Адамьянц Тамара Завеновна
На пути к целостной картине мира (к проблеме социализации и адаптации современной молодежи)

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Адамьянц Тамара Завеновна (tamara-adamiants@yandex.ru)
  • Размещен: 13/11/2019, изменен: 13/11/2019. 28k. Статистика.
  • Статья: Психология
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье идет речь о данных комплексных многоуровневых исследований, где изучались следующие характеристики Јкартин мираЋ современной молодежи, влияющие на качество социализации и адаптации: умение и стремление к адекватному пониманию и взаимопониманию; знание значимых социальных проблем, персоналий, художественных произведений, популярных материалов масс-медиа; представления о желательном и нежелательном; эмоционально-экзистенциальное ощущение Јмира вокругЋ. Прослежена взаимосвязь между ментальными технологиями (способом понимания) в сфере коммуникации, которые привычны, знакомы, освоены сознанием человека, с одной стороны, и, с другой, между качественными особенностями социально значимых граней его Јкартины мираЋ. И для общества, и для отдельного индивида целостная Јкартина мираЋ предпочтительнее мозаичной, разорванной. Главный способ реализации этой задачи - массовые мероприятия по развитию социоментальной сферы личности.

  • На пути к целостной "картине мира" (к проблеме социализации и адаптации современной молодежи)

    Опубликовано: Адамьянц Т.З. На пути к целостной картине мира (к проблеме социализации и адаптации современной молодежи) // Мир психологии. 2019. Љ2. С. 230-238.

    В дошедших до нас памятниках мудрости многих народов, где все, как известно, аллегорично, все несет тайное знание либо скрытое назидание потомкам, можно найти схожие между собой истории о "разорванном" человеке (не убитом, а именно разорванном, причем не только разорванном, но и разбросанном по белу свету). Из наиболее известных - история древнеегипетского бога и царя Осириса; древнегреческого Загрея-Диониса; Апсирта, малолетнего брата колхидской царевны Медеи. Схожесть всех этих историй в том, что разбросанные куски надо найти, обязательно найти и собрать воедино. Бродит поэтому по белу свету Изида, собирая частички своего супруга, с которым они жили-поживали в любви и согласии до тех пор, пока Осириса не убил брат Сет, возжелавший править вместо него. Спасает младенца Диониса Афина, которого разорвали титаны и Гера. Бросил погоню за своей собственностью - драгоценным золотым руном царь Ээт, чтобы собрать остатки тела своего сына, которые разбросала по морю его неверная дочь Медея (и, по факту, убийца брата). Схожий мотив есть и в русских народных сказках: здесь героя разрубают непосредственно в честном бою, а чтобы оживить, надо не только его собрать, но и сбрызнуть особой водой, сначала мертвой, а затем - живой...

    Из раза в раз истории о "разорванном" человеке вызывают у меня ассоциации с научными данными о разном качестве "картин мира" (представлений об окружающем мире и своем месте в нем) наших современников. В серии проведенных на базе Института социологии ФНИСЦ РАН комплексных многоуровневых исследований современной молодежи, где использовались социологические, социально-психологические и семиосоциопсихологические методы и подходы, было зафиксировано, что качественные особенности социально значимых граней "картин мира" современной молодежи можно охарактеризовать в следующем диапазоне определений - от гармоничных, насыщенно-целостных до расплывчато-неопределенных, мозаично-разорванных. Основой для такой дифференциации оказались следующие характеристики респондентов: умение и стремление к адекватному пониманию и взаимопониманию; знание значимых социальных проблем, персоналий, художественных произведений, популярных материалов и органов СМК; эмоционально-экзистенциальное ощущение "мира вокруг". Иными словами, даже социально-гомогенные группы и подгруппы современной молодежи можно условно дифференцировать по качеству социально значимых граней "картин мира" их представителей с точки зрения задач гармоничного развития личности и социально-гуманитарного развития общества. Это, во-первых, люди с позитивно-целостными представлениями об окружающем мире и своем месте в нем и, во-вторых, с раздробленно-неопределенными, разорванными. Понятно, что и для общества в целом, и для отдельного индивида целостная и позитивно ориентированная "картина мира" предпочтительнее мозаичной, разорванной. В этих же исследованиях было зафиксировано, что ментальная технология (способ понимания), посредством которой человек ориентируется в сфере коммуникации, которая привычна, знакома, "освоена" его сознанием, в значительной степени определяет и качественные особенности социально значимых граней его индивидуальной "картины мира". Такое взаимовлияние объяснимо и закономерно. Поскольку вся жизнь человека в той или степени является коммуникацией: с обществом, коллективом, группой, автором, собеседником, начальством, семьей, самим собой, природой и т. д., навыки ориентирования в традиционных формах коммуникации (используется термин "коммуникативные навыки") распространяются и на все другие способы его коммуникативных взаимодействий.

    Методологическое и методическое обоснование. Особенности (качество) понимания в сфере коммуникации отражают степень понимания респондентом интенциональности (смысловых доминант) воспринятых произведений; для исследования этой характеристики используется метод интенционального (мотивационно-целевого) анализа, разработанный в рамках семиосоциопсихологической концепции социальной коммуникации [4; 6]. Основными положениями концепции являются, во-первых, эмпирически доказанный вывод о наличии в любом целостном, завершенном коммуникативном акте латентной структуры коммуникативно-познавательных программ, ориентированных на авторскую интенцию, которая, в дополнение к общепринятой трактовке, определяется как "равнодействующая мотивов и целей общения и взаимодействия людей" [7. С. 16], а также, во-вторых, утверждение о том, что смысл коммуникативного акта кроется вегоинтенциональности. Разработанный здесь метод интенционального (мотивационно-целевого) анализа позволяет прослеживать, исходя из особенностей интерпретирования воспринятого произведения, особенности ментального "освоения" респондентом авторской интенциональности. Возможность введения в анализ этой характеристики позволяет дифференциацию по социоментальным группам [3], различающимся уровнем развития коммуникативных навыков. Традиционно используется следующая социоментальная дифференциация: высокий уровень коммуникативных навыков (группа адекватного восприятия); средний уровень коммуникативных навыков (группа частично адекватного восприятия); низкий уровень коммуникативных навыков (группа неадекватного восприятия) [3; 4].

    Социоментальные особенности современной молодежи. Для современной молодежи, живущей, как известно, в век глобальной информации и узаконенной свободы слова, имеющей широчайшие возможности приобщения к социокультурной среде (Интернет, телевидение, пресса, радио, гаджеты и т. д.), проблемы адекватного понимания в сфере коммуникации, казалось бы, не должно существовать. Исследовательские данные показывают, однако, что это далеко не так. Приведем данные серии опросов, которые проходили в 2015-2017 гг., об особенностях понимания смысловых доминант хорошо знакомых респондентам художественных произведений. В исследовании участвовало 572 чел. в возрасте до 35 лет включительно из разных городов и регионов России; из них 213 - представители учащейся молодежи, 183 - рабочей молодежи и 176 - молодые представители интеллигенции. Согласно содержащимся в одном из блоков анкеты просьбам всем участникам следовало назвать произведение, повлиявшее на мировидение (понятно, что каждый называл свое, особенное для него), и попытаться сформулировать самое главное, что автор хотел сказать, выразить, сообщить; такой ответ дает представление о степени понимания респондентом авторской интенциональности. Содержались в анкетах и целостные тексты, которые следовало внимательно прочитать перед ответом на аналогичные вопросы о самом главном, что хотел сказать, выразить, сообщить автор. Для представителей всех групп это была притча "Мудрый странник" (как показывает исследовательская практика, результат понимания смысловых доминант притч всегда выше, чем, например, сложного экономического текста). А представителям учащейся молодежи и молодой интеллигенции предлагалось освежить свое знакомство со стихотворением А. Блока "Незнакомка", которое, как известно, входит в школьные программы.

    Прежде чем сообщать об особенностях понимания респондентами смысловых доминант воспринятых произведений, назовем критерии анализа. Адекватной считалась интерпретация, где обнаруживалось понимание (хотя бы на уровне тенденции) "равнодействующей мотивов целей" автора; при этом согласие или несогласие с автором никакого значения не имело. Частично адекватным называли такой ответ в анкете, где, несмотря на просьбу рассказать о самом главном, что хотел сказать, выразить автор, шел пересказ содержания, иногда с замечательными подробностями, однако без выхода на интенциональность автора (кстати, именно такой способ понимания и интерпретирования культивируется сегодня при преподавании и оценке знаний по литературе). Неадекватным считали довольно распространенный тип ответов, где из целостной ткани предложенного текста были "выхвачены" некие отдельные части (факты, примеры, детали, их описания и т. д.), которым придавалось странное или в силу каких-то личностных для респондента причин особое значение, никак не связанное с основным смыслом воспринятого материала. Относили к такому типу восприятия и полное отсутствие интерпретирования в тех, однако, случаях, когда все остальные части анкеты были заполнены: человек и хотел бы ответить, да не смог. Здесь же оказывались и такие ответы, где респондент, вместо того чтобы сосредоточиться на задании, начинал проявлять свою эрудицию, не относящуюся к конкретному вопросу, либо, если воспользоваться молодежным сленгом, "прикалывался", что свидетельствовало о том, что он или не смог понять сути вопроса, или не счел нужным понимать.

    Просьба назвать произведение, повлиявшее на мировидение, была выполнена большинством респондентов. Перечень названий и авторов оказался разнообразным и отражающим современные социокультурные тенденции и реалии; не удивительно, что преимущества здесь оказались у представителей молодой интеллигенции и учащейся молодежи. Однако даже в этих группах результат анализа особенностей интерпретирования интенциональности произведений, имеющих, как считают сами респонденты, для них особо важное значение, оказался далеким от идеала: число адекватных интерпретаций (т. е. понимания того главного, что хотел сказать, выразить автор) у учащейся молодежи составило 31 %, у молодой интеллигенции - 48 %, у молодых рабочих - 22 %. Общая же картина по всему массиву опрошенных такова: 34 % адекватных интерпретаций, 35 % частично адекватных и 31 % неадекватных.

    Несколько выше оказались результаты знакомства с притчей. Данные по адекватному восприятию ее смысла составили: у учащейся молодежи - 47 %, у молодой интеллигенции - 56 %, у рабочих - 28 %. Приведем также обобщенные данные по всему массиву опрошенных: 44 % адекватных интерпретаций, 25 % частично адекватных и 31 % неадекватных.

    А вот результат "встречи" с "Незнакомкой" А. Блока порадовал меньше: адекватно интенциональности автора проинтерпретировали это стихотворение 10 % учащейся молодежи и 13 % молодой интеллигенции (группе рабочей молодежи это задание не предлагалось). Обобщенные же результаты таковы: 12 % адекватных, 32 % частично адекватных и 56 % неадекватных интерпретаций.

    Грани "картин мира" разных социоментальных групп: знание актуальных проблем России. В анкете предлагалось назвать несколько актуальных, с точки зрения респондента, проблем современной России и выстроить их по степени значимости (ранжировать). Для этой цели анкета содержала, после обозначенного вопроса, пять пустых граф, которые и следовало заполнить. Обозначенные участниками опроса проблемы и их приоритеты оказались практически непротиворечивыми по сравнению с аналогичными данными опросов общественного мнения, проводимыми ВЦИОМ и другими социологическими центрами: коррупция, низкий уровень жизни, низкая зарплата, рост цен, международные отношения; безработица, вопросы трудоустройства, экономика, кризис, санкции; социальные проблемы: пенсии, забота об инвалидах, детях и т. д., медицина, здравоохранение; проблемы молодежи: отсутствие духовности, деградация, терроризм (перечень приведен по принципу убывания). Степень активности респондентов уменьшалась от графы к графе, при этом прослеживалась тенденция к взаимозависимости между проявленной активностью респондентов и их социоментальными особенностями. Знание социально значимых проблем, умение и желание их сформулировать оказались наиболее выраженными у представителей группы с высоким уровнем коммуникативных навыков. Обращает на себя внимание и стилистика формулировок. Если для группы с высоким уровнем коммуникативных навыков в основном типичны деловой стиль и взвешенные определения, направленные на конструктивные решения и действия, то ответы представителей группы неадекватного восприятия порой напоминали не лучшие образцы далекой от патриотизма "желтой прессы", а их тональность нередко отличалась взвинченностью и необоснованной категоричностью. Оказалось также, что среди представителей последней группы немало тех, кто считает своих сограждан "глупыми", "тупыми", "неадекватными" (вот уж неожиданный парадокс!).

    Грани "картин мира" разных социоментальных групп: представления о желательном и нежелательном. В числе вопросов, предложенных участникам опроса, были просьбы назвать то, чего бы хотелось, и то, чего бы не хотелось (готовых вариантов ответов не предлагалось, можно было назвать любое количество пожеланий). Полученные ответы были проанализированы методом контент-анализа и сгруппированы по следующим характеристикам: глобальным, общечеловеческим ценностям; личностному успеху; семейным, бытовым ценностям. Личностные пожелания современной молодежи большей частью не ограничивались какой-то одной сферой: большинство опрошенных рассказали о желании любви, дружной семьи, улучшения жилищных условий, новых автомобилей и т. д.; более половины участников опроса заявляли о своих ожиданиях и надеждах на успешность в карьере; высказывались и пожелания, связанные с глобальными ценностями: мир во всем мире, процветание страны, согласие между людьми (перечень приведен по принципу убывания).

    Несколько иначе оказались расставлены акценты в представлениях о том, чего не хотелось бы: прежде всего современная молодежь опасается сложностей в карьерном росте; следующая позиция - нежелание войны, проявлений терроризма, коррупции, недружелюбия; конечно же, не хотят помех бытовому и семейному благополучию. Тенденция к бомльшей активности при ответах, а также к бомльшей социально-гуманитарной ориентации "картин мира" представителей группы с высоким и средним уровнями коммуникативных навыков проявилась и здесь.

    Грани "картин мира" разных социоментальных групп: знание публичных персон. Одной из граней "картины мира" может служить знание человеком публичных персон, чьи имена типичны для социокультурной среды, в которой он находится. В этой связи информативны ответы на содержащуюся в анкете просьбу назвать имена публичных людей (политики, общественные деятели, представители культурной сферы), чье мнение для них значимо при принятии значимых решений, составлении или проверке своей точки зрения. Большинство респондентов охотно откликнулись на эту просьбу, причем тенденция к взаимозависимости между их социоментальными особенностями и проявленными знаниями наблюдалась и здесь: представители групп с высоким и средним уровнями коммуникативных навыков чаще (в процентном выражении) называли политиков и аналитиков, в то время как представители группы с низким уровнем коммуникативных навыков чаще вспоминали представителей массовой культуры и публичных персон с неоднозначным в общественном мнении имиджем. Добавим, что представители данной группы смогли назвать значительно меньше имен, нежели представители первых двух групп, причем процентное значение числа "воспоминаний" одной и той же персоны здесь также большей частью "шло на убыль". К особенностям этой же группы можно добавить еще и такое наблюдение: здесь больше всего тех, кто на вопрос о том, к мнению кого из публичных людей прислушивается, отвечал: "только к своему"...

    Грани "картин мира" разных социоментальнных групп: "включенность" в социокультурную среду. Похожая тенденция обнаружилась и при анализе данных об обращении современной молодежи к прессе, телевидению, радиовещанию, Интернету, художественной литературе, театру, кино. Представители группы адекватного и частично адекватного восприятия, как оказалось, гораздо чаще (в процентном выражении) обращаются к информационным, аналитическим, развивающим и познавательным материалам, в то время как представители группы неадекватного восприятия в основном ориентированы на развлечение или материалы с оттенком сенсационности, сентиментальности, скандальности (речь идет не о вкусах, а об особенностях ожиданий и предпочтений, определенном типе ориентирования в сфере коммуникации). Здесь же самые низкие показатели знания теле- и радиоканалов и программ, газет, журналов, данных о посещении кино и театра, о прочитанных книгах и т. д. Пользование Интернетом, как правило, ограничено в этой группе социальными сетями и компьютерными играми. Отметим также, что опрошенные нами молодые рабочие в массе своей назвали гораздо меньше источников и каналов информации, книг, фильмов и т. д., нежели студенты и представители молодой интеллигенции, а то и вовсе уклонялись от ответов на этот вопрос.

    Грани "картин мира" разных социоментальных групп: "мир вокруг". Значимой гранью "картины мира" личности являются особенности эмоционального реагирования по отношению к окружающей реальности, а это и социум, и группа, с которой человек себя соотносит, и формальные и неформальные коллективы, в которых находится, и члены его семьи, и социокультурная среда. Светлые, оптимистичные реакции и эмоциональные ощущения, конечно же, более желательны и для социума, и для каждого отдельного человека, нежели другие варианты, связанные с тревожностью, страхами, обидами, разочарованиями, недовольством, раздражением. По сути, на реакции человека влияют и особенности семейной жизни, и личностная успешность в образовании, карьере, достигнутом уровне жизни, и особенности темперамента и здоровья, в том числе психического. Однако, поскольку весь этот комплекс экзистенциального самоощущения человека влияет и на качество социальных процессов, игнорировать такие данные нежелательно, тем более в тех случаях, когда возникает возможность прослеживания закономерностей. На вопрос анкеты: "Как Вы считаете (чувствуете), мир вокруг Вас по отношению к Вам - какой? (например: дружелюбный, недружелюбный, добрый, светлый, враждебный и т. д.)" - респонденты охотно откликались. Полученные ответы были проанализированы методом контент-анализа и сгруппированы по трем основным признакам: светлые, оптимистичные тона; нейтральные тона; пессимистичные тона, страх, боязнь. В тех случаях, когда ответы были неоднозначными (респондент, например, заявлял, что "мир светлый, но...."), при анализе учитывалась и та и другая позиция. Тенденции в преимуществах группы с высоким уровнем коммуникативных навыков прослеживались и здесь: здесь чаще (в процентном выражении), нежели в других группах, встречались ответы, свидетельствующие о светлых, оптимистичных тонах и оттенках в пессимизме и наличии фобий.

    Выводы и размышления: от мифов и сказаний к современным реалиям.Появление и необычайно быстрое, буквально за несколько десятилетий, распространение в глобальном социокультурном пространстве идей и постулатов постмодернизма качественно изменили не только современную социокультурную среду, где стало позволительным любое, вплоть до фантазий и лжи, интерпретирование константных смыслов и значений, но и, что не менее значимо, особенности мировосприятия [10] и "картин мира" (представлений о мире и о своем месте в нем) очень большого числа людей. На смену узаконенных многовековой традицией требований глубинного понимания смысловых доминант при общении с коммуникатором, автором, собеседником пришли декларации множественности смыслов и значений, "смерти автора" и, следовательно, права личности на произвольные интерпретации [2; 8]. В результате все больший вес в обществе стали приобретать индивидуальный опыт и индивидуальное, по выражению Э. Дюркгейма [11], "профанное" сознание, в противовес сознанию "сакральному", которое, как известно, в традиционных обществах служило отправной точкой для социальных норм, ценностей, солидарностей [5], влияло на мотивационно-целевые особенности индивидуальных "картин мира".

    Упрощенные требования, которые вольно или невольно предъявляют современные социумы, в силу глобальной экспансии идей постмодернизма, к особенностям и качеству сознания личности, обернулись распространением манипулятивных способов и приемов общения с аудиторией, "фейковыми" новостями и, как печальный результат, ощущением нестабильности и тревожности у миллионов людей, проживающих на планете Земля. Не следует забывать, однако, что "мишенями" любых средств воздействия являются "картины мира" и, следовательно, особенности ментальных процессов массовой аудитории, реакции и волеизъявление которой (имеются в виду результаты выборов, референдумов, участие в митингах, демонстрациях, шествиях и т. д.) становятся реальной силой в современном непростом мире. И навыки адекватного ориентирования в сфере коммуникации современному человеку крайне необходимы, так же как необходимо хотя бы минимальное знакомство с математикой. И если счету и цифрам начинают обучать буквально с первых лет жизни, то навыки понимания в сфере коммуникации на сегодняшний день - исключительно природный дар, особого рода способности, которые ни в школах, ни в вузах пока не развивают (основная ментальная технология, которую культивируют сегодня в системе образования, - это запоминание).

    Исследовательские данные свидетельствуют, что в развитии социоментальной сферы личности важную роль играет окружающее человека диалогическое коммуникативное пространство. При отсутствии такового с раннего возраста и на протяжении последующего взросления может возникнуть взаимозависимая цепочка жизненных реалий: плохая успеваемость в школе - специальность и работа не по призванию и интересу - внутренние обиды, зависть, раздражение или, в зависимости от темперамента и обстоятельств, равнодушие, пассивность, неумение стать активным членом социума, адаптироваться к меняющимся жизненным обстоятельствам. Путь к целостным и гармоничным "картинам мира" представителей современного молодого поколения неразрывно связан с массовыми мероприятиями по развитию (совершенствованию) социоментальной сферы личности.

    Поскольку тема древней мудрости актуальна для настоящей статьи, отметим, что, по мнению древних философов и мыслителей, важным при обучении считалось не накопление информации, а активизация сознания (см.: [9.С. 503]) и что цель общей эволюционной стратегии состоит в совершенствовании и развитии сознания человека, развитии его разума [Там же.С. 425]. Напомним и о том, что и древние источники человеческой мудрости, и современные научные изыскания единодушны во мнении о том, что людям изначально присущи бомльшие ментальные возможности, нежели те, которыми бомльшая часть человечества владеет в реальности.

    В результате развития цивилизации люди научились читать, писать, считать, породили разные отрасли науки, изобрели сложные машины и механизмы, сумели достичь значительного уровня комфорта. Однако высокий уровень социоментального развития пока не стал массовым явлением, поскольку реально зависит в настоящее время преимущественно от природного дара человека при еще недостаточном уровне внимания и целенаправленной организации программ и мероприятий по развитию социоментальной сферы личности. Успехи отечественной социальной науки могут способствовать преодолению социоментального неравенства, прежде всего среди современной молодежи [1].

    In the article it is about complex multi-layered data studies where studied the following features of "pictures of the world" of modern youth that affect the quality of socialization and adaptation: ability and desire to make an adequate understanding and mutual understanding; knowledge of significant social problems, personalities, works of art, popular materials of mass-media; perceptions of desirable and undesirable; emotional sense of the "world around". The relationship between mental technology (way of understanding) in the field of communication, which are accustomed, familiar, human consciousness, on the one hand, and, on the other, 238 qualitative characteristics of socially important facets of his "world view", proven in article. Holistic "pictures of the world" rather than mosaic, torn for society and for each individual. The main way to accomplish this is the mass actions that develop the sociomental realm of personality.

    Keywords: "views of the world", meaning, understanding, semio-sociopsihology, intent, intentionality, consciousness, mind; mentality, technologies of consciousness, socio-mental group.

    Литература:

    1. Адамьянц, Т. З. Массовое социоментальное развитие: миф или реальная возможность? / Т. З. Адамьянц // Общественные науки и современность. - 2012. - Љ 1. - С. 27-38. Adamjanc, T. Z. Massovoesociomentalnoerazvitie: mifilirealnajavozmozhnost? / T. Z. Adamjanc // Obshhestvennyenauki i sovremennost. - 2012. - Љ 1. - S. 27-38.

    2. Адамьянц, Т. З. Концепции понимания в коммуникации: в поисках платформы для взаимопонимания / Т. З. Адамьянц // Общественные науки и современность. - 2014. - Љ 4. - С. 121-13. Adamjanc, T. Z. Koncepciiponimanija v kommunikacii: v poiskahplatformydljavzaimoponimanija / T. Z. Adamjanc // Obshhestvennyenauki i sovremennost. - 2014. - Љ 4. - S. 121-13.

    3. Адамьянц, Т. З. Социоментальные группы в социальном познании / Т. З. Адамьянц // Социол. исследования. - 2015. - Љ 7. - С. 117-128. Adamjanc, T. Z. Sociomentalnyegruppy v socialnompoznanii / T. Z. Adamjanc // Sociol. issledovanija. - 2015. - Љ 7. - S. 117-128.

    4. Адамьянц, Т. З. Социальные коммуникации : учеб.для акад. бакалавриата. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. Adamjanc, T. Z. Socialnyekommunikacii :ucheb. dljaakad. balakavriata. - 2-e izd., ispr. i dop. / T. Z. Adamjanc. - M. :Jurajt, 2018.

    5. Гофман, А. Б. Солидарность или правила, Дюркгейм или Хайек? О двух формах социальной интеграции / А. Б. Гофман // Социальная солидарность и альтруизм : Социологическая традиция и современные междисциплинарные исследования : сб. науч. тр. / отв. ред. Д. В. Ефременко. - М., 2014. - С. 16-100. Gofman, A. B. Solidarnost ilipravila, DjurkgejmiliHajek? O dvyhformahsocialnojintegracii // Socialnajasolidarnost i altruizm :Sociologicheskajatradicija i sovremennyemezhdisciplinarnyeissledovanija : sb. nauch. tr. / otv.red. D. V. Efremenko. - M., 2014. - S. 16-100.

    6. Дридзе, Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Т. М. Дридзе. - М. : Наука, 1984. Dridze, T. M. Tekstovajadejatelnost v strukturesocialnojkommunikacii / T. M. Dridze. - M. :Nauka, 1984.

    7. Дридзе, Т. М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики / Т. М. Дридзе // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах : в 2 кн. - М., 2000. - Кн. 1. - С. 5-42. Dridze, T. M. Dvenovyeparadigmydljasocialnogopoznanija i socialnojpraktiki / T. M. Dridze // Socialnajakommunikacija i socialnoeupravlenie v jekoantropocentricheskoj i semiosociopsihologicheskojparadigmah : v 2 kn. - M., 2000. - Kn. 1. - S. 5-42.

    8. Дридзе, Т. М. От герменевтики к семиосоциопсихологии: от "творческого" толкования текста к пониманию коммуникативной интенции автора / Т. М. Дридзе // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах : в 2 кн. - М., 2000. - Кн. 2. - С. 115-137. Dridze, T. M. Otgermenevtiki k semiosociopsihologii: ot "tvorcheskogo" tolkovanijateksta k ponimanijukommunikativnojintenciiavtora / T. M. Dridze // Socialnajakommunikacija i socialnoeupravlenie v jekoantropocentricheskoj i semiosociopsihologicheskojparadigmah : v 2 kn. - M., 2000. - Kn. 2. - S. 115-137.

    9. Зубко, Г. В. Древнее знание о человеке. Миссия человека на Земле / Г.В. Зубко. - М. : Логос, 2012. Zubko, G. V. Drevneeznanie o cheloveke.MissijachelovekanaZemle / G. V. Zubko. - M. : Logos, 2012.

    10. Фортунатова, В. А. Иномерный человек в условиях культурнойиномирности / В. А. Фортунатова, Е. В. Валеева // Человек. - 2018. - Љ 1. - C. 57-69. Fortunatova, V. A. Inomernyjchelovek v uslovijahkulturnojinomirnosti / V. A. Fortunatova, E. V. Valeeva // Chelovek. - 2018. - Љ 1. - S. 57-69.

    11. Durkheim, E. The elementary forms of religious life / E. Durkheim ; transl. and with introd. author K. E. Fields. - N. Y., 1995.


  • Оставить комментарий
  • © Copyright Адамьянц Тамара Завеновна (tamara-adamiants@yandex.ru)
  • Обновлено: 13/11/2019. 28k. Статистика.
  • Статья: Психология
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.