Аннотация: Речь идет о влияниии смысловых доминант, характерных для современной социокультурной среды, на социально значимые процессы, об ответственности ученого, художника.
Война смыслов: впечатления прошедшего года
Эссе
События прошедшего года в очередной раз подтвердили значимость социальной коммуникации в современном мире: информационные потоки оказались мощнейшими катализаторами социальных и политических процессов.
Глобальное информационное пространство, которое доступно большинству современных людей, стало ареной борьбы и противостояний не только содержательной информации, не только форм, методов и приемов ее создания и транслирования, но и, прежде всего, полем взращивания, проявления и распространения целеориентированных смыслов, направленных на внедрение в "картины мира" людей, причем как на осознанном, так и эмоционально-мотивационном уровнях. Процедура эта непростая, требующая длительных и продуманных усилий заинтересованной стороны, однако в случае успешного внедрения результатом оказываются качественные изменения в мотивационно-целевой (интенциональной) сфере личности.
Вот, например, интенция враждебности к "москалям" со стороны значительной части украинских граждан - не в один же день она взялась. Или интенция "все плохо", которая снова и слова "вбрасывается" в российское социокультурное пространство. Не случайно же она вбрасывается? Однако вот что интересно: нынешний вариант этой интенции вызывает у большинства россиян реакцию, обратную той, которую ожидают ее инициаторы: согласно социологическим данным, власть не теряет доверия и поддержки своих граждан, и даже наоборот. Почему же так происходит, что вызвало такой "облом"?
Согласно научным разработкам в сфере коммуникации, любое смысловое образование, тем более то, которое имеет влияние на широкие массы людей, имеет многоуровневую мотивационно-целевую структуру. Уровни такой структуры, в случае ее жизнеспособности, находятся в единой связке: подкрепляют друг друга, взаимодействуют, дополняют, затрагивают некие "болевые точки". Нынешний же вариант "все плохо", кроме содержательных перечислений того, что именно "плохо" (нередко преувеличенных), строится на неприемлемых для большинства россиян логических обоснованиях, которые реализуются, в разном наборе и сочетаниях, не только вербальными, но и виртуально-латентными средствами ("между слов").
Логический уровень интенции "все плохо" сегодняшней модификации включает директивный тезис, который словами чаще всего не выражен, но формулируется примерно так: "вам всем следует...", а также подкрепляющий этот тезис аргумент, который можно сформулировать таким образом: "вот как мы сделали вам плохо...".
В каком-то другом обществе, возможно, такое давление имело бы задуманный эффект, только не с россиянами, в особенностях национального характера которых дремлют и в особые моменты, как показывает жизнь, продолжают просыпаться свободолюбие, жажда справедливости и способность к жертвенности.
Не могу не упомянуть, что встречала в научных публикациях недавнего времени и негативную оценку перечисленных мною качеств: уходят, мол, "на периферию общественного интереса" идеи Достоевского, Бердяева, Толстого, поскольку перечисленные авторы не смогли "сформулировать адекватную программу развития русского человека".
...В ответ на просьбу нашей анкеты вспомнить самую любимую в детстве сказку очень многие наши соотечественники называют сказку "Морозко". Респонденты отмечают трудолюбие, доброжелательность и позитивный настрой, который проявила в трудной жизненной ситуации главная героиня Настенька, и не одобряют лености, раздражительности и негативного восприятия мира другой героиней, мачехиной дочкой.
Те, кто знаком с теорией коммуникации, понимает, что интенция "все плохо" - это (чаще всего) манипулятивный прием, задача которого в том, чтобы посеять хотя бы капельку тревожности, а уж дальше она прорастает и начинает свою суверенную жизнь, влияя на восприятие самых разных жизненных ситуаций. Приведу недавний бытовой пример. В природе оттепель, причем после обильного снегопада, все течет. Идущая рядом со мною дама приятной внешности вступает в лужу, и тут же раздается: "Ну что за страна!"... А вот пример из мира искусства, вернее, вопрос. Как Вы считаете, какую интенцию из раза в раз продуцируют фильмы режиссера Звягинцева и почему имеют такой успех за рубежом?
Продолжая разговор об интенции "все плохо", решила вспомнить и о том, как я побывала в числе экспертов. Приглашение исходило от вполне серьезного научного центра, мероприятие называлось красиво и впечатляюще, а в списке экспертов, присланном по электронной почте, фигурировали очень уважаемые мною люди (как я поняла позже, это был перечень приглашенных, а не реальных участников). Экспертная деятельность началась с того, что, применительно к тематике будущих исследований, которую присылали по электронной почте, надо было указать, какие методы следует использовать.
В разделе "Общество" почти все темы оказались со знаком "минус". Например, там фигурировала тема "Отсутствие четкой молодежной политики". То есть исследование еще не проведено, а вывод уже имеется. И это несмотря на только что прошедшую Олимпиаду, Селигер, работу молодежных комитетов и так далее. Можно привести пример и из научной жизни. Весной этого года практически все научные институты и вузы массово готовили для подачи в новый научный фонд заявки, которые без молодых участников попросту не рассматривались. Вспомнив свое студенческо-аспирантское время, я искренне позавидовала молодым (пользуясь случаем, приглашаю молодежь в мой новый проект)! Но я немного отвлеклась. На остальных темах также лежал, в той или иной степени, отблеск интенции "все плохо". Не знаю, как решили остальные, но моя деятельность по "форсайту наук" закончилась тем, что я попросила не считать меня экспертом данного проекта.
В последнее время я часто думаю об ответственности ученого или художника перед обществом. У нас, конечно, свобода слова, мнений, мыслей, приверженности научным концепциям, а ученый или художник вправе считать себя гражданином мира, равно как и не задумываться о возможных социальных последствиях тех смысловых конструктов, которые он поддерживает или, тем паче, создает, продуцирует. Однако поскольку именно здесь, на уровне смыслов, зарождаются и берут свое начало очень многие социально значимые события и явления, лучше бы все же задумываться. Вот, например, разночтения и двойные стандарты в трактовке фактов, законов, решений, морально-нравственных норм, исторических событий - без научной поддержки в виде новомодных концепций, провозгласивших "смерть автора", то есть права интерпретатора на игнорирование константных смыслов, а значит и общечеловеческих солидарностей, такое не оказалось бы возможным в современном мире.