No C.А.Зелинский. Манипулятивное подсознаниеведение
Текст печатается в авторской редакции.
Все права защищены. При цитировании - обязательно указывать автора, Сергея Зелинского (владелец авторских прав - Сергей Алексеевич Зелинский).
Манипулятивное подсознаниеведение.
Общее вступление для всех книг серии подсознаниеведение.
Вступление.
Подсознаниеведение - это новая наука о подсознании. Фактически это подытоживание всех, существующих на сегодняшних день, методик, теорий, методов, и проч. о подсознании - с позиции видения автора.
Мы представляем вашему вниманию десятки направлений подсознаниеведения, потому как наука о подсознании, - а именно так переводится термин 'подсознаниеведение' - позволяет проникнуть в любую науку и провести психологический анализ изнутри, заметив те моменты, которые могут быть заметны только при подобном подходе.
Говорить о подсознании можно долго, и мы всё подробно разберём в каждой нашей книги из серии подсознаниеведение. Также давайте договоримся, что и подсознание и бессознательное психики - это одно и то же, просто разными словами мы называем одно и тоже.
Итак, на сегодняшний день насчитывается как минимум несколько десятков направлений подсознаниеведения.
Подсознаниеведение - это способность смотреть на любые будь то события, будь то науки - с позиции истинных причин, а не официальных данных, а истинные причины - это то, что скрывается в подсознании и что даже сам человек может не осознавать и потому говорить другое. Мы как бы заглядываем сквозь призму тайн человечества. Видим любого человека насквозь, просвечивая незримо для него его мысли, желания, поступки и прочее - возникновение и даже зарождение оных - с прогнозированием что и как он вообще может и способен сделать. И это человек, и это вполне решает и психоанализ, а мы видим точно также все науки и вот мы их сейчас представим. (Обратим внимание, что как каждое направление будет представлено в отдельной книге, так и несколько направлений будут собраны в единые книги - для удобства прочтения.)
Направления подсознаниеведения:
1. Психологическое.
2. Психическое.
3. Психоаналитическое.
4. Информационное.
5. Манипулятивное.
6. Социологическое.
7. Историческое.
8. Филологическое.
9. Политологическое.
10. Искусствоведческое.
11. Философское.
12. Спортивное.
13. Теологическое.
14. Журналистское.
15. Гипнотическое.
16. Любовное.
17. Магическое.
18. Психотерапевтическое.
19. Специальное.
20. Экономическое.
21. Педагогическое.
22. Другие направления (дзен-буддистское, религиоведческое, юридическое, ноосферное, и др.).
Манипулятивное подсознаниеведение.
План
1. Кратко о манипулировании психикой.
2. Подробнее о манипулировании психикой.
3. Психика и информационное манипулирование
4. Подсознание и манипулирование.
5. Манипулирование психики и опыт тюремных заключений - как фактор филогенетической (архетипической) составляющей бессознательного психики.
12. Двадцать шесть способов воздействия на масс-медиа-аудиторию с помощью манипуляций. (С.А.Зелинский, 2003, 20017, 2024).
13. Пять манипулирования согласно пяти психотипам. (С.А.Зелинский, 2010, 2017, 2024).
14. Четыре способа манипулятивного психопрограммирования (С.А.Зелинский, 2010, 2017, 2024).
15. Десять универсальных показателей противодействия манипуляциям (С.А.Зелинский, 2008, 2017, 2024).
16. Метод Анти-Манипуляций Зелинского (Метод Анти-М, С.А.Зелинский, 2009).
17. 'Метод Анти-Манипуляций' С.А.Зелинского ('Метод Анти-М') и программа лекционных занятий.
1. Кратко о манипулировании психикой.
Манипулирование - бессознательное навязывание воли другому человеку.
При манипулировании человек (объект манипуляций) выполняет какие-то поступки, у него возникают мысли и проч., но при этом он как бы не подозревает, что инициатором его мыслей и поступков является кто-то другой.
В этом плане манипуляция имеет схожесть с такими феноменами воздействия на психику, как психопрограммирование, психокодирование, гипноз наяву и т.п.
При этом при манипулятивном воздействии особенно явственно прочерчиваются такие основные направленности воздействия, как провоцирование в психике объекта невроза.
Невротические зависимости имеют множество различных вариаций. Не всегда невроз - это только тревожность, беспокойство, чувство вины и проч., но и ряд, на первый взгляд, не имеющих отношение к неврозу процессов функционирования человека в социуме, например, любовь, стремление к обогащению, построение карьеры и т.п. Все перечисленные категории бытия по своим нозологическим характеристикам имеют явственную схожесть с невротическими зависимостями. Именно поэтому данное обстоятельство позволяет объединить любые формы манипулятивного воздействия в одну: невроз. Другими словами, любое манипулятивное воздействие осуществляется путем провокации невроза в психике объекта.
При этом следует заметить, что в контексте манипулирования речь о неврозе идет как о форме некоего пограничного состояния; т.е. в нашем случае, в случае манипуляций, невроз - это еще не болезнь, но и уже не норма. При пограничных состояниях психика индивида существует как бы на грани между нормой и патологией. Именно на данную особенность обратили внимание специалисты по манипулированию, поэтому вызывая какими-либо действиями (словами, жестами, поступками, проч.) в психике объекта временный дискомфорт, они как бы погружают выбранный ими объект манипуляций в состояние предпатологии, т.е. уже обозначенное нами пограничное состояние психики, вызывая состояние невроза, проявляется в различных формах невротических зависимостей: чувство вины, беспокойство, тревожность, моральный мазохизм, как высшая форма невроза - страх, и т.п. особенности девиантного поведения.
При этом ясно дается понять, что снять любую из вышеперечисленных невротических зависимостей можно только одним эффективным способом: подчинением, т.е. добровольно-принудительным выполнением воли манипулятора.
Таким образом, выполняя волю манипулятора, объект манипуляций освобождается от невротической зависимости, и его психика вновь приближается к категории нормы, а значит отступает тревожность, беспокойство, чувство вины и иная нежелательная для психики относительно здорового человека симптоматика. Это как бы общая модель манипулирования. Т.е. манипулирование - это провокация невроза.
Если же разделить вышепредложенную модель на небольшие, как бы основополагающие отдельные части, то в этом случае следует вести речь о дополнительной модели манипулирования, как бы втором уровне манипуляций.
Первый уровень - это провоцирование в психике человека невроза, после чего такой человек становится объектом манипуляций, а значит уже как бы себе не принадлежит, выполняя волю манипулятора.
А второй уровень - это воздействие на психику человека, объединенное нами в трех практически равнозначных блока:
1. Страх-Невроз.
2. Секс-Любовь.
3. Деньги-Власть.
Рассмотрим данные пункты.
Прежде всего отметим, что все три блока взаимосвязаны и равнозначны. Это значит, что в зависимости от условий осуществления манипулятивного воздействия, на человека может оказать влияние с целью подчинение его психики любое из перечисленного в трех блоках (по принципу, не одно, так другое). Причём, во внимание можно не воспринимать более никакие условия, как: степень развитости интеллекта, возраст, пол, уровень образования и воспитания, психическое здоровье и проч.
Если перед нами совершеннолетний индивид с относительно здоровой психикой, на него может оказано воздействие составляющими любого из блоков.
В случае иных условий - все равно из трех блоков найдется один, с помощью которого таким человеком можно управлять (на ребенка - страх, на психически больного - страх, на чиновника - деньги, карьера и т.п.).
Однако большинство из тех, на кого оказывается манипулятивное психологическое воздействие, все-таки относительно психически здоровы и находятся в молодом, среднем, или пожилом возрасте, т.е. пребывают в состоянии, внешне пригодном для осуществления манипуляций. При этом следует обратить внимание, что манипуляции осуществляются с какой-либо корыстной целью, т.е. направлены как правило против тех, у кого 'есть что взять'. Причем, что-то 'забрать' могут как у крестьянина (например, надел земли под какое-нибудь государственное или частное строительство), так и у президента (например, власть, вспомним политическую историю).
1. Страх-Невроз.
Страх - является высшей формой проявления невроза. Под страхом мы понимаем страх смерти, т.е. угрозу для жизни, в результате которой может наступить смерть или увечье. Подобная форма манипулятивного воздействия является одной из самых эффективных, т.к. направлена против инстинкта выживания. При этом угроза смерти или увечья может касаться как конкретно лица, на которого направлено манипулятивное воздействие, так и его близких, родственников и т.д., т.е. лиц из ближайшего окружения или просто на посторонних людей, если от данного лица зависит их жизнь.
Невроз объединяет в себя в данном случае какую-либо одну или несколько из форм невротической зависимости (проявления симптоматики невроза). Например, чувство вины, тревожность, беспокойство, сомнения, неуверенность, неврастения, навязчивые состояния (например, обсессивно-фобический или обсессивно-компульсивный неврозы), истерия, психосоматические расстройства и проч.
2. Секс-Любовь.
К данной категории относят все, что связано с проявлением либидо (полового желания) или любви. Что такое сексуальное желание в общих чертах большинству понятно. Поэтому несколько подробней остановимся на том, что попадает в нашем манипулятивном аспекте под любовь. И уже тогда, к понятию 'любовь' в данном случае будет относиться все что, что выражается проявлением чувств одного человека к другому. Т.е. это и любовь между мужчиной и женщиной, и любовь между детьми и родителями, любовь между родственниками, это, собственно, может быть даже не только любовь, но и привязанность и проч.; то есть в данном случае любовь необходимо трактовать намного шире, чем это представляется возможным на первый взгляд. Причем, как уже понятно, секс может исключать любовь, а может и не исключать, и уж точно не является обязательным и вполне может, при осуществлении манипулятивного воздействия, существовать одно без другого (например, атака манипуляторов направлена на любимую игрушку взрослого ребенка с целью подчинения его: на машину, например: машина угоняется и возвращается после выполнения условий манипуляторов; или, скажем, киднеппинг; и т.п.)
3. Деньги-Власть.
Данная категория объединяет всё, что связано личным материальным и нематериальным обогащением.
К материальному относят деньги и богатство: золото, машины, квартиры и проч., к нематериальным - то, что не осязается как богатство, но или дает возможность заработать капитал или нажить богатство (карьера, например), или само по себе приносит богатство (власть, например).
Категория Деньги-Власть - наиболее серьезная категория. Манипулятивная атака в данном случае направлена против тех объектов манипуляций, которые по каким-то причинам смогли удержать себя в рамках, чтобы не поддаться на запугивание (страх, первый блок) или провокацию сексом или любовью (второй блок).
Другими словами, практически любого человека можно купить. Вопрос в том, что помощь может быть предложена не конкретно в какой-то валюте, а, например, в качестве услуги, помощи или содействии в каком-либо мероприятии, и проч., и проч., и проч.
При этом не менее важно от кого будет принята подобная 'помощь', как она будет оформлена, и т.д. и т.п. Ведь иной раз можно действовать через 'третьи руки' в решении какого-то вопроса, необходимого, в первую очередь, самому манипулируемому, и т.д. И таким образом всегда можно дело обставить так, что человек 'пойдет на контакт'. А если перед нами окажутся как будто и совсем 'неподкупные' люди (выбранные в качестве объектов манипуляций), то в таком случае воздействуют предыдущими двумя способами-блоками (сексом или страхом). А если человек абсолютно неподкупен, ничего не боится и никого не любит, всегда есть кто-то, кого он уважает, кто такому человеку как-то по-особенному дорог, и т.д. и т.п. И тогда оказывается воздействие уже на этого человека.
Главное помнить правило: у каждого человека есть какой-то пунктик, воздействуя на который можно добиться осуществления манипулятивного воздействия.
Другой вопрос, как будет осуществляться это воздействие: мягко и ненавязчиво или нагло и уверенно, это уже зависит от предварительного сбора информации об этом человеке: выявлении его связей, привычек, предпочтений, настоящих и прежних знакомств, нежелательных контактов, компрометирующих данных, способных испортить отношения со значимыми для данного человека лицами, порочащих материалов, способных помешать карьере, очерняющих материалов на близких для объекта лиц, скандальных фактов, способных загубить личную жизнь или карьеру, установление людей, которым по мнению объекта нежелательно знать о нем некоторые данные, и т.д. и т.п.
Говоря о страхе также следует помнить, что тесная взаимосвязь страха и высокой внушаемости человека обусловлена общностью физиологических процессов ЦНС. Боящийся человек - это высоковнушаемый, а значит и управляемый.
Еще два ключевых правила манипуляций:
- если хочешь обмануть человека - должен ему что-то предлагать (когда человеку что-то даешь или хотя бы обещаешь - это сильный гипнотический ключ).
- если человек завоевал какую-то симпатию - это навсегда (что-то пообещай - и уже навсегда завоюешь этого человека).
Если чуть более расширенно подойти к вопросу манипулирования психикой отдельного человека, то следует обратить внимание на то, что подобное становится возможным подобное благодаря специфике человеческой психики и продиктовано, в свою очередь, необходимостью достижения запланированного результата в общении одного индивида (манипулятора) с другим (объектом манипуляций).
Известно, что в процессе жизни в социуме, тот или иной индивид не может избежать необходимости соблюдения определенных требований, установленных обществом, в котором проживает (обществом, или, если шире, государством), и заключающихся как, например, в выполнении обязательных правил (законов), при нарушении которых может последовать наказание (правил и законов, регламентирующихся уголовным законодательством, трудовым кодексом, правила техники безопасности, правила дорожного движения, и т.п.), так и соблюдении правил т.н. негласных, действие которых распространяется на всех членов общества, а в случае нарушения несет в основном негласное порицание; такие правила постигаются главным образом в процессе обучения и воспитания в школьном и учебно-трудовом коллективе, в семье, в общении со сверстниками, в наблюдениями за поведением других людей, то есть уже так или иначе мы можем говорить о воспитании посредством наблюдения за окружающей средой, посредством проживания в социуме. В этом случае, при нарушении собственным проступком тех или иных устоев общества, подобный индивид будет заслуживать общественного порицания, что, впрочем, может привести и к изгнанию человека, совершившего проступок, из определенного социального круга, вынудив, в частности, сменить работу, место жительства, и проч. Но при этом - не привести к аресту и последующему заключению под стражу. Последнее осуществляется только в случае нарушения уголовно-процессуального, и, в исключительных случаях, административного, законодательства.
Ключевыми словами в любом психологическом воздействии является 'слово', посредством которого и передается та или иная информация, а с помощью слова и информации - осуществляется воздействие на психику (причем, как того, на кого направлено подобного рода воздействие, так и самого говорившего).
При этом манипулятивное влияние как на говорившего (коммуникатора), так и на объект получения информации (коммуниканта) по силе своего воздействия иной раз сопоставимо и, по сути, весьма опасно, так как приводит к психопрограммированию, т.е. закладыванию соответствующих установок в психику (в подсознание), что, в свою очередь, способно привести к последующему выполнению таким индивидом подобных установок.
И не надо в данном случае слишком критически относиться к слову 'манипуляции'. Практически любое общение, как на межличностном уровне в общении одного индивида с другим, так и при общении в группах любой формы (собрание, коллектив, малая группа, масса, толпа, проч.), несёт в себе стремление (в лучшем случае бессознательное) продемонстрировать собственное превосходство путем подчинения психики другого индивида установкам, инициированными коммуникантом (манипулятором), т.е. нам всегда следует говорить о бессознательном (или сознательном) стремлении одного - одержать вверх в общении над другим. Иного не только не дано, но и невозможно, если мы ведем речь об отношениях внутри социума, общества, с установленным обществом законами, нормами, системами ценностей и выполнением прочих обязательств, которые накладывает проживание индивидов в любой социальной среде. Причем подобное характерно для любых форм общества, будь то первобытнообщинный строй или социализм.
Рассматривая общение как форму коммуникации, мы должны говорить о том, что в большинстве случаев общение представляет собой информационно-психологическое воздействие одного индивида на другого (или на массу), и уже строится подобное воздействие на базовых законах человеческой психики.
Как известно, мозг человека состоит из двух полушарий, правого и левого.
Таким образом психика человека содерѓжит в себе два противоположных психофизических начала - левомозговой положительный 'духовный' и правомозговой отрицательный, или 'животный'.
Правое полушарие мыслит чувствами и образами, поэтому языком и памятью правого полушария являются чувства и обраѓзы, так же, как и у животных, и соответствует чувственно-образной бессознательной природе челоѓвека
Управляют реакциями 'животного' правого полушария инстинктивные чувства, ощущения и образы, которые называются жизненными потребностями, и к каковым относятся: инстинкт сохранения жизни, половой инстинкт, инстинкты голода, жажѓды, жилья, территории и др.
Поэтому ключами к 'животной' правомозговой природе чело-века являются чувства, образы и ощущения, удовлетворяющие его основные очеловеченные инстинкты-потребности.
Мыслительная же деятельность правого полушария мозга очень проста - при удовлетворении инстинктивных потребностей человека оно геѓнерирует положительные чувства, эмоции и образы, а при их неѓудовлетворении - отрицательные. Поэтому, зная бессознательное устройство правого (чувственно-образного) полушария мозга, манипуляторы используют различные способы воздействия на глубинную бессознательную правомозговую природу человека, которую большинство людей совершенно не контролирует, а потому и защититься от таких трюков манипуляторов не может.
Левое полушарие мозга человека является его 'словесно-духовной' природой. Запоминает левое полушарие мозга только слова. Языком левого полушария мозга являются также только слова, оформленные в человеческую речь, которая и создает идеальную духовную природу человека - его идеалы, принципы, убеждения, общие и профессиональные знания, его воспитание и нравственѓность, его совестливость и мораль, его общественные и социальные установки и т.д.
Таким образом, психические функции распределены между левым и правым поѓлушариями мозга. Функцией левого является оперирование слоѓвесно-знаковой информацией, а также чтение и счет. Функцией правого - оперирование образами, ориентация в пространстве, координация движений, распознавание сложных объектов (например, лиц, фигур, цвета) и др.
При этом различия между полушариями определяются не тем, какой материал они получают от органов чувств, а тем, как они его перерабатывают и используют. Левое полушарие заведует абстрактно-логическими способами переработки, а правое - наглядно-образными и наглядѓно-действенными. Левое работает прерывисто и посѓледовательно. Правое полушарие перерабатывает информацию одѓновременно, мгновенно схватывая многочисленные свойства объектов восприятия в их целостности, нерасчлененности.
Функциональная асимметрия полушарий головного мозга за-ложена в человеке только как предпосылка, а окончательно фор-мируется и корректируется конкретными условиями жизни, обу-чения и воспитания. Для некоторых видов человеческой деятельности предпочтительна такая повышенная активность правого полушария. Например, для успешного ведения рукопашного боя человеку надо активизироѓвать функции правого полушария и ослабить, приторѓмозить деятельность левого, так как именно правое полушарие отѓвечает за положение тела в пространстве и ориентацию в нем, за координированность и скорость движений.
Переживание любой ситуации в спектре ее пространственно-временных характериѓстик также осуществляется правым полушарием, работа которого позволяет человеку ощущать себя 'здесь' и 'сейчас', в конкретѓной данности происходящего и в текущий момент времени. Поэтому усиление активности правого полушария, его доминироваѓние над левым, как бы раздвигает рамки ощущения времени и продлевает субъективное течение времени. Внешне это выражаѓется в ускорении ответных реакций тела.
Дело в том, что на слоѓвесном (абстрактно-логическом) уровне мышление человека усѓпевает переработать не более ста единиц информации в секунду, тогда как на образном и сенсомоторном (двигательном) уровнях - до десяти миллионов единиц! Благодаря этому тело, освобожденное от разума, мгновенно запускает нужѓную в ситуации двигательную реакцию.
Вот почему мастера рукопашного боя отражают нападение и контратакуѓют раньше, чем сами успевают об этом подумать.
Однако выбор тех или иных движений (связок приемов) мозг может осуществить лишь из числа тех, которые уже закодированы в виде стереотипов в собственной психике, а чтобы загнать их туда, требуется многократное повторение (не менее пяти тысяч - а лучше не менее двадцати тысяч - раз на каждый прием) и длительное упражнение, т.е. отраѓботка в похожих, но все же различающихся деталями ситуациях.
Иными словами, автоматизм действий в поединке требует предварительѓной наработки определенных серий движений. Впоследствии такие серии ударов и защит тренированный человек может выдавать практически мгновенно после общего опознания характера ситуѓации.
Установлено, что на опознание ситуации, осуществляемое правым полушарием, требуется всего лишь шестьдесят миллисекунд, тогѓда как ее поэлементный анализ (работа левого полушария) заниѓмает триста двадцать миллисекунд. Но если, например, два удара идут один за другим с интервалом меньше этой величины, то человек физически не способен адекватно прореагировать на второй из них. Поэтому всякий раз, когда спортсмен пытается понять сиѓтуацию в деталях, неизбежно опоздание с ответными ударами (и тем более с контратакой). И наоборот, воспринимая ситуацию в целом (т.е. не думая), на основе ранее отработанных приемов, которые закреплены в подсознании, спортсмен успевает выдать ответную реакцию в кратчайший про-межуток времени. Это и есть автоматическое, т.е. инѓтуитивное мышление мастера рукопашного боя.
Доминирование правого полушария снижает чувствительѓность к боли и ослабляет критичность в оценке окружающей дей-ствительности. Соответственно, снижается выраженность реакций на реальную опасность, вплоть до полного пренебрежения ею. Если подобное состояние накладывается на готовность сражаться до конца и безразличие к смерти, то спортсмена проявляет удивитель-ное бесстрашие. Такой человек перестает обращать внимание на что бы то ни было, кроме того, что имеет прямое и непосред-ственное отношение к действиям противника. Зато все, что идет от врага, даже самые слабые сигналы (выражение глаз, мимика, микродвижения конечностей и тела, интонации голоса и др.), вос-принимается необыкновенно остро.
Заметим, что в психике обычного человека левое полушарие мозга стремится все время контролировать правое. Однако в случае недостатка воспитания и образования, контроль психики ослабевает, а значит, начинает доминировать правое полушарие, с его животными инстинктами. Такие люди бессознательно стремятся к удовлетворению инстинктов и низменных потребностей. И в какой-то мере становятся в значительно большей степени подвержены манипулятивному влиянию из вне, со стороны манипуляторов, в роли которых могут выступать те, кто знает механизмы воздействия на психику. И психика 'простого' человека в данном случае оказывается более предрасположена к внушению, поэтому и массы зачастую образуются из представителей низших и части средних слоев населения, близких к низшим. Представители высших и близких к ним средних слоев предпочитают быть вне масс.
Как известно, для того, чтобы манипулирование оказалось более успешным, необходимо снизить барьер критичности психики, что можно достигнуть, например, переведя хотя бы на непродолжительное время психику индивида в измененные состояния сознания (ИСС). В обычном состоянии (ОСС) психика воспринимает какую-либо информацию посредством того критического барьера, который стоит на пути подобной информации. Это состояние обычной жизнедеятельности индивида, т.е. то состояние, с которой связана готовность сознания индивида к восприятию себя и окружающего мира.
Говоря о манипулировании, еще раз кратко коснемся темы бессознательного психики, ибо как таковое манипулятивное воздействие фактически всегда осуществляется при атаке на подсознание (бессознательное психики). В связи с этим, рассматривая вопрос наполнения бессознательного, мы должны говорить о том, что частично это зависит от филогенетических схем (т.е. от коллективного бессознательного), а частично индивид сам участвует в подобном процессе. В случае последнего мы должны обратить внимание на то, что тот или иной человек в процессе жизни все время участвует в процессе пополнения информации, которая откладывается в бессознательное, поэтому необходимо обратить особое внимание на подобное обстоятельство, так как в бессознательном не только найдет отражение прочитанный, прослушанный, или увиденный вами материал (а также информация полученная органами вкуса, запаха и проч.), но и позже этот материал, уже в переработанном виде (смешавшись с информацией уже имеющейся в бессознательном) поступит в сознание, а значит ваши мысли и поступки уже так или иначе будут зависеть в т.ч. и от недавно или давно услышанного, прочувствованного, и проч. Это одно из правил законов программирования психики индивида (точнее - законы управления сознанием базируются отчасти на этом правиле, являющемся одним из правил в длинном ряду требований, соблюдение которых позволяет сделать психику другого человека подконтрольным вам).
Таким образом, бессознательное психики (подсознание) представлено личным и коллективным бессознательным. Личное бессознательное - поверхностный слой психики - содержит индивидуальный жизненный опыт конкретного человека, т.е. принадлежащий непосредственѓно самому индивиду. Накопленный в процессе социализации материал оседает в подсознании и на основе этого человек формирует свойственные ему индивидуальные стереотипы и модели поведения. Причем подобную (личную) информацию человек способен делать сознательной - путем осознавания и последующей интеграции в сознание. Сюда относятся бывшие содержания сознания, не доходящие до порога сознания, или подпороговые впечатления, различные комбинации слабых и неясных представлений и восприятий человека окружающей реальности, не соприка-сающиеся с сознательной установкой. В личном бессознательном откладываются воспоминаѓния обо всем, что пережито, прочувствовано, продумано индивидом или узнано им, но что больше не удерживается в сознании по причине вытеснения в подсознание в результате действия защитных реакций психики или, например, обычной забывчивости (которая тоже является следствием защиты психики, ибо мы забываем то, что нам не очень нужно или по каким-то причинам нас тревожит).
Коллективное бессознательное содержит общие для всего человечества паттерны психиѓческого восприятия - архетипы. В силу того, что коллекѓтивное бессознательное является сферой архетипического опыта, коллективного бессознательное следует рассматривать как более глубокий и значимый уровень, чем личное бессознательное, как уровень, содержащий в себе принципиально иной психический источник энергии, целостности и внутреннего преобразования.
Существование коллективного бессознательного связано с наследуемым опытом человечества, к которому сам индивид если имел отношение, то только фактом самого рождения.
Также обратим внимание на тот факт, что коллективное бессознательное состоит из архетипов. Причём, самих архетипов существует огромное количество, сродни тому, сколько встречается ситуаций в жизни.
Бесконечное повторение подобных ситуаций запечатлело эти опыты в нашей психической системе не в форме образов, наполненных содержанием, а лишь в формах без содержания, представляющих просто возможность определенного типа восприятия и действия.
При возникновении ситуации, соответствующей данному архетипу, он активизируется и появляется побуждение, которое, как и инстинктивное влечение, прокладывает себе путь вопреки всем доводам и воле, либо приводит к конфликту патологических размеров, то есть к неврозу.
При этом поверхностный слой бессознательного является личностным бессознательным. Однако этот слой покоится на другом, более глубоком, ведущем свое происхождение и приобретаемом уже не из личного опыта. Этот врожденный более глубокий слой и является так называемым коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное наиболее полно отражает природу психики, потому как, помимо личностной души, включает и образы поведения, идентичными другим индивидам. Другими словами, коллективное бессознательное одинаково у всех людей.
Рассматривая вопрос архетипов, как главных составляющих коллективного бессознательного, отметим, что архетип представляет собой то содержание бессознательного, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым. В таком случае архетипами являются некие коллективные модели - паттерны поведения, исходящие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием сказок, мифологий, легенд, и проч.
Вернувшись к вопросу о сознании и подсознании, рассмотрим, как связаны между собой сознательный и подсознательный аспекты мышления. Возьмем знакомую каждому ситуацию, когда мы теряем мысль, забываем, что хотели сказать, хотя секунду назад слово 'вертелось' на языке. В этот момент мы говорим 'забыл', хотя на самом деле то, что мы забыли, просто перешло из сознания в бессознательное психики. Забывание - вполне типичный процесс, при котором отдельные осознаваемые идеи теряют свою специфическую энергию из-за отвлечения внимания. Когда мы переключаем интерес на что-то, мы тем самым оставляем в тени те вещи, о которых думали ранее. Так луч прожектора, осветив одно место, оставляет в темноте другое. И этого нельзя избежать, поскольку сознание может удержать одновременно ясными лишь несколько образов.
Схожая ситуация наблюдается и с органами восприятия. Например, если вслушиваться в какой-нибудь еле слышный, но долго тянущийся звук, то будет казаться, что он периодически пропадает и вновь появляется. В действительности, периодически прерывается не звук, а наше внимание. Также и когда мысль выскальзывает из нашего сознания, она не перестает существовать, по типу как машина, которая скрылась за углом, не растворилась в воздухе. Просто эта машина оказалась вне поля нашего зрения. Позже мы опять можем встретить эту машину, как можем и натолкнуться на ранее утерянные мысли.
Кроме того, забытые идеи, вместе с тем, не прекращают своего существования. Хотя их нельзя воспроизвести по собственному желанию, они пребывают под порогом сознания, как раз ниже порога памяти, откуда могут всплыть в любой момент, иногда даже после многих лет, казалось бы, полного забвения. Например, встречаются ситуации, когда мы видим и слышим что-то вполне осознанно, а впоследствии забываем. Наряду с этим мы видим, слышим, чувствуем запах и вкус множества вещей, не замечая этого либо потому, что наше внимание отвлечено, либо потому, что раздражитель, воздействующий на наши органы чувств, слишком слаб для осознанного восприятия. Тем не менее эту информацию впитывает подсознание и подобное подпороговое восприятие играет значительную роль в нашей повседневной жизни. Хотя мы не осознаем этого, оно влияет на наше восприятие событий и людей.
Таким образом, наше подсознание бывает занято множеством временно угасших образов, впечатлений, мыслей, которые продолжают влиять на наше сознательное мышление, хотя и являются потерянными. Отвлекшийся или рассеянный человек пересекает комнату, чтобы что-то взять. На полпути он останавливается в смущении - он забыл, зачем шел. Он механически перебирает вещи на столе - хотя первоначальное намерение забыто, оно подсознательно движет им. Наконец он вспоминает, что хотел. Подсознание подсказало ему.
Наблюдая за поведением невротика, кажется, что он действует осознанно и намеренно. Однако, если спросить его, окажется, что он либо не осознавал своих действий, либо имел в виду совсем не то. Он слушает, но не слышит, смотрит, но не видит, знает, но не ведает. Подобные ситуации настолько понятны, что для специалиста очень скоро становится ясным, что подсознательная часть мышления проявляет себя подобно сознательной, а значит необходимо лишь определить, осознанны или нет мысли, речь и действия человека в такой ситуации. При этом как настоящее может оказаться в подсознании, так и какие-либо идеи из прошлого, которые раннее никогда в сознании не были, также могут появиться из подсознания. Поэтому иной раз совсем неожиданно из подсознания могут всплывать совершенно новые мысли и творческие идеи, которые ранее никогда не посещали сознание и которые словно бы внезапно всплывают из глубин бессознательного психики. И таких примеров множество в истории науки, когда ученые, сталкиваясь с запутанными проблемами, внезапно находят идеи разрешения ситуации в подсознании. Вспомним того же Менделеева, который увидел свою таблицу элементов во сне (сон, как когда-то говорил Фрейд, королевская дорога к разгадке бессознательного).
Если говорить о влиянии подсознания на манипуляции, стоит отметить, что манипулятор в данном случае воздействует на тот или иной архетип в психике индивида, и уже через него добивается появления в подсознании той установки, которая - при корреляте с сознанием -вынуждает подобного индивида слушаться воле манипулятора. Поэтому специалисты по манипулированию - это весьма искусные люди, пользующиеся механизмами психики другого индивида для подавления оной с целью исполнения собственного желания.
Следует понимать, что любого рода общение - это информационно-психологическое воздействие. Обычное состояние сознание (ОСС) проявляется в результате одновременной работы левого и правого полушарий мозга. Таким образом, в целях манипулятивного воздействия необходимо ввести человека в измененные состояния сознания (ИСС), в котором замедляется, а в иных случаях и исключается цензура психики, т.е. замедляется работа левого - логического - полушария, и активируется правое полушарие, с его животными инстинктами и циничными потребностями. Для достижения подобного человек вводится в трансовые состояния, т.е. состояния ИСС. Подобное достигается с помощью воздействия на подсознание, т.е. бессознательное психики. Это становится возможным в связи с тем, что у человека общение с внешним миром происходит не словами, как все считают, а в основном чувѓствами, образами, инстинктами и потребностями. Поэтому, если явно - то на человека можно действовать словами, а если скрытно - то на любого человека следует воздействовать через его представления, чувства, воображение, физиологические инстинкты и потребности. Отсюда и все техники манипулирования связаны на переводе сознания человека из режима разума в реѓжим представлений, чувств, потребностей и воображения, и воздействуют именѓно на это измененное состояние сознания. То есть воздействие при манипулировании происходит на чувства, инстинкты, воображение и страсти людские. Причем важно отметить, что поведение и даже судьба большинства люѓдей во многом зависят от того, какое полушарие мозга домиѓнирует в их психике.
Существует семь основных психофизиологических типов человека: преобладание обычных состояний сознания, доминирование трансовых состояний, доминирование левомозгового полушария, доминирование правомозгового полушария, люди с расширенным состоянием сознания, психопатологические личности и люди, с преобладанием в поведении эмоций. Причем именно эмоции наиболее способствуют действию гипноза при общении (т.н. цыганского разговорного гипноза, гипноза наяву, при общении, без погружения в сон).
Одной из проявлений эмоций является страх. Страх в данном случае выступает как аффективное переживание и является одной из форм провокации психики. Страх всегда возникает у чеѓловека при угрозе его физическому, социальному или иному блаѓгополучию. Испытывая страх, человек сразу же попадает в суженное, из-мененное состояние сознания. У него тормозится деятельность левого мозга (а особенность левого полушария мозга, как мы помним, это разумное, критико-аналитическое, словесно-лоѓгическое восприятие происходящего), и наоборот, активизируется правое полушарие мозга - с его эмоциями, воображением и инстинктами. При этом у большинства людей страх чаще всего вызывает по нарастающей слеѓдующие переживания: неуверенность, опасение, тревогу, испуг, панику, отчаяние, ужас, аффект. Кроме того, страх резко сужает вариативность мышления и способность к разумным действиям. Иными словами, страх сковывает человека, ограничивает его умственные и физические возможности. А действия напуганных людей, как правило, нерациональны, иногда безумны и чаще всего приводят к печальным последѓствиям. Страх заставляет человека дрожать, визжать, кричать, плакать, смеяться. От него 'сосет' под ложечкой, трясутся руки, становятся 'ватными' ноги, звеѓнит в ушах, застревает ком в горле, бледнеет лицо, колотится серѓдце, перехватывает дыхание, встают дыбом волосы, расширяютѓся зрачки, по спине бегут мурашки. Страх вынуждает одних мчаться сломя голову неизвестно куда, а других - стоять без двиѓжения и тупо смотреть в одну точку.
У людей, переживающих страх, возможны следующие стерео-типы состояний.
1. Ажитация - наиболее распространенное состояние, котоѓрое выражается в стремлении убежать, спрятаться, не видеть и не слышать того, что пугает. Человек совершает автоматические дей-ствия защитного характера (закрывает глаза, втягивает голову в плечи, прикрывает лицо или тело руками, пригибается к земле, от-талкивается от источника опасности, бежит прочь). В организме в это время происходят серьезные изменения. Под воздействием гор-мона адреналина кровь в большом объеме устремляется к органам, обеспечивающим движение, преимущественно в ноги. От других органов кровь в это время отливает, особенно от головного мозга. Именно поэтому его работа ухудшается и напуѓганный человек часто не знает толком, куда ему бежать.
2. Ступор. На людей со слабой нервной системой повышение уровня адреналина в крови оказывает обратное воздействие: оно парализует их мышцы. Это тоже часто встречающийся вариант реакции, выработанный в процессе эволюции: чтобы тебя не тро-нули, притвориться мертвым. Ступор проявляется в том, что че-ловек застывает на одном месте либо становится крайне медли-тельным и неловким, а то и просто падает без сознания. Все это потому, что мышцы судорожно сжались, их кровоснабжение резѓко ухудшилось, координация движений нарушилась.
3. Сумеречное сознание с неуправляемой агрессией. Это состояние проявляется в эмоциональном перевозбуждении, алогичности мышления и провале памяти (человек не помнит того, что он только что делал). Внешне сумеречное сознание выглядит как приступ безумия с непоследовательными и бессмысленными агрессивными воздействиями в отношении источника страха. Пол-номасштабная агрессия в качестве формы проявления страха встречается довольно редко: это злобное выражение лица, угро-жающие жесты и поза, крик или визг. В их основе кроется бессоз-нательное (животное) стремление испугать противника, что иногѓда удается, а иногда - нет.
Выделяют четыре пары основных противоположных друг другу базисных эмоций, которые в основном и составляют чувственную жизнь большинства обычных людей. Учитывая, что реакциями и поведением чувственно-образного, животного правого мозга люѓдей управляют животные чувства и инстинкты, считается, что правым полушарием мозга, т.е. глубинной бессознательной природой человека, управляют следующие чувѓства, расположенные по своей убывающей значимости: уверенность - страх, удовольствие = отвращение, радость - горе, торжество - гнев.
Среди эмоциональных людей процесс переработки информации, поступающей в мозг через органы чувств (зрение, слух, кинестеѓтические ощущения, обоняние и др.) выполѓняется тремя способами:
1) Наглядно-действенным (основан на интенсивном и разно-образном манипулировании собственным телом и предмеѓтами окружающего пространства).
2) Наглядно-образным (основан на эмоционально-чувственѓном восприятии предметов и явлений вне и внутри организма).
3) Абстрактно-логическим (основан на отображении причинно-следственных связей и тесно связан с памятью о прошлом, с предвидением будущего и с осознанием самого себя).
У людей эмоционального типа ведущими видаѓми мышления являются правополушарные, животные: наглядно-действенное и наглядно-образное. Абстрактно-логическое мышление левого мозга у людей данного типа развито плохо; боѓлее того, как только эти взрывные, эмоциональные люди зажигаѓются какой-либо эмоцией, то сразу же теряют и все остатки раѓзумного, критико-аналитического словесного мышления.
Следует обратить внимание, что в действительности могут наблюдаться некие расхождения в поведении, вызванные индивидуальными особенностями отдельного человека. Информация, которую человек получает с внешнего мира, оценивается им по-разному, в зависимости от каналов восприятия.
Наиболее эффективным оказывается показ с объяснением. То есть мы должны не только говорить (обычно посредством аудиального канала воспринимается только двадцать процентов информации) или показывать (визуальная репрезентативная система уже обеспечивает до семидесяти процентов запоминания), но и совмещать демонстрацию (показ) и пояснение. В этом случае до восьмидесяти-девяносто процентов получаемой информации будет не только воспринято мозгом, но и отложится в памяти.
При этом следует заметить, что автор данной работы активно использует подобный метод в своей практике обучения различным системам боя (бокс, кикбоксинг, рукопашный бой), и на протяжении уже более четверти века подобной практики были получены хорошие показатели как среди воспитанников, становившихся чемпионами мировых и всероссийских первенств, так и среди тех, кто в силу возраста и общественного статуса ставит перед собой задачу не участие в соревнованиях, а овладение в кратчайший срок необходимых навыков бокса и рукопашного боя и последующего закрепления подобных навыков. Подобное обучение всех желающих автор проводит в своем Бойцовском клубе ('Бойцовский клуб Сергея Зелинского'), в который может поступить любой желающий овладеть техникой боя по методу 'Боксинг-Терапия' и научиться пониманию себя, чтобы уже через познание себя (помните высказывание Сократа - познай себя) понимать других.
Обратим внимание, что в зависимости от целей строится та или иная форма воздействия на человека. Например, если необходимо, чтобы человек что-то плохо понял, - ему говорят быстро, без повторов, максимально длинными фразами. Если же необходимо, чтобы что-то он обязательно запомнил, следует употреблять короткие, простые и понятные фразы, использовать обязательную демонстрацию, объяснять и повторять.
Кроме того, известно, что средний человек реально способен выразить словами только восемьдесят-восемьдесят пять процентов задуманного. Из которого другой человек способен понять только шестьдесят-семьдесят процентов получаемой информации, а запомнить всего десять-двадцать процентов.
Именно поэтому для повышения запоминаемости необходимо вовлекать в процесс получения информации другим индивидом все его репрезентативные функции и сенсорные каналы (зрение, слух, чувства, эмоции, обоняние и тактильные ощущения).
Также следует учитывать такую особенность, как активное восприятие информации в течении первых пятнадцати-двадцати секунд, после чего наблюдается смена приоритетов внимания индивида: он начинает искать чтобы добавить к услышанному, а значит переключается на замедленность восприятия получаемой информации (потому что начинает слышать, зачастую, только себя). Именно потому, для предотвращения подобного, рекомендуется помещать такого индивида в какую-либо ситуационную действительность, потому как именно ситуации большей частью управляют человеком.
Большую роль оказывает при общении обычное человеческое слово. Слово для человека является таким же условным раздражителем, как и все остальные раздражители. Слово оказывает воздейѓствие на психофизиологию человека даже тогда, когда оно вообще не произносится, как это бывает при самовнушении. При этом первая сигнальная система чеѓловека находится в неразрывном взаимодействии со второй сигнальной системой, лежащей в основе речи и мышления. Благодаря всей жизни взрослого чеѓловека, слово связано со всеми внешними и внутренними раздраженияѓми, приходящими в большие полушария.
Также очень важно помнить, что наиболее упрощенным и типичным условным рефлексом человека является внушение. Внушать - значит прививать к психике другого человека любые идеи, чувства, эмоции и прочие физиологические состояния в обход цензуре психики вашего собеседника, т.е. воздействовать так, чтобы со стороны его не было места критике и суждению.
Говоря о внушении заметим, что действие внушения основана на быстром переходе корковых клеток в тормозное состояние. Отсюда, основной психофизиологический мехаѓнизм внушения - это разорванность нормальной, боѓлее или менее объединенной работы всей коры, когда в результате внушения происходит сжигание тонуса коры больших полушарий головного мозга и неотразимо быѓстро, легко и автоматически возникает функциональная нервно-психическая разобщенность всей корковой деятельности.
Таким образом внушение является раздражением определенного района больших полушарий в форме определенного раздражения и действует, т. е. переходит в движение, в тот или иной двигательный акт, потому что при слабой коре, при слабом, низком тонусе, оно как концентрированное сопровождается сильной отрицательной инѓдукцией, изолировавшей его от всех посторонних влияний. Это и есть тайный механизм внушения, когда на кору головного мозга в определенный пункт как раздражитель направляется слово (т.е. приказ гипнотизера), и этот раздражитель концентрирует раздражительный процесс в соответственном пун-кте и сопровождается отрицательной индукцией, котоѓрая, благодаря малому сопротивлению, распространяется на всю кору. Вот почему слово как приказ является изолированным от всех влияний и делается абсолютным действующим раздражителем даже после возвраѓщения человека в обычное состояние сознания.
Воздействие внушением следует рассматривать как метод воздействия информацией. Внушение - это введение информации, принимаемой человеѓком без критической оценки и оказывающей влияние на нейропсихические процессы. Внушение невозможно при отсутствии смыслового соѓдержания вводимой информации, потому что не каждая информация оказывает внушающее воздействие. В зависимости от форм подачи, источника поступления и индивидуальных особенѓностей индивида одна и та же информация может оказывать или не оказывать суггестивное влияние.
В мозге чеѓловека протекают процессы вероятностного прогнозирования, сопровождающиеся процессами верификации всей поступающей информации, т.е. происходит неосознаваемое определение ее достоверности и значимости. Благодаря этому организм, не загружая сознание, ограждается от неадекватного реагироваѓния на сигналы, которые к нему не имеют отношения или несут ложную, или незначащую информацию. Поэтому особенность внушения в том, что помимо основной информации, определяющей содержание внушения, вводится еще и добавочѓная - верификационная информация, придающая неотразимую достоверность основной информации. Например, гипнотизер говорит, что тридцатиминутные прогулки на свежем воздухе будут очень полезны для здоровья. Но человек может на эти слова никак не среагировать. А вот если гипнотизер скажет командным, не допускающим сомнений и возражений, голосом: 'Вам обязательно, начиная с сегодняшнего вечера, необходимо ежедневно совершать тридцатиминутные прогулки на свежем воздухе!', то во втором случае добавочную информацию несет голос, интонация, миѓмика, обстановка и авторитет гипнотизера. И если этой добавочной информации не будет или окажется недостаточно, то внушение не наступает. Причем, чем более уверенным тоном говорит гип-нотизер, тем большим верифицирующим действием обладает его речь. Поэтому конформизм (т. е. навязывание явно ложного мнения, высказанного группой лиц одноѓму из членов этой группы) исчезает, если хотя бы один член группы высказывает свое мнение неуверенным голосом.
В зависимости от преобладания в чеѓловеке той или иной сигнальной системы, выделяют три типа высшей нервной деятельности человека:
1) Первый - художественный тип (преобладание перѓвой сигнальной системы). Первая сигнальная система означает доминирование в психике активности правого полушария мозга. Правое полушарие мозга характеризуется чувственно-обѓразной системой мышления, развитой интуицией, подчиненностью жизненным потребностям (инстинктам): инстинкту сохранения жизни, половому инстинкту и др., а также бессознательным стрем-лением к чувственным удовольствиям. К такому типу принадлежат эмоциоѓнальные люди, мыслящие живыми, яркими, конкретными обраѓзами. Они склонны к фантазии, подвержены воображению, мечтательны, мнительны, сентиментальны. Среди таких людей часто встречаютѓся художники, музыканты, артисты, писатели и т. п.
2) Второй - мыслительный тип (преобладание второй сигнальной системы). Характеризуется доминированием активности левого полушария мозга с его рациональным слоѓвесно-логическим мышлением и склонностью к абстрактному, от-влеченному мышлению. Это, как правило, неэмоциональные люди, склонные к расчету и иногда мешающему им чрезмерному мышлению. Распространен подобный тип (за редким исключением) среди инженеров, бухгалтеров, экономистов и т.п.
3) Третий - средний тип (одинаково развиты обе сигнальные системы). В психофизиологии лиц третьего типа нет ярко выраженного доминирования одного из полушарий мозга.
Для осуществления манипулятивного воздействия при общении необходимо правильно выстраивать сценарии воздействия на людей и уметь прогноѓзировать все стандартные варианты их реакций и поведенческих стереотипов.
При этом, ожидаемые реакции и поведение большинства обычных людей на девяносто процентов предопределенны их психофизиологией и наследственностью и на десять процентов - внешней средой и обстоятельствами. Это означает, что ключ ко всем реакциям, поступкам и поведению людей лежит внутри че-ловека, а не в обстоятельствах, которые его окружают.
Другими словами, внешние обстоятельства судьбы человека являются вторичными по отношению к внутренней природе человека, где и скрываются в основном уже готоѓвые реакции и поведение данного человека, способные сработать и выйти наружу в определенных ситуациях. Причем, чем ниже уровень интеллекта данного человека, тем легче срабатывает внутѓренняя природа данного человека, проявляя себя словами и поступками.
Как сознательная, так и бессознательная жизнь человека про-являются в дневном поведении и деятельности, а ночью - в ночѓном сне. Если пассивный, ночной сон полностью определяется бес-сознательной частью психофизиологии человека, то дневная актив-ная часть жизни определяется бессознательной, подсознательной и сознательной частями человеческой психофизиологии.
Обычное сознание человека (ОСС) есть результат одновременѓной работы словесно-логического левого полушария мозга (подсознания) и чувственно-образного правого полушария мозга (бессознательного). Но сознаѓние человека в течение суток может находиться в следующих реѓжимах работы: режиме ночного сна (с его быстрой и медленной фазами, т.е. со сновидениями и без), режиме обычного результиѓрующего состояния сознания (ОСС), режиме измененного состояния сознания (ИСС).
В свою очередь измененные состояния сознания делятся на:
1) просоночные (перед засыпанием и при пробуждении);
2) трансовые левомозговые (с резким доминиѓрованием активности левого словесно-логического полушария мозга);
3) трансовые правомозговые (с резким доминированием ак-тивности правого чувственно-образного полушария мозга и тор-можением, до выключения, активности левого полушария мозга);
4) трансоѓвые с расширенным сознанием (резкой активизацией обоих полуѓшарий и глубинных структур мозга с волевым контролем ранее произвольно неуправляемых функций);
5) трансовые патологичеѓские естественные и искусственные состояния (измененные состоѓяния, вызванные болезнью, алкоголем, наркотиком, психотропным препаратом и т. д.).
Реакции и поведение любого человека необходимо прогно-зировать по состоянию психофизиологии, в котором он находится. В обычном состоянии сознания (ОСС) любому человеку приѓсуща способность осмысленного рассудочного поведения. Это значит, что его поступки, составѓляющие характер поведения, определяются осознанными интеллектуальными характеристиками существующих между объектами реальности связей и отношений. Поэтому в ОСС на реакции и поведение человека оказывают влияние как интеллект и психоѓлогические установки левого полушария мозга, так и чувства, и животные инѓстинкты правого полушария мозга (половой инстинкт, инстинкт голода, жажды, и др.).
В ОСС большинство поступков и особенностей поведения че-ловека определяются его привычными автоматическими действи-ями (привычками). Привычки - это устойчивые мозговые свяѓзи, отличающиеся повышенной готовностью к функционироваѓнию. Система таких устойчивых нервных связей служит основой стереотипов.
Таким образом, реакциями и поведением большинства люѓдей в ОСС управляют их привычки. Поэтому, перед осуществлением манипулятивного воздействия необходимо предварительно понаблюдать за будущей жертвой, чтобы как можно больше узнать о ее привычках, привычном поведении и привычном образе жизни. Располагая информацией о привычках объекта, манипуляторы получают инструмент для успешного прогнозирования будущего поведения объекта своих манипуляций в той ситуации обманного сценария, который они выстраивают, окружая свою жертву разноѓго рода искусственно созданными обстоятельствами. Жертва в этих искусственно созданных обстоятельствах действует привычным для себя образом, что, собственно, и необходимо для осуществления манипулятивного воздействия. Подобным умело пользуются и преступники, которые предварительно наблюѓдают за жертвой, узнают ее привычный образ жизни, род занятий, местопре-бывание и т.д. и только потом совершают свои уголовно наказуемые деяния.
В некоторых преступлениях криминальные специалисты спе-циально формируют у своих будущих жертв специальные привычѓки, а потом, при совершении преступления, воздействием именно на эти привычки строят сценарии преступления. Например, наиѓболее распространенным преступлением такого рода являются пре-ступления с наркотиками или на сексуальной почве, когда будуѓщую жертву вначале приучают к привычке, а затем делают с ней что хотят или добиваются от нее того, что нужно преступникам. Поэтому всем людям следует знать, что человек в значительѓной степени сам предопределяет свою судьбу, так как реализует свое повседневное поведение через хорошие или плохие привычки, вы-зывающие и соответствующие последствия и соответствующую судьбу, т.е. соответствующий жизненный финал. Поэтому каждому было бы полезно серьезно подумать о своих привычках и о том, куда они могут привести.
Многое в поведении современного человека в ОСС определя-ется и теми жизненными целями и проблемами, которые он в дан-ный момент решает. Учитывая эту закономерность в поведении и реакции людей, при манипулировании необходимо навязать своим будущим жертвам искусственные ложные жизненные цели и задачи, чтобы затем использовать это в своих заѓмыслах. В ОСС большинством 'проѓстых' людей руководят их обычные физиологи-ческие потребности - инѓстинкт сохранения, половой инстинкт, чувство голода, жажды и т. д., поэтому и поведенчеѓскими целями таких людей является поиск средств и способов удовѓлетворения своих животных физиологических потребностей. Так возникает общество потребителей, где вся реальность представѓляется рынком всякого рода услуг, направленных на удовлетвоѓрение примитивных физиологических потребностей - секс, вкусная еда и питье, безопасѓность и т.п.
К сожалению, основная часть такой науки как психология представлена изучением сознания. И только глубинная психология (психоанализ и еще ряд направлений, в т.ч. психофизиология и др. медицинские направления в т.ч. психотерапии) изучает бессознательное психики, подсознание. Именно поэтому даже классические психологи попадают в ловушку тех, кто знает истинные секреты психики, и такие секреты являются знания о законах подсознания, а не сознания. Сознания да, но лишь отчасти. Ведь в реальной жизни каждый человек более девяносто процентов суточного времени находится не в обычных состояниях сознания (ОСС), а в измененных (ИСС).
В зависимости от доминирования в ИСС активности левого или правого полушария мозга, человек бессознательно мыслит и осознает все происѓходящее во внешней или внутренней реальности по одной из трех основных внутренних психофизиологических систем:
1) В основном воспринимает реальность через слова и мыслит вслух или про себя в основном словами (левомозговое словесно-логическое мышление).
2) В основном воспринимает реальность через визуальные об-разы, окрашивая их положительными или отрицательными эмо-циями, и мыслит образами, картинами и чувством удовольствия или неудовольствия (правомозговое чувственно-образное или эй-детическое мышление).
3) В основном воспринимает реальность чувствами, определяющими из которых являются кинестетические ощущения.
Эти три основные псиѓхофизиологические системы взаимодействия человека и реальноѓсти называются репрезентативными системами. Как правило, каждый челоѓвек как в ОСС, так и в ИСС познает и переживает реальность или через свои органы чувств (зрение, слух, кинестетика, обоняние и вкус) в ОСС, или через раппорт суггестора (голос, интонацию, жесты и т. д.) в ИСС.
Основные репрезентативные системы функционируют непре-рывно, но поскольку большая часть этого постоянного потока сен-сорного опыта по множеству причин являются чрезмерной или не-нужной, то мы обращаем внимание не на все его элементы, а пред-почитаем фокусироваться на той его системе, которая доставляет информацию, наиболее соответствующую тому опыту, что у нас имеется. Таким образом каждый чеѓловек имеет одну из трех основных репрезентативных систем в каѓчестве ведущей, и именно ее он чаще всего, подсознательно или бесѓсознательно, использует при своем взаимодействии с реальностью. А так как у человека весьма развиты и сигнальные системы (известны две сигнальные системы - чувства и речь), то становится возможным представлять свой жизненный опыт, основываясь на тот или иной сенсорный канал.
Манипуляторы, в случае, когда еще не сформировался раппорт (т. е. управляющая связь), стаѓраются общаться с объектом (жертвой) на ее языке, т.е. устанавлиѓвают и развивают контакт с этим человеком на языке его основной репрезентативной системы, установить которую можно по словам данного человека, когда он произносит слова, обозначающие внутѓренние процессы (глаголы, наречия и прилагательные), например:
4) Канал запаха, вкуса: нюхать, вдыхать, ароматный, кислый, сладкий, горький, пресный, безвкусный, вкусный и др.
В результате, используя ведущий сенсорный канал, привычки и стереотипы поведения, систему жизненных ценностей и целей своей будущей жертвы, манипулятор устанавливает конѓтакт с объектом, а затем развивает этот контакт в управляющий раппорт, добиваясь как можно более глубокого транса, а, следовательно, и более эффективного управления над поѓпавшим в гипнотическую ловушку человеком, объектом манипуляций.
2. Подробнее о манипулировании психикой.
(Что такое манипулирование; подверженность манипулированию; последствия воздействия на психику; чувство вины; невроз - как основа манипуляций; любовь и привязанность; механизмы манипулирования; теория сублиминального воздействия; защитные механизмы психики).
Психика человека по своей природе предрасположена к некой восприимчивости, которую используют для скрытого воздействия (манипулирования). Манипулирование - это психологическое воздействие одного человека на другого. Цель такого воздействия - выполнение воли манипулятора.
Следует заметить, что манипулирование встречается везде и всегда. Невозможны отношения в обществе без манипулирования. Манипулирование в данном случае будет завуалировано стремлением одного индивида - подчинить (оказать воздействие на психику с целью подчинения) другого.
Вследствие предрасположенности людей к различного рода невротическим зависимостям, всегда найдутся те, кто пожелает воспользоваться слабостью для навязывания своей воли. Таких людей называют манипуляторами.
Манипуляторы для управления другим человеком провоцируют в нем невроз (т.е. вызывают невротическую симптоматику), выдвигая определенные условия, выполнение которых приведет к избавлению от невроза, т.к. подчинение - всегда является избавлением от невроза. Точнее, в этом подсознательно уверен человек, подвергшийся манипуляциям. Подсознательно - потому что манипулятор всегда действует скрытно. Скрытность - это отличительная особенность манипуляций. Например, если вы открыто кому-то отдадите команду - это будет приказ. Человек воспринял вашу команду сознательно, и подчиняется или не подчиняется в зависимости от обстоятельств.
Тогда как скрытое, манипулятивное, управление - состоит в том, что манипулятором отдается как бы не явная команда к действию, а закамуфлированная, тайная команда, направленная не на сознание, а в обход сознания - на подсознание.
И в этом случае сопротивляться зачастую невозможно. Скрытая команда в этом случае поступает сначала в подсознание, а уже оттуда переходит в сознание, оказывает влияние на сознание вследствие того, что сознанием руководит бессознательное психики.
При этом в случае скрытого манипулятивного воздействия в психике человека, подвергшегося манипуляциям, словно все время мигает 'лампочка', вызывая невротическую симптоматику; такая симптоматика исчезает, когда человек выполняет волю манипулятора, провоцировавшего в нем невротическую зависимость.
Рассмотрим данный вопрос подробней.
Известно, что психика человека устроена таким образом, что вынуждена все время балансировать на грани между неврозом и обычным, нормальным состоянием (т.н. условной нормой). Мы не рассматриваем в данном случае невротиков, которых на самом деле намного больше, чем показывает статистика обращений к врачам.
Психика почти всех без исключения людей подвержена специфическому воздействию, вызывающему соответствующую симптоматику, именуемую неврозом. Причём, как раз для снятия подобной (невротической) зависимости такой индивид вынужден подчиниться воле другого. И тогда симптом исчезнет. Наступит временное улучшение состояния. И в какой-то мере вся проблема для человека будет заключаться лишь в том, что он будет вынужден пойти на уступки манипулятору (выполнив его волю).
Подобную особенность психики человека используют манипуляторы. Они намеренно создают дисбаланс в психике (нагнетают обстановку), а после предлагают своего рода 'лекарство' (способ избавления от вызванной ими раннее симптоматики).
Каким образом становится возможным такое воздействие?
Прежде всего еще раз обратим внимание, что очень важное значение в структуре психики занимает бессознательное. Именно в бессознательном берут начало мысли и рождаются желания, которые после переходят в поступки и действия; при этом создается впечатление что поступки происходят под контролем сознания. На самом деле сознание в данном случае имеет подчиненную функцию, потому что причина происходящего сейчас заключается в том, что было заложено в подсознание раньше.
Как формируется бессознательное? Всё, что было когда-то индивидом услышано или увидено, все, что когда-то проходило мимо него (его зрения, слуха, органов осязания...) оседает в бессознательном психики. При этом так получается, что становится совсем не важен срок давности. А то и наоборот, для того, чтобы информация, попавшая в подсознание, обработалась - необходимо время. Другими словами, это информация, заложенная в подсознание, может 'выстрелить' и на другой день, а может только через годы, а то и десятилетия. (Как известно, психоанализ Фрейда был построен как раз на том, что он находило причины заболеваний психики взрослых индивидов из каких-либо нереализованных детских конфликтов (ситуаций, приведших к конфликтам психики, и позже развившихся в ту или иную симптоматику невроза.)
Важность такой особенности взаимодействия сознания и подсознания (бессознательного) весьма существенна, ибо на этой особенности отчасти построено манипулятивное воздействие на психику. А потому для манипуляторов самое важное правило - воздействовать на подсознание другого индивида таким образом, чтобы он выполнял вашу команду (ваше завуалированное желание), но при этом считал, что делает это сам, по доброй воле и собственному усмотрению.
Как сделать подобное? Среди многочисленных способов выделяется один, который за малым исключением не оставляет шансов индивиду, на которого направлено манипулятивное воздействие, не поддаваться манипуляциям. И становится возможным подобное оттого, что первоначально в манипулируемом провоцируется воздействие на какой-либо из базовых инстинктов (страх, например). А после - манипулятор демонстрирует способ избавления от того, что вызвало подобный негатив в психике (и начало развития психо- или невро- симптоматики).
Подобный приём обычно действует безотказно. Например, вас сначала могут заключить в камеру, угрожать избить и проч., дождутся, когда ваше эмоциональное состояние будет на грани срыва - а после придет кто-то, кто вас спасет. Пригрозив обидчикам. Помимо вашей воли вы будете благодарны такому человеку. Это в масштабах, так сказать, отдельного человека. А вот пример в масштабах страны. Сначала посредством СМИ и других возможностей можно нагнетать обстановку, всячески высвечивая угрозу, например, терроризма. А после (когда 'общественное мнение' будет соответствующим образом подготовлено) - объявить о мерах чрезвычайного воздействия, направленных на предотвращения терактов. И уже под эту кальку можно будет делать любое ужесточение, от прослушивания телефонных переговоров (которые и так прослушиваются; правда пока делается это выборочно, и робот-автомат реагирует на ключевые слова, после упоминания которых запись разговора включается автоматически), до массовых арестов и депортирования врагов народа из страны, как было при СССР.
Следует заметить, что к угрозе подобного воздействия люди становятся подвержены в период относительной стабильности. Когда психика человека в течении определенного времени не испытывает потрясений, как бы привыкает к состоянию покоя, расслабляется. И если в это время последует удар - подобное будет иметь гораздо более существенные последствия, нежели чем произвести манипулятивную атаку в период, когда организм индивида (прежде всего его психика, его эмоциональное состояние) находится как бы 'на взводе'. Помните - пролетариату нечего терять, кроме своих цепей? И в тоже время, имеющий какой-то материальный достаток человек всегда подсознательно опасается лишиться этого. Это заложено в природе. Причём, говоря о природе, мы должны отдавать отчет в том, что психика практически всех без исключения людей имеет общую структуру, а поведение отдельного человека складывается из механизмов психики, реагирующих на какие-либо обстоятельства. Именно общий характер проявления подобной реакции имеет как бы схожу направленность, и почти не зависит от характера личности самого индивида. Да и сам характер формируется в результате нахождения индивида в той или иной социальной среде. Потому-то и в своей основной массе психика всех индивидов схожа, и имеет некоторое отличие большей частью объясняемое воспитанием, социальным окружением, и т.п.
Обратим внимание, что характер манипулирования иной раз не просто определить. Причем именно т.н. невидимый характер манипулирования зачастую и является причиной факта возможности и результативности манипулятирования. Да и большинство людей по природе склонно к доверию в значительно большей степени, чем это можно поначалу предположить. Причем на данное обстоятельство как бы оказывает положительное влияние целый ряд факторов, берущих начало в структуре психики индивида. И при определенных обстоятельствах, через какой-то (заранее не планируемый) промежуток времени ситуация складывается таким образом, что психика индивида становится наиболее предрасположена к влиянию извне. А последующее воздействие иной раз несопоставимо как по масштабам, так и по силе оказываемого на психику воздействия - с чем-то, существовавшим доселе. Ведь вполне разумно предположить, что если мы говорим о психике взрослого человека, то имеем дело с уже сформированными в данной психике определенными установками (а все наши поступки - суть влияние установок, имеющихся в бессознательном).