Корнющенко Дмитрий Ильич
Выступление на I\/ Российском философском конгрессе 25.05.2005.

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Корнющенко Дмитрий Ильич (chekanovandrey@mail.ru)
  • Обновлено: 08/08/2009. 31k. Статистика.
  • Монография: Обществ.науки
  • Диалогика и гуманитарное образование
  • Оценка: 6.84*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Интегральная диалогика" - интенсивно-креативная технология гуманитарного образования: опыт сопряжения философии и педагогики


  • Д. И. Корнющенко

    Академик Академии творческой педагогики
    лауреат
    VI Артиады народов России, член РФО

    Цикл "Интегральная диалогика - попытка новой технологии гуманитарного образования" состоит из следующих произведений и статей:

        -- Философия образования
        -- Интегральная диалогика 1
        -- Интегральная диалогика 2
        -- Выступление на философском конгрессе
      
       Примечание: порядок чтения определен в этом списке
      
       Предлагаем Вашему вниманию статью (4):
      
      

    Выступление на IV Российском философском конгрессе 25.05.2005.

      

    "Интегральная диалогика" - интенсивно-креативная технология гуманитарного образования: Опыт сопряжения философии и педагогики

      
       Уважаемые коллеги! Тезисы моего выступления первоначально были направлены в секцию N23 "Философия образования", однако, в Президиуме РФО я узнал, что Оргкомитет IV Российского философского конгресса счел их тематику более уместной для изложения на секции N25 "Философские проблемы социально-гуманитарных наук". Мне остается лишь признать справедливым это решение. Могу в чисто информационном плане сообщить, что мои взгляды на состояние ФО изложены в обширной статье "Философия образования - неуловимая структура современной педагогики" // Образование и общество. 2003, N2, с. 70-63, а также в рецензиях "От наукоучения - к философии образования, или Российская пайдейя". //Вестник РФО. 2003, N2, с. 140-146. и "От наукоучения - к философии образования, или Российская пайдейя. Размышления над книгой статей "Философия образования: связь науки и практики" - в соавторстве с Е.Д. Макеевой // Труды членов РФО. В. 7. 2004, с. 372-382.
       Тема моего сообщения, предлагаемого вашему вниманию, в определенном ракурсе может также рассматриваться как один из возможных вариантов ФО. Однако я постараюсь придать своему выступлению максимально лапидарный характер, сосредотачиваясь, главным образом, на характеристиках главных параметров "ИД" и на проблемах гуманитарно-социальных наук, какими они являются, как разрешаются в процессе применения технологии гуманитарного образования.
       Разнообразные аспекты содержания тематики "Интегральная диалогика" освещены автором в 15-ти опубликованных работах, в том числе, в 5 книгах, одна из которых: "Интегральная диалогика: попытка новой технологии гуманитарного образования (из опыта работы)" рекомендована Редакционно-издательским Советом Российской Академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия. Книга издана в Москве, в конце 2003. Заключительным итогом многолетней целенаправленной деятельности автора является завершенный в рукописи учебно-методический курс "Интегральная диалогика: интенсивная технология гуманитарного образования". Курс предназначен для преподавателей педагогических Вузов и общеобразовательных школ, студентов и аспирантов гуманитарных факультетов, студентов педагогических лицеев и колледжей. Актуальность этого курса подтверждается тем, что еще до окончательного завершения работы над рукописью 1, 2, 3 главы уже опубликованы в философских и педагогических журналах Москвы и Новосибирска, а 4 и 5 главы находятся в печати. После окончательного редактирования я рассчитываю на публикацию книги в одном из педагогических издательств.
       Важнейшей современной социокультурной проблемой, затрагивающей и всю сферу преподавания социально-гуманитарных наук, а, следовательно, и философской проблемой является трудно разрешимая дилемма. Обществу с новым типом общественных и экономических отношений требуются личности высокообразованные, широко-мыслящие, с высоким уровнем самосознания и в то же время обладающие такими этическими и эстетическими качествами и критериями, которые основаны на эмпатии и толерантности к "Другому": личности, культуре, религии. Однако наблюдается практически массовое явление: образовательные учреждения продолжают поставлять обществу "темных людей" со сниженным уровнем этических и эстетических представлений, с культурными потребностями на уровне ценностей и артефактов массовой культуры, с псевдопатриотическими идеалами, дополненными откровенно ксенофобскими настроениями. Самый непредвзятый взгляд обнаружит удручающее состояние преподавания гуманитарных, социальных, эстетических дисциплин в большинстве образовательных структур любого профиля (некоторые исключения из общего ряда лишь подтверждают еще более общее правило). Таким образом, сфера педагогического пространства не справляется с ролью тормоза на пути культурной и нравственной деградации общества.
       Большинство современных технологий обучения и воспитания, в том числе высокие педагогические технологии (ВТО), предназначаются их создателями для массового обучения. Их демократическая направленность не может не вызывать сочувствия, однако, с полной уверенностью можно утверждать, что средства этих технологий часто оказываются "ключом не от той двери". Можно ли всех учащихся обучать и воспитывать средствами высоких технологий? Что касается гуманитарного образования, то со всей категоричностью и, опять же, с полной уверенностью, я могу дать только один ответ: нет. Необходим отбор ученического меньшинства, имеющего склонности к гуманитарному образованию и способного овладеть навыками гуманитарного мышления. Концентрируясь в соответствующего типа профильных образовательных учреждений это меньшинство превращается в постоянно растущий конгломерат школьников, обладающий знаниями и ценностями значительно превышающими массовые стандарты, т.е. в "элиту знаний". Следовательно, необходима система элитарного или элитного образования, которая в абстрагированном подходе может выглядеть как "образование ради образования", но в конкретных условиях российской педагогики является жесткой необходимостью. Критерии подлинной образованности были окончательно утрачены к началу 80-х гг. ХХ века. Особенно плачевным является состояние именно гуманитарного образования - духовной опоры общества. В лучшем случае вместо пресловутой "гармонично развитой личности" господствует тип "образованца", в худшем - человек начисто лишенный высоких потребностей в духовной сфере.

    * * *

       Концептуальный подход к созданию новой технологии гуманитарного, в том числе и философского, образования - ИД - был окончательно сформулирован мной в конце 80-х - начале 90-х гг. и применялся в педагогической практике до начала ХХI века в двух вариантах: 1. как высокая интенсивно-креативная технология в элитных учебных заведениях; 2. как адаптированный вариант, сохраняющий главные принципы ИД, но в упрощенной форме, - в общеобразовательных школах, в которых и уровень обучаемости, и общекультурный уровень учащихся были значительно ниже.
       Философские проблемы социально-гуманитарных наук по определению включаются в континуум понятий и содержания технологии гуманитарного образования и в той или иной форме находят частичное разрешение на основании интегрированного подхода, сближающего теорию и практику философии и педагогики. В аннотации выше упоминавшегося у/методического пособия его стилистический жанр назван "философско-педагогическим трактатом-исследованием, в котором на основе многолетнего теоретического и практического опыта автор предлагает нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию... Работа способна претендовать на статус новой методологии гуманитарного образования и воспитания в контексте философии педагогики XXI века". Интегральная диалогика как система обучения создавалась в форме гомогенного синтеза философии и педагогики на базе понятий:
       - междисциплинарная интеграция в форме культуроведческого комплекса (история философии, история мировой культуры, мифология и мифотворчество народов мира) + преподавание всемирной истории в измененной методологической парадигме: применение исследовательского метода школы Анналов;
       - диалог культур (идеи Я. Буркхардта, С. Гессена, М. Бубера, М. Бахтина, В. Библера), который позволяет увидеть разнообразие диффузности форм культурного знания, развивает этическую и эстетическую, социальную и этническую толерантность;
       - воспитание гуманитарного мышления (построение возраста ребенка, юноши, структурирование личного знания и времени учащихся).
       Философско-педагогическое содержание понятия "интегральная диалогика" заключается в следующих позициях. Интегральная диалогика - это методологическая форма педагогической практики, опирающаяся на диалогический тип гуманитарного мышления. Это описание процесса преподавания гуманитарных дисциплин и сам процесс интегрированного преподавания культуроведческого комплекса и всемирной истории, как единого целого цивилизационного процесса, в ходе которого вступают в диалог составляющие его типы различных культур.
       С позиций эпистемологии - это мысль о чужих мыслях, воплощенных в философских и художественных текстах, произведениях изобразительного искусства, в мифологиях и религиях, в обрядах и обычаях, в других проявлениях мировой культуры на фоне событий всемирной истории.
       С позиций традиционной системы обучения - это интегрирование в едином неразрывном комплексе различных гуманитарных дисциплин, вступающих в диалог культур как в вертикальном, так и горизонтальном векторах в их внутреннем содержании и диалогизирующих между собой при взаимоналожении: их взаимопроникновение, их перекличка, их спор и отторжение, или компромиссность.
       С позиций исторической и культурной антропологии - это методология, выясняющая специфику гуманитарной мысли, направленная на понимание чужих смыслов, выявление их значения с целью овладения ими как единой логикой культуры: интегральная диалогика предполагает рассмотрение контекста различных исторических эпох и деятельности человеческой личности как своеобразных лент Мёбиуса - все внутри и все вовне.
       С позиций этики и эстетики - это развитие толерантности мышления и эстетических вкусов, уважение к разнообразным культурным откровениям прошлого и настоящего, умение видеть и находить компромиссы в любых ситуациях. "Не плакать, не смеяться, не проклинать, а понимать" (Б. Спиноза). Это - пролог антиэнтропийного мышления и миропонимания.
       К личности преподавателя интегральная диалогика предъявляет требования перемещения своего сознания, мыслей, всего духовного бытия в контекст данной культуры. Он должен жить культурой. Он должен ощущать грани логики диалога логик культур. Ему необходимо научиться видению того, как монолитные культурные блоки, актуализирующие свой смысл и формирующие свои новые смысловые пласты, вступают в Большой Диалог - и как этот Диалог осуществляется в форме "микродиалога" в общем диалоге образов культуры. И он должен уметь задавать чужой культуре свои вопросы. Таков путь рождения диалогического разума, который В.С. Библер определил как путь "от наукоучения - к логике культуры".

    * * *

       В соответствии с классификацией педагогических технологий, существующей в современной педагогической мысли, ИД принадлежит к инновационному процессу в сфере педтехнологий, т.к. обладает всеми основополагающими принципами инновации. В этом аспекте ИД принадлежит к классу высоких технологий обучения (ВТО), т.к. по сравнению с традиционными технологиями обучения (ТТО) имеет превосходящие их уровень дидактические характеристики и способна дать существенное развитие функционированию учебного процесса. Процесс межпредметной интеграции, интеграция отдельных учебных дисциплин в единый образовательный курс - важнейшее модернизационное направление, суть технологии ИД, что также соотносит ее с классом ВТО, т.к. при прочих равных условиях интеграция учебных дисциплин позволяет повысить интенсивность обучения в 2-3 раза как в школьной, так и в вузовской образовательных средах. Кроме того, ИД - гибкая, нелинейная технология, включающая в себя синергетику как методологическую интерпретацию педагогической интеграции. В педагогической практике мне приходилось временно включать в компоненты культуроведческого комплекса психологию, социологию, политологию, цивилиографию, мировую литературу, - и это не снижало уровень интегральности, напротив, способствовало развитию у обучаемых синергетического стиля мышления, в результате чего возрастал уровень их креативности. Следовательно, ИД является высокой технологией обучения, включающей в себя интенсивно-креативные уровни (ИКУ) процесса и результата обучения. В конкретной образовательной среде ИД дает суммарный положительный эффект: возрастает совокупное повышение интенсивности обучения (в 1,5-2,5 и более раз), уровня освоения знаний учащимися как в области репродуктивных знаний (на 2-3 ступени), так и при переходе из области репродуктивных знаний в область продуктивных знаний (на 1-2 ступени).
       Таким образом, ИД является интегральной образовательной технологией, которая "базируется на идеологии укрупнения дидактических единиц, трехуровнего планирования результатов обучения в виде систем задач, проектирования образовательного процесса на основе психологических и кибернетических закономерностей и использования целостного комплекса средств обучения, ...использует весь набор методов обучения и широкий спектр организационных форм уроков" (определение В.В. Гузеева). Существует множество других дефиниций понятия "интеграция" и "интегральная педагогика", но я вынужденно ограничиваюсь только этим, тем более оно продуктивно связано с моей технологической системой.
       Из числа параметров ИД назову лишь следующие.
       - По уровню применения: общепедагогическая + частнопредметная.
       - По философской основе: метафизическая + гуманистическая.
       - По ведущему фактору психического развития: биогенная + психогенная.
       - По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + суггестопедагогическая.
       - По характеру содержания и структуры: обучающая, светская, общеобразовательная, гуманитарная, политехнологическая.
       - По направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе методического и дидактического реконструирования материала путем межпредметной интеграции и поликультурного диалога.
       - По категории обучающихся: продвинутого уровня + работа с высокообучаемыми детьми + элитарное/элитное образование.
       В мировой философской и педагогической мысли в той или иной форме всегда присутствовала идея образования и воспитания "меньшинства" в той среде и теми средствами, которые были невозможны при обучении в массовой школе любого общества. Характер такого обучения и воспитания не имел сугубо утилитарных целей, зато компенсировался широким объемом разнообразных знаний, углубленным изучением учебных дисциплин, развитием эстетических вкусов и ярко выраженной целью дальнейшего интеллектуального и духовного развития путем самообразования. То есть речь идет о "воспитании духовной элиты". Эта идея завладела многими выдающимися умами в период торжества идей Века Просвещения (в России: М.В. Ломоносов, Екатерина II, И.И. Бецкой). Однако Французская революция и последовавшие за ней драматические события с слишком большим откровением продемонстрировали, что такое "торжество Разума", и как им воспользовался "малый народ" - интеллектуальное меньшинство Франции и Европы. Понадобилось более полустолетия, чтобы на фоне успехов индустриальной цивилизации, нивелирующей и социализирующей общество на потребу "национальному государству", вновь ожила идея воспитания особой элиты: ни "крови", ни "богатства", ни "власти", а "духа и знания".
       Наиболее решительно во всем блеске филологического и философского дискурсов идею элитарного образования и воспитания донес до слушателей и читателей молодой профессор Базельского университета Ф. Ницше в цикле из пяти лекций "О будущности наших образовательных учреждений" (1872 г.). Он предлагал двум господствующим в то время тенденциям: с одной стороны, стремление к возможно большему расширению образования, с другой стороны, к уменьшению и ослаблению его (и то и другое мы называем сегодня демократизацией образования), - противопоставить две противоположные тенденции: стремление к сужению и сосредоточению образования; и стремление к усилению и самодовлению образования (эти тенденции сегодня называются элитаризацией образования). К. Ясперс в книге "Ницше. Введение в понимание его философствования" СПб, 2004, так резюмировал элитарную концепцию образования Ницше: "...Ницше в многообразии собственной мысли выдвинул на первый план антиномичность идеи воспитания: ожидать от воспитания всего и, однако же, все это уже предполагать в воспитуемом" (с. 329).
       В России педагогические взгляды Ф. Ницше были восприняты с большим сочувствием в нач. ХХ века (Ев. Лозинский. Педагогические идеалы Ницше //Вестник воспитания. 1902, N2); почти через 100 лет С.А. Завражин объективно рассмотрел педагогические проекты Ницше (Педагогические взгляды Фридриха Ницше //Педагогика. 1994, N2). Три философско-педагогических эссе, посвященных элитарной концепции образования в философии Ф. Ницше, принадлежат мне. Педагогические проекты Ницше нужно рассматривать именно как педагогические проекты, тогда исчезнет налет утопичности, обычно приписываемый философу. Операциональное и антропологическое определение элит дано в "Журнале современной этнографии" (США): "Элита - это те, кто имеет большую долю каких бы то ни было лимитированных благ данного общества. Массы - это те, кому принадлежит меньшая доля этих благ". В сфере образования под благами следует понимать те духовные и интеллектуальные ценности, которые предлагаются учащимся. Если их объем, уровень преподавания, степень инновационности значительно превышает стандарты общеобразовательной школы, то, следовательно, мы будем иметь форму элитного или элитарного образования. Социальный и материальный факторы не являются критериями элиты, хотя могут положительно повлиять на обретение духовных благ вне рамок учебного учреждения. Но могут повлиять и отрицательно. В идеальном варианте элитарного образования упомянутые критерии не учитываются.
       Поэтому концепцию и технологию ИД следует определить и как элитарную педагогическую практику гуманитарного образования и воспитания, - выращивания "Элиты знания".

    * * *

       Фундаментальной теоретической основой ИД является синтез идей, группирующихся вокруг понятия "диалог культур", представленный выше хорошо известными именами философов, культурологов, педагогов, психологов. Наибольшую значимость для технологии ИД имеют идеи В.С. Библера, создавшего в сер. 80-х годов концепцию школы диалога культур (ШДК), Он вложил в понятие "диалог культур" следующий смысл: "Диалог - это не просто эвристический метод и прием усвоения монологического знания и умения, но - определение самой сути и смысла усваиваемых и теоретически формируемых понятий (понятие диалогично по своей логической природе и по своей психологической - для - сознания - данности). Это первое.
       Диалог, имеющий реальный, образовательный действительный смысл, это диалог культур, общающихся между собой - в контексте современной культуры - в средоточии основных вопросов бытия, основных точек удивления нашего разума. Это второе.
       Диалог, подразумеваемый ШДК - это постоянный диалог сознания ученика (и учителя), голосов поэта (художника) и - теоретика - как основа реального развития творческого (гуманитарного) мышления. Это третье". //Учит.газ., 07.01.92, N1.
       Операциональное преломление идей диалога культур в учебно-технологическом процессе осуществляется путем создания интегрального культуроведческого комплекса, о чем я упоминал ранее. Гуманитарное образование в методологии ИД осуществляется посредством диффузии двух моделей: полифонической системы диалога культур и интегральной структуры гуманитарных курсов. Метод создания культуроведческого комплекса - метафизический, хотя в некоторых педагогических диссертациях мою технологию считают диалектической, опирающуюся на диалектическую логику (В.И. Невская). Однако это не так. В. Соловьев дал такое объяснение метафизическому учению: "У метафизики нет какого-нибудь особого, исключительно ей свойственного метода: она пользуется всеми способами научного мышления, отличаясь от положительных наук лишь стремлением дойти до окончательного мировоззрения, из которого можно было бы объяснить все области бытия в их внутренней связи". Именно многоголосие метафизического метода, его нестесненность в выборе поиска "окончательного мировоззрения" в пространстве обучения и воспитания стало философским обоснованием педтехнологии ИД. Выбор метафизики как системного подхода в живом педагогическом процессе обучения был далеко не случайным, т.к. многолетний опыт свидетельствовал: диалектика, в частности, диалектический материализм и отпочковавшаяся от него диалектическая логика, дают в итоге такое стагнационное положение педагогической и философской мысли, а, следовательно, и преподавательской практики, которое можно описать парафразой знаменитого афоризма из "Фауста": "Зелена теория, мой друг, но древо жизни вечно сохнет!" И, тем не менее, я вовсе не отрицаю диалектику как метод познания и обучения. Если хотите, с позиций высоких технологий обучения нет как такового противоречия между идеалистической диалектикой Платона-Гегеля и материалистической диалектикой Маркса-Энгельса, как нет и существенного различия между этими диалектиками и метафизикой Аристотеля-Канта.
       Культуроведческий комплекс обладает характеристиками обучения, присущими системному анализу как инструментальному методу изучения феномена обучения: эмержентностью, комплементарностью, синхронностью. Его составляющие: курс "Из истории философской мысли", курс "История мировой культуры", курс-семинар "Мифологии и мифотворчество народов мира". Курс истории философии является ведущим интегратором технологии ИД и предусматривает перекличку эпох и возникновение в сознании слушателей образа Мирового Логоса. Полное практическое воплощение концепции гуманитарного образования средствами ИД рассчитано на четыре цикла обучения в гуманитарных классах: 8-11 кл. Основой методологической процесса является меняющийся диалог культур. Содержание циклов обучения соответствует историческому линейному принципу, но допускает неизбежные перестановки во времени - ретро и футуро - с целью достижения синхронизации изложения курсов философии, истории, мировой культуры.
       1 цикл. Культура Древнего Востока (шумеро-аккадская цивилизация, Древние Египет, Индия, Китай, Япония), Античная культура (Древние Греция, Рим, эллинизм). Культура европейского средневековья. Древнерусская культура.
       2 цикл. Культура первого периода Нового времени. Эпоха Возрождения (до к. XVII в.).
       3 цикл. Культура Нового времени. Век Просвещения (XVIII-XIX вв.).
       4 цикл. Культура ХХ века. Культура современного этапа XXI в.
       Соответственно этим историческим периодам в каждом цикле преподаются самостоятельные курсы истории философии.
       Являясь главным стержнем-интегратором, курс истории философии становится субструктурой, возле которой центростремительно группируются курсы мировой художественной культуры, всемирной истории, мифологии, истории религий, психологии, мировой литературы.
       Итоговым фактором развития учащихся в процессе применения ИД является воспитание гуманитарного мышления. Первоначально этот принцип осуществляется в форме развития интеграции гуманитарных интересов. На следующем этапе вступает в действие сам процесс воспитания гуманитарного мышления. Гуманитарное мышление учащихся (ГМУ), разумеется, не может быть окончательно сформировано в пределах школьного и даже университетского педагогического пространства. У гуманитарно-ориентированной личности процесс развития ГМУ продолжается в течение многих лет жизни, если не всю жизнь. Но в момент обучения можно развить и закрепить такие составляющие ГМУ: потребность самостоятельно думать, напряженно мыслить, стремление к интеллектуальному удовлетворению результатами деятельности, потребность в поиске новых источников знаний, в разнообразии ответов в решении проблемы, в умении ставить вопросы конкретного и абстрактного характера, способность отрефлексировать собственное продвижение в процессе обучения, способность к пониманию чужой позиции и умение аргументировано доказывать свою точку зрения, обладание интеллектуальной, этической и эстетической эмпатией и толерантностью и многое другое. Воспитание гуманитарного мышления как целенаправленный процесс, с одной стороны, опирается на фундаментальную закономерность функциональной межполушарной асимметрии головного мозга, а, с другой стороны - на разработанный методологический инструментарий, который является микротехнологией, входящей в систему ИД.
       Следовательно, гуманитарное мышление - это такой тип мышления, который психологически опирается на перцептивно-образный правополушарный стиль усвоения информации (интуитивный, чувственный, конкретный, обобщенный, метафорический, вневременный), обусловленный эволюцией, однако, способный совершать частичную трансформацию в сторону левополушарного стиля усвоения информации (интеллектуальный, рассудочный, абстрактный, аналитический, рациональный, исторический), становясь, таким образом, не асимметричным, а смешанным типом мышления, активно воспринимающим как образную, так и вербально-логическую информацию. Гуманитарный тип мышления характеризуется способностью к диалогичности, вариативности, креативности, к самостоятельности в освоении новых знаний, к интеллектуальным изобретениям и экспериментам с неизвестными и неочевидными результатами, к рефлексивности и критичности результатов деятельности субъекта.
       Многолетняя преподавательская работа по внедрению технологии ИД в практику учебно-воспитательного процесса показала оправданность и результативность основных положений предлагаемой концепции:
       а) необходимость интенсификации гуманитарного образования,
       б) интегрированное преподавание гуманитарных дисциплин, их диффузность в процессе обучения,
       в) трактовка явлений и артефактов мировой культуры как многоуровневого диалога культур,
       г) новый методологический подход к изучению всемирной истории,
       д) ориентация преподавателя не на массу учащихся, а на креативное меньшинство, которое выявляется или в результате предварительного конкурсного отбора, или в процессе обучения в общеобразовательной школе,
       е) ученическое меньшинство, в свою очередь, становится субъект-объектом применения методологии и педагогического инструментария по воспитанию гуманитарного мышления: необходимым условием формирования гуманитарных интересов и воспитания гуманитарного мышления является целенаправленная педагогическая диагностика, в том числе прогнозирование интеллектуального развития личности и ее деятельности как в дискретном, так и в непрерывном - в рамках школьного обучения - педагогическом пространственно-временном континууме,
       ж) в совокупности эти принципы являются технологией-системой, позволяющей формировать школьную гуманитарную "элиту знания".

    * * *

       Технология ИД, разумеется, не решает все проблемы преподавания философских и социально-гуманитарных наук, в том числе и проблемы гуманитарного образования в целом. Но она представляет собой вариативную модель творческого синкретизма гуманитарных дисциплин и способна на основании интегральности мышления, философско-педагогических понятий, художественных образов, мифологических и религиозных феноменов развивать педагогическое диалогичное гуманитарное мышление.
       Этот тип мышления современного педагога может существенно помочь изменению форм межличностного общения в структурах-парах: "учитель-ученик", "ученик-ученик", "учитель-учитель". Методология описания принципов ИД способна служить конструктивной моделью в аналогичных исследованиях, при создании текстов-континуумов. С этой точки зрения ИД является "гуманитарным универсумом" (А. Рубцов, Б. Юдин). "...гуманитарный универсум представляет собой по возможности компактную (в основном на уровне рубрикаторов) систематизацию основных блоков и компонентов гуманитарного знания... Основная идея построения гуманитарного универсума - упреждающее картирование сферы гуманитарных содержаний: содержательная проработка гуманитарного пространства (в его относительной полноте и в отдельных блоках) должна предшествовать работе над учебными текстами на всех этапах - от заказа до апробации. Но не в качестве готового и законченного построения, а в форме содержательного обеспечения и методической постройки процесса, которые идут на "шаг впереди" непосредственной работы над учебными текстами, методическим пособиями и т.д. При этом имеется в виду:
       а) открытость целого; возможность подключения блоков содержания, их перекомпановки и т.д.;
       б) значительная неравномерность детализации в проработке отдельных областей гуманитарного знания, определяемая конъюнктурой реального процесса подготовки учебных текстов;
       в) использование наработок, получаемых на каждом из этапов, одновременно с процессом заполнения лакун и определения целого.
       Универсум, таким образом, рассматривается не как "изделие" и императив, а как вспомогательный инструмент..." (Человек. 1995, N4, с. 93-94).
       И последнее. Темой IV РФК является "Философия и будущее цивилизации". На последней стороне обложки моей книги "Интегральная диалогика..." издательство сочло возможным поместить следующее резюме: "...книга для тех, кому не безразлична судьба России". Преодолевая чувство врожденной скромности, я смею надеяться, что мой труд в области гуманитарного образования явится маленьким вкладом в развитие новых форм обучения и воспитания людей будущего.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       1
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Корнющенко Дмитрий Ильич (chekanovandrey@mail.ru)
  • Обновлено: 08/08/2009. 31k. Статистика.
  • Монография: Обществ.науки
  • Оценка: 6.84*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.