|
The tiny village of El Jem that holds the striking remains of North Africa's largest colosseum can be seen here and it depicts the Imperial Rome's supremacy and glory. This huge amphitheatre that belongs to the 3rd century used to hold nearly 35,000 spectators. It still attracts thousands of people today, who are genuinely amazed by it. From Wikimedia Commons, the free media repository 11.jpg:496x333, 64k |
На пляже в Тур Халеф Ольга Слободкина-von Bromssen 1image.jpg:310x480, 22k |
Location of Carthage and Carthaginian influence sphere before the First Punic War (264 BC) carthagemapde.png:770x447, 105k |
Каменный цветок Сахары Tomasz Brzozowski chebika.jpg:427x640, 81k |
Последняя царица Карфагена. Всем известно латинское крылатое выражение 'Карфаген должен быть разрушен', означающее настойчивый призыв к борьбе с врагом. Этой фразой римский полководец и государственный деятель - непримиримый враг Карфагена Катон Старший заканчивал все свои речи вне зависимости от тематики. В конечном счёте в результате Третьей Пунической войны (149-146 гг. до н. э.) Карфаген был полностью уничтожен, а оставшиеся в живых жители проданы в рабство. Место, где располагался Карфаген, было засыпано солью. Через 100 лет благодаря проекту Юлия Цезаря Карфаген восстановили, и он стал вторым по величине городом Римской империи. К началу V века н. э. Рим переживал упадок, и то же самое происходило с Карфагеном. В 439 году город был захвачен и разграблен вандалами - древнегерманским союзом племён (их именем в XIX веке стали называть людей, уничтожающих культурные и материальные ценности). В Северной Африке евреи-колонисты поселились ещё до разрушения Первого Храма, во времена Карфагена эпохи Пунических войн. Древние народы, проживавшие там (финикийцы, берберы) и попавшие под власть Рима, приняли иудаизм и смешались с евреями Алжира, Ливии и Марокко, а позднее и с евреями, бежавшими из Испании. После гибели Римской империи на этих территориях появилось 9 иудео-берберских княжеств Борион, Нафуса, Орес, Лудалиб, Аль-Курдан, Шивава, Тальмесан, Вад-Драа, Тахир. Полное имя героини этого очерка Дахия аль-Кахина бинт-Табиту. Все, кто пишет о ней, начинают с истории о том, как один жестокий правитель княжества Орес влюбился в бедную девушку, еврейку Кахину, которая, однако, не любила его. В отместку он стал терроризировать её односельчан, и они, доведённые до крайности, стали умолять Кахину уступить его домогательствам. Она согласилась, но в первую же ночь после свадьбы убила мужа и при поддержке жителей стала лидером княжества. Имя Кахина происходит от древнееврейского слова 'кахин' - прорицатель. Вторжения арабов, приведшие к захвату огромных территорий во многих частях мира, начались в 633 году вторжением в Ирак, а затем в Северную Африку. К тому времени Кахина была уже лидером всех девяти княжеств. Когда в одном из первых столкновений с арабами погиб глава берберов Косейла, все еврейские и берберские княжества признали её царицей объединённого государства - Африканского царства. Позднее арабы направили против него большую армию под командованием полководца Окбы ибн Нафи. Кахина, выбрав место для засады (её любимый тактический военный приём), перед боем напутствовала своих воинов словами: 'Львы Африки и Иудеи, покажите арабам, что вы никогда не дадите исламу поработить себя! Наша любимая Африка останется свободной! Пусть же боевым кличем нашим будет древний призыв зелотов: 'Свобода или смерть!'' (зелоты - жители Иудеи, боровшиеся с римским владычеством. - Прим. авт.). Войско Окбы было разгромлено, и его остатки, преследуемые отрядами Кахины, отступили до Туниса. Вскоре арабы направили против Африканского царства новую 40-тысячную армию под командованием одного из лучших своих полководцев Хасана ибн Нумана, которая захватила Карфаген. Кахина решила не сражаться напрямую с этим большим войском. Её армия, пользуясь поддержкой византийских горожан, вошла в город Багия, находящийся в тылу арабов. Когда Хасан повернул назад и окружил, а затем захватил город, в нём не оказалось никого. Кахина вывела своих солдат, гарнизон города и горожан через подземный ход. Хасан послал свою конницу в погоню, но Кахина, верная своей военной тактике, устроила засаду в каменистом ущелье Вадмини. Ночью на арабов обрушились все главные силы еврейской царицы: берберская конница, византийская пехота и вооружённые горожане Багии. Арабская армия была полностью разбита и в панике бежала. Кахина стала освобождать занятые арабами земли. Был освобождён и Карфаген, ставший столицей Африканского царства, которое под руководством Кахины начало превращаться из сообщества кочевых и полукочевых племён в государственную структуру с развивающейся торговлей, ремёслами и растущими городами. Однако Хасан ибн Нуман не оставлял попыток покорить Африканское царство и на этот раз решил действовать хитроумным способом. Он предложил Кахине мир и союз в борьбе с Вестготским королевством в Испании. По этому плану арабская и берберская армии совместно должны вторгнуться в Испанию и поделить её между собой. При этом испанским евреям должны быть предоставлены полные права и возможность свободно переселиться в Африку. Для реализации этого плана Кахина должна была пропустить 60-тысячную арабскую армию через территорию своего государства. Она согласилась, но вскоре поняла свою ошибку. Арабы использовали проход для захвата Африканского царства. Попытка противостоять вторжению оказалась неудачной. Военные приготовления Кахины были хорошо известны Хасану благодаря предательству молодого арабского аристократа Халида ибн Иезид эль Кайси, попавшего в плен к берберам еще во время первой войны с Хасаном. Он понравился Кахине, которая не только пощадила его, но и усыновила (дала ему свою грудь, имитируя кормление). Халид на словах клялся в верности Кахине и при этом слал донесения Хасану о её планах. Один из них можно назвать тактикой выжженной земли, предполагающий превращение всех низменных районов царства в пустыню - так, чтобы наступающим арабам не было ни пристанища, ни продовольствия, а берберы, скатывающиеся с гор лавиной, уничтожали бы неприятеля. Этот план не был принят её людьми, и Кахина решила сражаться до конца. Незадолго до этого её так называемый приёмный сын Халид бежал из берберского лагеря и возглавил один из отрядов арабской армии. Кахина понимала, что эту битву она проиграет, но, по её словам, отдать без боя свою страну захватчикам было бы позором для её народа. В районе современного города Эль-Джерн её войско приняло бой с арабским, имевшим подавляющее превосходство в количестве воинов. По сведениям арабского историка Ибн Нувари, евреи и берберы дрались с мужеством отчаяния. Еврейская царица сражалась с мечом в руках во главе своих воинов и погибла в бою. Её отрубленную голову отослали халифу Абд эль-Малику. Населению Африканского царства арабы предложили на выбор принять ислам или умереть. Около 50 тысяч отказались менять религию и были убиты. Среди тех, кто принял мусульманскую веру, были и двое взрослых сыновей Кахины. Один из них, как считают некоторые историки, по имени Джабаль эль-Тарик возглавил 12-тысячную армию берберов, которые, став мусульманами, вместе с 16-тысячной армией арабов вторглись в Испанию и стали её завоёвывать. Кахина же до сих пор остаётся национальной героиней для берберов. В 2003 году, в 1300-ю годовщину ее героической гибели, в городе Багхаи, в Алжире, в честь нее был открыт памятник. Легендарная царица изображена в традиционном костюме и её рука показывает на гору Шелию, где располагался царский трон. Нахум Слущ, исследователь североафриканского еврейства, в 1933 году издал на иврите книгу 'Дахия эль-Кахина - героическая глава из истории еврейской диаспоры в степях Чёрного континента'. Он пишет, что еврейская предводительница была красива и сильна. Хотя французские исследователи постоянно сравнивали её с Жанной д'Арк, Кахина в отличие от Орлеанской девственницы-христианки не отличалась целомудренным нравом. Из арабских источников Слущ почерпнул сведения о том, что 'она предавалась плотской любви со всей пламенностью её юной натуры', а потому трижды меняла мужей. Андре Натан Шураки, родившийся в Алжире израильско-французский историк и общественный деятель, в книге 'История евреев Северной Африки', рассказывая о Кахине, пишет: 'Последние сражения еврейского народа до наступления нового времени произошли вовсе не в период борьбы с римлянами в I веке н. э. на территории Эрец Исраэль. Вероятно, будет правильно сказать, что они имели место в VII веке в ходе войн с арабами на Африканской земле'.Царица Кахина Юрий Шоткин clip.jpg:200x236, 13k |
Перед воротами в Медину. Тунис, Тунис Фото Татьяны Прокопенко (в моей редакции) clip_152.jpg:1149x1750, 426k |
Бело-голубой город Т. Прокопенко clip_27.jpg:640x480, 83k |
На фоне Биг-Бена. Тунис, Тунис Т. Прокопенко (в моей редакции) clip_31.jpg:311x480, 27k |
Aeneid, Book IV, Death of Dido. From the Vergilius Vaticanus (Vatican Library, Cod. Vat. lat. 3225). dido.jpg:1024x1018, 212k |
El Jem is a little town in the east of Tunisia that holds the stays of an Unesco World Heritage recorded Roman amphitheater. El Jem was previously the Roman town of Thysdrus, a standout amongst the most vital towns in North Africa after Carthage (now to be found in the suburbs of cutting edge Tunis). The amphitheater was fabricated around the center of the third century Ad and was thought to house up to 35,000 onlookers. From Wikimedia Commons, the free media repository el-jem-the-roman-town-of-thysdrus.jpg:1112x738, 133k |
El Jem amphitheater From Wikimedia Commons, the free media repository el_djem_amphitheater.jpg:1600x1058, 1235k |
Dido (who was really called Elissa but given her more famous name by the local inhabitants because she was a "foreigner") is a Phoenician princess whose husband was murdered by her younger brother Pygmalion to secure his claim to the throne of Tyre. Fearing for her own life, Elissa and her followers flee westwards in a fleet of ships, crossing the sea to found the colony of Carthage on the north African coast of what is now Tunisia. elissa.png:1500x765, 1585k |
Карфаген Ольга Слободкина-von Bromssen image10.jpg:307x480, 34k |
Тунис, Тунис Ольга Слободкина-von Bromssen image12.jpg:283x480, 62k |
Колизей в Эль Джеме.My surrealistic vision of El Jem whose wall was either not built at all or ruined - the scientists are still breaking their heads about it while I'm using my imagination... Ольга Слободкина-von Bromssen image13.jpg:640x426, 39k |
Сусс. Старый город Ольга Слободкина-von Bromssen image14.jpg:307x480, 33k |
Девочка из подземного города Ольга Слободкина-von Bromssen image15.jpg:290x480, 45k |
Колизей в Эль Джеме Ольга Слободкина-von Bromssen image16.jpg:640x426, 70k |
Эль Джем Ольга Слободкина-von Bromssen image18.jpg:640x427, 70k |
Карфаген Фото:Татьяна Прокопенко (в моей редакции) image2.jpg:640x480, 87k |
Большая мечеть в Кайруане В каждом городе Туниса есть большая мечеть, но Большая мечеть Кайруана является важнейшей из всех. Кайруан - самый священный город мусульман Туниса и четвертый по святости город Ислама (после Мекки и Медины в Саудовской Аравии и Иерусалима в Израиле). Древнейшая святыня занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мифы и факты Кайруан, что значит 'караван', в средние века являлся столицей до ее переноса в город Тунис. Первая мечеть Кайруана была построена в 670 году, вскоре после прихода арабов-мусульман в Северную Африку. Храм заложил основатель города Сиди Окба, поэтому комплекс также известен как мечеть Сиди Окба. Нынешнее здание построил эмир Абу Ибрагим Ахмад в 863 году. На протяжении веков Большая мечеть Кайруана служила местом паломничества для выходцев из Северной Африки, которые не могли осуществить долгую поездку в Мекку. По народному поверью, семь поездок в Кайруан стоили одного посещения Мекки. Что посмотреть Внешне Большая мечеть Кайруан, обнесенная высокими стенами, напоминает мощную средневековую крепость. У входа сразу впечатляет квадратная башня-минарет. Мусульмане могут войти в мечеть через девять различных ворот. Немусульманам разрешен вход через главные ворота на улице Окба ибн Нафаа при соблюдении соответствующей формы одежды (получить можно у входа). Вокруг внутреннего двора, вымощенного плитами, расположены прекрасные арочные портики с 400 древними колоннами. Эти колонны были взяты с римских, византийских и христианских зданий. Символы этих конфессий можно увидеть во всем. На северной стороне двора находится массивный, трехэтажный минарет, который поднимается на35 мв высоту. Самый низкий уровень минарета датируется 728 годом и включает в себя две римские плиты с латинскими надписями. В портике перед входом в молитвенный зал мусульмане, сняв обувь, выполняют ритуальные омовения. Сооружение с красивыми резными деревянными дверями венчает круглый купол (IX век). Немусульман в эту дверь не пускают, но вход остается открытым, и можно увидеть в проеме интерьер, состоящий из 17 проходов с 414 античными колоннами из мрамора, привезенными из Карфагена и Сусса. Зал освещается люстрами, весь пол и основания колонн покрыты коврами. Центральный проход ведет к черепичному михрабу (ниша, указывающая направление на Мекку) IX века на южной стороне мечети. Плитки михраба, а также дерево для отделки кафедры были привезены из Багдада. Внутри мечети также находятся могилы местных святых. Хороший вид на мечеть открывается с крыши соседнего магазина ковров на улице Окба ибн Нафаа. image21.jpg:699x960, 77k |
Большая мечеть в Кайруане image22.jpg:960x720, 64k |
Большая мечеть в Кайруане image23.jpg:960x720, 75k |
Музей мозаики в Бордо Т. Прокопенко image3.jpg:640x480, 147k |
Музей мозаики в Бордо Т. Прокопенко image4.jpg:640x480, 93k |
Занавеска. Тур Халеф Ольга Слободкина-von Bromssen image6.jpg:306x480, 25k |
Медина. Базар. Тунис, Тунис Ольга Слободкина-von Bromssen image7.jpg:309x480, 49k |
Пальмовая аллея Ольга Слободкина-von Bromssen image8.jpg:308x480, 53k |
Старичок на пальме в Оазисе Ольга Слободкина-von Bromssen image9.jpg:310x480, 59k |
Тур Халеф. В отеле Т. Прокопенко ( в моей редакции) img-140.jpg:4501x2720, 8596k |
Сусс. Старый город Ольга Слободкина-von Bromssen img137.jpg:2762x4533, 1998k |
Сусс. Старый город Т. Прокопенко ( в моей редакции) img13811.jpg:3620x2780, 2021k |
Тур Халеф. В отеле Т. Прокопенко ( в моей редакции) img1403.jpg:2730x4490, 2725k |
В Сахаре. В повозке В моей редакции img1421.jpg:2063x1495, 650k |
В Сахаре В моей редакции img143.jpg:1046x1779, 329k |
В пустыне В моей редакции img1441.jpg:1750x1159, 339k |
В пустыне. Группа на верблюдах Ольга Слободкина-von Bromssen img145.jpg:1774x1175, 121k |
Карфаген Т. Прокопенко img164.jpg:1153x1796, 191k |
Автопортрет "Дон-Кихот в пустыне" Ольга Слободкина-von Bromssen img1655.jpg:1116x1758, 299k |
В Музее Бордо Т. Прокопенко ( в моей редакции) img166710.jpg:1524x2374, 875k |
На джипе по пустыне В моей редакции img1692.jpg:2323x1553, 894k |
Kairouan Founded in 670, Kairouan flourished under the Aghlabid dynasty in the 9th century. Despite the transfer of the political capital to Tunis in the 12th century, Kairouan remained the Maghreb's principal holy city. Its rich architectural heritage includes the Great Mosque, with its marble and porphyry columns, and the 9th-century Mosque of the Three Gates. Author: Jean-Jacques Gelbart kairouan.jpg:594x890, 117k |
Карфагенская империя map01.jpg:1000x747, 237k |
Карфаген и Рим map2.jpg:804x457, 53k |
Римская Империя map3.jpg:897x697, 202k |
г. Набель, центр гончарного производства nabel4.jpg:1280x960, 147k |
Оазис Елена Марковская timage.jpg:960x1280, 433k |
Табарка. Тунисская Швейцария Зеленый чемодан top.jpg:800x699, 223k |
Карта современного Туниса tunis.jpg.png:374x600, 105k |
Тунисский залив Клуб путешествий Turtella tunisianbay.jpg:740x528, 63k |
Колизей в Эль Джеме. From Wikimedia Commons, the free media repository tunisie_el_djem_amphitheatre_09.jpg:3008x2000, 3117k |