А за ними, как шлейф, над водой лезет запах гниющих болот.
Так, сквозь строй фонарей, этот мост к бонапартову гробуведёт,
И на тучи отброшена тенью кривая зелёная птица...
Может солнцу удастся хоть утром
сюда сквозь туманы пробиться,
Чтоб четыре коня не казались орлом,
что столетья клюёт...
сент. 2001.
СЕЛЬСКАЯ КОЛОКОЛЬНЯ
Лестницей винтовой
кружи,
Мечутся над тобой
стрижи,
Медленная ползет
спираль,
Медная над закатом
даль...
Леса полосой густой,
холмы...
Мельчает мир с высотой.
А мы?..
2002.
НА МЕСТЕ НОТР-ДАМ...
"Здесь римский полководец Юлиан был провозглашен императором. Позднее его прозвали Отступником, за то, что он отказался от христианства, уже основательно тогда утвердившегося в Риме, и на период своего правления вернул Империи всех античных богов"
"Хроники Парижа".
Солдатская латынь бродяги Юлиана
Звучала тут, где чуть не тыщу лет спустя
Вознесся каменный готический костяк
Во славу Одного небесного тирана.
А Юлиан вернул богов и пренебрёг
Единым Господом - хоть был он император:
Ведь чтоб вернуть Олимп стать надо демократом,
Тоталитарный дух и есть единый Бог!
Как возвратить тот мир, где не сочтешь дриад? -
У каждой признаки и право божества -
Но козлоногий Пан не лезет править морем,
И пьяный Дионис не посещает ад,
Зато - божественны хоть ветер, хоть трава,
Не верящие в бред о монопольном вздоре...
2000.
* * *
...Только латынь колокольного голоса.
День, кончаясь, прячется от всего,
Один на один остаёшься с городом
Лицом к лицу -
Никого.
Так послезакатная, так пустая
Наползает сумрачность, так
Отблески от стёкол отлетают, тают,
Льются в наползающий мрак.
Полночь.
Полно же удивляться, приятель,
Если в уличном, многолюдном,
Затуманился ты, завертелся некстати
В смеси фонарного света с лунным.
Льётся латынь колокольного голоса,
Литой литании холодная бронза:
Голодно голый
Колотится колокол -
Полно:
Поздно.
Крыши и деревья голые, сонные
Им, наверное, всё равно,
То, что в колокольнях накопились звоны,
А звонить то некому давным-давно...
2001.
ЭЛЬСИНОР
Под эспланадой, где призрак разгуливал,
Ловят на удочки камбалу.
Пахнет сосной и тмином на улицах
Датского берега тут на углу
Швеции с Данией.
Лебеди в море
Качаются, молчаливые, скромные,
Клювы пачкают (думают, что моют),
Их гоняют дизели разных паромов,
Дым солярки ложится на скалы тёмные...
Балтика справа, а Северное - в другую сторону:
Вода остается водой, и землей - земля,
И Офелия занята, как всегда, вздором:
Бредёт за травками в перепаханные поля...
КОКТЕБЕЛЬ
Тут незачем мерить пространство
От солнца до желтой глины,
Отсюда в странствие странствий
Уходят сухие долины,
Холмы без следа растений,
Роняя кофейные тени,
Единственный цвет хранят:
Обёрточная бумага -
Измятый склон Карадага.
Здесь - три, ну, четыре шага -
До ближнего спуска в ад.
Всё гуще кофейные тени...
А Данте считал, что в Сиене!
* * *
И остались лишь ямы да дым
Там, где знали меня молодым
Те, которых когда-то я знал
Молодыми...
Но вьется канал...
Вот деревья с тяжелой корой,
Львы в зубах держат мостик сырой,
Клены рыжие застят окно...
Это место...
Да нет, не оно!
Где ж найти от бесследного след?
Дождь осиновых мелких монет...
Что же дам я забытым садам,
Жухлых скрюченных листьев стадам?
Сколько лет после тех двадцати
В ту же воду успел я войти!
И обидно, что мир - как вода -
Ни на миг не оставит следа.
Где ж найти от бесследного след
Среди мостиков, листьев и лет?..
Разве только те самые львы,
Шевельнувшись от криков совы...
Разве только те самые львы
Объяснят, не подняв головы,
Что читающий лев на столбе -
С книгой бронзовой лев на столбе -
Только он, этот лев на столбе,
Снизойдет к моей медной судьбе...
СТАНСЫ, НАПИСАННЫЕ ПО ПУТИ
ИЗ ФЛОРЕНЦИИ В ПИЗУ. */
(Из Байрона)
Дни юности нашей - вот дни нашей славы,
И славой иной не дразните меня вы:
Все лавры истории древней и новой
Не стоят листочка плюща молодого!
Гирлянды из лавров на старческом теле -
Блеск майской росы на сухом иммортеле.
Когда голова серебрится седая -
На что мне венки твои, слава пустая?
Нет, слава, клянусь, что я не был ни разу
Тебе благодарен за громкую фразу!
Лишь в милых очах я прочёл, что с тобою
Их светлой любви я действительно стою!
В лучах этих глаз вижу твой ореол я -
Тебя в них искал я, тебя в них нашёл я,
И как бы твой свет ни сиял величаво,
Я знаю: не в славе - в любви моя слава!
СТАНСЫ, НАПИСАННЫЕ ПО ПУТИ
ИЗ ПИЗЫ ВО ФЛОРЕНЦИЮ
Георгию Бену.
Все лавры истории древней и новой
Не стоят листочка плюща молодого.
Байрон, "Стансы, написанные
в пути между Флоренцией и Пизой"
Вдоль берега катится вечер
Дорожкой в слепых камышах,
Вон Байрон мне едет навстречу,
И стансы в колесах шуршат.
Карета разъедется с фордом,
И слуха коснутся слегка
Две строчки печального лорда,
Но так - вроде взмаха платка...
Он едет к морскому закату,
А я к тем полночным холмам,
Но он-то вернется когда-то
К своим меловым берегам!
Мир, в общем, устроен нестрашно:
Все правильно станет опять.
Вот разве Пизанскую башню
Обратно никак не поднять.
Но башня и Байрон, и море
Остались давно за спиной,
Холмы флорентийские вскоре
Взойдут в темноте предо мной,
Картины созвездий ковровых
Погаснут одна за другой,
И лень флорентийская снова
Нависнет над каждой строкой,
И станет сонет непригоден
Для века верлибра и тьмы,
И строки "Еврейских мелодий"
Вернутся обратно в псалмы,
И реки к истоку от устья
Вернутся (с водицей морской!),
А новые "Стансы к Августе"
Вернутся к Августе другой,
Вернется Вергилий в нестрашный,
Сценический, дантовский ад;
И только Пизанская башня
Все падает, падает, пад...
* * *
Урбино пахнет резедой. Точней -
Урбино пахнет теплой женской ночью,
Точней - Урбино пахнет резедой...
Но это, видимо, одно и то же:
При лунном свете голубеет кожа
У женщины...
Ночь.
Городок пустой.
Столбы его холодного собора,
Нависшие над пряной резедой,
Его порталы - острой темнотой
Не в силах помешать ночному пиру
Голубизны.
Меж камнем и душой
Спор в пользу резеды легко решится:
Тяжелый купол лунности страшится,
Последний свет всегда за резедой,
Прозрачный запах кожи голубой
Не оттеняет - оттесняет прочие...
Урбино пахнет очень женской ночью
И - тёплой синью.
То есть - резедой...
КАНЦОНЕТТА
Ямщик лихой, седое время
Везёт, не слезет с облучка...
А. Пушкин. "Телега жизни"
Огни за стёклами вагона
Как спички чиркают в окно,
Мелькнёт бездонной ночи дно,
Как закопчённая икона.
А мне, пожалуй, всё равно:
В квадрате, где черным-черно,
Мне предъявите хоть дракона -
Георгию определённо
Завидовать не стану, но
Мне жить мешает лишь одно:
Стук рельс в начале перегона.
Потом становится темно,
И вроде - тихо, вроде - сонно...
Огни за стёклами вагона,
Года за стёклами вагона,
Как спички чиркают в окно.
Из них слагается канцона
О том, что у меня вино
Стоит на столике вагона,
И где-то там, нескоро - дно...
Так будет же повторено:
"Года за стёклами вагона
Как спички чиркают в окно"...
--
Поезд Париж - Базель.
АЛЬПИЙСКИЕ ВАРИАЦИИ НА КАВКАЗСКУЮ ТЕМУ
1.
У савойской кривой реки
Мутный голос Куры.
Пахнут каменным дворики
От тифлисской жары.
Базилик спорит с мятою,
С беленою - полынь,
Козьим сыром пропахшая
Над базаром стена,
На вершинах распятые,
Мачты врезаны в синь,
И кругом горы - чашею,
И тропа не видна:
То вершины, то ямы,
Сколько гор, сколько лет...
Так - мозаики в храмах
Цвет сменяют на цвет,
Так - витражи в закате
Изменяют цвета,
И на светлые платья
Тень вина пролита.
2.
А в Тифлисе в подвале
Как звучало по гру...?
Что за скрипки взвывали
Наверху, на ветру?
На Мтацминду вплывали
Ожерелья огней.
Лето.
Ночь.
А была ли?
Я не помню о ней...
Я не помню о Грузии
У савойских озёр:
Судьбы общие сузили,
Как в ущелье - обзор,
И давно не узнать их -
Сколько гор, сколько лет!
А витражи в закате
Все меняют свой цвет...
3.
Вот и смешаны краски
Под нависшей горой.
И совсем не кавказский
Гром. И не над Курой...
Разве душу что сузило,
Судьбы сделало злей,
Что чужой стала Грузия,
А Савойя - своей?
Чьи же вотсвете облака
Проступают черты?
Так менявшая облики,
Лишь теперь это - ты?
Та же самая женщина,
В ту же самую синь...
На Мтацминде обещана,
А сбылась лишь в Анси ,
Где витражи в закате
Чуть меняют цвета -
И на светлые платья
Тень вина пролита...
II. ЭХО
* * *
Крикливы птицы бретонских скал.
Плывёт гнилая доска.
Отливу - песка таскать, не перетаскать,
Отлив, прилив, бесконечность.... Опять
Прилив отлив, тоска!
Водоросли - волосы
спящих каменным сном русалок,
(Смолкает гул, дробящийся о скалу).
Когда-то, в глубине, её бронзовое плечо моего касалось...
(Сползает шорох брызг с рыжих камней,
Торчит зелёное что-то, как плоский лук).
Но через всё - приглушённый топот коней!
Они там, на юге где-то. И это -
Доказательство, что километры - враньё!
Звуки угасли, осталось эхо,
(Только эхо того, что я когда-то слыхал,
Но оно - моё!)
Эхо - оно даже нематериальней тени,
Которую ветер только что колыхал.
Эхо прошлого - это завтрашний голос
Ещё не пробившихся на свет растений,
У серых и рыжих скал
На грани воды...
А я, давних столетий отлетевший осколок,
Когда ещё были кони, я к волнам ускакал
От берёз, от холода, от беды...
Ветер, будь добр,
Через пролив меня, как слепого, переведи!
Извини, у меня давно уже паруса нет ...
Крозон 2003
* * *
На сером краю промокшего мира,
Чуть смолкнут прибои, ветра и грома,
Смыкаются в тучах последние дыры,
Смягчаются острые скалы Пен Хира -
Их грани срезает, скругляет туман...
И всё: даже чаек не слышно в тумане,
А может, и чайки тоже молчат?
Но только прилив заиграет камнями,
И выдохнет шорох песчаных камланий,
Как все голоса наконец-то включат -
И вот нам расскажут - о чём небывалом? -
Те, разом порвавшие с немотой,
Те скалы...
Вот-вот - вал за валом - по скалам...
Но нИ о чем...
Брызги.
Прибой.
2003.
* * *
Ветер и вереск,
Вереск и ветер,
Узкие тропки
Над океаном,
Где-то внизу там
Белые плети
Хлещут по скалам,
Трещинам, ранам...
Ветер и вереск.
Вереск и ветер;
В яркой колючке
Желтым цветущей
Неистребима
Память о лете -
Вереск лиловый
И вездесущий.
Вереск и ветер,
Ветер и вереск,
В вереске ветер
Желто-лиловый,
И не пройти там
И не поверить:
Ланды пустынны.
С неба - ни слова.
Pointe de Dinan, Bretagne
БРЕТОНСКИЙ НАТЮРМОРТ
В желтом хаосе низкого дрока
Между клумбами синих гортензий
Бродит ветер морской, нетрезвый,
И скрипят деревянные кресла.
А какой-то - в рыбацкой шляпе,
За столом, среди синих гортензий,
Пьёт, квадратную девку облапив.
До чего ж она некрасива!
...Парусина. Свитер. Палитра.
Чашки глиняные темно-синие
И шуршанье желтого сидра...
Некрасивы и чашки эти,
И кувшин, и аляповатый
Мнущий кучи гортензий ветер,
Будто синие клочья ваты,
Некрасивы на блюде мидии -
Всё, что смотрится поодиночке...
А вот если вместе увидеть -
Тридцать строк в единственной строчке! -
Этот стих остановит мгновенье
И подарит девке сиянье,
Он погасит и ветер нетрезвый
И сердитого сидра шуршанье.
Озарятся клумбы гортензий,
Заблестит черно-розовым блюдо
От креветок и лаковых мидий,
Расцветёт в цветнике посуды
Вечер цвета заплаканной меди!
Ландевенек 2002
С К А З А Н И Е
О ДРЕВНЕМ БРЕТОНСКОМ ГОРОДЕ ИС,
О НЕЧЕСТИВОМ КОРОЛЕ ГРАЛЛОНЕ И ЕГО МОРСКОМ КОНЕ,
О ПРИНЦЕССЕ ДАХУТЕ
И О РЕСТОРАНЧИКЕ В ПОРТУ ДУАРНОНЭ
Вадиму Каплуновскому
(для голоса и шарманки)
В устье реки, в начале океана
Разнокалиберные мачты торчат.
Яркие машины в слезах тумана
По краям порта запаркованы в ряд.
Если с черных скал, над заливом Дуарнонэ,
В лунную полночь смотреть вниз,
Говорят, померещится в заливе на дне
Затопленный город Ис.
А может, и вовсе он был не тут,
А за мысом - где берег особенно крут...
Но если забраться на самую верхотуру
Холма над портом Дуарнонэ -
Руины городских стен,
Романскую церквушку,
Обломки дворца,
Заплетенную водорослями скульптуру
В тихую погоду видно на дне...
*
Когда-то тут правил король Граллон,
Дочь Дахута была у него.
Говорили - она, мол, русалочья дочь,
Вот и молода оттого...
Кто её мать, сколько ей лет,
Едва ли знал и король...
Но не вянул шиповника розовый цвет
В волосах её, черных как смоль.
И два любовника было у ней:
Один - сам отец, Граллон,
А другого не видел никто из людей -
Но со страхом шептали: "Он".
Был Ис обнесен высокой стеной,
И дважды в сутки прилив
Окружал неприступную стену волной,
Равнину вокруг затопив.
Но ворота, в которые билась вода,
Были на ключ заперты,
И король клал ключи под подушку всегда
С наступлением темноты.
В объятьях дочери засыпал Граллон,
И заполночь, нетерпенья полна,
Ключи, не нарушив отцовский сон,
Вытаскивала она.
Только однажды Тот, Другой,
Опоздал, а принцесса ждала.
Повела она гостя в свой покой,
Но спешила так, что дрожащей рукой
Калитку не заперла...
Время за радостями пропустив,
Дахута, в глухом в полусне, -
И не заметила, что прилив
Уже подошел к стене.
Не увидев, как сдуло со стула платье,
Спохватилась она, лишь когда
Золотые туфельки из-под кровати
В окно унесла вода.
И волну ощутив с холодной тоской,
Увидала Дахута сквозь сон:
Растаял любовник в пене морской,
А в спальню вбежал Граллон!
На руках её вынёс из башни пустой,
Положил поперек седла -
Вдруг лодка с площади городской
Епископа принесла.
Белый конь морской - в воде по колена,
Граллон уже в крепком седле,
И плевать ему на крик разъяренный
Епископа Гвеноле:
"Брось ведьму, грешник - и город спасешь:
Помолюсь - начнется отлив!"
Но король на скаку ему крикнул: "Лжёшь!" -
В лодку плетью свалив.
Копыта били ночную волну,
Ложились воды пластом,
Ржаньем конь разрывал тишину
Пену сбивал хвостом,
И разлеталась пена кругом:
И дороги он не искал,
И пред морским колдовским конём
Расступались теснины скал.
Налету распустилась одна из кос -
И только ночная тьма
Видела, как из её волос,
Цветок из полночных её волос,
Тот шиповник,
Что был розовее всех роз,
Покатился по склону холма...
*
Переулки спускаются к портовым причалам.
В переулке три столика -
Кабачок под навесом густого плюща и
клумбы синих гортензий, тяжелых как волны.
Из-за них выплывает хозяйка,
нам на столик ставит она
блюдо морскими тварями полное
и бутылку вина...
Длинна бутылка и зелена -
узорчатой плесени след,
будто бы прямо с морского дна
принесли нам этот обед.
А хозяйка в передничке, на золотых каблучках -
и неясно, сколько ей лет,
а в длинных, черных, как смоль волосах -
шиповника розовый цвет...
* * *
Что там на музейных стенах?
Синий лес на гобеленах.
С гобеленов
Гиббелины -
Черным гвельфам выдать перца...
(Только вот цена на перец
Непомерна...)
И пожалуй, это верно...
А вот в моём в лесу - качаются деревья...
Да, у меня в лесу танцуют белки,
И ястреб,
как скрипач, сутул и горбонос,
И мышка под кустом
Просеменила мелко
Под музыку
Угрожающего жужжанья ос...
* * *
Бегают по лесу листья
С бурундуками
вперегонки,
Прыгают по лесу листья -
Словно и сами -
бурундуки.
Носится по лесу осень:
Листок гоняется
за листком,
Носится по лесу пёсик:
Каждый лист кажется
бурундуком.
2000 г.
* * *
Под лиловым облаком
Желтая кайма.
Всё ли дождик выплакал
На жалкие дома?
На кривое озеро
На нелепые сны -
И если на эту прозу
Глянуть со стороны,
Из неё хоть волоком -
Только б до весны!..
Под коровий колокол
Не сойти бы с ума!
Под лиловым облаком
Желтая кайма...
* * *
"...Есть время искать и время терять,
время собирать и время рассеивать..."
Экклезиаст
...И сам изменяешься лишь от того,
Что видел, что слышал, вдыхал...
Кожей помня
Лес, море, свою и чужую постель,
Уют площадей и размашистость комнат,
Дороги, собак, новогоднюю ель,
Лиловый прибой бугенвиллий,
и белый -
Жасминов...
Так вот - география тела:
(Брось карту - на ней лишь глубины да мель) -
Вот тут на ладони наверно, Брюссель,
А это - Флоренция въелась в колено,
Затылок печёт? - что ж, как видно Палермо,
В хребте холодок - Царскосельский лицей,
Венеция плещет в глазах, не смолкает,
И солнце идет петербургским ночам,
Витражные розы Париж распускает,
А Рим предъявляет начало начал ...
. . . . . . . . . . . . . . .
Теперь, улыбнувшись и дням и годам,
Раздай по молекуле всем городам,
Всем креслам, где сел хоть на миг,
всем садам,
Зверям или женщинам -
Так, чтоб остаться
Во всём,
чего жизнью случалось касаться...
2001
* * *
Какое множество зелёных склонов,
Какие жалкие домишки ниже...
Что горше черепицы и бетона,
На скалах, полу-серых, полу-рыжих?
Над ними вечное как в книгах небо.
Сравнить по вечности - ну, с Римом разве!
И облака так весело и немо
Ползут себе на свой альпийский праздник.
А Рим - он, к сожаленью, за горами.
Тут только Франция. Точней - Пьемонт.
Щебенчатые скалы в синей раме
Из облачка творят ненужный зонт...
А скалы - то готические шпили,
То - наподобье девушек в причёсках...
Лишь перевал, да считанные мили
Отгородили Юг. Италию. Роскошь.
Мы были тут вчера.
В деревне горной
На ярус ярус громоздясь, теснится -
И вся поездка показалась вздорной,
Пустою дневниковою страницей.
Перевал Баталья. Альпы
* * *
Туман на крышах, туман в ушах,
затылку - как на подушке.
И деревья, и дыханье он мнётне спеша;
очки, ветровые стёкла -
тоже его игрушки...
Капли тумана - слёзы ветвей не иначе...
Но деревья ведь долго живут -
так что ж они плачут?
И почему тогда не плачут собаки?
Заметки к биографии Абрама Терца
"Все биографии - враньё чужих столетий" -
С Гомера повелось такое,
"а затем" -
Хайям, Вийон, Шекспир...
Их не было на свете?
Тогда уж Терца, точ-
но, не было совсем!
А кто же был?
Да Пхенц , и - запер дверь...
...Гуляй в подшитых валенках теперь,
А рядом - Пушкин с тросточкой и в шляпе
(Или в цилиндре? Разницы тут нет!).
"В запасе вечность", как сказал поэт...
(Ну, тот, что паспортину держит в лапе).
Един в трех лицах - Пхенц, Абрам, Андрей,
"Спокойной ночи" буркнув из дверей,
Опять за старенький компьютер сел
Опять наверно, чем-то новым занят...
Но как теперь узнать! Пхенц улетел...
И что ещё он т а м нахулиганит?
1997
* * *
Вольно ж так долго побеждать,
Что белый конь успел подохнуть,
Седок - ослепнуть и оглохнуть,
Кому на ком теперь въезжать?
Да и куда?..
7 ноября 1997
* * *
У низкого моря в Тоскане
прибой шевелит камыши;
ленивые тучки таская,
день долго уйти не спешит,
и в бликах болотных старея,
он ляжет в глубокие травы,
оливковой станет аллеей, -
(не лЮвровой громкой аллеей!), -
уйдёт от холмов и от славы,
мимо Пизанской башни,
мимо песчаной мели,
рыжей, как та, вчерашняя,
на полотне Боттичелли ;
смягчатся краски заката,
в туманный портрет вдали:
(так пишет блаженный Беато
лик усталой земли?) -
и вечер останется вечным,
и свет в ночи не стихает:
ведь кроме пейзажей да женщин
ничего не бывает в стихах,
ничего в стихах не бывает.
III. ROMA - AMOR
"Кто сумел разглядеть Италию, и прежде всего Рим, тот никогда более не почувствует себя несчастливым!" писал Гёте, кажется в "Поэзии и правде".
Мне захотелось собрать вместе стихи разных лет - все, которые связаны в какой-то мере с Римом. Только не надо искать ни порядка, ни хронологии. Между самыми ранними и последними - расстояние лет в двадцать пять... Но что такое четверть века перед Вечным городом?
МЕЛЬКАНИЕ ЗА ОКНОМ
Этрусков облезлая охра,
Покрытая нынешней пылью...
И вылепленные дома
Вломились на склоне холма
В бурьян - но ничто не заглохло.
Вьюнков бело-синяя тьма...
И это - Романья-Эмилья.
А может - Эмилья-Романья?
Торчат тополиные свечки,
Да мелкие, мутные речки
Устало урчат по каменьям.
И как непохоже на это
Глядится Италия Блока,
В которой и Рима-то нету...
Нет: лучше в не слепленных строках,
В не бывшем, наверное, веке,
Увидеть этрусков следы
Там, около Чивитавеккии,
Где пальмы, да в охре пруды...
Шуршит вулканический пляж.
Стен серых облуплена глина,
И роются пёстрые куры,
Как будто написан с натуры
В манере совсем не старинной
Печальный, не южный пейзаж...
В туннели, туннели, туннели
Все время вбегает вагон,
Туннели давно надоели...
А охра темнее, светлее,
Желтее, краснее сквозь сон...
Писать невозможно в вагоне...
И в зелени охра потонет,
И в море поля убегают,
А пинии слазят с горы,
Светлеют в закате и тают
От дымки морской, от жары...
Руины какие-то мимо...
И это - дорога до Рима?
* * *
Аппиева дорога,
ЛЮвровая зима,
Аппиева дорога -
Римская Колыма.
Пореем да жареным салом
Несет на третьей версте.
У крестов конца не хватало -
Распинали на букве "Т".
От устриц и лимонов
Отбросы закат золотит?
Нет, медные легионы
Отдыхают на камне плит.
Рим загорается сзади,
И ясно, что Страшный Суд -
В траттории "Quo vadis?"
Где макароны жрут...
КОЛИЗЕЙ
(Из Эдгара По)
О, символ Рима! Гордое наследство,
Оставленное времени и мне
Столетиями пышных властолюбцев!
О, наконец-то, наконец я здесь!
Усталый странник, жаждавший припасть
К истоку мудрости веков минувших,
Смиренно я колени преклоняю
Среди твоих камней, и жадно пью
Твой мрак, твоё величие и славу.
Громада. Тень веков. Глухая память.
Безмолвие. Опустошенье. Ночь.
Я вижу эту мощь, перед которой
Всё отступает - волшебство халдеев,
Добытое у неподвижных звёзд,
И то, чему учил Царь Иудейский,
Спустившись ночью в Гефсиманский сад.
Где падали герои - там теперь
Подрубленные временем колонны,
Где золотой орел сверкал кичливо -
Кружит в ночном дозоре нетопырь,
Где ветер трогал волосы матрон -
Теперь шумят кусты чертополоха,
Где, развалясь на троне золотом,
Сидел монарх - теперь по серым плитам
В больном и молчаливом лунном свете
Лишь ящерица быстрая скользит,
Как призрак в ложе мраморной скрываясь...
Так эти стены, выветренный цоколь,
Заросшие глухим плющом аркады,
И эти почерневшие колонны,
Искрошенные фризы - эти камни
Седые камни, - это всё, что Время,
Грызя обломки громкой, грозной славы
Оставило судьбе и мне? А больше
И не осталось ничего?
- ОСТАЛОСЬ!
ОСТАЛОСЬ! - эхо близкое гудит.
Несётся вещий голос, гулкий голос
Из глубины руины к посвящённым.
(Так стон Мемнона достигает солнца.)
"Мы властвуем над сердцем и умом
Властителей и гениев Земли!
Мы - не бессильные слепые камни -
Осталась наша власть, осталась слава,
Осталась долгая молва в веках,
Осталось удивленье поколений,
Остались тайны в толще стен безмолвных,
Остались громкие воспоминанья,
Нас облачившие волшебной тогой,
Которая великолепней славы!"
* * *
Ф. Ярошевскому
Замок Ангела стал музеем.
Первый век и двадцатый квиты:
Стали кошками львы Колизея,
Итальянцами стали квириты.
Итальянцы бастуют лихо,
Кошкам носят еду старушки,
По музеям ржавеют тихо
Гладиаторские игрушки.
Все руины пристойно прибраны,
Все на месте - и пицца, и пьяцца...
Но когда засыпают римляне,
Львы по крышам уходят шляться.
ТИВОЛИ
В руинах виллы Адриана,
В глуши некошеной травы,
Хранят извилистые львы
Остатки плоского фонтана.
Волна холодного тумана
Сползает с тихих крыл совы
В руинах виллы Адриана.
Сползает с тихих крыл совы
Кривого месяца огарок
На кирпичи подпружных арок
И тьмой замазывает швы.
Вот - оживут зубцы и рвы!
Туман, невлажен и неярок,
Сползает с тихих крыл совы.
Волна холодного тумана -
Дыханье варварских богов -
С гиперборейских берегов
Катилась медленно и пьяно.
Вот расплясалась обезьяна
На трупах мраморных врагов -
Волна холодного тумана.
Остатки плоского фонтана -
Подобие сковороды.
Тысячелетья нет воды
На бронзе чёрного чекана.
В сухом свечении Урана
Не ждут ни счастья, ни беды
Остатки плоского фонтана.
Хранят извилистые львы
Тугие афоризмы Рима:
Что всё на свете повторимо
И то, что рыба - с головы,
И то, что истина незрима...
Но мусор высохшей листвы
Хранят извилистые львы.
В глуши некошеной травы
Лежат латинских слов обломки,
И спотыкаются потомки,
Но не теряют головы
У них мозги не слишком ёмки,
Они с античностью - "на вы"
В глуши некошеной травы.
В руинах виллы Адриана
Сползает с тихих крыл совы
Волна холодного тумана.
Остатки плоского фонтана
Хранят извилистые львы
В глуши некошеной травы
В руинах виллы Адриана.
ТЕРМЫ КАРАКАЛЛЫ
На белые с чёрным мозаики белые с черным чайки
Усаживаются важно, и на мгновенье влажно
Становится на полу...
Чайки не улетают - чайки на месте тают:
На черном мраморе белые контуры
На века остаются в углу...
А слуги пучками кидают в тяжелые ванны лаванду,
Спорит голый философ с полуголым другим, -
А потом
Оба идут в таверну надраться, никак не подозревая,
Что элегический дистих Горация, рифму приобретая,
Станет русским стихом...
Вот и ушли они, важные!.. Им завесы подняв, мальчишки
Получили монетки влажные, и - прямиком на базар,
А я сюда эту рифму принесу в записной книжке
И прилажу, как только все они
Прекратят мне мозолить глаза,
И укреплю, -
Тут, где на белые с чёрным мозаики белые с черным чайки,
Как обычно, садятся важно, и на мгновенье - влажно
Становится на полу...
ИЮНЬ
...Ну чем излечиться,
Если на асфальте у соборов старых
Извели тебя, утопили
В солнечных многоцветных пожарах?
Сильвия Плат
В белом фонтане вода стеной.
Длинная пьяцца Навона.
Жарко? Так прислонись спиной,
Охладит любая колонна,
Даже если ей
только триста лет,
Опыт с жарой бороться
У нее есть, а у тебя - нет,
И ещё - как вода из колодца -
Воздух из тяжких церковных дверей
Прохладою по ногам...
Не знаю, спускался ли Пётр
с этих вытертых ступеней,
Но Микель-Анджело - там!
Поставь, если хочешь свечку. Возьми.
А лучше -
стань частью от
Улиц, где смешаны боги с людьми,
И с этим светом - тот.
Ищешь ты Бога, или богов -
Этот слоёный пирог
Из семи холмов с начинкой веков
И тебекусок приберёг:
Вдоль парапета платаны толпятся
Над желтой водой реки.
Мимо таверн, церквей, палаццо -
Весёлые каблучки.
Женский смех на руинах миров
Воистину неистребим,
Вечен Amor - А наоборот
Читается Roma - Рим.
Но это известно, само собой,
Зачитано аж до дыр -
По-русски есть перевертыш другой:
Рим - Мир.
И вот - со всех семи холмов
Катится ночь. И вот -
Неизвестно кто, зачем, у кого
Подсохшие лавры крадёт -
И смешиваются
Стен квадраты
С колоннами,
И спешиваются
Императоры,
А пешие статуи
Становятся конными.
Над ними фонарный белый шар,
И если взглянуть построже -
Неважно, форум или базар -
Почти что одно и то же!
----
Во все глазницы глядит на Рим,
Вокруг себя Колизей:
Вдруг снова сведут с Палатина над ним
Больших полосатых зверей?
И цезарь в ложу изволит войти
В лавровом венке?
Да нет -
Тут полосаты только коты
А лавром пахнет обед...
* * *
На жару и на пальмы
Дождик ухнул водами,
Чуть прошлись его пальцы
По... И перед глазами
Всё, что виделось плоско,
Обрело свою память:
Вновь листва - как из воска,
Как тогда, при Адаме...
Вон - за книжным киоском,
За мясными рядами -
Пять шагов от Горация
И до баранины...
Где с зелёным слит синий -
Море низкое близко.
Над базаром - две пинии,
На базаре - редиска...
Белой молнии слово -
Только что ей сказать?
Ведь редиска лилова,
Как дневная гроза...
Дуновеньем касаясь
Мира в базарном гаме,
Строки эти писались
То колесами, то ногами...
* * *
OstiaLidо
Под пальмами не было ни души.
Уткнувшись в набережную косо,
Заснули стада понурых машин,
Весь мир заполнили дремой колеса.
Дома притворялись, будто спят:
На окнах белые шторы смыкались,
Пытался не утонуть закат,
А в его душе волноломы копались.
Пенный ветер шуршал
Неизвестно о чем,
И по скалам бренчал
Звонкий луч за лучом...
Ловить эти звуки,
Терять их опять,
В судьбе копаться и не раскопать.
И долго потом перебирать в темноте
Бренчащие слова -
те или не те?
Но не подберешь,
Как ни шарь по земле,
Луч, звеневший, как грош
На гранитной скале...
* * *
Помпея
Шуршанье ящерок по солнечным камням,
И плющ, как плащ,
под сонным ветром чуть упрям.
В осколках солнца мозаичные полы,
В пилястрах розовых зеленовата тень,
И через трещины классических затей
Шалфей пробился и лаванда и полынь.
Сметает ветер листья с мраморных собак,
Раздует каменные складки белых тог,
Какой-то надцатый, а всё же римский бог
Вдруг подойдет и спросит,
что мне здесь не так.
На фресках люди все чужие... Только тут
И с ними можно пообщаться тишиной,
Хотя они, всего вернее, не поймут,
Что не Империя за белою стеной -
Живые травы между мраморных лачуг,
Полусухой чертополох у входа в храм...
И только море не меняется ничуть,
И виноградники лопочут по утрам
Как при Антонии...
ЭХО РИМА.
Ритм Рима - медлительное уподобление ритму
наших шагов, поднимающихся на Авентино,
но видна оттуда - только рельефная карта Рима.
Лохматые пальмы как меридианы вертикальны.
Рыжее - грозит с перегруженных ветвей апельсина.
А на черную широкополую шляпу старого падре
Падают лепестки, лепестки улыбнувшегося олеандра
Ветер приносит, как запахи, ощущение ренессанса.
Город отсюда - писаный задник классического театра.
Внизу этажи, этажи жёлтой и рыжей охры.
Глохнут за ними, за Тибром, в Трастевере на берегу
голоса посуды в тавернах, глохнет трамвайный грохот,
Глохнет шуршанье машин и колокольный гул...
Имя Тибра - в Риме. Эхо его - Тивериада
(Галилейское море? Озеро ГенисарИт? КенИрет?).
Маленький русский монастырь или пустынь. А рядом -
камни, сухие серые травы, да ослик серый.
Слабых медлительных волн незаметны ритмы,
камни, на берегу плеща, бормочут молитвы,
И так нереальны, так далеки от Рима
Нервные ритмы
Мечущихся над кустами у монастыря колибри...
Имя Равенны - к имени Рима парное:
какие бы тут Теодорихи в Тёмных веках ни гостили -
По карманам попряталась грандиозныхсобытий малость,
Их чадящий факел пошипел, пошипел, и погас:
Ни столетней Утопии, ни минутного Райха!
...Что ж осталось?
Что так нагло сверкает из прищуренных глаз?
Вот: реальней, чем всё, что на свете случалось -
Раскинув ляжки, смеётся Райка!
Август 2003 Медон
* * *
Рассвет, набитый под завязку птичьими голосами,
Легко накатывался на сонный бетонный дом,
И каждая желтая кисточка его касаний
Одно за одним распахивала окно за окном.
И никто не верил, что на свете бывает вечер.
А если бы даже узнать по голосу
каждую из птиц,
То всё равно нищим людям ответить нечем
Этому оркестру дроздов, малиновок и синиц!
А тот,
кто облака запустил, как воздушных змеев,
Кто научил каждый листок уважать себя самого,
Наивно думал: "Ну а вдруг хоть кто-топонять сумеет
Что такое утро предназначено вовсе не для него..."
2001. Медон
* * *
Оливковые туманы.
Неровно рассеян свет.
И ненадёжно, и странно.
И пониманья нет
Путей коршуна в небе,
Путей воды по скале,
Путей корабля в море,
И своих - на земле...
Может всё это - чьи-то игрушки,
Но зачем, хотелось бы знать,
Чистить авгиевы конюшни,
Да сизифов камень катать?
А ветер, падая в море,
Свистит у тебя в ушах:
"Тюрьмою и сумою
Помечен обратный шаг!"
Трогает струны лучей
Кифаред у скалы белопенной:
"Не ищи дороги прямей,
Чем та, что вокруг вселенной!"
Мокрой палубы светлые доски
Скрипят у тебя под ногой:
"Из путей на любом перекрёстке
Всегда выбирай другой".
2002
Оцет (старинн) - уксус.
См. у Бродского: "Ночной кораблик негасимый..."
См. мою поэму "Мазурка"
Гёте, "Поэзия и правда", 1827 г.
Местная порода - белые и низкорослые, вроде полупони, но стройные
Эта катастрофа действительно имела место: паровоз повис, вылетев через полукруглое окно второго этажа вокзала.
Иди искать Грааль, рыцарь..(В. фон Эшенбах. "Парсифаль")
Построена в Париже в начале XIII столетия (архитектор Пьер де Монтрёй) по приказу Людовика IX (Святого) после возвращения этого короля из Крестовых походов.
1 Cœur de Lion (фр.) - Ричард Львиное Сердце. Жизор - столица средневековой Нормандии.
ВезлИ (VИzlay) - романский собор и аббатство в Бургундии. Здесь прозвучал призыв Петра-Отшельника к первому крестовому походу (1096 г.)
Большой Дворец (GrandPalais) в Париже построен в 1899 году, как павильон для Всемирной выставки. Вместе с Малым Дворцом и мостом Александра Третьего составляет чуть ли не единственный в мире архитектурный ансамбль в стиле модерн.
Аустерлиц - Аустерлицкий вокзал в Париже.
Ещё греческие авторы помещали один из входов в царстов Гадеса на територии Крыма (напр. Эврипид).
"Лев св. Марка" в Венеции.
®/На этой дороге кроме писания стихов, и верно делать нечего: самое скучное место во всей Италии! - как только скрываются за горизонтом холмы Флоренции, начинается семидесятикилометровый путь к морю по монотонной камышовой болотистой равнине...При скорости тогдашнего дилижанса можно и поэму за это время сочинить небольшую... (В.Б.)
Анси (Anneccy) - город и озеро в Верхней Савойе (Фр).
Один из скалистых мысов Бретани, выходящих в Атлантику.
Дуарнонэ - Douarnenez, городок в Бретани. Буква "о" плохо передает французское звучание, но русское "ё" (Дуарнёнэ?!) было бы еще хуже.
Гибеллины и гвельфы - политические партии во Флоренции времени Данте.
Пхенц - инопланетянин, герой и "alterego" автора из одноимённого рассказа Абрама Терца.
См. рисунок М.Шемякина на обложке книги А.Синявского "Прогулки с Пушкиным".
Один из последних романов А.Синявского (Терца).
"Венера на раковине" (Рождение Венеры) Сандро Ботичелли.
Блаженный (Беато) - прозвище художника фра Анжелико (Джованни ди ФьИзоле).
Часть этого цикла вошла в книгу "Стихи разных лет" (Москва 2001)
Название это ( "Камо грядеши") - по знаменитому роману Г. Сенкевича о временах имп. Нерона.
Римские девятистишия. (Итал)
( Буквально - паровичок) Речной трамвай в Венеции.