Адамьянц Тамара Завеновна
Задачи и методы социоментального развития современной молодежи

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Адамьянц Тамара Завеновна (tamara-adamiants@yandex.ru)
  • Обновлено: 24/04/2017. 29k. Статистика.
  • Статья: Психология
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье речь идет о возможности массового социоментального развития современной молодежи. Такая задача решается путем развития коммуникативных навыков, характеризующих особенности понимания человеком интенциональности (смысла) воспринятых произведений. Изначально, в силу природных способностей, высокий уровень коммуникативных навыков присущ небольшому числу респондентов, однако после специальных обучающих мероприятий число таких людей возрастает. Проведенный эксперимент по развитию коммуникативных навыков у студентов вузов показал положительную динамику. Согласно данным многолетних исследований, представители группы с высоким уровнем коммуникативных навыков более социально активны, чем представители других социоментальных групп. Изучение и совершенствование коммуникативных навыков позволяет семиосоциопсихологическая концепция социальной коммуникации, разработанная российскими учеными.

  •   Внимание общества к молодому поколению понятно и закономерно: это будущее страны и, в целом, цивилизации. Всестороннее и гармоничное развитие молодёжи обеспечивается большим числом социальных институтов: это и система образования, и специализированные организации, подразделения и комитеты в государственных и общественных структурах. Результатом оказываются мероприятия и действия по донесению знаний, трудовых и профессиональных навыков, воспитанию патриотизма, развитию нравственности, духовности, поддержанию и упрочению здоровья, успехов в спорте, культурному развитию. Перечень многочисленных реальных усилий общества, науки, власти, структур управления, культурных центров и центров по физическому развитию и т.д. огромен, равно как и огромные суммы финансовых вложений и трат - это та сфера, где экономить не пристало, а пристало искать и претворять в жизнь новые эффективные методы и подходы к массовому совершенствованию входящих в жизнь поколений. Какие же недостатки и достоинства современной молодёжи волнуют сегодня общество? В каком свете представлена она в материалах СМИ, в отчетах научных исследований?
      Общим местом стали наблюдения о негативном влиянии современной социокультурной среды, в частности, IT технологий и продукции массмедиа, на представления поколения "некст" об оптимальных образцах поведения, стиле и образе жизни, массовом стремлении стать "богатыми и счастливыми", неважно, каким способом. Общим местом стали и сетования о неумении современной молодёжи критично воспринимать информацию, различать причины и следствия, задумываться о возможных негативных последствиях своих действий и реакций. Нередки также заявления о растущей дистанции между поколениями молодых и пожилых/старых, разрыве в оценке этими поколениями прошлого, истории страны.
      В оценках современной молодежи немало и позитива: и в научных отчётах, и в материалах СМИ, и в личных впечатлениях современников. Особо следует отметить тенденцию в материалах отечественных СМИ к поиску социально ориентированных, активных представителей современной молодёжи: тех, кто преуспевает в бизнесе, учебе или науке, оказывается участником конференций, конгрессов и прочих мероприятий, посещает музеи, театры, выставки, получает гранты и прочие варианты молодёжной поддержки (которых, надо сказать, немало).
      В результате складывается впечатление, что в обществе наличествуют совершенно разные по социальной значимости (в поступках, реакциях, социальных представлениях и т.д.) молодёжные подгруппы, рассредоточенные в рамках одних и тех социально-демографических групп: одна со знаком "плюс" и другая - со знаком "минус", а также, конечно, и срединный, промежуточный вариант! В таком случае возможно ли измерить, хотя бы на уровне тенденций, соотношение этих подгрупп и предложить методы и подходы к их выравниванию в сторону положительных значений?
      В значительной части научных работ, посвященных молодёжной проблематике, особенно там, где акцентируются негативные черты и особенности, молодёжь предстаёт как единое, монолитное целое, в лучшем случае исследователи различают своих респондентов по социально-демографическим признакам, то есть по полу, возрасту, месту жительства, уровню образования, роду занятий. Однако, как мы все знаем, положительные, равно как и отрицательны качества встречаются в любой из названных групп, иными словами, такая дифференциация не дает объяснения дифференциации молодого поколения по указанным характеристикам и их причин. Применяются и варианты социально-психологической дифференциации, например, по интересам, предпочтениям, склонностям, но и при таком способе дифференциации истоки зафиксированных явлений остаются непроявленными.
      
      О социоментальной дифференциации
      Перечень позитивных качеств, которые желательно наблюдать и развивать у представителей молодого поколения, доселе не выделял особо такой характеристики, как высокий уровень коммуникативных навыков - социоментального развития, определяющих особенности ориентирования в коммуникационных процессах, умение адекватно (так, как это и есть на самом деле) понимать автора, собеседника, педагога, друг друга при общении. А учитывая тот факт, что практически все формы взаимодействия человека со своей жизненной средой, то есть с обществом, природой, управленческими структурами, коллективами, в которых он находится, наконец, с друзьями, семьей и т.д., также в той или иной мере являются коммуникацией, важность и актуальность развития этой характеристики становится самоочевидной.
      Возможность дифференциации по социоментальным особенностям (уровню развития коммуникативных навыков) предоставляет семиосоциопсихологическая концепция социальной коммуникации [5; 6]. Одним из основных положений этой концепции является теоретически и эмпирически доказанная возможность выделения в любом целостном, завершенном коммуникативном акте латентной мотивационно-целевой структуры коммуникативно-познавательных программ, ориентированных на авторскую интенциональность, которая и является смыслом данного коммуникативного акта. Следует сказать, что общеизвестное понятие "интенция" в данной концепции расширено и уточнено: это "равнодействующая мотивов и целей общения и взаимодействия людей" [5. С. 16]; соответственно, "интенциональность" трактуется как формулировка авторской интенции, реализованной в конкретном коммуникативном акте.
      К числу ключевых положений концепции относится также утверждение о том, что качество понимания интенциональности (смысла) воспринятого произведения зависит от социоментальных особенностей личности. Значение термина "социоментальный" шире традиционной трактовки термина "ментальный": это не только содержательные или функциональные аспекты сознания (ума), но и аспекты технологические, если так можно выразиться по отношению к сознанию (уму), связанные с привычными для человека или группы приёмами (способами, методами, "механизмами") постижения интенциональности (смысла) воспринимаемых произведений, материалов, событий и т.д.
      Используемая сознанием (умом) технология вводит воспринимаемые произведения, тексты, события, материалы и т.д. в некие виртуальные формы, которые могут быть разной степени сложности; качество понимания связано с освоенной, привычной для сознания (ума) формой. Речь, следовательно, идет не только о содержании ментальных процессов, но и об их форме, соответственно которой "раскладывается" воспринятое, о степени сложности и многоуровневости "освоенных" сознанием человека форм [4].
      Социоментальная дифференциация происходит на основе анализа уровня коммуникативных навыков респондентов. Следует сказать, что значение термина "коммуникативные навыки" не тождественно более известному и широко распространенному термину "коммуникативная компетентность", поскольку предполагает не только "знаниевые" запасы личности (уровень когниций), но и способность "выстраивать" в сознании многоуровневые иерархически организованные структуры, включающие информационные и образно-эмоциональные уровни, ориентированные на интенциональность ("равнодействующую мотивов и целей") воспринимаемого произведения/материала [4; 5].
      Искомая характеристика, то есть уровень развития коммуникативных навыков, определяется на основе анализа особенностей интерпретирования респондентом воспринятых произведений. Это тот своеобразный "переходник", который позволяет "перебрасывать мостик" от особенностей восприятия отдельных произведений (целостных и завершённых) - к возможности социоментальной дифференциации, что позволяет выявлять и объяснять тенденции и закономерности в "картинах мира" (комплексе социальных представлений") современной молодежи.
      При определении уровня развития коммуникативных навыков используется метод интенционального (мотивационно-целевого) анализа процессов общения, разработанный в рамках семиосоциопсихологии. В основе процедуры лежит, во-первых, выявление константной многоуровневой мотивационно-целевой структуры, которая латентно присутствует в воспринимаемом респондентом произведении (для этого действия также разработана специальная процедура) [4; 5]; во-вторых, составление, на основе полученных в анкете интерпретаций, мотивационно-целевой структуры восприятия этого произведения респондентом.
      Сопоставление результатов первого исследовательского этапа с результатами второго этапа позволяет принять решение о степени (качестве) "освоения" респондентом исходной константной структуры: сумел ли понять интенциональность, различает ли главное, второстепенное, третьестепенное и т.д.
      В современных исследованиях обычно используется следующая дифференциация: группа с высоким уровнем коммуникативных навыков (адекватное восприятие); группа со средним уровнем (частично адекватное восприятие); группа с низким уровнем (неадекватное восприятие) [1; 2; 4].
      При адекватном восприятии респондент понимает особенности иерархических отношений внутри элементов мотивационно-целевой структуры воспринятого произведения: различает, например, тезисы и аргументы к тезисам; аргументы и иллюстрации к аргументам, и т.д. и в результате "добирается" до авторской интенции. При этом процесс "освоения" структуры происходит снизу-вверх: от мелких деталей, подробностей - к более высоким уровням, вплоть до интенции, которая, как уже упоминалось, и есть смысл произведения. Чтобы не быть голословной, приведу пример адекватного интерпретирования широко известного стихотворения А.Блока "Незнакомка": "Автор хотел передать двойственное состояние героя: с одной стороны, понимание пошлости окружающего мира, стремление, под впечатлением от встречи с незнакомкой, вырваться из него и, с другой, - пассивность, неумение принять волевое решение, во всяком случае, пока" (студентка, 19 лет).
      Следует особо сказать, что согласие с автором не является обязательным условием - речь идет только об адекватном (таком, как это и есть на самом деле) понимании того, что хотел сказать, передать, выразить автор.
      При частично адекватном восприятии респонденту не удаётся "выстроить" в своем сознании целостную мотивационно-целевую структуру, адекватную той, которая латентно присутствует в воспринятом произведении, авторская интенция остаётся для него не проявленной, зато "уловом" оказывается большое количество содержательной информации: "Молодой человек описывает мир вокруг себя, пошлый и грязный, но вдруг проходящая мимо незнакомка возвращает его из пьяного угара" (студент, 19 лет).
      При неадекватном восприятии за бортом внимания и, соответственно, понимания оказывается не только авторская интенция, но и любая взаимосвязь внутри мотивационно-целевой структуры; респондент либо вообще ничего не запоминает, либо "выхватывает" из целостной структуры воспринятого произведения какой-то отдельный факт, сюжетный ход, жизненный пример, иногда даже имя, слово, фразу, и вводит в собственную систему умозаключений, предположений, выводов, фантазий, никак не связанных с интенциональностью воспринятого произведения. "Автор сообщает, что важно проводить время за раздумьями, оценивая то, что происходит вокруг. Для этого не обязательно сидеть в шумной компании, можно в тихой обстановке пить вино" (студентка, 18 лет).
      Исследовательские данные свидетельствуют, что гарантией адекватного в восприятия не являются ни пол, ни возраст, ни место жительства, ни даже уровень образования и род занятий, хотя, что закономерно и объяснимо, происходит некоторая положительная динамика с повышением уровня (и качества?) образования и возрастом (жизненным опытом?). Параметры социоментальных групп, что также объяснимо, несколько меняются в зависимости от степени сложности содержания воспринимаемого произведения и формы его подачи.
      В целом же процентное значение людей, способных к адекватному восприятию, достаточно стабильно: так, на протяжении нескольких десятилетий фиксировалось всего 14% респондентов, сумевших адекватно проинтерпретировать предложенный им один и тот же ("эталонный") газетный текст на социально-экономическую тему (обобщенные данные по всем социально-демографическим категориям) [5; 7]. При восприятии произведений художественных жанров это значение, как правило, оказывается несколько выше.
      
      Современная молодежь в свете семиосоциопсихологического изучения
      При введении в анализ такого параметра, как принадлежность к той или иной социоментальной группе, возникает ещё один уровень дифференциации и, следовательно, расширенная возможность поиска тенденций и закономерностей в значимых элементах "картин мира" (социальных представлениях, эмоциональных и поведенческих реакциях относительно окружающей действительности и своего места в ней) современной молодежи. Для этой цели используются комплексные анкеты с блоками вопросов, позволяющих определить не только уровень развития коммуникативных навыков респондента, но и его интересы, предпочтения, намерения, поведенческие и эмоциональные реакции по отношению к значимым событиям, личностям, темам, идеям.
      В результате такого многоуровневого изучения в серии исследований, проведенных на протяжении ряда предыдущих лет, постоянно фиксировалась следующая закономерность: позиции группы с высоким уровнем коммуникативных навыков оказывались более выигрышными (социально значимыми) по всем характеристикам, ставших предметом изучения. Это, например, личностные представления о желательном и нежелательном; представления об оптимальном варианте поведения при возникновении конфликтной ситуации в коллективе; характеристики качеств персонажей в понравившихся литературных произведениях; эмоциональное восприятие "мира вокруг"; уровень социокультурных интересов; знание актуальных проблем современной России; степень толерантности (дружелюбия) по отношению к представителям другой национальности, другого вероисповедания; успехи в учебе у школьников; отношение к своим профессиональным задачам [4].
      Очевидность преимуществ значимых характеристик "картин мира" представителей группы адекватного восприятия актуализирует вопрос о возможности массового развития уровня развития коммуникативных навыков и, тем самым, социоментальной сферы наших современников, в первую очередь молодежи: исследовательские данные свидетельствуют, что такая способность присуща далеко не всем представителям молодого поколения. Приведём цифры.
      В 2009 г. адекватное восприятие при интерпретировании любимой в детстве сказки и понравившегося произведения (по собственному выбору) обнаружили 26% респондентов; частично адекватное - 49%; неадекватное - 25%. (Опрос проходил в рамках проекта РФФИ "Развитие коммуникативных навыков личности в зависимости от степени диалогичности социокультурной среды, 2008-2010 гг.". Опрошено 257 человек (студенты вузов и работающая молодежь в возрасте от 18 до 35 лет). Исследование позиционируется как качественное, однако большинство полученных результатов релевантно и с точки зрения количественного анализа, если выборку рассматривать как кластерную по отношению к привлеченным к опросу социально-демографическим группам, тем более что было соблюдено условие "минимальной базовой группы", предполагающее наличие не менее 25-30 единиц наблюдения по каждой из независимых переменных).
      В 2012 г. адекватное восприятие при интерпретировании любимой в детстве сказки и произведения, повлиявшего на мировидение (по собственному выбору), обнаружили 17% респондентов; частично адекватное - 45%; неадекватное - 37%. (Опрос проходил в рамках проекта РФФИ "Качественные индикаторы процессов самоорганизации и самоопределения в социуме, 2011-2013 гг.". Опрошено 225 человек (студенты вузов и учащиеся техникума). Исследование позиционируется как качественное).
      В 2015 г. адекватное восприятие при интерпретировании содержащейся в анкете притчи ("Мудрый странник Бо") обнаружили 47% респондентов; частично адекватное - 26%; неадекватное - 27%. (Опрос проходил в рамках проекта РФФИ "Задачи и методы социоментального развития современной молодежи: теория, исследования, эксперименты, 2015-2017 гг.". Опрошено 213 человек (студенты вузов и школьники старших классов). Исследование позиционируется как качественное).
      
      Эксперимент по развитию коммуникативных навыков
      Является ли присущий человеку уровень коммуникативных навыков естественной, врождённой константой, или его возможно развивать? Гипотезой эксперимента, проведённого в 2015 г. среди студентов вузов в рамках проекта РФФИ "Задачи и методы социоментального развития современной молодёжи: теория, исследования, эксперименты", было предположение о возможности развития социоментальной сферы личности при обучении основам мотивационно-целевого анализа, поскольку такое знание позволяет "увидеть" в воспринятом произведении латентную структуру иерархически соподчиненных коммуникативно-познавательных программ, ориентированных на авторскую интенциональность.
      Программа эксперимента включала следующие пошаговые действия: первичное анкетирование, включающее просьбу ознакомиться и проинтерпретировать два специально подобранных произведения; курс лекций и практических занятий, знакомящих с основными принципами семиосциопсихологической концепции; повторное анкетирование, включающее просьбу ознакомиться и проинтерпретировать ещё два произведения, близких по жанру с теми, которые использовались на первом этапе [8].
      Возможность опросить одного и того же респондента два раза, да ещё и дать в промежутке комплекс теоретических знаний и практических навыков, то есть провести полноценный эксперимент, позволил тот факт, что часть опросов проходила в студенческих группах в рамках дисциплин по социальной коммуникации. В промежутке между первым и вторым этапами анкетирования студенты получили небольшой комплекс лекционных и практических сведений об основах семиосоциопсихологической концепции и общих принципах метода мотивационно-целевого анализа.
      Для того чтобы соблюсти важное для социологического исследования условие так называемой анонимности, с одной стороны, а, с другой, получить возможность отобрать ответы только тех респондентов, которые реально участвовали в обоих этапах эксперимента, студентам было предложено обозначить и первую, и вторую анкету каким-нибудь символом (любым). Надо сказать, что это условие выполнили далеко не все участники (забыли, перепутали, не захотели), в связи с чем часть полученных анкет для анализа результатов эксперимента оказалась непригодной и, к сожалению, осталась "за бортом" анализа. Пригодными для анализа результатов эксперимента оказались анкеты 53 студентов - тех, кто реально участвовал и в первом, и во втором этапах анкетирования, очевидно, наиболее ответственных и более других заинтересованных в получении сведений о качестве своего интерпретирования.
      На первом этапе эксперимента респондентам была предложена притча "Мудрый странник Бо" (табл. 1) и стихотворение А.Блока "Незнакомка" (табл. 2). Качество интерпретаций при восприятии притчи оказалось намного выше, нежели при восприятии стихотворения, что неудивительно: этот жанр изначально предполагает некое назидание (нравственное поучение). Адекватное восприятие (высокий уровень коммуникативных навыков) продемонстрировали 57% респондентов; частично адекватное (средний уровень) - 21%; неадекватное (низкий уровень) - 23%.
      Мотивационно-целевую направленность стихотворного произведения, особенного такого непростого, как "Незнакомка", "считать" гораздо сложнее. Достаточно сказать, что только 17% респондентов продемонстрировали адекватное замыслу автора понимание смысла этого стихотворения, несмотря на то, что оно входит в школьные и вузовские программы (при этом интерпретации нередко демонстрировали глубокое знание литературных стилей, биографии автора и т.д.).
      Адекватное восприятие (высокий уровень коммуникативных навыков) продемонстрировали 17% опрошенных; частично адекватное (средний уровень) - 34%; неадекватное (низкий уровень) - 49%.
      Для второго этапа анкетирования были выбраны следующие произведения: притча "О встрече с тигром" и стихотворение В. Маяковского "Послушайте!". Надо сказать, что смысловое назидание, содержащееся в данной притче, лежит далеко не на поверхности: практически весь текст состоит из иносказаний и аллегорий. Смысл стихотворения В. Маяковского "Послушайте!", несмотря на то, что оно довольно известно и так же, как и "Незнакомка" А. Блока, входит в школьные программы, непрост для понимания, поскольку и содержание, и мотивация включают несколько уровней. Тем не менее, судя по результатам анализа анкет, можно говорить о положительной динамике в навыках понимания тех, кто стал участником эксперимента [8].
      Сравнение результатов восприятия притчи Љ1 (в начале эксперимента) и притчи Љ2 (в конце эксперимента, то есть после специальных обучающих занятий) показало, что показатели адекватного восприятия остались стабильными: 57%, однако возросли показатели частично адекватного восприятия: от 21 - до 26%, причем за счет уменьшения показателей неадекватного восприятия: от 23 - к 17%.
      Сравнение результатов восприятия стихотворения А. Блока (в начале эксперимента) и стихотворения В. Маяковского (по окончании эксперимента, после специальных занятий) показало положительную динамику на всех уровнях анализа: возросли показатели адекватного восприятия: от 17 до 25%; выросли показатели частично адекватного восприятия: от 34 до 43%, уменьшились (что является положительным фактом) показатели неадекватного восприятия: от 49 к 32%.
      
      Информация к размышлению. Полученные результаты позволяют обозначить актуальные, с точки зрения задач развития современной молодежи, проблемы. В настоящее время навыки адекватного ориентирования в процессах коммуникации - это скорее природный дар (способность, талант), возможность развития которого доказывает проведенный эксперимент. Проще всего и легче всего было бы развивать такие навыки на занятиях по литературе или - на специальных занятиях, но на литературных примерах [2]. Однако школьное и вузовское образование пока (?) такую задачу не ставит, в силу традиций, действующих учебных программ и, главное, распространенных в социуме и научной среде представлений о смысле и понимании в сфере коммуникации.
      В настоящее время, как известно, теория и практика обучения дисциплин, связанных с коммуникацией, определяется герменевтическими концепциями, декларирующими множественность смыслов и связывающими понимание с "приращением смыслов" [3]. Им противостоит семиосоциопсихологическая концепция: здесь разведены понятия "смысл" коммуникативного акта, который представляет собой овеществленную в произведении и потому константную авторскую интенциональность, и "личностные картины мира", возникающие в результате восприятия и которых, конечно же, столько же, сколько и людей.
      В социальном дискурсе, в высказываниях политиков и общественных деятелей все чаще звучит мысль о необходимости единого смыслового пространства: его отсутствие отражается на социальном плане ситуациями разобщённости, конфликтности, вплоть до информационных войн и сопутствующих им "двойных стандартов".
      В связи с вышесказанным необходим диалог между разными концепциями и уточнение сфер, условий и обстоятельств, на которые они распространяются, где правомочны их положения и методы, с учётом возможных социальных, политических, культурологических и т.д. выигрышей и потерь.
      Социальный выигрыш от увеличения в обществе людей, обладающих высоким уровнем коммуникативных навыков, бесспорен: только понимающая личность способна осознанно противостоять экспансии массовой культуры, потребительской идеологии, распознавать механизмы манипулятивных технологий и, следовательно, принимать взвешенные, самостоятельные решения. Только понимающая личность способна осознанно любить свою страну и всячески способствовать ее развитию и процветанию. И в этом плане задача социоментального развития современной молодежи приобретает в современных условиях особый смысл и особое значение.
      In the article we are talking about the possibility of mass sociomental development of modern youth. This is accomplished through the development of communicative skills that characterize the features of understanding by man of intentionality (meaning) of texts, with whom he met. Initially, as the natural abilities, a high level of communication skills inherent in only a small number of respondents, however, after special training activities, the number of such people is increasing. Experiment for development of communication skills among students, which we held, showed positive dynamics. According to long-term research, representatives of the group with a high level of communication skills more socially active than representatives of other sociomental groups. Semiosociopsihology concept of social communication, which is developed by Russian scientists, allows you the learning and development the communication skills.
      Keywords: sociomental groups; youth; semiosociopsihology; motiv-target method; communicative skills, understanding.
      Литература
      1.Адамьянц, Т. З. Социальные коммуникации : учеб. пособие для вузов / Т. З. Адамьянц. - М. : Дрофа, 2009.
      Adam"janc, T. Z. Social"nye kommunikacii : ucheb. posobie dlja vuzov / T. Z. Adam"janc. - M. : Drofa, 2009.
      2. Адамьянц, Т. З. Массовое социоментальное развитие: миф или реальная возможность? / Т. Адамьянц // Общественные науки и современность. - 2012. - Љ 1. - С . 27-38.
      Adam"janc, T. Z. Massovoe sociomental"noe razvitie: mif ili real'naja vozmozhnost"? / T. Z. Adam"janc // Obshhestvennye nauki i sovremennost". - 2012. - Љ 1. - S. 27-38.
      3. Адамьянц, Т. З. Концепции понимания в коммуникации: в поисках платформы для взаимопонимания / Т. З. Адамьянц // Общественные науки и современность. - 2014. - Љ 4. - С. 121-13.
      Adam"janc, T. Z. Koncepcii ponimanija v kommunikacii: v poiskah platformy dlja vzaimo$ ponimanija / T. Z. Adam"janc // Obshhestvennye nauki i sovremennost". - 2014. - Љ 4. - S. 121-13.
      4. Адамьянц, Т. З. Социоментальные группы в социальном познании / Т. З. Адамьянц // Социол. исследования. - 2015. - Љ 7. - С . 117-128.
      Adam"janc, T. Z. Sociomental"nye gruppy v social"nom poznanii / T. Z. Adam"janc // Sociol. issledovanija. - 2015. - Љ 7. - S. 117-128.
      5. Дридзе, Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Т. М. Дридзе. - М. : Наука, 1984.
      Dridze, T. M. Tekstovaja dejatel"nost" v strukture social"noj kommunikacii / T. M. Dridze. - M. : Nauka, 1984.
      6. Дридзе, Т. М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики / Т.М. Дридзе // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах : в 2 кн. - М., 2000. - Кн. 1. - С. 5-42.
      Dridze, T. M. Dve novye paradigmy dlja social"nogo poznanija i social"noj praktiki / T. M. Dridze // Social"naja kommunikacija i social"noe upravlenie v jekoantropocentricheskoj i semiosociopsihologicheskoj paradigmah : v 2 kn. - M., 2000. - Kn. 1. - S. 5-42.
      7. Жаворонков, А. В. Российское общество: потребление, коммуникации и принятие решений, 1967-2004 гг. / А. В. Жаворонков. - М. : Вершина, 2007.
      Zhavoronkov, A. V. Rossijskoe obshhestvo: potreblenie, kommunikacii i prinjatie reshenij, 1967-2004 gg. / A. V. Zhavoronkov. - M. : Vershina, 2007.
      8. Чудновская, И. Н. Коммуникативное образование в обществе знания: проблема обучения пониманию / И. Н. Чудновская // Коммуникация как дисциплина и область знания в современном мире: диалог подходов : сб. ст. и выступ. участников междунар. науч. конф. - М., 2015. - С. 168-176.
      Chudnovskaja, I. N. Kommunikativnoe obrazovanie v obshhestve znanija: problema obuchenija ponimaniju / I. N. Chudnovskaja // Kommunikacija kak disciplina i oblast" znanija v sovremennom mire: dialog podhodov : sb. st. i vystup. uchastnikov mezhdunar. nauch. konf. - M., 2015. - S. 168-176.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Адамьянц Тамара Завеновна (tamara-adamiants@yandex.ru)
  • Обновлено: 24/04/2017. 29k. Статистика.
  • Статья: Психология
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.