Адамьянц Тамара Завеновна
Виртуальные социокультурные миры на открытых платформах Интернета

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 22/03/2023.
  • © Copyright Адамьянц Тамара Завеновна (tamara-adamiants@yandex.ru)
  • Размещен: 10/03/2023, изменен: 11/03/2023. 29k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Возможность неформальных коммуникационных взаимодействий непубличных людей на открытых интернет-платформах, вкупе с возможностью наблюдения за этим процессом, которую реализуют еще большее число людей, оказывается катализатором к возникновению виртуальных социокультурных миров - условных групп, объединенных едиными смысловыми и ценностными полями. Анализ мотивационно-целевых (смысловых) особенностей коммуникационных взаимодействий на открытой платформе "Дзен" показал, что основным побудительным стимулом на всех уровнях коммуникационных взаимодействий (как со стороны авторов блогов, так и со стороны авторов комментариев и ответов на комментарии) при анализе общественно-политических событий и проблем оказывается требование следования морально-нравственным ценностям и принципам, в соответствии с традициями классической и русской культуры и философии, а также с ключевыми религиозными постулатами. Массовое участие наших соотечественников в коммуникационных взаимодействиях на открытых интернет-платформах является вариантом гражданского участия в его новой, современной форме, при которой возникают оптимальные условия для самоопределения, социальной адаптации и социализации. Залогом социальной значимости "живущих" здесь смыслов оказываются ключевые для человека и общества опоры, связанные с традиционными морально-нравственными ценностями, представлениями и традициями. Представляется целесообразным и социально значимым контроль со стороны государственных контролирующих структур за критериями оценок блогов, анализирующих общественно-политические события и проблемы. Причины их закрытия ("забанивания") должны быть понятными, обоснованными и гласными для всех участников коммуникационных взаимодействий.

  •   
      Виртуальные социокультурные миры на открытых платформах Интернета
      
      (Ссылка: Адамьянц Т. З. Виртуальные социокультурные миры на открытых платформах Интернета // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Том. 10. ? 1. С. 58-72.
      Полный вариант статьи: DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2022.10.1.8860)
      
      Актуальный материал для понимания вектора и тенденций развития социальных процессов дает анализ неформальных коммуникационных взаимодействий людей. В сравнительно недавние времена это были в основном трудно отслеживаемые для социологического анализа контакты 'глаза в глаза' - в различного рода бытовых разговорах и спорах, в очередях, общественном транспорте, на стихийных митингах и т.д. Нынче же значимым 'полем' для такого рода взаимодействий оказывается безразмерная и ничего не забывающая сеть Интернет - имеются в виду социальные сети, личные сайты и блоги, комментарии к материалам сайтов и блогов, а также возможность реакций по принципу 'нравится - не нравится'.
      Особое значение подобных взаимодействий проявилось в ситуации вокруг пандемии коронавируса и вынужденной самоизоляции миллионов людей, оказавшихся на длительный срок ограниченными пространством своего жилища, однако фактически получивших больший, нежели прежде, объем свободного времени для межличностных контактов и выражения своих мнений, точек зрения, позиций и мыслей на просторах Интернета. Именно эта возможность, вкупе с возможностью наблюдения за процессом ее массовой реализации, а заодно и возможностью соотнесения высказанных мнений и точек зрения со своими собственными, стали не просто приятным, модным и 'продвинутым' времяпровождением, но и своеобразной психологической отдушиной, позволившей поиск такого варианта виртуального общения, который наиболее привлекателен для человека.
      Постоянно обновляющийся и расширяющийся массив свидетельств коммуникационных взаимодействий в сети Интернет можно дифференцировать по содержанию, обсуждаемым проблемам, а также, что является основным предметом анализа настоящей статьи, по побудительным стимулам, 'подталкивающих' к включению в процесс коммуникации. Особо интересным для такого анализа представляются инициативные комментарии (и, в том числе, развернутые ответы на них, которые фактически также являются комментариями) от людей в подавляющих случаях непубличных, включившихся в обсуждение в силу таких личностных качеств, как активная жизненная позиция, неравнодушие, умение и желание сопереживать, проявить свои знания по обсуждаемому вопросу. И поскольку число инициативных комментариев относительно беспрестанно появляющихся на просторах Интернета материалов нередко оказывается четырехзначным, для социального исследователя имеется обширное поле для изучения латентных мотивационно-целевых стимулов, приводящих к включению в процесс коммуникации.
      Полученное знание дает представление не только о сфере интересов участников коммуникационных взаимодействий, но и о 'живущих' в обществе (или его части) глубинных смыслах [4], связанных с ключевыми позициями в системе личностных ценностей людей: что 'предпочитается в наибольшей степени... чем восхищаются... что считается нормальным, правильным... что не одобряется, порицается и, на крайнем полюсе, считается аморальным, преступным' [12, с. 559].
      Блоги на открытых интернет-платформах как предмет социологического анализа. Широкие возможности для неформальных коммуникационных взаимодействий предоставляют авторские блоги на интернет-платформах с возможностью интерактивного участия для посетителей. Иными словами, речь идет об открытых для всех желающих виртуальных площадках для общения, получения информации и новых знаний, проверки и объяснения своей точки зрения, наконец, для приятного времяпровождения.
      Практически любой материал/выпуск блога, в соответствии со спецификой жанра, является авторским комментарием на то или иное актуальное событие или проблему, что, в свою очередь, оказывается стимулом к появлению потока комментариев, но уже от посетителей блога, по поводу темы и особенностей ее освещения автором; далее ситуация продолжает развиваться по принципу 'снежного кома': комментарии от посетителей обрастают так называемыми 'ответами', которые фактически также являются комментариями; наконец, и к комментариям, и к ответам на комментарии можно поставить знак одобрения ('плюс') или несогласия ('минус').
      Жанровые особенности большинства блогов двояки: с одной стороны, все их компоненты документальны; эффект их достоверности поддерживают и возможность наблюдения (или непосредственного) участия в разворачивающемся процессе обсуждения и оценок (посредством знаков одобрения или неодобрения), и возможность вернуться через любой срок к 'интернет-продукту', привлекательному для тех, кто нашел здесь среду, в которой даже пассивный наблюдатель ощущает себя значимой ячейкой. С другой же стороны, поскольку у авторов есть право удалять комментарии нежелательного содержания, - 'набор' этих компонентов может быть подвергнут отбору и отбраковке. Кроме того, согласно правилам и условиям большинства интернет-платформ, при размещении материалов существуют, кроме вполне обоснованного требования соблюдения норм и правил российского законодательства, также ограничения в содержании и стилистике при описаниях трагических происшествий, при использовании шокирующего или откровенного контента, оскорблений и т.д. Иными словами, каждый материал/выпуск блога подвергается своего рода цензуре.
      Перед нами, следовательно, специфический, возможный только в условиях Интернет-коммуникации жанр с преобладанием документально-достоверных, но все же прошедших несколько ступеней отбора и допуска составных блоков. Учитывая вышесказанное, экстраполяция на весь социум исследовательских данных об особенностях коммуникационных взаимодействий на подобных интернет-площадках была бы некорректной, так же, как, например, некорректно рассматривать документально-художественные и/или драматические произведения в качестве источника полноценных социологических сведений. Речь может идти только о научной обоснованности полученных данных в рамках отдельных блогов, которые фактически оказываются центрами порождаемых ими виртуальных социокультурных миров, привлекательных, в силу своей специфики, для тех, кто их посещает. Речь может идти также, в случае массовости посетителей и 'сочувствующей' аудитории, о возможности прогнозирования особенностей влияния, на уровне тенденций, на социальные процессы.
      Ниже приводятся исследовательские данные о побудительных стимулах, подтолкнувших авторов инициативных комментариев (и ответов на них) к участию в коммуникации на популярном Интернет-сервисе 'Дзен', имеющего платформу для блогеров и рекомендательную ленту контента для пользователей с возможностью принять участие в обсуждении (оставить комментарий, ответ на комментарий, знак согласия или несогласия).
      Исследование проводилось на протяжении 2021 года. Для анализа были выбраны по принципу случайного отбора из ленты рекомендаций 'Дзен' следующие авторские блоги, в которых превалирует общественно-политическая тематика: 'Наталия Ефимова' (51690 подписчиков), 'Мяу Дэ Цзин' (30374 подписчиков), 'Алекс Корнов' (6545 подписчиков), а также блог 'Тайны Виндзора' (26522 подписчиков). Первые три из названных блогов представляют собой авторские комментарии на актуальные и, как правило, уже известные, благодаря СМИ и прочим источникам информации, политические или социально-политические события/проблемы в стране или мире; выбор четвертого объясняется желанием проанализировать особенности реакций российской аудитории по поводу далеких для нее событий.
      Всего было изучено 1200 текстовых единиц: в каждом из названных блогов были проанализированы по 25 выпусков, появившихся на платформе Дзен на протяжении 2021 года и по 275 комментариев/отзывов к ним. Поскольку был соблюден важный для социологического анализа принцип минимальной базовой группы, согласно которому следует изучить не менее 25-30 исследуемых единиц по каждой из независимых переменных [7], полученные данные репрезентативны в рамках поставленных задач. Исследование позиционируется как качественное, направленное на прослеживание тенденций в латентных мотивационно-целевых (смысловых) побудительных стимулах участников неформальных коммуникационных взаимодействий.
      Немного о задачах и методах. Для изучения латентных мотивационно-целевых (смысловых) особенностей коммуникационных взаимодействий на открытых интернет-платформах следовало решить следующие взаимосвязанные задачи:
       изучить мотивационно-целевые посылы (латентные смыслы) в материалах авторов блогов (каковы были 'отправные точки' при доказательствах правоты оценки, верности личностного анализа и т.д.?);
       изучить мотивационно-целевые посылы (латентные смыслы) в комментариях к блогам (каковы были 'отправные точки' для согласия или несогласия с автором?);
       изучить особенности понимания авторами ответных комментариев латентных мотивационно-целевых посылов (смыслов), транслируемых авторами блогов (иными словами, изучалось 'качество' взаимопонимания между участниками коммуникационных взаимодействий).
      Традиционный при изучении текстовых материалов контент-анализ мог решить обозначенные задачи лишь частично: латентные смыслы, как правило, кроются 'между слов'. К числу других сложностей при выборе метода изучения следует назвать неравномерность активности авторов в интернет-пространстве: от двух-трех материалов/выпусков в сутки - до одного в неделю или даже реже. Некорректным был бы и сопоставительный анализ избранной авторами тематики, поскольку вышедшие в разные временные промежутки материалы блогов соответствовали чаще всего 'злобе дня' на момент выпуска. Иными словами, требовался исследовательский метод, позволяющий выявление латентных смыслов среди материалов, разноплановых по частоте и времени выхода, содержанию и форме подачи. Учитывая названные обстоятельства, для поиска мотивационно-целевых (смысловых) особенностей коммуникационных взаимодействий на интернет-платформе был избран разработанной в Институте социологии РАН в рамках междисциплинарной семиосоциопсихологической концепции социальной коммуникации [8] метод мотивационно-целевого (интенционального) анализа процессов общения.
      Согласно парадигмальной специфике концепции, в любом целостном, завершенном коммуникативном акте, реализованном в любой знаковой системе, помимо его очевидного, 'овеществленного' состава в виде слов, фраз, звуков, изображений и прочих средств выражения, наличествует виртуальная иерархически организованная структура взаимоподчиненных и взаимообусловленных коммуникативно-познавательных программ, ориентированных на коммуникативную (авторскую) интенцию, или константный смысл [8].
      Углубленное представление о смысле и способе его реализации позволило рассмотрение материалов блогов (и комментариев к ним) в качестве целостных многоуровневых структур, служащих для донесения авторской интенции (смысла), независимо от использованных в процессе коммуникации знаковых средств: в анализ включались и тексты в традиционном понимании термина, и звуки, и изображение, и видео, а также любые варианты их сочетаний.
      При анализе применялась типовая мотивационно-целевая структура, состоящая из нескольких взаимосвязанных и взаимозависимых уровней (коммуникативно-познавательных программ), каждый из которых ориентирован на авторскую интенциональность, служит целям ее реализации:
       I уровень (вершина структуры) - авторская интенциональность (смысл);
       II уровень - тезисы;
       III уровень - аргументы и контраргументы;
       IV уровень - иллюстрации и контриллюстрации к тезисам, контртезисам, аргументам, контраргументам;
       V уровень - фоновый материал к любому из вышестоящих уровней;
       VI, VII уровни (нижняя часть структуры) - фоны к фонам [3, с. 15-19].
      Все уровни латентной структуры 'пронизывает' проблемная ситуация, с поиска которой обычно и начинается анализ. Несмотря на общие закономерности внутренней организации любого целостного, завершенного коммуникативного акта, каждое отдельное произведение (или группы однотипных произведений, как в нашем случае) имеет свойственную только им модификацию мотивационно-целевой структуры и, соответственно, оригинальную проблемную ситуацию.
      Исследовательский поиск состоял из нескольких этапов. Во-первых, выявлялись мотивационно-целевые (смысловые) структуры (отобранных для изучения) материалов авторских блогов. Во-вторых, выявлялись мотивационно-целевые (смысловые) структуры комментариев к анализируемым материалам авторских блогов. В-третьих, сопоставлялись 'точки совпадения' структур, полученных на первом и втором этапах изучения: такай анализ дает представление о степени понимания авторами комментариев смысловых доминант авторских материалов.
      Морально-нравственный императив на открытых платформах Интернета: смысловые особенности авторских материалов. Анализ особенностей мотивационно-целевых структур материалов блогов на платформе 'Дзен' позволил зафиксировать типичные для них особенности. Для всех материалов этого жанра общей проблемной ситуацией оказываются желание автора дать собственный анализ происшедших в стране или мире актуальных ситуаций (проблем, событий), сообщить о своем 'самом точном' (прозорливом, мудром, экспертном, 'не таком, как у других') мнении или выводе, доказать его правильность и оригинальность и тем самым заинтересовать, привлечь потенциальных посетителей. Как правило, это актуальные события или проблемы, уже известные из материалов традиционных СМИ, однако поданные в ракурсе личностно-эмоциональной оценки или уточненного, личностно-логического анализа. Независимо от информационного повода (о чем? или в связи с чем?), латентные мотивационно-целевые структуры большинства материалов/выпусков блогов 'выстраивались' следующим образом:
       I уровень - интенциональность, или смысл: желание автора доказать правильность своей точки зрения на освещаемое событие или проблему;
       II уровень - тезисы и контртезисы: заявления о свой точке зрения, оценке, выводе / сообщение о другой, противоположной точке зрения, с которой автор не согласен;
       III уровень - аргументы или контраргументы: авторское представление о морально-нравственных особенностях и нюансах обсуждаемого события, проблемы, точки зрения; то особенное, что он 'видит' и желает сообщить.
       IV уровень - иллюстрации к тезисам и аргументам: факты, события, слова, фразы, изобразительный и звуковой ряд, доказывающие авторское представление о морально-нравственных особенностях и нюансах обсуждаемого события.
       V уровень - фоны: упоминания о случаях, фактах, наблюдениях, ссылки на общественное мнение, высказывания авторитетных персон, историю вопроса, примеры аналогичных ситуаций и т.д.
      
      Использование авторами блогов апелляций к морально-нравственным аспектам анализируемых проблем отвечает не только их тяге к коммуникационной и гражданской активности, но и гарантирует большое количество комментариев, ответов на комментарии, знаков согласия-несогласия, от общего числа которых зависит их успешность, как творческая, так и финансовая (после набора 10000 минут общего времени просмотров начинается так называемая 'монетизация'). Перед нами специфический жанр с выраженной ориентацией на личностный анализ морально-нравственных аспектов освещаемых событий или проблем, широкое распространение которого оказалось возможным благодаря Интернету [2]; при этом особенности логического анализа, драматургических приемов и/или личностных ассоциаций при подаче материала становятся ключевой особенностью блога и имиджа его автора.
       Морально-нравственный императив на открытых платформах Интернета: смысловые особенности инициативных комментариев. Методом мотивационно-анализа были проанализированы также инициативные комментарии к проанализированным нами выпускам блогов (в том числе ответы на комментарии, которые фактически также являются комментариями), что позволило изучить латентные смыслы, обращающие непубличных людей к участию в коммуникационных взаимодействиях. Побудительный мотивационно-целевой стимул большинства авторов инициативных комментариев и оценок здесь также был связан с личностной реакцией по поводу обсуждаемой темы, причем чаще с выходом на морально-нравственную сферу:
       I уровень - интенциональность, или смысл: желание автора принять участие в обсуждении темы на основе своего личного видения логических, фактологических и морально-нравственных аспектов предмета обсуждения;
       II уровень - тезисы и контртезисы: заявления о согласии или несогласии с автором;
       III уровень - аргументы или контраргументы: сообщение о личностном видении морально-нравственных особенностей и нюансов предмета обсуждения; то особенное, что 'видит' и может сообщить автор.
       IV уровень - иллюстрации к тезисам и аргументам: факты, события, слова, фразы, изобразительный и звуковой ряд, доказывающие личностную точку зрения о морально-нравственных особенностях и нюансах обсуждаемого события.
       V уровень - фоны: упоминания о случаях, фактах, наблюдениях из личного опыта, ссылки на высказывания авторитетных персон, историю вопроса, примеры аналогичных ситуаций и т.д.
      Красной нитью здесь так же, как и в материалах авторов блогов, проходит одобрение значимости морально-нравственных ценностей и требование соответствия им на всех уровнях социальной и личной жизни [2]. Для подавляющего числа авторов инициативных комментариев (равно как и авторов ответов на комментарии) это основополагающий критерий, на основании которого давались оценки и делались выводы по отношению к предмету обсуждения. Полученный результат находится в соответствии с данными исследований, проведенных с российскими социологами, о том, что '...главными смыслами жизни россиян' являются 'социальная справедливость, социальная защищенность и стремление понять, какое общество строится в России' [11].
      Перечень морально-нравственных ценностей, на которые ссылаются (заявляют, используют в качестве доказательств или как повод для проявления эмоций) участники коммуникативных взаимодействий обширнейший, причем ключевой позицией оказывается стремление к точности, логической обоснованности и в целом - к правде. На основании этого критерия строятся дальнейшие решения и выводы о справедливости, честности, порядочности, правильности той или иной точки зрения, действия или решения.
      Лидирующую позицию в системе ценностей первых трех проанализированных нами блогов занимает патриотизм во всех нюансах проявления этого качества: здесь и любовь к своей стране, и гордость ее успехами, и осуждение разного рода недоброжелателей. В течение проанализированного нами периода поднимались также вопросы морально-нравственных принципов телевидения, театра, кино и в целом культуры; журналистики, журналистов, социальных сетей и в целом информационной среды; нюансов поведения и реакций при встречах с нарушителями общественного порядка, в ситуациях оказания/неоказания помощи.
      Как и предполагалось, не противоречили традиционным морально-нравственным принципам, издревле присущим российскому менталитету в вопросах внутрисемейных отношений, и реакции посетителей блога 'Тайны Виндзора': при обсуждении событий вокруг британской королевской семьи и так называемого 'мегзита' в перечне приоритетов наших соотечественников оказались открытость, дружелюбие, стремление к взаимопониманию и верность семейным традициям.
      Блоги на открытых интернет-платформах как сфера взаимопонимания. Еще один аспект анализа был связан с изучением особенностей (качеством) понимания авторами инициативных комментариев мотивационно-целевых (смысловых) доминант материалов, исходящих от блогеров; такие данные позволяют судить, состоялось ли взаимопонимание между участниками коммуникации и каковы параметры искомого взаимопонимания. Процедура состояла в сопоставлении мотивационно-целевой структуры исходящего (от автора-блогера) материала с мотивационно-целевой структурой комментария на этот материал.
      Степень понимания смысловых доминант исходящего текста, или 'смысловой контакт', является критерием, по которому можно судить о навыках понимания респондента при восприятии материалов изучаемого жанра (речь идет не об обязательном согласии - только о взаимопонимании). Приведем небольшую справку, которая пригодится для дальнейших выводов: по данным многолетних исследований, адекватное понимание смысловых доминат воспринятых материалов СМИ общественно-политических жанров составляет 13-14%; при восприятии материалов художественных жанров это число выше и составляет 25-35%, в зависимости от степени сложности произведения и убедительности автора [3, с. 42].
      Полученные данные о качестве понимания смысловых доминант в проанализированных нами блогах, доказующим и убеждающим ядром которых оказывался авторский анализ морально-нравственных аспектов тех или иных событий или явлений, оказались гораздо выше, нежели (полученные в серии других исследований с применением аналогичных методов) данные об особенностях восприятия художественных и общественно-политических жанров официальных СМИ: адекватное понимание, или 'смысловой контакт', был зафиксирован у 85-90% авторов комментариев; перед нами гораздо более высокий уровень взаимопонимания между блогерами и посетителями блогов, нежели при восприятии традиционных жанров.
      Приведенные данные все же фактически большей частью преувеличены, учитывая право блогеров удалять нежелательные комментарии. Не стоит их рассматривать и как данные о реально достигнутом уровне согласия с взаимопониманием (в числе отбракованных могут быть, например, послания от так называемых 'ботов' и 'хейтеров'). Бесспорно одно: в итоговом варианте выпуска/материала блога, где смысловые доминанты в значительной мере соответствуют пожеланиям и ожиданиям большинства акторов коммуникационных взаимодействий, все имеющиеся (то есть пришедшие этапы отбора) комментарии (и ответы на комментарии) реальны и достоверны. Достоверны и знаки одобрения/неодобрения, поскольку у авторов нет права вносить в эти данные свои коррективы.
      Подведем итоги. В результате неформальных коммуникационных взаимодействий на открытых интернет-платформах создаются виртуальные социокультурные миры - условные группы, объединенные единым смысловым полем, общими ценностями и эмоциями [6]. При этом важно, чтобы латентные смыслы, объединяющие участников, не противоречили задачам стабильного, гармоничного развития общества и человека в обществе.
      Анализ проанализированных нами блогов на популярной открытой платформе 'Дзен' показал, что основным побудительным стимулом и, соответственно, ключевым латентным смыслом, объединяющим всех акторов коммуникационных взаимодействий, оказалась возможность обсудить морально-нравственные аспекты значимых событий и проблем и тем самым проявить свою приверженность традиционным общечеловеческим ценностям, в соответствии с традициями классической и русской культуры и философии, а также с ключевыми религиозными постулатами. В этой связи актуально мнение классика русской литературы Л.Н. Толстого о том, что в каждом русском человеке есть 'простота, добро и правда', а также вывод бесспорного авторитета в вопросах нравственности и морали И. Канта о том, что '...человеческий разум в сфере морального, даже при самом обыденном рассудке, легко может достигнуть высокой степени правильности и обстоятельности' [9].
      Массовое участие наших соотечественников в коммуникационных взаимодействиях на открытых интернет-платформах является, по сути, вариантом гражданского участия в его новой, современной форме, при которой возникают оптимальные условия для самоопределения, социальной адаптации и социализации - непрерывно продолжающегося процесса сопоставления личностных оценок и выводов с ценностями авторитетной (референтной) для человека группы. Залогом социальной значимости 'живущих' здесь смыслов оказываются ключевые для человека и общества опоры, связанные с традиционными морально-нравственными ценностями, представлениями и традициями [10].
      Известно внимание государственных контролирующих структур к закрытым и полузакрытым интернет-платформам, сайтам, блогам и т.д., направленным на расшатывание стабильной ситуации в стране посредством использования различного рода манипулятивных приемов [1; 5]. Нисколько не умаляя значимость таких действий и мероприятий, представляется целесообразным и социально значимым включение в сферу внимания государственных контролирующих органов также и открытые интернет-платформы, основными акторами которых оказываются наши соотечественники. Речь идет не о контроле за контентом или циркулирующими смыслами - здесь прекрасно действуют механизмы самоорганизации и самоцензуры, - а в контроле за критериями оценок блогов и/или отдельных выпусков со стороны модераторов и администраторов; на необъективность, предвзятость и даже 'забанивание', то есть полное закрытие, жалуются многие блогеры, создающие патриотически ориентированные материалы; необходимо сказать, что ситуация коснулась и некоторых из проанализированных нами блогов. Причины закрытия популярных блогов, тем более таких, где в центре внимания оказываются общественно-политические события и проблемы, должны быть понятными, обоснованными и гласными для всех участников коммуникационных взаимодействий.
      Список литературы
      1. Адамьянц Т.З. Коммуникационные механизмы современных смысловых противостояний // Социологические исследования. 2019. ? 3 С. 98-105. DOI: 10.31857/S013216250004282-3
      2. Адамьянц Т.З. Нравственный императив как актуальный лейтмотив неофициальных реакций в Интернете // Современное общество в условиях социально-экономической неопределенности'. XV Международная научная конференция 'Сорокинские чтения'. Сборник материалов. Москва. МАКС Пресс, 2021. С. 520-522. DOI 10.29003/m2013.978-5-317-06609-3
      3. Адамьянц Т.З. Социальные смыслы глобальных процессов и перемен: механизмы и катализаторы (монография) М.: Институт социологии РАН, 2017. (http://www.isras.ru/publ.html?id=5020). Дата обращения 06.12.2021.
      4. Адамьянц Т. З. Социальные смыслы как предмет социологического анализа // Социологические исследования. 2021. ? 9. С. 16-25. DOI: 10.31857/S013216250015252-0
      5. Власенко И. С., Кирьянов М. В. Информационная война: искажение реальности. - М.: ИД 'Канцлер'. 2011.
      6. Воронкова О.А. Сетевая интериоризация - становление новой мотивационной матрицы социально-политического участия // Социально-политические исследования. 2020. ? 1 (6). С. 17-28. DOI 10.20323/2658-428X-2020-1-6-17-28
      7. Гурвич Ф.М. Методы и процедуры получения экспертной информации // Экономика и математические методы. 1973, Т. IX.
      8. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984.
      9. Кант И. Основы метафизики нравственности (1785) // Кант И. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 4. Ч. 1.
      10. Кублицкая Е.А. Золотое правило нравственности в практиках и оценках населения столичного мегаполиса // Российское общество и государство в условиях пандемии: социально-политическое положение и демографическое развитие Российской Федерации в 2020 году: [Коллективная монография] / Осипов Г.В. и др. - М.: ИТД Перспектива, 2020. - C. 470-484.
      11. Тощенко Ж.Т. Смыслы как качественная и сущностная характеристика социологии жизни // Гуманитарий Юга России. 2017. Том 6. ?5. С. 13-28. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.6.4
      12. Яковлев А.М. Ценность социальная. Социологический словарь. Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., Норма, 2008. С. 559.

  • Комментарии: 2, последний от 22/03/2023.
  • © Copyright Адамьянц Тамара Завеновна (tamara-adamiants@yandex.ru)
  • Обновлено: 11/03/2023. 29k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.