[Пояснение. Шутка переводчика. Мой привет Ю. Киму. В оригинале: But howsoever strange and admirable.- А. Ф.]
Здесь нечто большее воображенья,
Что может в истину перерастать.
Входят
ЛИЗАНДР, ДЕМЕТРИЙ, ЭРМИЯ и ЕЛЕНА.
ТЕЗЕЙ
Но вот четы любовников явились,
От радости сияя! Вам, друзья,
Желаю много лет я беспечальных
И свежей, нерастраченной любви.
ЛИЗАНДР
Царю втройне мы радости желаем -
На трапезе, на ложе и в пути.
ТЕЗЕЙ
Вот радости-то нам и не хватает.
Что с беспредельностью трёхчасовой
От ужина до свадебного ложа
Поможет совладать? Где Филострат?
Что нам он на сегодня приготовил?
Какие развлечения занять
Помогут нам томительное время?
Да где же он?
ФИЛОСТРАТ
Мой государь, я здесь.
ТЕЗЕЙ
Что ждёт нас? Чем ленивое обманем
Мы время? Чем его мы проведём,
[Пояснение. В оригинале многозначное слово beguile - обмануть, развлечь, занять (заполнить). У меня оборот провести время в значении: обмануть. - А. Ф.]
Когда не развлеченьями?
ФИЛОСТРАТ
Вот список.
Что более по сердцу - выбирай.
ТЕЗЕЙ
Сражение с кентаврами - под арфу
Афинским исполняется скопцом.
Не надобно. Об этом Ипполите
И сам уже поведал я в связи
С моим великим пращуром - Гераклом.
О том, как пьяной сворою менад
Растерзан был Орфей, поэт фракийский...
Поэмой этой был я услаждён,
Явившись из фиванского похода
С победою. Ещё один сюжет:
Как девять муз оплакивали Мудрость,
Почившую в жутчайшей нищете
.
Конечно, пасквиль. Точно не годится.
Пирам и Фисба. Презабавный фарс
Трагический - затянутый и краткий.
Затянутый и краткий? Отчего?
И почему трагедия забавна?
Так в чём оксюморонов этих суть?
Как нам связать такие нестыковки?
ФИЛОСТРАТ
В трагедии от силы десять слов,
Кратчайших пьес театр не знал доселе,
И всё ж она до нудности длинна,
Поскольку даже этих слов не нужно
И лицедеев хуже в мире нет.
Там самоубиваются герои,
Поэтому трагичен этот фарс.
Признаюсь, что рыдал я на прогоне.
Клянусь: никто в слезах не изливал
Такого неуёмного веселья.
ТЕЗЕЙ
Кто ж лицедеи?
ФИЛОСТРАТ
Люди из Афин,
Привычные к ремёслам - не к искусствам.
Насилуя кустарные мозги,
Сии артисты грубыми руками
Сварганили свой смехотворный фарс,
Чтоб вам украсить бракосочетанье.
ТЕЗЕЙ
Ну, что ж, посмотрим.
ФИЛОСТРАТ
Что ты, государь!
Ведь это ахинея! Ахинея!
Она потешит разве что одним:
Вульгарными потугами актеров.
ТЕЗЕЙ
Тем более. Поскольку честный труд
Всегда заслуживает уваженья,
Пусть, так и быть, покажут свой театр.
Всем занимать места. Ступай за ними.
ФИЛОСТРАТ уходит.
ИППОЛИТА
Боюсь, мне будет видеть не смешно,
Как надрывается маляр негодный.
ТЕЗЕЙ
Но ты и не увидишь маляра.
ИППОЛИТА
Сказали нам, что все они бездарны.
ТЕЗЕЙ
Тем милосерднее поступим мы,
Благодаря ничтожество, поскольку
Усилья эти значат кое-что.
Ведь в том и заключается искусство:
В ничто увидеть нечто. Сколько раз
Меня приветствовали в разных землях
Начитанные риторы - и что ж?
Составив речи строго по канону,
Они их не могли произнести:
Внезапно тушевались и белели,
Сбивались с тона и теряли нить,
И, выступленье скомкав, замолкали.
Любимая, поверишь ли, но я
Привет тот самый слышу в их молчанье,
А не в громокипящих словесах.
Мне больше угодит косноязычье,
Моё всесилье громче возвелича.
Входит ФИЛОСТРАТ.
ФИЛОСТРАТ
Пролог готов. Велишь ему войти?
ТЕЗЕЙ
Пусть он войдёт и к делу приступает.Входит АЙВА, он же ПРОЛОГ.
Трубы.
ПРОЛОГ
Не надо мнить. Коль нам не преуспеть -
То очевидно. В нас избыток лени,
Чтоб вам достойно проиграть комедь.
Вот альфа и омега представленья.
Мы расточаем немудрящий труд
Вас раздражить. Желаем мы ужели
Вас ублажить? Присутствуем мы тут
Не для того. Чтоб все вы опсихели,
Актёрским трупом мы явились к вам.
Внимайте нашим искренним словам.
[Пояснение. С правильной пунктуацией текст выглядит так:
Не надо мнить: коль нам не преуспеть -
То, очевидно, в нас избыток лени.
Чтоб вам достойно проиграть комедь -
Вот альфа и омега представленья.
Мы расточаем немудрящий труд.
Вас раздражить желаем мы ужели?
Вас ублажить? Присутствуем мы тут
Не для того, чтоб все вы опсихели.
Актёрским трупом мы явились к вам.
Внимайте нашим искренним словам.
- А. Ф.]
ТЕЗЕЙ
Этот малый шпарит без запинки. Знаков препинанья он не признаёт.
ЛИЗАНДР
Он прогалопировал в прологе, будто на диком коне. Отсюда мораль: мало говорить - надо знать, где остановиться.
ИППОЛИТА
В самом деле, этот пролог напоминает игру ребёнка на флейте: звуки есть - музыки нет.
ТЕЗЕЙ
А ещё его речь похожа на спутанную цепь: всё связано, и всё бессвязно. Что дальше?
Трубы.
Входят
ПИРАМ, ФИСБА, СТЕНА, ЛУНА, ЛЕВ
и разыгрывают пантомиму.
ПРОЛОГ
Коль непривычны свадебным пирам
Позорища такие, скажем прямо:
Пред вами славный юноша Пирам,
А это Фисба - пассия Пирама.
Вот этот тип, обряженный в хитон -
Посконный, весь изгвазданный извёсткой, -
От этого имея вид неброский,
Изображает стену. Если он
Персты расставит, это будет щелью -
Ведь не совсем бездушна та стена:
Просвет ничтожный делает она,
Дабы друг дружку милые узрели.
А вот фонарщик (тёрн и пёс при нём)
Здесь представляет лунное сиянье.
В его лучах героев мы найдём:
Ведь при луне произошло свиданье.
Раздельная судьба им тяжела.
У Ниновой могилы съединиться
Они решили - первою пришла
Туда, увы, злосчастная девица.
Но тут возникнул лев, кого-то съев.
Он оттого имел кровавый зев.
Красавица от хищника бежала,
Однако обронила покрывало.
Зверь скрылся, разодрав его. Тут сам
К могиле приближается Пирам.
Склонившись над растерзанною тканью,
Он сжал клинок решительною дланью
И, принявшись отчаянно стенать,
Загнал он в грудь кинжал по рукоять.
И тотчас из-за тутового древа
Злосчастная опять явилась дева.
Но что же ей осталось? Только в грудь
Клинок Пирамов горестно воткнуть.
Всё прочее покажут персонажи,
Луна, Стена и Лев ужасный даже.
ТЕЗЕЙ
Что, и этот ужасный лев будет говорить?
ДЕМЕТРИЙ
Отчего же нет, государь, если разболталось столько ослов?
Уходят
ПРОЛОГ, ПИРАМ, ФИСБА, ЛЕВ и ЛУНА.
СТЕНА
Я мастер медный. Лоб меня зовут.
Но по сюжету стал стеной я тут.
Ведь вам же объяснили в интерлюдье,
Что не люде´й изображают люди.
А то, что я стена, вам объяснит
Хитон мой, что извёсткою покрыт.
Когда я пальцы эдак вот устрою,
Пускай вам это кажется дырою:
Через неё, едва друг дружку зря,
Любовники сносились втихаря.
ТЕЗЕЙ
Заговорили камни. И разве их речь плохо построена?