Адамьянц Тамара Завеновна
Массовое социоментальное развитие молодежи как стратегическая задача России

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Адамьянц Тамара Завеновна (tamara-adamiants@yandex.ru)
  • Размещен: 12/02/2025, изменен: 12/02/2025. 18k. Статистика.
  • Статья: Обществ.науки
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье поднимается проблема социальной целесообразности массового социоментального развития современной молодежи, связанного с умением (навыками, способностями, ментальными технологиями) адекватно понимать латентные смыслы современной социокультурной среды, независимо от источника информации, авторства, художественно-выразительных средств и жанровых особенностей воспринятых произведений/материалов. Актуальность проблемы связана с ведущимися в глобальном социокультурном пространстве информационными войнами, ориентированными на качественные изменения в "картинах мира" наших соотечественников, прежде всего подростков и молодежи. Результатом владения обозначенными навыками окажется умение представителей молодого поколения противостоять на ментальном уровне манипуляциям и воздействиям, а также успешность в социализации и социальной адаптации. Решение обозначенной задачи оказывается возможным благодаря семиосоциопсихологической концепции социальной коммуникации, разработанной в рамках российской академической науки. Процедура понимания, о которой сообщается в статье, связана с ментальным освоением виртуальной многоуровневой мотивационно-целевой структуры, "вершиной" которой является авторская интенциональность (константный смысл). В статье сообщается также о параметрах социоментальных групп, дифференцированных по особенностям (качеству) понимания смысловых доминант в воспринятых произведениях, а также об успешных экспериментах по социоментальному развитию студентов.

  •   Ссылка для цитирования: Адамьянц Т.З. Массовое социоментальное развитие молодежи как стратегическая задача России // Молодежь и будущая Россия: материалы IV Всероссийской конференции (9-10 октября 2024 г.) / Отв. ред. М.А. Булавина, В.И. Герасимов. - Москва: Издательский дом "УМЦ", 2025, с. 7-11.
      
      
      "Река времен" с бесстрастной закономерностью выносит на мейнстрим исторических и социальных процессов молодое поколение. Не удивительно поэтому, что размышления о будущем России неразрывно связаны с сущностными, ключевыми характеристиками современной молодежи: это тема обсуждений в социальном и научном дискурсе, предмет изучения в серьезных научных исследованиях [7]. Перечень желательных качеств, которые наша страна и общество ожидают от молодого поколения, обширный: в их числе и обширный уровень знаний, познаний и компетенций, и морально-нравственные достоинства, и стремление внести личный вклад в развитие страны, и внимание к физической форме и здоровью, и гармоничные отношения с обществом, семьей, коллегами и друзьями. Нисколько не оспаривая целесообразность и актуальность всех перечисленных характеристик, назовем еще одно социально значимое качество, которое может и должно стать определяющим при взаимодействиях представителей молодого поколения с социокультурной средой, в которую каждый из нас "погружен" начиная с самого раннего возраста. Речь идет о социоментальном развитии [1; 2] современной молодежи, иными словами - о массовом приходе в общество человека с развитыми навыками (способностями, ментальными технологиями) адекватного понимания в сфере социальной коммуникации, которая, как известно, является одним из основных компонентов нашей жизненной среды. Решение обозначенной задачи будет способствовать оптимизации процессов социализации и социальной адаптации наших соотечественников, прежде всего молодежи; имеется в виду "...приспособление, освоение, как правило, активное, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды... как такой социальный процесс, в котором и адаптант, и социальная среда ... активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга..." [8, с. 941].
      Актуальность обозначенной проблемы обусловлена уникальностью и социальной значимостью феномена социальной коммуникации, обеспечивающего возможность общения и взаимодействия людей. Актуальность обусловлена также тотальной цифровизацией коммуникационных процессов, заменивших в "картинах мира" современного человека впечатления от реальных событий впечатлениями от событий виртуальных; сложившаяся ситуация расширила возможности манипулирования, с одной стороны, и ошибочных представлений и выводов, с другой. Нельзя не упомянуть и о ведущихся в глобальном социокультурном пространстве информационных (точнее - смысловых) войнах, ориентированных на качественные изменения в "картинах мира" наших соотечественников. Противостоять на ментальном уровне такой экспансии может только понимающая личность, умеющая "видеть" таящиеся в произведениях, материалах, кино-видеофильмах и т.д. латентные смыслы, отличать честную и открытую мотивацию от скрываемого желания воздействовать. Преференциями от владения такими навыками окажется особого рода жизненная мудрость, позволяющая принимать взвешенные самостоятельные решения; понятно, что для любителей манипуляций и скрытых форм воздействий массовое развитие таких навыков крайне нежелательно.
      В целом же, учитывая перечисленные здесь плюсы, комплекс мероприятий по массовому развитию навыков адекватного понимания в сфере социальной коммуникации актуален и необходим для решения поставленной перед нашим обществом задачи, которая не ставится ни в одной стране мира, -задачи воспитания "гармонично развитой и социально ответственной личности" .
      Следует отметить, что обозначенная возможность - приоритет нашей страны, благодаря открытиям и разработкам отечественной социальной науки; имеется в виду уникальная, не имеющая аналогов семиосоциопсихологическая концепция социальной коммуникации [6; 4].
      Ключевым положением концепции является утверждение о наличии в каждом целостном, завершенном коммуникативном акте (произведении, материале, устном выступлении, фильме, пропагандистской кампании и т.д.) виртуальной иерархически организованной структуры коммуникативно-познавательных программ, ориентированных на авторскую интенцию, или смысл (что именно автор хотел сказать, выразить, донести, что у него "сказалось", с учетом его целей и не всегда осознанных мотивов).
      В отличие от постмодернистских концепций, декларирующих многозначность и индивидуальный характер смыслов [3; 9; 11; 12], понимание рассматривается здесь как "смысловой контакт", или ментальное постижение авторской интенции, которая трактуется как "равнодействующая мотивов и целей общения и взаимодействия людей..." [4, с. 16].
      Смысл любого целостного, завершенного коммуникативного акта константен, поскольку на материальном плане уже реализовался посредством имеющихся в распоряжении автора изобразительно-выразительных средств (это могут быть слова и фразы, жесты, мимика, звуки, кадры, фото, видео и т.д.), а также, что принципиально важно, особенностей их взаимодействия между собой [6; 1; 2].
      Для доказательного выявления константных смыслов в исследовательской работе используется метод мотивационно-целевого анализа, позволяющий выявить и сделать зримыми особенности внутренней организации виртуальных смысловых (мотивационно-целевых) структур.
      Назовем типичный состав уровней виртуальной смысловой (мотивационно-целевой) структуры :
      1) авторская интенциональность, или смысл (вершина структуры, чаще всего вербально не выражена);
      2) тезисы-антитезисы;
      3) аргументы-контраргументы;
      4) иллюстрации-контриллюстрации;
      5) фоны;
      6) фоны к фонам и т.д. (нижние уровни структуры) [1, с. 20-22].
      В зависимости от комплекса авторских мотивов и целей, тематики и избранных автором средств выражения, фактическое наличие тех или уровней, равно как особенности их взаимодействия между собой в рамках каждого отдельного коммуникативного акта различаются: какие-то уровни, например, могут превалировать, а какие-то и вовсе отсутствовать. Все уровни виртуальной структуры "пронизывает" проблемная ситуация, (может быть как виртуальной, так и обозначенной вербально), ставшая побудительным стимулом к "проявлению" авторских мотивов и целей и, соответственно, созданию произведения/материала; напрашивается аналогия виртуальной структуры со схематичным изображением дерева.
      Личностное понимание константных смыслов аналогично процедуре мотивационно-целевого анализа; адекватное понимание всегда связано с "освоением" виртуальной многоуровневой структуры. "Путь" к адекватному пониманию состоит в продвижении "снизу-вверх", в соответствии с принципом апдукции [13] - универсальной познавательной процедуры, в процессе которой выдвигаются и опровергаются гипотезы о том, что же именно хотел сказать, выразить (или утаить) автор. Таким образом, для того чтобы понять, следует пройти "в уме" многоуровневый маршрут, начиная от деталей, подробностей (фонов, фонов к фонам, иллюстраций) и далее - к аргументам и контраргументам, тезисам и антитезисам, учитывая при этом выявленную проблемную ситуацию и социальный фон, на котором разворачивается сюжет. Конечная цель продвижения - вершина виртуальной структуры: здесь "таится" искомый смысл.
      Доказательством верности пройденного ментального пути оказывается стройность "проявленной" в сознании мотивационно-целевой структуры и невозможность "выстроить" ее как-то иначе; при адекватном понимании происходит совпадение основных реперных точек константной мотивационно-целевой структуры и - их отражения в сознании воспринимающей личности (так называемый "смысловой контакт"). Процедура сложная, не у всех людей увенчается успехом, но и иного способа понимания константных смыслов попросту нет. Отметим особо, что речь идет не об обязательном согласии с коммуникатором/автором, а об адекватном (как это есть на самом деле) понимании его интенциональности, или константного смысла: в идеальном варианте сначала надо понять - и только затем соглашаться или не соглашаться, включать в "картину мира" - или проигнорировать.
      В процессе многолетней исследовательской работы с использованием семиосоциопсихологических методов и подходов было зафиксировано разное качество "освоения" респондентами мотивационно-целевых структур предложенных им произведений, что позволило выделить следующие (условные, но реально существующие) социоментальные группы [6; 1; 2]:
      1) группа адекватного понимания (респондент "добирается" до вершины структуры, то есть до авторской интенции); число представителей такой группы в разных исследованиях составляет от 13 до 44%, в зависимости от степени сложности воспринятого материала, жанровых и художественно-выразительных особенностей, убедительности и творческий индивидуальности автора, а также (в некоторой степени) от уровня образования, возраста и рода деятельности испытуемых.
      2) группа частично адекватного понимания (респондент "добирается" до середины структуры, авторской интенции он "не видит", ответ сводится к пересказу содержания и/или к банальным сентенциям); число представителей такой группы в разных исследованиях составляет 30-35%;
      3) группа неадекватного понимания (респондент "не видит" ни содержания, ни, тем более, авторской интенции; он либо вообще ничего не отвечает, либо отвечает на вопросы, которые ему не задавали; неожиданно может рассказать что-то из своего жизненного опыта или о своих умозаключениях); число представителей такой группы в разных исследованиях также составляет 30-35%.
      Для иллюстрации приведем примеры интерпретаций латентного смысла широко известного стихотворения А.Блока "Незнакомка" представителями молодой интеллигенции. В соответствии с заданием анкеты, надо было назвать главное, что хотел сказать, выразить автор (всего в данном эксперименте участвовало 145 чел) .
      -"автор хотел показать двойственное состояние человека, стремящегося к любви и идеалу, с одной стороны, и, с другой, невозможность преодолеть порочные привычки и упадническое настроение" (адекватное понимание, всего 13%);
      -"автор хотел показать красоту незнакомки и стремление к любви" (частично адекватное понимание, 34%);
      -"автор хотел сказать, что совсем не обязательно идти в ресторан, а можно пить вино дома в хорошей кампании" (неадекватное понимание, 52%).
      Личностный выигрыш представителей группы адекватного понимания очевиден: это люди, умеющие дифференцировать в воспринятом материале, а следовательно и в социокультурной среде, главное, второстепенное, третьестепенное и т.д.; такие люди не поддаются поверхностным впечатлениям и эмоциям, умеют составить собственную точку зрения и принять взвешенное решение. Безусловен и социальный выигрыш от увеличения в обществе таких людей. Приведем примеры из серии поддержанных РФФИ комплексных исследований , где были зафиксированы (на уровне тенденций) преимущества представителей группы адекватного понимания в показателях социологических и социально-психологических характеристик, также оказавшихся предметом изучения.
      В ответ на просьбу анкеты назвать несколько актуальных, с точки зрения респондента, проблем современной России и выстроить их по степени значимости (ранжировать) представители группы адекватного понимания не только проявили знание социально значимых проблем, но и умение их сформулировать, определить приоритеты (средние показатели по данному параметру оказались у представителей группы частично адекватного понимания) и самые низкие - у представителей группы неадекватного понимания).
      При просьбе назвать авторитетных для респондента персон (к чьему мнению прислушивается при приятии решений) представители группы адекватного понимания в основном называли политиков, аналитиков, общественных деятелей, в то время как представители других групп зачастую ориентировались на мнения и заявления представителей массовой культуры или людей с неоднозначным в общественном мнении имиджем.
      Характерная тенденция обнаружилась при просьбе сформулировать "чего хотелось бы..." и "чего не хотелось бы...": в ответах представителей группы адекватного понимания на первых позициях чаще значились пожелания гуманитарной и социальной значимости.
      Сходная ситуация зафиксирована и в ответах на просьбу анкеты ответить на вопрос: "мир вокруг - какой?". Взаимоотношения представителей группы адекватного понимания с окружающим миром чаще, как показал контент-анализ ответов, оказывались оптимистичными, доброжелательными, светлыми.
      Обнаружились преимущества представителей данной группы и в ответах на вопросы анкеты об особенностях обращения к прессе, телевидению, интернет-сайтам: основной вектор проявленных интересов здесь связан с информационным, аналитическим и познавательным контентом, в то время как интересы представителей других социоментальных групп нередко оказывались ориентированными преимущественно на развлечения, сенсации, скандалы, мистику...
      Традиционно считается, что умение (навыки) понимать латентные смыслы - это врожденное качество, не поддающееся корректировке. Однако исследовательские данные опровергают такое утверждение. Первые эксперименты по развитию таких навыков провела автор семиосоциопсихологической концепции Т.М. Дридзе в процессе учебных занятий со студентами. Результатом оказалось утверждение о том, что "...названная характеристика... поддаётся формированию в процессе обучения" [6, c. 221].
      В рамках уже упоминавшегося проекта РФФИ был проведен эксперимент со студентами гуманитарных вузов: изучались особенности понимания латентных смыслов в равнозначных по сложности и жанровым особенностям произведениях ДО и ПОСЛЕ знакомства с основными принципами и процедурами метода мотивационно-целевого анализа. Несмотря на небольшой срок, отведенный на теоретические и практические занятия, полученные результаты показали положительную динамику .
      Подтвержденная результатами экспериментов возможность развития навыков адекватного понимания латентных смыслов позволяет утверждение о том, что задача массового социоментального развития современной молодежи достижима и реальна. Россия может и должна стать страной понимающих, а значит, мудрых людей.
      
      Литература:
      1. Адамьянц Т. З. Социальные коммуникации: учебник для вузов (Высшее образование). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт. 2024.
      2. Адамьянц Т.З. Понимание в сфере социальной коммуникации как ментальная технология // Человек. 2023. No 1. С. 51-67.
      3. Дильтей В. Описательная психология / пер. с нем. СПб.: Алетейя, 1996.
      4. Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах: в 2 кн. М. ИС РАН. 2000. Кн. 1. С. 5-42.
      5. Дридзе Т.М. От герменевтики к семиосоциопсихологии: от "творческого" толкования текста к пониманию коммуникативной интенции автора // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах: в 2 кн. М. ИС РАН. 2000. Кн. 2. С. 115-137.
      6. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука. 1984.
      7. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Современная социология молодёжи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы // Россия реформирующаяся. Ежегодник. 2017. Вып. 15. М.: Новый Хронограф. С. 12-48.
      8. Леверовская Я.В., Балцевич В.А., Балцевич С.Я. Социальная адаптация // Социология: Энциклопедия. / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко: Минск. Книжный дом. 2003. С. 941-942.
      9. Луман Н. Общество как социальная система. М. Логос, 2004.
      10. Массовая информация в советском промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования / Под общ. ред. Б.А. Грушина, Л.А. Оникова. М.: Политиздат, 1980.
      11. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. Пер. с фр. В.П. Визигина и Н.С. Автономовой. СПб. А-cad. 1994.
      12. Gadamer H.-G. Philosophical Hermeneutics / Transl. and ed. by. D.E. Linge. Berkeley: Univ. of California Press, 1976.
      13. Peirce Ch. Scientific metaphysics // Collected Papers of Charles Peirce, 2 vols. in 1, Vol. 6. The Belknap press of Harvard university press, 1976.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Адамьянц Тамара Завеновна (tamara-adamiants@yandex.ru)
  • Обновлено: 12/02/2025. 18k. Статистика.
  • Статья: Обществ.науки
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.