздействовать на мимику и настроение объекта нашего воздействия (при осуществлении оного, разумеется; впрочем, влияние остается неизменным).
Итак, закрепим изученный материл.
Позы, жесты и речь являются алгоритмом подстройки первого порядка. Использование репрезентативных систем являются алгоритмом второго порядка. Репрезентативная система (система представлений, модальность, сенсорный канал) - это система, посредством которой субъектом воспринимается информация, поступающая из внешнего мира. В зависимости от доминирования того или иного способа поступления или переработки информации репрезентативные системы могут быть представлены в трех основных категориях: визуальная (посредством зрительных образов), аудиальная (посредством слуховых впечатлений), кинестетическая (посредством ощущений). Каждый человек обладает всеми тремя модальностями, но обычно использует только одну. Такая модальность является основной.
Для того чтобы определить основную репрезентативную систему объекта, необходимо использовать вербальные ключи доступа, то есть те слова, которыми пользуется объект. Отслеживая его речь, постарайтесь уловить, какие существительные, глаголы, прилагательные он чаще всего использует, какие характеристики восприятия передают его обозначения. Для визуальной системы наиболее адекватными словами и словосочетаниями окажутся такие, как видеть, видение, расґсматривать, с моей точки зрения, под углом зрения, в фокусе, ярко, смутно, смутно вижу суть вопроса, перспективы, никаких перспектив. Если перед вами аудиалист, то, скорее всего, в его речи вы найдете примерно следующий набор: слышать, звучать, я вас слушаю, я прислушиваюсь, шумный, громко, мелодично, тихо. Человек с основной кинестетической модальностью в разгоґворе с вами чаще будет употреблять описания сенсорных переґживаний: чувствую, ощущаю, схватываю суть проблемы, зажаґтый, скованно, свободно, удобно, остро, остро ощущать. Таким образом основная репрезентативная система - это систеґма, которой человек пользуется наиболее часто. Кроме основной у каждого человека существует еще и ведущая репрезентативная система. Она определяется движением глаз. Раннее мы рассматривали варианты движения глаз объекта. Движение глаз (направленность взгляда) всегда бессознательно. Поэтому наблюдая за взглядом объекта можно получить доступ к его подсознанию, а значит и управлению над таким человеком-объектом.
Для управления психикой объекта необходимо сформировать между гипнологом и объектом (гипнотиком) психологический раппорт. Раппортом называется состояние повышенной психологической управляемости реакциями и поведением лица, на которого воздействуем (объекта). Раппорт необходимо строить в соответствии с реакциями объекта. То есть если вы говорите быстрее чем он услышит, то раппорта не будет. Но если вы сумеете так подстроиться к психике объекта, что будете опережающее говорить, что уже происходит или должно произойти, то возникнет качественный раппорт. Чтобы установить устойчивую психологическую связь (раппорт) между вами и объектом, необходимо свои эмоции, дыхание, мимику, жесты, тембр речи и прочее приспособить к эмоциям, дыханию. При этом рекомендуется выбрать из реакций человека те, которые им самим не осознаются, и передать эти реакции с помощью телесного отражения. В этом случае возможно следующее: или объект (пациент, например, ведь воздействие можно осуществлять и в лечебных целях) начнет осознавать эти реакции, или же подсознательные реакции усилятся. Подстроившись к бессознательным невербальным реакция гипнолог может усиливать их или переводить в другие реакции. (Например подстройка к взгляду. Сначала можно "заразить" объект своим "расфокусированным" взглядом, а после вызвать в нем транс, и соответственно получить управление над его психикой.) При этом не обязательно что-то говорить. Можно действовать не вербально. Шаманы действуют таким образом, что сначала плясками и заклинаниями вводят себя в транс, потом используя психологический принцип "заражение" дожидаются пока таким же состоянием (транса) "заразятся" соплеменники, а после получают доступ к управлению психикой племени, а значит и управлению над этими людьми. Современная гипнология и психоанализ берет свое начало с шаманов и жрецов, потому что необходимо пользоваться эффективнейшими методиками, прошедшими подтверждение своей эффективности временем. Можно даже сказать, что фактически и сейчас мало что изменилось, разве что ученые получили возможность научными методами доказать возможность применения гипноза, и разработали на основании имеющихся знаний современные психотехнологии гипнотического воздействия.
Прежде чем я немного расскажу о психологических технологиях гипнотического воздействия, приведу три случая из жизни профессора Вольфа Мессинга.
Случай первый. После нападения в 1939 году фашисткой Германии на Польшу, Мессинг понял, что немцы его расстреляют, так как еще два года ранее, выступая в одном из театров Варшавы, предсказал гибель Гитлера если тот повернет на Восток. Такое высказывание подхватили все польские газеты - аншлагами на первой полосе. Как известно Гитлер был чувствителен к такого рода предсказаниям, поэтому назначил двести тысяч марок тому, кто поймает Мессинга. И Мессинга схватили. Потом, уже сидя в камере, Мессинг силой мысли собрал всех полицейских в одной камере, - всех, включая начальника тюрьмы и того, кто охранял вход, - запер их и ушел.
Случай второй. Мессингу было дано задание получить сто тысяч рублей в Госбанке Советского Союза по чистой бумажке. Он подошел к кассиру, сунул ему вырванный из школьной тетради листок. Раскрыл чемодан, поставил у окошечка на барьер. Пожилой кассир посмотрел на бумажку. Раскрыл кассу. Отсчитал сто тысяч. Закрыв чемодан, Мессинг отошел к середине зала. Подошли свидетели, которые должны были подписать акт о проведенном опыте. Когда эта формальность была закончена, с тем же чемоданчиком Мессинг вернулся к кассиру.
Случай третий. Мессинг рассказывал, как ему как-то довелось беседовать с одним очень высокопоставленным человеком. После разговора тот человек в шутку сказал:
- Ну, товарищ Мессинг, сможете ли вы выйти отсюда, если я не подпишу вам пропуск?
- Без этой-то бумажки? Возьмите ее на память!..
- Нет, подождите. Вас не смутит, если я еще дополнительно предупрежу охрану.
- Сколько угодно!
Набран телефон коменданта. Отдана команда: "Не выпускать Мессинга без отмеченного пропуска". Да еще секретарше поручено идти за мной в десяти шагах, но, правда, не вмешиваться в мои действия.
Когда Мессинг через пару минут вышел на улицу и посмотрел на окно кабинета на третьем этаже, в котором только что состоялся этот разговор, он увидел в нем фигуру своего недавнего собеседника и помахал ему рукой. Тот рассмеялся.
Следует заметить, что на мой взгляд Мессинг был одним из сильнейших гипнотизеров двадцатого века. Однако нечто подобное в той или иной степени способен демонстрировать не только Мессинг. В большей мере такие способности являются врожденными. В некоторых случаях - посредством специальных тренировок основанных на знании (и при наличии хотя бы минимальных природных способностей) схожие умения возможно развить. В данной главе мы рассмотрим психотехнологии гипнотического воздействия.
Гипногенные контакты между людьми осуществляются с помощью вербальных (речевых), невербальных, и образно-чувственных способов. Главными средствами такого общения являются эмоции и речь. С помощью слова становится возможным наиболее точно передавать смысл и эмоцию любой мысли. Поэтому максимальный эффект внушаемости играет эмоционально окрашенная речь гипнотизера. При этом, во время оживленной беседы или выступления развивается значительно более качественный транс и чем выше будет уровень эмоционального напряжения, тем транс будет сильнее.
Важное внимание при этом уделяется речи гипнотизера. Различают внешнюю речь (устная или письменная) и внутренняя речь (мысленное проговаривание). Для внушения необходимо говорить четко, ясно, без второстепенных слов, засоряющих воздействие на мозг гипнотика. То есть предмет вопроса должен быть понятен как профессору, так и грузчику. Причем особенно грузчику, так как если будет понятен грузчику - то наверняка поймет и профессор. Понятность речь определяется ее доступностью. Содержание речи зависит от ясности мыслей. Очень глубокие мысли понятным языком умели излагать Ленин и Сталин. Кроме того Ленин и Сталин были еще очень сильными гипнотизерами (особенно Сталин, в присутствии которого премьер-министр Англии Черчилль всегда вставал и вытягивал руки по швам, попадая в полугипнотический транс). Эмоциональная выразительность речи определяется невербальными приемами (интонации, паузы, мимика, жесты, и т.п.). Правильно построенная речь способна повлиять на чувства, мысли, поступки другого человека. Известно, что педагог Макаренко умел говорить простое сочетание слов "иди сюда" с двадцатью оттенками речи. Поэтому к нему подходили все, кого он звал. Необходимо уметь произносить слова так, чтобы в одном и том же слове слышалось, если потребуется, просьба, приказ, удивление, угроза, насмешка, и т.п. Поэтому рекомендуется одновременно использовать и вербальные и невербальные средства общения. К невербальным относятся: мимика, жесты, интонация, речевые паузы, покашливания, тембр голоса, смех, плачь, движения (паттерны) глаз, дистанция между общающимися, и т.д. Опоздание или ранний приход на встречу, изменение мимики лица и движения глаз во время разговора, и прочее, - является характеристиками бессознательного отношения к вам объекта вашего контакта.
В психотехнике гипнотического воздействия нет мелочей. Поэтому необходимо проводить анализ вербальных и невербальных признаков собеседника, потому что от этого в какой-то мере зависит результат воздействия на гипнотика (объект). Гипнологу необходимо научиться формировать у себя и у гипнотика ярко окрашенные образы внушения. От представления такого образа посредством воображения зависит результат вашего воздействия на гипнотика. Помимо образов (представлений) необходимо формировать эмоции. Представления это образы людей, предметов, явлений и тому подобное, возникающие в тот момент, когда рядом нет того, что мы представляем. То есть в этом случае активно задействуется воображение. Выделяют конкретные образы и обобщенные. К последним относится схожесть по общим качествам какого-то предмета или человека. Любое представление (визуальное, аудиальное обонятельное и проч.) имеет конкретное содержание. Необходимо помнить, что мысленное представление какого-то объекта или движения - не отличается от того, что если бы такое подобное произошло в реальности. В спорте подобное известно - как идеомоторная тренировка. Мозг реагирует одинаково, произошло ли движение на самом деле, или вы только представили его, мысленно "прокрутив" в воображении. Однако при представлении движений возникают не только идеомоторные (то есть мышечно-двигательные) реакции, но реакции еще и вегетативные (учащение пульса, дыхания и тому подобное). При этом такие реакции также аналогичны происходящим при реальном движении. Механизм идеомоторных и вегетативных реакций - условнорефлекторный. При этом передача идеомоторного движения происходит бессознательно как для гипнолога, так и для гипнотика. Поэтому гипнологу важно уметь "проигрывать" представления и образы в себе. При возникновении идеомоторных реакция (образов и представлений) психика человека программируется таким образом, что для человека в данном случае представление движения или образа оказывается в качестве идеального образа реального действия, которым он должен овладеть, или того результата, которого он должен достигнуть. При этом чтобы сформировать подобное представление у гипнотика самому гипнологу необходимо обладать сильным воображением и умением легко вызывать у себя различные представления и образы. В идеале возможно закрыв глаза представить любое действие и испытать такой же физиологический эффект, словно подобное произошло в реальности. Именно поэтому первым важным звеном системы гипнотического воздействия является программа-представление. В этой программе должна быть заложена вся необходимая информация о выполнении какого-то конкретного действия. Вторыми и третьими пунктами идут звенья контроля-самоконтроля, оценки-самооценки, звенья хода выполнения действия, и если необходимо - его коррекции. Контроль и оценка производятся путем сличения реального выполнения действия гипнотиком с представлением-програмґмой, сформированной в его воображении. Такую оценку дают мышечно-двигательные ощущения и восприятия, которые либо подтверждают схожесть результатов, либо вносят необходимые поґправки по ходу выполнения действия. В регулирующей функции представления движений важную роль играют идеомоторные реакции. Они направлены на коррекцию допущенных ошибок и на совершенствование техники выполнения действия.
Психотехники гипнотического воздействия разделяются на три основные группы техник:
Физиологические (эротические манипуляции, специальные гипногенные чувственные виды массажа, гипногенные мануальные приемы, сенсорный голод и другие);
Психологические (литературные, поэтические, музыкальные, сценические, разговорные, ситуационные и другие);
Эмоциональные (религиозно-экстатические, аффективные, стрессовые и другие).
Для установления гипнотического состояния необходимо соблюдение трех условий: сосредоточенность внимания; внушаемость (способность всецело поддаваться внушаемой идеи); способность приходить в соответствующее эмоциональное состояние.
Гипнозу способствует все, что способствует сосредоточенности мысли, способствует направлению внимания на определенный предмет.
Психотехнологии находят активное применение в адаптации человека в социуме. Дело обстоит таким образом, что зачастую только те люди, кто обладает специальными знаниями и (или) природными способностями к установлению коммуникативного контакта, могут успешно адаптироваться в социуме, добиваясь нужных результатов. Важной составляющей помимо прочего является уверенность человека в себе. Можно даже сказать, что в большинстве случаев именно такая уверенность дает возможность человеку преодолеть возможное сопротивление жизни (вспомним буддизм - жизнь это страдание). В более обыденном масштабе уверенность в своих силах позволяет человеку не замечая вероятных жизненных невзгод двигаться к успеху. Можно даже сказать, что в таком случае и сами возможные невзгоды уже будут иметь совсем иную интерпретацию, и соотносится с радостью и успехом. Действительно, одно и то же событие у разных по психотипу людей вызывает различные чувства. Кто-то не заметит неприятности, приключившейся с ним, и такая неприятность тут же получит в его мозге совсем иную эмоционально-психологическую окраску, а значит, во-первых, исчезнет, а во-вторых - более не повторится. У другого же человека, превалирующая в его психике невротичность будет способствовать дальнейшему нарастанию симптоматики невроза, а значит и в итоге приведет к разрушающим личность и здоровье человека последствиям.
Всего этого можно избежать. Ключ к успеху - уверенность в себе. Следует даже добавить - исключительная уверенность. В этом случае (в случае подобной уверенности) человеку будут не только не страшны любые возможные неприятности, но он сможет и обойти их. "А если на вас кто-то нападет в подворотне?", - спросили как-то знакомого сенсея (тренера по каратэ), с которым я в то время (лет двадцать назад) тренировал в одном из спортивных клубов Ленинграда-Санкт-Петербурга. "Это исключено", - спокойно ответил сенсей. "Почему?" - удивился ученик. "Потому что я в ту подворотню просто не пойду", - рассмеялся сенсей. Элемент предугадывания, предчувствования, вот важная характеристика, которая отличает мастера от ученика. Умение предчувствовать жизненные ситуации и обращать их в свою пользу. Подобные способности появляются после длительных тренировок в течении как минимум десятилетия а то и двух десятилетий в восточных боевых искусствах (менее они развиты в западных спортивных единоборствах), и такие же способности можно достигнуть за значительно более короткий срок, занимаясь по особого рода методикам (которые, если кому будет интересно - я всегда покажу лично).
Рассматривая психотехнологии гипнотического воздействия, мы с вами должны говорить о том, что предваряет эффективное воздействие - наблюдение за объектом. Именно выявление мельчайших деталей психологии личности человека должны ложиться в основу начала вашего воздействия на него. Причем слово воздействие не надо понимать слишком отрицательно. Само по себе воздействие происходит всегда, в любом общении между людьми. Просто в случае обычного общения вверх в разговоре одерживает тот, кто более опытен, как говорят в народе. Опыт - это природное дарование подкрепленное практикой. Но именно с помощью психотехнологий появилась возможность выровнять шансы, предоставив возможность оказаться победителем в споре человеку, раннее как будто бы и не имеющим склонности к такого рода победам. Ан нет, как говорится. Учение и труд все перетрут, - как говорится в русской поговорке. Поэтому все время необходимо выполнять завет Ленина - учиться, учиться, и еще раз учиться. Кстати, Ленин обладал способностью к партикулярному зрению, то есть читая текст, за долю секунды он охватывал всю страницу разом (словно фотографируя ее) и переходил к следующей. Таким образом на чтение любой книги у него уходили минуты. Но помнил он текст любой прочитанной книги с любой страницы. Подобной феноменальной памятью обладали из известных общественных деятелей мирового масштаба также Сталин, Набоков, Горький. В большинстве случаев это врожденные способности, но до определенной степени способности к сверх-запоминанию можно развить с помощью специальных методик психотренинга.
Необходимо помнить, что современные психотехнологии гипнотического воздействия предполагают достижение результата без ввода объекта в сон. Состояние бодрствование или сон наяву, так называемые трансовые или измененные состояния сознания, состояния ссуженного сознания, характеризуют собой состояние человека (объекта психовоздействия), который пребывает в состоянии бодрствования, но при этом между его мозгом и мозгом гипнотизера установлен раппорт, то есть устойчивая связь, благодаря которой гипнотик не воспринимает ничего, кроме голоса гипнотизера, который и вводит ему в мозг (в подсознание) необходимые манипулятору установки, которые в свою очередь прочно закрепляются в подсознании (бессознательном), а значит и начинают управлять жизнедеятельностью такого человека. Другими словами, посредством гипнотических психотехнологий программируется подсознание объекта (человека или толпы), установки прочно закрепляются в подсознании, образуя там паттерны поведения, а после начинают оказывать влияние на сознание. Сознательная жизнь человека зависит от содержания бессознательного в большей мере, чем кто-то предполагает. Необходимо помнить, что в подсознание попадает любая информация, которая прошла в зоне видимости человека. Все что человек увидел, услышал, почувствовал и тому подобное, то есть все, что улавливается его репрезентативными и сигнальными системами, все, что прошло как бы мимо сознания (то есть по мнению человека не оказалось зафиксировано его сознанием, не отложилось в нем) - на самом деле не исчезает бесследно, а откладывается в подсознании (бессознательном). Кроме того, как известно, существует личное и коллективное бессознательное. В личном отражается индивидуальный опыт конкретного человека. Коллективное бессознательное объединяет в себя опыт предшествующих поколений, то есть опыт всего человечества. В бессознательном психики таким образом сформированы архетипы, воздействие на которые усиливает эффект поступаемой в подсознание информации, и служит ее переходу (по необходимости, в зависимости от активации того или иного архетипа) в сознание. А значит следует говорить о том, что любые поступки человека являются следствием его мыслей, а любые мысли - следствие предварительно сформированного подсознания, следствие отражения в сознании-подсознании объектов реальности.