Аннотация: В эссе рассматриваются и сопоставляются особенности и социальные последействия отечественных и зарубежных концепций в сфере социальной коммуникации
К вопросу о суверенитете отечественной социальной науки
(эссе)
На фоне актуального сегодня дискурса о необходимости суверенитета для страны (экономического, политического и т.д.) представляется не менее актуальной тема суверенитета для отечественной социальной науки. Речь, конечно, не о ненужной изоляции от мировой науки, в рамках которой немалая доля и нашего вклада, а о внимании к реальной научной и гуманитарной значимости отечественных научных концепций.
Несколько десятилетий тому назад в рамках отечественной академической науки была разработана диалогическая (семиосоциопсихологическая) концепция социальной коммуникации, для которой характерны единство теоретико-методологических оснований, системная внутридисциплинарная связанность концептуальных полей и понятийно-аналитического аппарата. Основной предметной областью здесь оказываются взаимообращенные процессы между человеком и социокультурной средой; объект изучения - константные смыслы, латентно наличествующие в любом целостном, завершенном произведении/материале. Успешность в понимании связывается с ментальным постижением константного смысла или, что тождественно, авторской интенции ("равнодействующей мотивов и целей общения и взаимодействия людей"). Разработанный здесь метод интенционального (мотивационо-целевого) анализа позволяет доказательное "выведение на поверхность" смысловых доминант в любых целостных, завершенных произведениях или материалах, независимо от источника, авторства и художественно-выразительных средств. Практически это своеобразный "микроскоп", позволяющий понять, что именно автор/коммуникатор хотел сказать, выразить, донести или утаить, с учетом декларируемых им целей, а также явных и/или неявных мотивов. Это реальная помощь для тех, кто стремится к диалогу с взаимопониманием, и "страшный сон" для любителей манипуляций. Появилась также возможность массового развития навыков адекватного понимания латентных смыслов, иными словами, увеличения в обществе числа понимающих, а значит, мудрых людей.
Целостность концептуального и методологического аппаратов обеспечили семиосоциопсихологии признание, но только в узком научном кругу. Широчайшее распространение в мире, в том числе в нашей стране, получили современные герменевтические концепции, развившиеся под эгидой постмодернизма. В центре внимания здесь также смыслы и их восприятие. Концептуальное расхождение этих концепций с семиосоциопсихологией состоит в отрицании наличия константных смыслов в целостных, завершенных произведениях: есть только личностные смыслы и значения, продуцируемые словами, фразами, дискурсами, тропами. Соответственно, успешность в понимании связывается либо с накоплением информации, либо с произвольным, вне связи с авторскими мотивами и целями, интерпретированием.
Тезис множественности смыслов не отвергается и семиосоциопсихологией, однако - в рамках индивидуальных "картин мира", которых столько же, сколько и людей; оптимальный вариант предполагает умение сначала адекватно понять автора и только затем соглашаться или не соглашаться, включать или нет в "картину мира". Декларации множественности смыслов оправданы только для вырванных из контекста фраз, дискурсов, тропов: внутренние связи здесь слабые и подвижные. Однако смысл целостного произведения константен, поскольку он уже овеществился посредством строго детерминированных внутренних связей латентной мотивационно-целевой структуры, "работающей" на донесение авторской интенции.
Несмотря за зыбкость аргументации герменевтических концепций, утверждение множественности смыслов оказалось не только поводом для отрицания константных смыслов в целостных, завершенных произведениях (стало возможным трактовать их произвольно и даже "по фантазии"), но и (якобы) научным оправданием широко распространившейся практики модифицирования, в целях манипулирования, устоявшихся значений слов, терминов, законов, фактов, исторических событий. Смысловая неопределенность распространилась на сферы искусства, образования, используется в информационных войнах для деструктивного влияния на население нашей страны...
И в заключение: актуальна ли идея суверенитета для нашей отечественной науки?
Литература:
Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М. Наука. 1984.
Дридзе Т.М. От герменевтики к семиосоциопсихологии: от "творческого" толкования текста к пониманию коммуникативной интенции автора // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах: в 2 кн. Кн. 2. М. ИС РАН. 2000. С. 115-137.
Адамьянц Т.З. Понимание в сфере социальной коммуникации как ментальная технология // Человек. 2023. No 1. С. 51-67.