Легенда о потерянном рае противоречит созданию мира из хаоса?
(В стрельчатом чётком порядке нависли своды - соты).
Значит - не было хаоса,
А было всеобщее единое что-то.
И кто-то разбил, расколол, разорвал, рассыпал мозаику цельного мира?
Словно были роскошные апартаменты,
и вот - коммунальная квартира!
А всё, что с тех пор мы творим -
Все сказки, все статуи, все книги за тысячи лет -
Только попытка вернуться из хаоса в первозданную структуру,
Рассыпанные стекляшки калейдоскопа
сделать опять витражами,
которых давно нет,
Россыпи смальты вернуть в мозаику,
которую сами же раскидали сдуру.
А вместо этого,- сотворяем всё больше и больше хаоса,
Уступая короткому разрушающему практическому уму.
Так может, надо каждому, кто видел этот собор,
хоть что-нибудь вылепить, нарисовать, написать,
или хотя бы просто жить радостно?
Радостно. Вопреки всему.
Ноябрь 2005
РЕКА
Никогда Европа не была ни раньше, ни поздней, так противоречива, так парадоксальна, как в четырнадцатом - шестнадцатом столетиях. Жанна д'Арк и Лукреция Борджиа - вот два женских лика времени, словно бы исключающие друг друга.
...А Вийон? Воплотив в себе одном всю несовместимость разнообразных до бесконечности граней эпохи, Франсуа Вийон такое же воплощение Ренессанса как, хотя бы, Леонардо да Винчи. Парадоксальность его стихов - частица парадоксальности не только жизни поэта и вора, пьяницы и вечно влюблённого идеалиста. Это зеркало парадоксальности самого Ренессанса. который сгустил в себе величайший взлёт гуманистических идей - и бесчеловечность казней, неповторимые вершины почти всех европейских литератур - и низменную корысть интриганов или отравителей, великую архитектуру, живопись - и беспредел площадной вульгарности быта...
"В поисках деревянного слона".
"Увы, где прошлогодний снег!"
Франсуа Вийон
Уж так устроен мир - не отмотать столетья.
Обратно в облака тот прошлогодний снег
Не всыпать.
И рубец не лечат той же плетью.
И сколько ни шагай против теченья рек,
А не отыщешь...
Прав был некий древний грек!
Но кто ж нам объяснит теперь, что время - странно?
И после того, как спросонья сосновой веткой получишь по роже, -
Сумасшедшая спешка - за неполный день от Тулона и до Парижа.
14 февраля 2006 года.
* * *
Памяти Станислава Лема.
Один из нас. Разве чуть постарше.
(Что врать-то? Ведь ты - не только о нём.)
Но как Йону Тихому ты расскажешь?
И надо ли рассказывать, да и о чём?
Заткнёт он, что ли, тряпками чёрные дыры?
На факелы Сириус разберёт?
Луну раскрошит? Ведь не хватит в мире
Камней на порядочный памятник... Так вот:
Хоть монументы, хоть жалкие камеи -
На кой они сдались, те сепульки, ему?
Хоть выруби экраны - не станет темнее
Настолько, чтоб - похоже на эту тьму.
Какая рифма теперь, кроме "немо"
И верно сливается с именем его?
Или разыскать в лабиринте неба
Какую-нибудь новую? Для чего?
"Куда нам плыть?" Вот - пустая палуба.
Что ж, люк задрай, иллюминаторы закрой.
Сколько ты книг туда не затолкал бы,
Полка всё равно останется с дырой.
Так вот и молодость наша провалилась
В чёрную дыру мимо всех планет...
А теперь, поверь уж, сделай милость,
Что на звездах жизни и вправду нет,
Что изменилась звёздная карта,
Что не сочинитель романов, не имярек -
А в две тысячи шестом, 27-ого марта
Умер "Не календарный,
Настоящий двадцатый век".
СОДЕРЖАНИЕ
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
--
МЕА ( латинск) Спеши!
Стоящие в виде кулис и висящие сверху ржавые листы - такова была на гастролях в Питере декорация к "Королю Лиру" в Шекспировском Театре в 60-х г.г., когда Лира играл Лоуренс Оливье .
Исторический Фальстаф был английским комендантом Бастилии в дни оккупации Парижа во время Столетней войны, и пробыл несколько дней в осаде, жалуясь на голодные дни.
Составлены в угодном новой династии (Тюдорам) тоне, с целью скомпрометировать Ричарда Ш.
Так называется роман Ю. Домбровского.
Просперо (" Буря") считается автопортретом Шекспира. В своей последней пьесе, сломав жезл волшебника, он тем самым прощается с театром.