Корнющенко Дмитрий Ильич
Звезда и свастика: Советская Россия и русская эмиграция. Историческое эссе

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 27/05/2012.
  • © Copyright Корнющенко Дмитрий Ильич (chekanovandrey@mail.ru)
  • Обновлено: 25/04/2012. 61k. Статистика.
  • Эссе: История
  • Иллюстрации/приложения: 3 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Автор рассматривает архетипическую близость древних и новых символических знаков, олицетворяющих сущность тоталитарных режимов. Дается краткая история и оценка фашистского движения в русской послереволюционной эмиграции, сжато говорится о тенденциях пропаганды фашизма в постсоветской России.


  •    Звезда и свастика: Советская Россия и русская
       эмиграция.
      
       Историческое эссе
      
       Ключевые слова: национализм, большевизм, красное знамя, свастика, серп и молот, звезда, коммунизм, русский фашизм, сталинизм.
      
       "Величайшее зло тоталитаризма в том, что даже рухнув, он производит себя. Как на развалинах диктатуры обычно возникает новая, так на разрушенном сознании изнурённого народа нельзя возвести дворцы разума. Тотальное ожесточение и тотальную беспощадность нельзя враз переделать в милосердие. Закат тоталитаризма еще более мрачен, чем его подъем".
      
       Игорь Гарин. Йехуизм. Исследование в шести томах. Т.1: Семь введений к будущим книгам. 1994. 1
       __________
       1 Йехуизм - слово, производное от свифтовских "нелюдей", йеху ("Путушествия Гулливера", ч.4). Радикально-антикоммунистическая и антифашистская концепция И.И.Гарина под "йехуизмом" подразумевает сущность тоталитаризма с его антикультурой. С позиций радикального антилиберализма и антидемократизма "йехуизм", как понятие, рассматривал В.А. Разумный в книгах, изданных в 2002-2003 гг. под общим названием "В поисках смысла. Очерки всеобщего йехуизма". О книгах И. Гарина, изданных десятилетием ранее, Разумный впервые узнал от меня и был очень удивлен, обнаружив, что один и тот же новосозданный термин имеет абсолютно разные дефиниции.
      
       "Чем опасен экстремизм? Тем, что безмозглость хорошо уживается с активностью, волей и неукротимой силой. Но еще более - тем, что массовое в нас - наилучшая питательная среда для фанатиков, выдающих доступную им примитивную идею за мировой разум. А, может быть, куда хуже: одна только сила, прикрывающаяся первой попавшейся идеей для оправдания своей воли".
      
       Игорь Гарин. Йехуизм. Исследование в шести томах. Т. 2: Варварство. Кн. 1. 1994.

    I

       В статье о феноменологии и метафизике фашизма я остановился на "выходе из подполья" молодежных фашиствующих рок-группах с их эпатажными заявлениями в перестроечное время. Кроме того, я посетовал на то, что глубокой интерпретации причин радикальных настроений (левых, правых, либерально-демократических) российского общества в наших гуманитарных и общественных науках практически не существует.
       Однако некоторые аспекты уже упомянутых ситуативных проблем и тех, которые будут упомянуты в этой статье в дальнейшем, в частности, проблема российского неофашизма находят своих интерпретаторов. Передо мною две
       книги с различным концептуальным содержанием: Елишев С.О. Факты и вымысел. М., 2011 (я получил ее уже после сдачи рукописи статьи в редакцию) и "Русский национализм: Социальный и культурный контекст". М., 2008. На этих книгах я остановлюсь, прежде чем завершить свою работу.
       Книга С.О. Елишева в целом отражает идеологическую позицию национал-консерватизма; ей нельзя отказать в новизне фактического материала, обоснованности независимых интерпретаций уже известных исторических явлений и процессов, в некоторой убедительности. С парадигмальным подходом автора можно и соглашаться, и спорить в рамках логики Р. Декарта и Г. Лейбница. Но полемика в данном случае - не моя цель. В этой книге мне тематически интересен большой раздел "Мифы и реальность" и его первая часть "Фашизм как явление мировой истории", написанные автором в 1999 г.
       Автор негативно относится к "раздуванию и нагнетанию очередной волны истерии относительно мифической угрозы прихода к власти в России представителей крайних националистических течений, именуемых в разной степени справедливо или несправедливо "русскими фашистами" (напомню, что было это сказано в 1999 году - Д.К.).
       В качестве теоретика, С. Елишев предлагает выделить четыре аспекта трактовки фашизма, как исторического и политического явления. Лично ему близок, как "объективный и наиболее полный", четвертый вариант, не являющийся общепризнанным: "народное военизированное политическое движение, ставящее себе целью воссоздание традиционного государственного строя посредством широкомасштабных социально-экономических и политических реформ, возрождение утраченных корпоративных связей в обществе". Почему такой аспект не является "общепризнанным", понятным становится сразу. Автор, очевидно, не замечает вопиющих противоречий в морфологии и содержании этого определения. Любая дефиниция не может допустить противоречий в самой себе.
       В согласии со взглядами И.А. Ильина, автор считает, что прообразом такого фашизма было "Белое дело" в гражданской войне, но оказалось не способным подавить "восстание масс" в России. Но И.А. Ильин в статье "О фашизме" писал прямо: "А если кто-нибудь назовет свое движение прежним именем ("фашизм" или "национал-социализм"), то это будет истолковано как намерение возродить все проблемы и фатальные ошибки прошлого". Далее следует предупреждение: "Русские "фашисты" этого не поняли. Если им удастся водвориться в России (чего не дай Бог), то они скомпрометируют все государственные и здоровые идеи и провалятся с позором" (Ильин И.А. Наши задачи. Т.1. М., 2008, с. 110-111).
       Завершает упомянутую первую часть текст-резюме "Миф о русском фашизме". По мнению автора "можно с полной уверенностью констатировать, что на данный момент в нынешней России нет никакого фашистского движения". Называющие себя фашистами являются представителями крайне малочисленных нацистских группировок; те, кого называют фашистами, являются националистами-консерваторами, сторонниками "русской идеи". На данный момент (1999 - Д.К.) представителей "русской идеи" сближает с классическим вариантом фашизма единая цель деятельности: борьба с разрушительными химерическими явлениями, однако полностью их отождествлять нельзя.
       Автор убежден, что употребление словосочетания "русский фашизм" является абсурдом, т.к. в сознании русских людей "фашизм" ассоциируется с нацизмом, и теми бедствиями, которые он принес Советскому Союзу. Но тут же, С. Елишев признает, что организации гитлеровского типа существуют. Это Русское Национальное Единство (РНЕ во главе с А. Баркашовым), Русский Национальный Союз (РНС во главе с К. Касимовским), Партия Русских Националистов (ПРН во главе с А. Федоровым). Теоретически "возможность возникновения фашистского движения у нас в стране все же имеется".
       После изложения главных авторских концептов этого раздела книги, остается только спросить в самой простой форме: "Это хорошо или плохо для нашей страны?" Или, несколько изменив форму вопроса: "Нужен ли современной России фашизм, или не нужен?" Ведь, если исходить из оценки Елишевым С.О. той четвертой дефиниции фашизма, как наиболее объективной и полной, то автор, явный адепт "русской идеи", обязан признать необходимость объективизации такого классического варианта фашизма, чтобы победить "всеразрушающие химерические явления" в России. И такой фашизм неизбежно будет именоваться русским фашизмом.
       Если же, как считает автор, "русский фашизм" - миф, а существующие организации, имеющие в своих наименованиях слово "русский" - блеф, то, опять же, нужно спросить автора: откуда должен, из какого чрева, родиться другой, настоящий фашизм в форме "народного военизированного политического движения"? Может быть, из ЛДПР? Но нужно спросить о согласии В.В. Жириновского.
       Чтобы выйти из ловушки reductio ad absurdum, С. Елишев прибегает к старому испытанному приему агитпропа: "А сами-то вы кто?" - и начинает перечислять "настоящих", истинных врагов России: "дудаевских" боевиков в Чечне, сионистскую организацию "Бейтар", русофобских лидеров РФ, а заодно с ними и весь "цивилизованный мир" во главе с самым страшным чудовищем - "американским образом жизни". Возможно, будь эта работа написана сегодня, нам удалось бы узнать еще больше интересного.
      
       * * *
       Сборник статей о русском национализме представлен авторами, принадлежащими к либерально-демократическому крылу общественной мысли.
       В такой же фрагментарной форме я выделю из содержания сборника, на мой взгляд, основные " концептуальные узлы" из статей нескольких авторов. В программной статье о классификации течений русского национализма назван такой важнейший парадокс его направлений: за исключением ЛДПР и мелких фашиствующих движений, русский национализм в основном сохраняет ностальгию по советскому государству-провидению, его социальному и экономическому всемогуществу. "Таким образом, в России крайне правые вовсе не выступают против коммунизма, скорее напротив: они высоко оценивают советский экономический опыт, и чем более они радикальны, тем усерднее они превозносят сталинскую эпоху и пятилетние планы".
       Следовательно, КПРФ явно находится в "правой" части политического спектра, в то время, как "левое" социал-демократическое поле, и действительно "правое" либеральное поле спектра имеют в России небольшие электоральные перспективы. Партия власти - "Единая Россия" - регулярно высказывается против западной модели парламентаризма, использует ксенофобскую риторику и стремится к "великорусскому" решению проблем РФ.
       Русско-советский национализм в значительной мере сформировался вокруг мифа о народе-победителе фашизма и о жертвах, заплаченных русскими во время Второй мировой войны. Поэтому многие русские неофашистские течения на практике ориентируются на национал-большевизм, который позволяет разыгрывать национальную русскую карту, не упоминая при этом о сродстве с итальянским, немецким, французским опытом фашизма/нацизма. Особый случай представляет А.Г. Дугин, редкий в националистическом движении "западник", пытающийся импортировать в Россию европейские доктрины "консервативной революции".
       Автор вводной статьи считает, что политическое поле русского национализма нельзя рассматривать ни как "фашистское", ни как "неонацистское". КПРФ и ЛДПР, имеющие электоральный потенциал, принадлежат не к фашистским, а к популистским партиям: их политический проект авторитарен, а не тоталитарен. Те же движения, которые можно рассматривать как неофашистские ("нацболы", "РНЕ", и другие) остаются на обочине официальной политической жизни и активны лишь в медийной среде (по частоте упоминаний о их существовании).
       Авторы сборника придерживаются близких позиций об антисемитизме в России. По их мнению "еврейский вопрос" не оставляет равнодушным ни одно из течений русского национализма. Антисемитизм присутствует в рамках национал-большевистских движений; у неославянофилов можно найти классические образы "иудео-большевистского заговора"; в неонацистских группах противостояние между евреями и русскими описывается в категориях расового конфликта между арийцами и семитами; православный национализм настаивает на том, что еврейский заговор призван уничтожить единственный народ, еще сохранивший христианство, - русский. С православными националами соперничают национал-патриотические экстремистские движения неоязыческой ориентации ("Союз венедов", "Общество Нави", "Черная сотня", "Русская правда" и т.д.). В 2004 г. в газете "Русская правда", N 35 была опубликована статья В. Аристархова "Основные заповеди Иисуса Христа", дающая в четкой, недвусмысленной и незамысловатой форме унизительные и негативные оценки христианства и иудаизма вроде следующих:
       "Бог Иегова - это дьявол";
       "Вера христианска - уродство есть";
       "На кого работает сионист Иисус Христос? На мировую
       жидократию...";
       "Христианская идеология, как и все паразитические идеологии, -
       это преступная идеология".
       В конце 1990-х годов издавалось более 200 малотиражных антисемитских газет. Согласно многим социологическим исследованиям, более 60% населения России было бы против того, чтобы президентом стал иудей. Исследования тематики СМИ показывают, что в наибольшем числе случаев национальная и религиозная ненависть разжигалась в отношении евреев как этноса и иудаизма как религии - 17 материалов (49%).
       Однако на практике ныне главными жертвами радикальных ксенофобских групп становятся иммигранты, которых легче идентифицировать. Антисемитизм в последние годы стал менее "моден". В массовом сознании происходит смена основного "образа враждебности". Массовый наплыв иммигрантов с Северного Кавказа, из государств Закавказья и Средней Азии, акты международного террора способствовали новой персонификации национальной опасности. Юдофобия оказалась потесненной антиисламизмом и ксенофобия распространилась на выходцев из Африки, арабов, граждан из стран Юго-Восточной Азии, что породило новый вид преступных действий: "убийство по расовому признаку".
       Этот небольшой дайджест составлен на основании текста статей М. Ларюэля, В. Малахова, А. Осипова, М. Кроза.
       Предоставляю читателям сопоставить две концепции русского фашизма и национализма и сделать собственные выводы.
       Я же возвращаюсь к незавершенному анализу символических форм тоталитарных режимов, чтобы затем завершить статью экскурсом в малоизвестную сферу политической жизни русской эмиграции первой волны.

    II

       Итак, почему красное знамя? Почему - серп и молот? Почему, наконец, - красная пятиконечная звезда?
       В "Круге первом" А.И. Солженицына зека разыгрывают суд над Игорем Святославичем, изменившего советской власти. Парадоксальный пассаж "прокурора", что в Путивле была советская власть, подкрепляется строкой из "Слова о полку Игореве": "Стяги красные реют над Путивлем". На исходе XX века ультрапатриоты-заединщики стали рассматривать красный цвет как доказательство единства Древней Руси и Советской власти. "Так отчего ты, русский, так любишь красный цвет?" - спрашивала "Советская Россия". И отвечала же: "Это цвет красного знамени и алтарной завесы". Интересно, куда пошли алтарные завесы из 52 тысяч храмов, уничтоженных большевиками?
       Стяг же - не знамя. Красный стяг - это треугольное длинное полотнище, длиннее древка в полтора-два раза. Такой стяг можно увидеть на удлиненной по горизонтали иконе "Церковь воинствующая", написанной по заказу Ивана Грозного. Стяг - это символ княжеской и царской власти. Нелепое противоречие, что цвет красного знамени - от крови, пролитой борцами за свободу, партийной идеологией не принималось в расчет.
       Красным знаменем - флагом в средневековой Европе отмечалась местность, зараженная чумой или холерой, или территория, на которой вспыхивал мятеж или шла расправа с еретиками, как, например, с катарской ересью в Провансе на юге Франции. Не случайны строки в "Марсельезе" Руже де Лиля: "К нам тирания грозной силой с багровым знаменем идет!" Во время мятежа на Марсовых полях мэр Парижа в 1792 году приказал поднять там красное знамя - символ опасности для мирных граждан.
       Однако уже через год "партия бешеных" во главе с Жаком Ру и Маратом во время первой Парижской коммуны это же красное знамя чумы и террора сознательно избирают революционным символом. Крупнейший теоретик массового террора таким привычным для парижан образом внушал мысль: победа санкюлотов - террор, террор и еще раз террор. Неслучайно по ленинскому плану монументальной пропаганды первый памятник был поставлен Жан-Полю Марату: как Франция должна была жить под вечным террором якобинцев, так и Россия, поднявшая красный флаг, будет жить под вечным террором коммунистов.
       Однако к большевикам он попал не сразу. Во Франции его поднимали лионские ткачи в 1832 году, парижские коммунары в 1871 году. В России красное знамя как символ мятежа появится в 1861 году во время крестьянских волнений после отмены крепостного права. Как революционный символ красный флаг был поднят в С.- Петербурге 6 декабря 1876 г. во время демонстрации в честь именин Н.Г. Чернышевского (в Николин день). Молодой Г. Плеханов закончил свою речь словами: "...Во ознаменование союза народа с интеллигенцией мы поднимаем красное знамя социалистической революции!" Неширокое полотнище с вышитыми буквами "Земля и Воля!" поднял 16-летний рабочий Яков Потапов, этим смелым поступком изуродовавший свою жизнь до конца дней.
       От народников красное знамя подхватили социалисты-революционеры (эсеры) - тоже как символ террора против царизма. Красные флаги на "Потемкине", на "Очакове", на баррикадах Пресни в 1905 году - это эсеровские символы. У большевиков до революции своих символов не было, хотя иногда на своих митингах они поднимали голубое знамя. Сормовская демонстрация, изображенная в романе М. Горького "Мать" - один из единичных случаев. Но уже на следующий день после приезда Ленина в Петроград в апреле 1917 г. В. Маяковский - гениальный пророк пролетарской эпохи в маске шута - провидчески узрел именно знамя Марата как кровавый символ наступавшего красного террора большевиков:
       - О ещё!
       О, ярче учи,
       красноязыкий оратор!
       Зажми и солнца
       и лун лучи
       мстящими пальцами
       тысячерукого
       Марата! -
       Расшифровка стихотворения проста: красное знамя чумы и террора во Франции людей ничему не научило. И весь ужас террора тысячекратно повторится в России. "Мстящие пальцы тысячерукого Марата" - это Ленин и его партия с их готовностью к всемирному красному террору: "Да здравствует мировая социалистическая революция!" - так закончил на броневике свою речь
       В. Ульянов-Ленин. В 1918 году красное знамя коммунаров, народников и эсеров стало государственным флагом Советской России. Уничтожив в 1923 году все социалистические партии, коммунисты, события происходившие под красным знаменем до революции, записали в свой актив. Опыт в этом подлоге у них был уже богатый.
       На красных флагах в те годы кое-где появились свастики. На денежных купюрах достоинством в 250 и 1000 руб. в 1918 году присутствовал знак свастики. Эта эмиссия была сделана по клише, заготовленным еще Временным правительством. Эти деньги назывались "совзнаками" и заменили бывшие до этого в ходу "керенки".
       Свастика часто украшала обмундирование Красной Армии (на головных уборах - семитско-еврейская звезда, а на груди - арийско-индоевропейская свастика). Командующие отдельных советских фронтов выбирали ее в качестве региональной эмблемы.
       А. Москвин, из книги которого я черпаю некоторые дополнительные материалы о месте свастики в Германии и России, приводит пример такой эмблемы:
      
       0x01 graphic
      
       Аббревиатура "РСФСР", размещенная в четырех углах свастики и в фасетке, должна очевидным образом демонстрировать, что сей символ является государственным. Самый любопытный пример попытки утвердить свастику в качестве общевойскового символа связан с именем В.И. Шорина (1870-1938), командовавшего в 1919 году Юго-Восточным фронтом. Бывший полковник царской армии, георгиевский кавалер, предложил учредить для своих войск такую эмблему: "Ромб 15x11 сантиметров из красного сукна. В верхнем углу пятиконечная звезда, в центре - венок, в середине которого "ЛЮНГТН", (то есть, свастика) с надписью "Р.С.Ф.С.Р.". Диаметр звезды 15 мм, венка 6 см, размер "ЛЮНГТН" - 27 мм, букв - 6 мм. Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный". Проект был отвергнут Реввоенсоветом, т.к. у Л. Троцкого были свои соображения по поводу символики в Красной Армии. В упомянутой книге знак Шорина выглядит очень внушительно и зловеще.
       0x01 graphic
       В Германии, чуть позже, в 1921 году новоиспеченные штурмовики маршировали с песней, начинавшейся такими словами:
       "Мы - армия свастики -
       Поднимем выше красные стяги.
       Проложим для немецкого рабочего
       Путь к Свободе".
       Художник Вальтер Шульте из города Брюль нарисовал несколько листовок, которые недорого предлагались всем желающим. На одной нарисованы дерево и свастика. Подпись: "Хоть много веток и отрублено, священное древо процветает". На другой - меч и щит со свастикой. Рядом короткий слоган: "Кто немец по духу и разуму, не забудет священный знак".
       На третьей - нарисована сторожевая башня со свастикой. Подпись: "Две тысячи лет высится башня. И дальше будет противиться бурям".
       На четвертой - свастика, затянутая паутиной. Подпись: "Из тьмы и из-под завесы паутины утешительно блистает светлое сияние". Наконец, на пятой - свастика на фоне восходящего солнца, и стихотворение, в прозаическом переводе звучащее так: "Сегодня мрачно, завтра кажется еще мрачнее. Немец, надо подняться и обеспечить возрождение".
       Советским символом свастика все-таки не стала. С одной стороны, это символ и власти, и силы, и 64 доказательство земной жизни Будды. С другой стороны, это символ плодородия и благополучия. А впереди - гражданская война, впереди мировая революция, т.е. общеевропейская гражданская война, bellum internecinum. Свастика была вряд ли уместна в таких событиях. Поэтому свастику "уступили" Гитлеру, который умело соединил арийский символ с социалистическим красным знаменем. В конце 1923 года после провала нацистского и коммунистического путчей ему же "уступили" и Германию, а, по сути, - всю Европу.
       Среди большевиков были люди, понимавшие в политике и культуре гораздо больше, чем бывшие офицеры, ставшие военспецами и, в большинстве, нашедшие свою смерть в 1937-1938 гг.
       А.Москвин приводит малоизвестный текст заметки наркома просвещения А.В. Луначарского, опубликованный в газете "Нижегородская коммуна", N259 за 1922 год. Изображена свастика, а рядом прекрасно образованный нарком, пишет, что в последнее время этот символ по явному недоразумению все чаще используется на плакатах и в оформлении советских массовых праздников, и что делать этого не следует, так как свастика представляет собой "кокарду одной глубоко контрреволюционной организации" (явный намек на НСДАП) и употребление ее может вызвать отрицательную реакцию посещающих РСФСР иностранцев (тоже намек на членов Коминтерна, прежде всего немцев). Следовательно, размах свастикоукрашательства стал таким частым и принял такие массовые формы, что потребовалось разъяснение сверху, от Совнаркома.
       Для герба советского государства взяли серп и молот, скрестив их как свастику, и объявив, что это символ единства, союза рабочего класса и крестьянства. Прекрасное объяснение, особенно, если вспомнить, как обошлось с русским крестьянином государство "диктатуры пролетариата". Скорее всего, позаимствовали этот образ из многочисленных утопических романов прошлого.
       В одном из них можно прочитать: "Придерживаясь идеи о роли экономического фактора, народ сделал материализм своим символом веры, а орудия труда - своей эмблемой; их национальным гербом стали вилы, скрещенные с пилой, и девизом: "Вещи правят людьми". Серп и молот - древнейшие архетипические символы власти и насилия. В хтонических мифах рассказывается, что первый серп для своего сына, хитроумного Крона, сковала богиня земли Гея. Ей нужно было прекратить бесконечную плодовитость своего мужа - бога неба Урана, тем более, что всех рожденных их детей-титанов Уран низвергал в Тартар, т.е. опять же в утробу Геи, от чего она тяжко страдала. Она научила Крона, что нужно сделать, и когда муж собрался в очередной раз оплодотворить жену, ей на помощь пришел сын: серпом он оскопил отца (в более раннем варианте мифа вообще отсек ему гениталии). Из капель крови Урана родились гиганты, Эринии, горные нимфы. Из семени Урана, упавшего в море, появилась на свет хтоническая богиня любви и красоты Афродита - пеннорожденная.
       Первая "жатва" была, как следует из Гесиода, довольно своеобразной. Серп послужил орудием для смены поколений богов, смены времен, смены космического порядка. Эту смену старого космоса новым и воплощал коммунистический режим. В восточных мифологиях серп - это, прежде всего, соединенные рога быка. Серп Луны - женское начало творения вообще (месячный цикл). В мифах Индии - это чаша, в которой хранится эликсир жизни сома. Проливаясь на землю, сома питает все живое. Словом, символ "серп" - это отсечение старого от нового путем насилия, и дальнейшее сотворение этого нового.
       Молот - орудие труда и оружие олимпийского бога Гефеста. Этим молотом он сражался в битве богов с гигантами и им же приковал, по приказу Зевса, Прометея к скале на Кавказе. Молот служит также орудием и оружием эддического и древнегерманского Тора - бога грома, бури и плодородия.
       Древние скандинавы поклонялись чудесному божественному оружию и в качестве амулетов носили на шнурках серебряные молоточки. Оба бога щедры, но не особенно мудры и часто попадают впросак. Молот Тора часто похищают, но он вновь возвращается к хозяину. Им Тор побивает великанов, им же в последнем сражении богов перед Рагнарёком ("гибель богов", "мировой пожар") убивает мирового змея Ёрмунганда, а потом погибает сам от его ядовитых укусов.
       Следовательно, символ нового государства РСФСР, а затем и СССР по своему происхождению, по своим глубинным архетипам, мало чем отличался от "мотыгообразного креста". И там, и здесь у основателей партий нового типа и тоталитарных государств, фюреров, бессознательно срабатывал древнейший инстинкт возвращения вытесненного, пробуждавший коллективное бессознательное масс. Потому они и становились харизматическими лидерами, вождями "восстания масс", что могли безошибочно угадывать вожделения толп.
       Наконец, о последнем символе, который до сих пор украшает башни христианской и государственной святыни России - Московского Кремля.
       О пятиугольной звезде (пентаграмма) "Словарь символов" сообщает: "В народе такую звезду еще называли "ведьминой ногой". "Нога" означает, по-видимому, опору колдовской науки ведьм".
       В Древней Иудее, где символ звезды означал источник света во тьме ночной, в I веке произошло естественно-религиозное разделение звезд. Евреи взяли себе "Звезду Давида" - шестиконечную (гексаграмму). Составленная из двух треугольников эта звезда издавна называлась еще "Щит Давида": в единоборстве с Голиафом будущий царь Иудеи для защиты использовал щит из подручного для пастуха материала (две треугольных козьих шкуры, положенных одна на другую). Оружием нападения ему служила праща. Судьба "звезды Давида" хорошо известна. Трагическая судьба.
       Христиане присвоили себе восьмиугольную звезду, назвав ее "Вифлеемской". "Библейская энциклопедия" поясняет: "Вифлеемская звезда", явившаяся волхвам и приведшая их к месту рождения Спасителя, очевидно, была не естественным явлением, но чудесным: - исполнивши свое назначение, она затем исчезла с неба. Св. Иоанн Златоуст говорит, что в виде звезды, руководившей волхвов, был ангел".
       Маги и алхимики завладели пятиконечной звездой. "Такие маги, как Агриппа Неттесгеймский, вписывали в рисунок звезды фигуру сознательного человека: четыре нижних луча (треугольники) - руки и ноги, распростертые так, как будто человек хочет объять весь мир, а верхний луч - голова. В этом случае пентаграмма становилась знаком "адептов" и звездой магов, которые полагали, что, благодаря знанию законов мира, который большинству кажется четырехсторонним, они могут найти путь к счастливому бытию". Позже пентаграмму объявили своим знаком масоны. "Леви говорит, по этому поводу: "Пентаграмма, которую в гностических школах называют пламенной звездой, - это знак всемогущества и духовного контроля... Буква G, которую свободные каменщики вписывают в центр пламенной звезды, напоминает о двух священных словах древней Каббалы: "гнозис" и "генерацио". Пентаграмма означает также "великий архитектор" - ведь с какой бы стороны мы не смотрели на нее, мы видим большую букву А".
      
       0x01 graphic
       У масонов пятый луч звезды направлен вверх, души избранных стремятся в небо. Сатанисты тоже взяли на вооружение звезду с пятью лучами, но пятый луч направлен вниз - Сатана собирает своих верных в аду.
       А. Москвин задается вопросом: "почему большевики сделали своим символом звезду, до сих пор непонятно - ведь в пристрастии к лунной религии семитов последователей Ленина и Троцкого никак не уличишь. Видимо, опять-таки сыграл на руку масонский элемент, когда подготовленные еще до них эскизы были оперативно пущены в дело; может быть, имело значение то, что звезду утвердил в качестве советского символа единолично господин Лев Троцкий, симпатиями к православию отнюдь не отличавшийся. Звезда в качестве нагрудного знака была утверждена декретом уже в апреле 1918 года, причем "сверху" без всяких объяснений, что предполагает преднамеренную издёвку большевиков-евреев (а их было немало) над православием".
       По поводу заготовленных масонских эскизов звезды ничего сказать не могу. А вот про заготовленные по эскизам художника В.М. Васнецова головные уборы в форме древнерусского шлема (еще в 1916 году) хорошо известно. Так же, как и о кожаных куртках, пошитых для русских авиаторов, танкистов, подводников. "Шапки-богатырки" поступили первоначально в кавалерийские войска и стали "будёновками", а кожаные куртки поступили в распоряжение комиссарского политсостава и ВЧК. "Курток кожаных//под Донцом не счесть.// Видно, много в Петрограде// Этой масти есть", - писал С. Есенин в "Песне о великом походе". Звезду, как нагрудный знак, и как кокарду на головных уборах (в ее центре до 1922 г. находился не серп и молот, а плуг и молот) действительно ввел своим приказом наркомвоен, председатель Реввоенсовета республики Л.Д. Троцкий. Он имел на это все полномочия как создатель Красной Армии и полновластный военный диктатор. Симпатиями к православию, равно как и к иудаизму Троцкий не отличался, а евреем себя не считал. "Издёвка над православием" - это из драгоценных коллажей И.Глазунова.
       Троцкий был, наряду с Луначарским и Бухариным, наиболее образованным и начитанным из всей компании большевистского руководства. Хорошо знал историю. В 132 - 135 годах в годы правления императора Адриана в Иудее шло восстание против римлян, которое возглавлял Симон по прозвищу Бар-Кохба (др. евр. "сын звезды", или "звездоносец"). В сущности, это была революция во главе с Мессией. Ведь иудеи не признали Иисуса Христа Мессией. Идейным руководителем антиримского движения был раввин Бен-Акиба. Ребе Акиба и объявил Симона Бар-Кохбу Спасителем. Все это кончилось плохо для иудеев. "Звездоносца" стали величать обманщиком, он погиб в бою. Ребе Бен-Акибу мудрецы осудили за ошибку. Иудея как провинция перестала существовать, так как была включена в состав провинции Сирии. Крови было пролито от бесчисленных жертв море. Однако остался в анналах истории тот удивительный факт, что древние евреи были единственным народом без государства, без армии, который могучему Риму так и не удалось полностью покорить.
       В память народа, сражавшегося за свободу, Лев Троцкий и возродил пятиконечную звезду, как воинский символ Красной Армии, тоже сражавшейся "за свободу". Во времена революций настоящее охотно обряжается в карнавальные одежды прошлого. Париж в 1793 году превратился в республиканский Рим. Немецкие левые социал-демократы в 1916 году называют себя "Группой Спартака", "спартаковцами". Решение Троцкого - из этого же карнавала революции. Крепкое было решение, если красные звезды живы и поныне в Российской Армии, да и повсюду "знак Люцифера" продолжает сиять в посткоммунистической России.
       Что же мы видим в итоге рассмотрения символов двух параллельных тоталитарных режимов? Под сенью свастики и нацистского флага, под сенью красного знамени, серпа и молота, красной звезды в XX веке свершилось множество преступлений против собственных народов и народов всего мира. Глубина рек пролитой крови и высота гор трупов до сих пор не измерены. Коммунисты и фашисты, руководимые своими непререкаемыми партиями и мудрыми вождями, уменьшили население Земли не менее, чем на 150-200 миллионов жителей. Кому из них принадлежит первенство? Рано или поздно "на весах Иова" будут измерены и взвешены их преступления и будут основания для сравнения силы их кровожадности.
       Сами по себе символы ни в чем не виноваты. Их формы наполняют содержанием люди, когда нуждаются в этом.
       Свастике нужно оставить то место, которое она занимает в этнографии, истории религии, в археологии, в культурологии, в бытовой культуре, в том числе славянской. Там, где свастика представляет исторический артефакт, она и принадлежит истории, в том числе истории Третьего Рейха, а не идеологии национал-социализма. Не нужно препятствовать коллекционерам.
       А. Москвин в завершении своей книги справедливо считает, что следует законодательно определить, что считать нацистской символикой в определенном современном контексте: гитлеровский герб с орлом, гитлеровское знамя со свастикой, свастику, поставленную на ребро, отдельно от знамени и ломаные молнии - эмблему СС. В Германии, кстати, вся эта эмблематика и запрещена законом. Сказавши "а", следует говорить и "б". Я убежден, что точно так же нужно поступить с коммунистической символикой и законодательно запретить изображение красной пятиконечной звезды, серпа и молота, красного знамени, оставив им место там же, где место свастике.
       Кроме того, нужно продолжить остановившийся процесс в смене топонимов, содержащих имена героев революции, гражданской войны, коммунистических вождей разного ранга. Есть замечательное пособие проекта "Возвращение": книга-указатель "Черная книга имен, которым не место на карте России". М. "Посев", 2008. В ней перечислены имена и понятия революционно-коммунистического характера, которые являются названиями населенных пунктов, предприятий, учреждений культуры и т.д. Составители-авторы насчитывают более 130 топонимов, которые (по несколько раз) продолжают существовать в жизни современной России. Разве это не нелепость, что улицы российских городов продолжают носить имена бесов? Убрать памятники, прежде всего уродливые скульптуры В. Ульянова-Ленина, которые стоят до сих пор чуть ли не в каждом мало-мальски населенном пункте России, в культурных и общественных учреждениях. Убрать из центра Москвы тот артефакт, который считается мумией вождя Октябрьского переворота, демонтировать Мавзолей, убрать бюсты "верных ленинцев" и перезахоронить их останки. "Мертвый хватает живого" - эта библейская мудрость для России все еще злободневна. Можно ли представить, чтобы в Германии сохранялись до сего времени скульптуры и бюсты А. Гитлера и его подручных для всеобщего обозрения? Можно ли представить улицы Г. Геринга, Й. Геббельса и т.д.?
       что ты смотришь на сучок в глазе брата
       твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
       Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза,
       и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза
       брата твоего". ( 7 Мат., 3, 5).

    III

       В психологически тонком рассказе "Голубая чашка" Аркадия Гайдара есть такой эпизод. Спасаясь от "злых серых мышей" (семейных раздоров), отец и дочка отправляются "путешествовать" по окрестностям и встречают разных людей. И вот видят они и слышат, как мальчик-пионер громко ругает другого мальчика, называет его "фашистом" и обещает крепко побить. Они спрашивают, за что он так сурово обращается с товарищем. - Он мне не товарищ, а фашист. Потому что девчонку Берту, приехавшую из Германии, обзывает дурой и жидовкой. Так только фашисты делают! Мудрая девочка Светлана говорит ему: а, может быть, он не фашист, а просто дурак? Откуда взяться в советской стране фашистам? Рассказ написан в 1936 году, и после августа 1939 года несколько лет находился под запретом публикации.
       Примерно в 70-е годы "брежневской эпохи", времени расцвета анекдотов всех рангов, был и такой из серии "Василий Иванович Чапаев и Петька". Разведка Чапаева захватила в плен белых офицеров. Привели их в штаб, стали допрашивать, пытать для получения данных о противнике. Молчат офицеры. Тогда Василий Иванович говорит Петьке: давай напоим их вусмерть, а утром опохмелиться не дадим - они нам все расскажут! Но Петька с укоризной отвечает: да что ты, Василий Иванович, мы разве фашисты?! Два этих простеньких сюжета можно было бы прокомментировать в разных аспектах, однако подкупает убежденность в обоих случаях, что фашизм и Россия - вещи несовместные. Пройдет несколько лет и после 1985 года слово "фашизм" во всех его оттенках и ипостасях станет обыденным, расхожим политическим клише. Сам факт, что я пишу это эссе в качестве ответной полемики на другую статью, ясно показывает, что тема "фашизма в России" или "русского фашизма" далеко не исчерпана, хотя на дворе стоит уже второе десятилетие XXI века. Но русский фашизм появился гораздо раньше, - первоначально как калька с европейского фашизма. В листовке "Фашист", распространявшейся в Москве в начале 1935 года, в качестве противодействия кровавому коммунизму русским предлагался только один выход - "фашистская революция". Газета русских фашистов "К освобождению" в 1937 году давала такие рецепты: "Национальная (русская) революция уничтожит сталинско-жидовскую банду. Не будет пощады жидам за ставший системой шпионаж, концлагерь, провокации, за голод, нищету, за убийство миллионов русских людей... И гады знают это. Гады трепещут. Гады прилагают все усилия к тому, чтобы уйти от народного суда. Но не уйдут. Сроки приближаются". "Гады" не ушли. Они готовили самый высокий пик "Большого террора". 1937 год "обслуживали" и те, и другие.
       В 1994 году в из-ве "Терра" вышла книга "Звезда и свастика. Большевизм и русский фашизм". В книге для сравнения опубликована "Азбука коммунизма. Популярное объяснение программы Российской Коммунистической партии большевиков" Н. Бухарина и Е. Преображенского, ведущих теоретиков РКП(б) - ВКП(б), многократно издававшаяся с 1919 года до начала 30-х годов. Другой публикацией была "Азбука фашизма", составленная в форме православного катехизиса (100 вопросов - 100 ответов) Г.В. Тарадовым - при участии В.В.Кибардина. Под редакцией и с дополнениями Главы партии "Всероссийская фашистская партия" К.В. Родзаевского. Книга выходила в свет в Харбине в 1934 и 1939 годах, а в России была опубликована впервые.
       Несколько ранее в 1992 году в совместном советско-британском предприятии "Слово" в Москве вышла в свет замечательная книга американского историка Джона Стефана "Русские фашисты. Трагедия и фарс в эмиграции 1925-1945". Обе "Азбуки" завершаются "Послесловием" С.В. Кулешова, имеющим характер самостоятельного очерка о русском фашизме, а книге Д. Стефана предшествует небольшое, но содержательное предисловие Л.П. Делюсина.
       В 2006 году в издательстве "Центрполиграф" выпущена в свет книга Л.М.Млечина "Адольф Гитлер и его русские друзья". Вот, пожалуй, и вся литература по теме русского фашизма, изданная в России. Она поможет мне самым сжатым образом описать это явление как частицу советско-российской истории.
       Наиболее известной первой организацией русских фашистов была группа студентов харбинских вузов, втянувшая в себя элементы русской эмиграции и беглецов из СССР. Одним из таких беглецов был Константин Владимирович Родзаевский (1907-1946). В 1925 году он сбежал из Благовещенска в Маньчжурию, в том числе и по причине того, что не смог поступить в советский вуз из-за непролетарского происхождения, несмотря на членство в комсомоле. В 1925-1927 годах он становится руководителем партии, сменившей несколько названий: Русская фашистская организация, Русская фашистская партия (РФП), Всероссийская фашистская партия (ВФП), Российский фашистский союз (РФС).
       К. Родзаевский был убежденным фашистом, ярым антисемитом, воинствующим антикоммунистом. Шумный, эмоциональный, вспыльчивый, он часто ставил в тупик и близких друзей. Старался вести себя, особенно на людях, по образцу Бенито Муссолини. Копируя жесты и риторику дуче, он прослыл страстным оратором. Как и Муссолини, был начитан в европейской истории и литературе.
       До 1934 г., то есть до составления "Азбуки фашизма", русский фашизм на Дальнем Востоке прошел несколько этапов. В 1931 году 26 мая в Харбине открылся первый съезд русских фашистов, объявивший о создании РФП. Генеральным секретарем партии был избран ее инициатор Родзаевский (были и другие, "вполне достойные люди", но все они оказались в тени генсека, - как и в РКП(б) при Сталине). Первоначально в идеологии партии ставка делалась на "христианский фашизм". Подчеркивая национальную природу фашизма, идеологи РФП выискивали в русской истории предшественников.
       Таковыми оказывались и Иван Калита, собиратель русских земель вокруг Москвы, и Земский собор XVI-XVII веков, и шеф московской охранки, полковник Сергей Зубатов. Свастика (эмблема РФП) объявлялась знаком древнерусского происхождения. Антисемитизм был одним из важнейших исконных элементов программы РФП (как и в НСДАП у Гитлера). Партийный лозунг гласил: "Против еврейского фашизма СССР - наш российский фашизм РФП!" В партийном обращении использовалось слово "соратник".
       Однако организация насчитывала от силы двести человек и бороться с коммунистической партией в СССР ей было не под силу. Все изменилось после того, как Япония в конце 1931 г. вторглась в Маньчжурию, в начале 1932 окончательно захватила ее и 1 марта в Синьцзине провозгласила о создании формально независимого государства - Маньчжоу-Го. Началось прямое сотрудничество с вооруженными силами Японии "как единственной реальной силой, могущей выступить на активную борьбу с большевиками".
       В 1932 году партия начинает издавать журнал "Нация" и газету "Наш путь". В 1933 году в результате встречи представителей РФП с представителями Всероссийской фашистской организации в Америке (это был второй съезд русских фашистов), РФП объединяется с ВФО в единую Всероссийскую фашистскую партию (ВФП). Председателем центрального исполнительного комитета ВФП избирается А.А. Вонсяцкий (о нем - несколько позднее), а К.В.Родзаевский становится заместителем Председателя и Генеральным секретарем ВФП. Вскоре Вонсяцкий из-за своих авантюристических и диктаторских замашек смещается со своего поста и исключается из рядов партии.
       В 1935 году в Харбине состоялся 3-й "Всемирный Съезд русских фашистов", провозгласивший Главой партии К. Родзаевского и утвердивший программу и Устав ВФП. 3-й Съезд утвердил генеральный план - фашистскую трехлетку и постановил все силы направить на его реализацию. Была поставлена цель - максимальное развертывание работы внутрироссийской, превращение партии в национал-революционную партию, в партию национальной революции.
       Как видим, копирование российско-большевистских партийных форм и методов почти полное. Но цели все-таки разные. "Азбука фашизма" и была задумана как противопоставление "Азбуке коммунизма", чтобы, не дай Бог, "мыслящий русский человек" не перепутал две партии. Она сразу же провозглашала: "Все фашисты - за фашистскую учебу!"
       К этому времени в рядах ВФП числилось около двадцати тысяч членов. Для национального воспитания молодежи были созданы специальные юношеские организации: "Союз Авангард" (для мальчиков от 10 до 16 лет), "Союз юных фашисток" (для девиц того же возраста) и "Союз фашистских крошек" (детей от 5 до 10 лет). Как видим, было кому учиться.
       Вот основные постулаты "Азбуки фашизма" (выборочно).
       41. Что такое российский фашизм.
       Это есть одновременно идея и движение. Фашистское движение должно дать русскому народу духовную, национальную и трудовую свободу. Российский фашизм противопоставляет материалистическому мировоззрению религиозное мировоззрение, высшей социальной ценностью признает нацию, подчиняя ей личность и класс.
       46. Что такое всероссийская фашистская партия?
       - Всероссийская фашистская партия есть авангард (передовой отряд) российского фашистского движения, она наиболее полно выражает идеологию российского фашизма и представляет из себя наиболее активную организацию, поставившую себе целью проведение этой идеологии в жизнь.
       52. Положение евреев в национально-трудовом государстве.
       - Полноправными членами российской нации считаются только те народы, которые вошли в состав России с собственными землями, а так как еврейская земля находится за пределами России - в Палестине, то евреи никакими правами, предоставленными отдельным народам России, не пользуются.
       Российские фашисты считают евреев главнейшими виновниками разрушения российской нации, поэтому будут терпеть их на территории России только как нежелательных иностранцев. Российские фашисты являются сторонниками активной борьбы с еврейством.
       56. Основные принципы государственного устройства будущей фашистской России.
       - Государственный строй национально-трудовой России должен быть корпоративным строем, при котором все население, текущее поколение нации организовано в национальные союзы (в Италии - синдикаты) и корпорации и через органы которых оно участвует в политической (управление страной), экономической (хозяйстве) и культурной жизни государства.
       82. В чем заключается наша генеральная линия и наш генеральный план?
       - Генеральная линия партии вытекает из поставленных партией конкретных задач - национальной революции и последующего за ней национального строительства и из окружающей обстановки и возможностей.
       Генеральный план разработан в виде трехлетнего плана борьбы с коммунистической властью.
       Фашистская трехлетка началась 1 мая 1935 года и ее проведение должно закончиться 1 мая 1938 года. ВФП ставит себе генеральную задачу: не позже как через три года коммунистическая власть должна быть свергнута. Российские фашисты обязаны выполнить эту задачу или погибнуть!
       Комментарий: Любопытно, если бы ВФП располагала крупными вооруженными силами и разветвленным пропагандистским аппаратом, широко распространявшим ее идеи и цели, она попыталась бы осуществить вторжение в СССР на Дальнем Востоке в 1937 году? Встретила бы она поддержку со стороны советского населения?
       86. В чем состоит форма ВФП?
       На территории Маньчжу-Ди-Го партийная форма состоит из черной рубашки с золотыми пуговицами со свастикой, пояса с опоясанным через плечо ремнем, брюк-галифе с оранжевым кантом и сапог; на левом рукаве носится оранжевый круг, окруженный белой полоской, с черной свастикой посередине.
       98. Из чего состоит партийный значок и религиозный знак ВФП и какова их символика?
       Политический знак ВФП состоит из двухглавого орла, увенчанного крестом, и знака свастики.
       Крест выражает религиозную сущность, двухглавый орел выражает нашу национальную сущность, свастика говорит о нашей общности с фашистскими движениями других стран, наш единый фронт в деле борьбы с интернациональными силами - коммунизмом, масонством и еврейством.
       Политический знак ВФП является графическим изображением нашего основного лозунга, - "Бог, Нация. Труд".
       Религиозный знак ВФП представляет собой изображение Св.Равноапостольного князя Владимира с поднятым крестом.
       100. К чему призывает фашистский боевой гимн?
       - Фашистский боевой гимн "Поднимайтесь, братья, с нами" выражает призыв ВФП к объединению и пробуждению русской нации.

    Фашистский гимн

    (мотив Преображенского марша)

       Поднимайтесь, братья, с нами,
       Знамя русское шумит,
       Над горами, над долами
       Правда русская летит.

    С нами все, кто верит в Бога,

    С нами Русская Земля,

    Мы пробьем себе дорогу

    К стенам древнего Кремля.

       Крепче бей, наш русский молот,
       И рази, как Божий гром...
       Пусть падет, во прах расколот,
       Сатанинский совнарком.

    С нами все, кто верит в Бога,

    С нами Русская Земля,

    Мы пробьем себе дорогу

    К стенам древнего Кремля.

      
       Мы видим, что во всех аспектах "Азбуки фашизма", ученичество российских фашистов у большевиков несомненно (а я выбрал лишь восемь вопросов-ответов из ста). Очевидно родство с итальянским фашизмом и национал-социализмом. И все эти политические доктрины и режимы объединяет главное - тоталитаризм.
       Вторым центром русского фашизма в Соединенных Штатах Америки руководил уже упоминавшийся Анастасий Андреевич Вонсяцкий (1898-1965). Впрочем, свою организацию он считал не только первой, но и всемирной. Вонсяцкий в полной мере познал превратности судьбы. Вместе с генералом Л.Г. Корниловым в составе кадетско-студенческого полка генерала Боровского он проделал знаменитый "Ледяной поход" Добровольческой армии в начале 1918 года.
       К слову, в этом же отряде находился кадет Морского корпуса барон Иван Иванович Черкасов, мой двоюродный дядя по женской линии; он был убит 30.03.1918 г. в сражении под Екатеринодаром.
       Два года Вонсяцкий сражался против красных в рядах Вооруженных сил Юга России, затем в марте 1920 года он переправился в Константинополь. Революция отняла у него родину, семью, имущество, сделав из него поверженного, но не сломленного эмигранта. Женитьба на богатой американке Мэрион Рим Стефенс принесла ему большое состояние, которое он начал с успехом транжирить на "политическую деятельность".
       Пишу эти слова в кавычках, потому что русский фашизм в аранжировке прирожденного актера А. Вонсяцкого обернулся буффонадой. Благодаря великодушному правительству Соединенных Штатов, покладистой местной полиции и собственной щедрости Вонсяцкий закатывал американцам такие представления, что не снились и Голливуду. "В его непреодолимой тяге к эксцентричным выходкам сошлись противоположности русского фашизма - тщета и пафос". К. Родзаевскому, во всяком случае, он принес десятилетнюю головную боль, о чем я вскользь уже упоминал.
       В 1933 году Анастасий Вонсяцкий в штате Коннектикут создает "Всероссийскую национал-революционную трудовую и рабочее-крестьянскую партию фашистов". Для удобства употреблялось название Всероссийская фашистская организация (ВФО). Немногочисленные друзья и сторонники сразу же присваивают Вонсяцкому титул "вождя". Органом новой партии стала газета "Фашист". Как и Родзаевский, Вонсяцкий считал слово "фашист" самым действенным в СССР антикоммунистическим боевым кличем. Пока Советы называют "фашистским все, что направлено против их режима, они невольно делают фашизм символом сопротивления в глазах широких масс".
       Однако ВФО отрицала принадлежность к нацизму, - но своей эмблемой сделала все-таки свастику в вертикально-прямом изображении. Партийным гимном стал текст "Знамена выше!" на мелодию нацистского гимна "Хорст Вессель":
       "Заря близка... Знамена выше, братья!
       Смерть палачам свободы дорогой!
       Звенящий меч фашистского врагам проклятья
       Сметет навеки их кровавый строй.
      
       Соратники! Нас ждет земля родная!
       Все под знамена! Родина зовет...
       Вонсяцкий - вождь, измену, трусость презирая,
       На подвиг нас, фашистов поведет.
      
       Рубашки черные, готовьтесь к бою!
       Железный фронт фашистов мы сомкнем
       И на врага, вперед, железною стеною
       Бесстрашно, как один, мы все пойдем.
      
       Победы день торжественный настанет,
       Слетит колхоз и Сталин с ГПУ,
       И свастика над Кремлем ярко засияет,
       И черный строй пройдет через Москву".
       Сколько членов ВФО могли исполнять этот гимн? Когда Родзаевский в октябре 1933 г. пригласил "вождя" посетить Харбин, то Вонсяцкий принял это предложение "от имени 2000 членов ВФО". О результате встречи в Харбине и о ее последствиях я уже писал.
       В начале 1937 года, когда в СССР разгулялся Большой террор, Вонсяцкий превратил свой "бункер" на ферме в тир. На одной из стен он повесил портреты коммунистического Политбюро и приглашал всех желающих поупражняться в стрельбе из дробовика "по мишеням". Однако в этом же году репортеры услышали от него сентенцию, что "нынешняя форма правления в России может легко превратиться в фашистскую". В 1939 году Вонсяцкий признал Сталина "фашистом из фашистов", так как подсчитал, что советский вождь уничтожил к этому времени больше коммунистов, чем Муссолини, Гитлер и Чан Кайши вместе взятые.
       К лету 1943 года движение русских фашистов перестало существовать. В Соединенных Штатах Америки оно сошло на нет после Пёрл-Харбора. В Европе его немногочисленные участники были арестованы гестапо. На Дальнем Востоке Российский фашистский Союз (так стала называться ВФП с конца 30х годов) начал раздражать Квантунскую армию, которая после летних побед Красной Армии стремилась пунктуально соблюдать пакт 1941 г. о нейтралитете. Антисоветские организации в качестве союзников японскому генералитету были просто не нужны. Поэтому РФС ликвидировали и наложили строгий запрет на все виды его деятельности.
       В 1945-1946 году наступила агония и гибель зарубежного русского фашизма. После объявления войны Японии Советским Союзом три фронта с 9 августа 1945 года стремительно двигались к Синьцзяну, Мукдену и Харбину.
       Родзаевский начинает стремительно "перестраиваться". Он пишет письма: командующему Забайкальским фронтом маршалу Малиновскому и - Сталину. В "Неделе, перековавшей душу" он описывает происшедший с ним перелом. Вот образец его новых теоретических умозаключений: "Сталинизм - это как раз то самое, что мы ошибочно называли "российским фашизмом", это - наш российский фашизм, очищенный от крайностей, иллюзий и заблуждений". Российский фашизм и советский коммунизм, утверждает он, имеют общие цели. "Только теперь видно, что октябрьская революция и пятилетки, гениальное руководство И.В. Сталина вознесли Россию - СССР на недосягаемую высоту. Да здравствует Сталин, спасительным сочетанием национализма и коммунизма указавший выход из тупика всем народам земли - величайший полководец, непревзойденный организатор - Вождь!"
       Величайшей ошибкой РФС, каялся Родзаевский, было непонимание того, что СССР, в сущности, эволюционизирует в фашистском направлении.
       25 октября 1945 года Родзаевский обманом был взят "Смершем" и отправлен в Москву вместе с другими, немногими "соратниками". Их поместили на Лубянку. С 26 по 30 августа (почти через год после ареста) шло заседание Военной коллегии Верховного суда СССР.
       "30 августа 1946 года Константин Родзаевский в полной мере наконец вкусил "новые грандиозные задачи. Вместе с другими пятью приговоренными...он был казнен в подвале Лубянки, всего в нескольких сотнях шагов от резиденции его последнего кумира, его настоящего вождя Иосифа Сталина".
       Трудно пройти мимо того факта, что оба лидера русского фашизма, независимо друг от друга, в какой-то момент признали Сталина фашистом из фашистов. В этом, возможно, и состоит суть русского фашистского движения: оно подражало своему заклятому врагу и погибло с его именем на устах.
       Понимание этой близости всегда существовало в русском народе. И не только такие представители научной элиты, как Н. Бердяев, академик И. Павлов, академик Л. Ландау считали, что Ленин и Сталин были первыми фашистами. Безымянные храбрецы из народа заявляли об этом, как могли. А. Москвин в своей книге-послесловии о свастике приводит такой пример.
       1975 г... В Нижнем Новгороде на кирпичном пристрое к одной из хрущевок кто-то, вероятно, старшеклассники, нанес следующее изображение: буквы КП, свастика, а затем буквы СС, оформленные в виде изломанных молний. Надпись крохотная, в один кирпич, и взрослые ходят, ничего не замечая. Школьники же, привыкшие ходить не по тротуарам, вскоре заметили крамолу, и через день о страшном граффити стало известно всей школе - от десятого до второго класса. Маленьким смысл происшедшего объясняют старшие, после уроков - паломничество к стенке. Взрослым ничего не говорится, работает групповая солидарность и боязнь - "а вдруг обвинят меня". К удовольствию всей школы, а затем и всего микрорайона, надпись живет целую неделю - она всем уже надоела, однако, проходя мимо, мальчишки останавливаются: тут ли или уже стерли? Через неделю их взорам предстает чисто выскобленный кирпич - значит, взрослые заметили или кто-то проговорился.
       Тем более, интересен такой исторический казус. Создание фашистских, профашистских, полуфашистских организаций в перестроечном Советском Союзе началось в 1986 году с общества "Память" Дмитрия Васильева, затем, как я уже упоминал, были профашистские группы тоталитарного русского рока и другие экстремистские группы. Наконец, самой известной, уже постперестроечной русской фашистской партией, заявило о себе "Русское национальное единство" под руководством Александра Баркашова, создавшее себе новую эмблему "коловорот", которую они объявили древней славянской символикой. На самом деле этому знаку около двух десятков лет, никаких аналогов в истории он не имеет, и представляет собой всего-навсего ту же нацистскую свастику, слегка стилизированную ради "хорошего" тона. Недавно перед судом предстало уголовно-фашистское "Национал-социалистическое общество". Все эти организации разделяют основные положения фашистско-нацистской доктрины: ненависть к демократии, антисемитизм, вождизм, традиционализм, национализм, этатизм и т.п. Но ни одна из этих организаций не стремилась продолжить традиции Муссолини и Гитлера, что, в общем-то, понятно. Также ни одна из этих организаций не называла в числе своих "духовных отцов" ни Анастасия Вонсяцкого, ни Константина Родзаевского, не ссылалась ни на опыт РОНД, ни на опыт ВФО, ни на опыт ВФП - РФС.
       Почему нарушается традиция? Может быть, потому, что прошлый опыт был трагичным для этих русско-фашистских партий? Или по каким-то другим причинам? (может быть, просто из-за незнакомства с предшественниками!) Во всяком случае, меня это настораживает. Ультраправые радикальные настроения не являются ныне экзотическими новшествами, особенно среди неприкаянной молодежи.
       Нет ничего более изобретательного, чем зло. И нет ничего более привлекательного, чем зло. Зло прячется в нас самих, до поры до времени. Нужно вспомнить старое предупреждение антифашиста Юлиуса Фучика: "Люди...Будьте бдительны!" - и добавить к нему несколько слов: "Прежде всего - к самим себе!"
       Литература
        -- Бауэр В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. М.: Крон-пресс.1995.
        -- Бердяев Н.И. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.
        -- Библейская энциклопедия. М.: Терра, 1991.
        -- Гарин И.И. Йехуизм. Исследование в шести томах. Т.1-2(1). Харьков."Фолио", 1994.
        -- Гесиод. Полное собрание текстов. Поэмы. Фрагменты. М.: Лабиринт,2001.
        -- Елишев С.О. Мифы и реальность//Елишев С.О. Факты и вымысел. М.:Канон+, 2011.
        -- Звезда и свастика. Большевизм и русский фашизм. М.: Терра, 1994.
        -- История свастики с древнейших времен до наших дней. Н.Новгород. Изд-во "Книги", 2008.
        -- Корнющенко Д.И. Интегральная диалогика: попытка новой технологии гуманитарного образования (из опыта работы). М.: РАО МПСИ, 2003.
        -- Корнющенко Д.И. Метафизика ленты Мёбиуса. Философско-историческое эссе. Чапаевск. "Треугольник", 2000.
        -- Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1-2. М.: Советская энциклопедия,1991.
        -- Петрухин В.Я. Мифы древней Скандинавии. М.: АСТ, Астрель, 2011.
        -- Русский национализм. Социальный и культурный контекст. М.: Новое литературное обозрение, 2008.
        -- Стефан Д. Русские фашисты. Трагедия и фарс в эмиграции 1925-1946.М.:Изд-во советско-британского совместного предприятия "Слово", 1992.
        -- Черная книга коммунизма. Преступления. Террор. Репрессии. М.:"Три века истории", 1999.
        -- Черная книга имен, которым не место на карте России. М.: Посев, 2008.
        -- Шамир И. Путеводитель по Агнону//Агнон Ш.И. В сердцевине морей.М.:"Радуга", 1991.
      
       Август 2011 г.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

    33

      
      
      
      

  • Комментарии: 2, последний от 27/05/2012.
  • © Copyright Корнющенко Дмитрий Ильич (chekanovandrey@mail.ru)
  • Обновлено: 25/04/2012. 61k. Статистика.
  • Эссе: История
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.