Аннотация: Речь идёт о ключевых представлениях о том, что такие человеческий капитал: материальные ценности или люди?
Человеческий капитал: что это или - КТО это?
Когда я несколько лет назад впервые попала на мероприятие с ключевым названием "ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ", периодически проводившийся в самых высоких сферах, однако фактически под эгидой Всемирного банка, была удивлена: о трубах речь шла, о заводах - шла, о числе детских садов - тоже шла, а вот о человеке - нет!
Некоторым приглашённым (в основном это были представители нашей отечественной науки) удавалось всё же задать вопросы: а как же мораль, нравственность, культурный уровень, вообще какие у нас планы и стратегии по развитию личности?
Как планируем, как изучаем?
Почему нет социального заказа на изучение и, главное, на развитие?
Однако оказалось, что в глобальных программах главного куратора мероприятий по развитию человеческого капитала в мире, то есть Всемирного банка, подобных задач нет, даже терминологии такой нет. А наша страна, во всяком случае, до недавнего времени, - была в числе участников и исполнителей этих программ.
Меня и моих коллег приглашали на такие мероприятия как представителей общественной организации - одного из исследовательских комитетов Российского общества социологов (РОС). В число выступающих нас, к сожалению, не включали, однако каждый раз мы оставляли (раздавали главным организаторам) несколько страничек с описанием наших научных разработок и данных о проведенных нами фундаментальных исследованиях в рамках проектов РФФИ по развитию навыков (умений, способностей) понимания в сфере социальной коммуникации.
И предлагали немедленно начать массовое развитие таких навыков: "Россия может и должна стать страной понимающих, а, значит, мудрых людей!".
...С той поры прошло несколько лет. Кое-что всё же изменилось за этот срок. Удалось, например, хотя и не без сложностей, опубликовать немало научных статей о том, зачем, почему и каким образом такие навыки развивать. Наибольшее сопротивление со стороны рецензентов встречали (и встречают) статьи с критикой программ Болонской системы, ориентирующих наших школьников и студентов не на умение думать и понимать, а на механическое запоминание.
Потому что мы уверены, что человеческий капитал - это всё же ЛЮДИ!
И их (наш общий!) капитал надо постоянно совершенствовать и приумножать.