бикзель, петер
детские истории

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright бикзель, петер (lukyanovandrej@yandex.ru)
  • Обновлено: 21/09/2016. 40k. Статистика.
  • Сборник рассказов: Перевод
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перевод с немецкого А.Лукьянова (с любезного разрешения автора), 95-96 гг.


  •    Петер Бикзель
       Детские истории
      
       1. Человек, который больше ничего не хотел знать
      
       "Я больше ничего не хочу знать", - заявил человек, который больше ничего не хотел знать.
       Человек, который больше ничего не хотел знать, сказал:
       - Я ничего больше не хочу знать!
       Сказано второпях, сгоряча. А тут уже зазвонил телефон.
       И, вместо того чтобы оборвать провод (что следовало бы ему сделать, так как он больше ничего не хотел знать), он снял трубку и назвал своё имя.
       - Добрый день, - сказал голос в трубке.
       - День добрый, - сказал человек.
       - Сегодня прекрасная погода, - сказал другой.
       И человек не сказал: "Не хочу этого знать", но сказал:
       - Да, конечно, погода сегодня прекрасная.
       Потом и другой ещё что-то сказал.
       Человек тоже что-то ещё сказал.
       Потом он положил трубку и рассердился на самого себя, ведь ему теперь стало известно, что сегодня прекрасная погода.
       Тогда он оборвал провод и воскликнул:
       Я и этого не хочу знать - и хочу это забыть!
       Сказал - не подумал.
       Потому что в окне показалось солнце, а когда солнце показывается в окне, всем известно, что прекрасная погода. Человек закрыл ставни, однако теперь солнце проникало сквозь щели.
       Человек взял бумагу и заклеил окно, и остался во тьме.
       Так он просидел довольно долго. И пришла его жена, увидела заклеенное окно и испугалась. "Это зачем?" - спросила она.
       - Это чтобы солнце не проникало, - ответил муж.
       - Тогда ты остался без света, - сказала жена.
       - Это ущербно, - сказал муж, - но так лучше, потому что если нет солнца, нет и света, зато, по крайней мере, я могу не знать, что хорошая погода.
       - Что ты имеешь против хорошей погоды? - спросила жена. - От хорошей погоды веселее.
       - Против хорошей погоды, - отвечал муж, - я ничего не имею, я вообще ничего не имею против погоды. Я просто не хочу про это знать.
       - Тогда хотя бы выключи свет, - сказала жена, и она уже вознамерилась повернуть выключатель, как вдруг человек вырвал лампу из потолка и заявил:
       - Я и этого не желаю знать, я даже не хочу знать, что можно выключить свет!
       Тут жена его заплакала.
       А человек сказал:
       - Я именно вообще ничего не хочу знать!
       И поскольку этого жена его понять не смогла, она перестала плакать и оставила мужа в темноте.
       И так он сидел довольно долго.
       А люди, приходившие с визитом, спрашивали его жену о нём, и женщина объясняла им:
       - Дело в том, что он, понимаете, сидит в темноте и, понимаете, ничего больше не хочет знать.
       - Чего он больше не хочет знать? - спрашивали люди, а женщина отвечала:
       - Ничего, совсем ничего не хочет больше знать. Он не хочет больше знать, что он видит: например, какая погода. Он не хочет больше знать, что он слышит, например, что люди говорят. И он не хочет больше знать, что он знает: например, что свет включается и выключается. Такие дела, - сказала женщина.
       - Ах, вот оно что! - говорили люди, и они переставали навещать человека.
      
       А человек сидел в темноте.
       И жена принесла ему поесть.
       И спросила: - Что ты ещё знаешь?
       И он сказал: - Пока ещё я знаю всё, - и опечалился, так как он знал пока ещё всё.
       Тогда жена попробовала его утешить и сказала:
       - Но ведь ты не знаешь, какая погода.
       - Какая она, я не знаю, - сказал он, - но я всё ещё знаю, какой она может быть. Я ещё помню о дождливых днях и помню о солнечных днях.
       - Ты забудешь это, - сказала жена.
       А муж ответил:
       - Сказать-то легко.
       И остался в темноте, а жена приносила ему каждый день пищу, и человек смотрел в тарелку и говорил:
       -Я знаю, что это картофель, знаю, что вот это - мясо, и знаю, что вот это - цветная капуста; и всё это бессмысленно, и я всегда буду это знать. И каждое слово, которое я произношу, знаю.
       И когда в следующий раз жена спросила его: "Что ты ещё знаешь?" - он отвечал:
       - Я знаю ещё больше, чем прежде, я знаю не только про хорошую погоду и плохую, но знаю теперь также про никакую погоду. И знаю, что когда совсем темно, то всё же недостаточно темно.
       Однако есть вещи, которых ты не знаешь, - сказала его жена и хотела уйти, но муж задержал её, и она добавила:
       - Ты, к примеру, не знаешь, как будет "хорошая погода" по-китайски! - и ушла, и закрыла за собой дверь.
       Тут человек, не желавший больше ничего знать, принялся думать. Действительно, он не знал китайского, так что не было смысла говорить: "Я и этого не хочу больше знать", ибо этого он и вовсе не знал.
       - Сперва я должен узнать, чего я не хочу знать! - воскликнул человек, и распахнул окно, открыл ставни. А за окном шёл дождь, и он стал смотреть на дождь.
       Потом он пошёл в город, чтобы купить книги по китайскому языку, потом вернулся и несколько дней сидел за этими книгами и рисовал на бумаге китайские иероглифы.
       И когда люди приходили навестить его и спрашивали женщину о муже, она отвечала:
       - Дело всё в том, что он теперь изучает китайский язык.
       И люди перестали приходить.
       Пока выучишь китайский язык, пройдут месяцы и годы, и - когда он, наконец, изучил его - сказал:
       - Всё-таки я знаю ещё недостаточно. Я должен узнать всё. Тогда лишь я смогу сказать, что больше не хочу всего этого знать. Я должен знать, какого вкуса вино, какое вино хорошее на вкус, а какое - нет. И когда я ем картофель, я должен знать, как его выращивают. Я должен знать, как выглядит луна, ведь, глядя на неё, я не знаю, какая она в действительности, и я ещё должен знать, как до неё добираются. Также я должен знать названия животных и то, как они выглядят и что делают, и где они живут.
       И он приобрёл книгу о кроликах и книгу о курах, и книгу о лесных зверях, и ещё одну, про насекомых.
       А потом он купил книгу о носороге.
       И нашёл, что носорог - замечателен.
       Человек отправился в зоопарк и нашёл его там: тот стоял внутри большой ограды и не двигался. Человек же стал наблюдать, как носорог пытается думать, как пытается что-то узнать и понять, и он видел, какого труда это стоило носорогу.
       И каждый раз, как что-то доходило до него, носорог начинал бегать от радости, делал два-три круга внутри своей ограды и вдруг забывал то, что только что понял, и оставался в длительной неподвижности - час, другой, - и, едва сообразив что-нибудь, опять начинал бегать.
       Но поскольку он слишком преждевременно начинал свою радостную беготню, то в результате так ничего и не успевал сообразить до конца.
       - Хотел бы я быть носорогом, - сказал человек, - да теперь уже слишком поздно.
       Потом он пришёл домой и всё думал о носороге.
       И ни о чём другом больше не разговаривал.
       - Мой носорог, - говорил он, - думает слишком медленно, а бегать начинает слишком рано, и в этом вся штука! - и он позабыл о том, что хотел всё узнать, чтобы захотеть ничего больше не знать.
       И стал жить дальше так, как и прежде жил.
       Но - только теперь, когда он постиг китайский...

    1997

      
       2. Стол есть стол
      
       Хочу рассказать об одном пожилом человеке, который ни слова больше не произносит, имеет усталый вид, слишком усталый, чтобы улыбаться, и слишком усталый, чтобы быть злым. Живёт он в небольшом городишке, в конце улицы или вблизи перекрёстка. Почти незачем пытаться его описать: едва ли он чем-то отличается от остальных людей. Носит серую шляпу, серые брюки, серый пиджак, а зимой - длинный серый макинтош, у него тонкая шея с кожею сухой и морщинистой, она торчит из широкого белого воротничка.
       У него комнатка на верхнем этаже. Возможно, он был некогда женат, имел детей; может быть, он жил прежде в другом городе. Наверняка был он когда-то ребёнком, но это было во времена, когда дети одевались на манер взрослых. Такие они на фотографиях в бабушкином альбоме. В его комнате два стула, стол, ковёр, кровать и шкаф. На маленьком столике стоит будильник, рядом лежат старые газеты и фотоальбом, на стене висят зеркало и картина.
       По утрам старик выходит погулять, также и днём, обменивается парой слов с соседом, а вечером сидит за своим столом.
       И так всегда, даже по воскресеньям так. И тогда он сидит за столом, то всё слушает, как тикает будильник, всё слушает.
       И вот случился как-то особенный день, солнечный, не слишком жаркий, не слишком холодный, с щебетаньем птиц, приветливыми прохожими и играющими детьми, - а особенным было то, что человеку этому вдруг всё понравилось.
       Он улыбнулся.
       "Теперь всё переменится", - подумал он.
       Он расстегнул верхнюю пуговку на воротничке, взял шляпу в руку, ускорил шаг, стал даже покачивать коленками при ходьбе и всё радовался. Он дошёл до своей улицы, кивнул приветливо детишкам, вошёл в свой подъезд, поднялся по лестнице, вынул из кармана ключ и отпер квартиру.
       Однако в его комнате всё было тем же, те же стол, два стула, кровать. И стоило ему сесть, как он услышал снова тиканье часов, и вся радость пропала, ведь ничего не изменилось.
       И тогда на старика нашло великое бешенство.
       Он увидел в зеркале, как багровеет вдруг его лицо, увидел, как напряглись его глаза. Тогда он сжал кулаки, поднялся и стукнул кулаком по столу, сперва один раз, потом ещё, потом он принялся барабанить по столу и при этом кричал:
       - Это должно измениться! Это должно измениться!
       И он больше не слышал будильника. Тут его руки начали болеть, голос стал хриплым, в конце концов он снова услышал тиканье - ничего так и не изменилось.
       - Всё тот же стол, - сказал человек, - те же стулья, кровать, картина. И стол я называю столом, картину - картиной, кровать называется кроватью, а стул именуется стулом. А, собственно, почему? - Он задумался.
       Французы кровать называют "ли", стол - "табль", картину называют "табло", а стул - "шэз", и вот ведь, понимают друг друга!
       "Поэтому, - подумал старик, - пусть кровать больше не называется кровать!" Он улыбнулся, затем засмеялся, захохотал и так громко, что в стену постучал сосед и попросил: "потише там!"
       - Теперь всё меняется, - сказал человек и отныне решил говорить "картина" вместо "кровать".
       - Я устал, я хочу в картину, - произнёс он, и утром он всё лежал и лежал себе в картине, размышляя, как бы переименовать теперь стул. И вместо "стул" решил говорить "будильник".
       Итак, он поднялся, оделся, уселся на будильник и опёрся руками на стол. Но стол больше не назывался у него "стол", а стал называться "ковром".
       Теперь по утрам человек вылезал из картины, одевался, садился за ковёр на будильник и обдумывал, что и как переименовать.
       Кровать он назвал "картиной".
       Стол назвал "ковром".
       Стул назвал "будильником".
       Газету назвал "кроватью".
       Зеркало назвал "стулом".
       Будильник назвал "фотоальбомом".
       Шкаф назвал "газетой".
       Ковёр назвал "шкафом".
       Картину назвал "столом".
       А фотоальбом он назвал "зеркалом".
       Итак:
       по утрам человек долго лежал в картине, в девять звонил фотоальбом, старик вставал, ставил ноги на шкаф, чтобы их не застудить, потом доставал из газеты одежду, одевался, смотрелся в стул на стене, усаживался на будильник за ковёр и перелистывал зеркало, которое нашёл в ковре своей матушки.
       Старик нашёл это забавным и играл так целыми днями, придумывая новые названия. Всё теперь переименовалось: был уже не человек, а "нога", нога стала "утром", а утро превратилось в "человека".
       Дальше вы сами могли бы продолжить эту историю. Вы тоже могли бы, как этот старик, переменить все другие слова:
       "звонить" будет "ставить",
       "застудить" - "смотреть",
       "лежать" - "звонить",
       "стоять" - "студить, мёрзнуть",
       "ставить" - "листать".
       Человеком старая нога долго звонила в картине, в девять ставил фотоальбом, нога замерзала и перелистывала на шкаф, чтобы не посмотрелось утро.
       Старик купил себе синюю школьную тетрадку и исписал её новыми словами, и это дело заняло столько времени, что он почти перестал появляться на улице.
       Далее он усвоил новые названия всех вещей и при этом постепенно позабыл прежние, правильные. Теперь у него был новый язык, который всецело принадлежал ему одному.
       Даже во сне он жил новым языком. Он также вспоминал песенки своих школьных времён, переводил из на свой новый язык и напевал их тихонько.
       Однако вскоре ему стало трудно переводить, прежний язык он почти позабыл и правильные слова вынужден был отыскивать в своей синей тетрадке. И, кроме того, ему стало страшно разговаривать с людьми: приходилось долго соображать, как люди называют вещи.
       Его картину люди называют кроватью.
       Его ковёр - столом.
       Его будильник - стулом.
       Его кровать - газетой.
       Его стул - зеркалом.
       Его фотоальбом - будильником.
       Его газету - шкафом.
       Его шкаф - ковром.
       Его стол - картиной.
       Его зеркало - фотоальбомом.
       Зашло так далеко, что человек едва не смеялся, когда слышал человеческую речь.
       Ему было ужасно смешно, когда кто-то говорил, например:
       - Вы пойдёте завтра на футбольный матч?
       Или:
       - Вот уже два месяца кряду идет дождь.
       Или:
       - У меня есть дядя в Америке.
       Ему это всё было смешно, ведь он ничего не понимал.
       Но это вовсе не смешная история. Она печально началась и печально закончилась.
       То, что пожилой человек в сером макинтоше больше не мог понимать людей, - не так страшно.
       Куда хуже то, что люди больше не могли его понимать.
       А поэтому он больше не разговаривал.
       Он замолчал.
       Говорил ещё только с собой самим, ни с кем больше не здоровался.
      
       3. ЧЕЛОВЕК С ПАМЯТЬЮ
      
       Я знал одного человека, который всё расписание движения поездов помнил наизусть, так как единственным, что доставляло ему радость, были железные дороги, и всё время он проводил на вокзале - смотрел, как прибывают поезда и как они трогаются. Его восхищали вагоны, мощь локомотивов, огромные колёса, восхищал начальник вокзала и вскакивающие на подножку проводники.
       Он знал каждый поезд, знал, куда он и откуда, время его прибытия куда-нибудь, знал, какие поезда туда прибывают или оттуда отправляются.
       Помнил номера поездов и их расписания, знал, есть ли у них вагон-ресторан и добавят ли к ним ещё вагоны или нет. Знал, имеются ли в составе почтовые вагоны и почём билет до Фрауэнфельда, Ольтена, Нидэрбиппа и куда бы то ни
    было.
       Он не вёл хозяйства, не ходил в кино, не гулял, у него не было ни велосипеда, ни радио, ни телевизора, он не читал ни газет, ни книг, а когда получал письма, то и их не читал. На всё это ему не хватало времени, ведь целые дни он проводил на вокзале, и только если менялось расписание, в мае или в октябре, его там не видели несколько недель.
       В такое время он сидел за столом у себя дома и заучивал новое расписание движения поездов от первой до последней страницы, примечал изменения и радовался им.
       Случалось, кто-нибудь спрашивал его о времени отправления поезда. Тогда всё лицо его начинало сиять, он принимался расспрашивать, куда вы едете и кто вы, прямо на вопрос не отвечал, чтобы не упустить человека, и, вместо того чтобы
    назвать время, точно называл номер поезда, нумерацию вагонов, возможные дополнительные загоны, время движения в пути. Объяснял, что этим поездом можно доехать до Парижа, где обязательно надо сойти, сообщал время прибытия туда и не понимал, что ми это людям неинтересно. Если же кто-то, остановив его, уходил прежде, чем он успевал показать все свои знания, он злился, ругал вас и кричал вам вслед:
       - Вы же не чувствуете железных дорог!
       Сам он ни разу не садился в поезд.
       Он говорил, что в этом нет никакого смысла, так как он заранее знает всё про любой поезд.
       - Только люди с плохой памятью ездят по железным дорогам, - говорил он, - ведь если бы у них была хорошая память, они могли бы, как и я, запомнить расписание, вместо того чтобы испытывать его на себе.
       Я попытался вразумить его к сказал:
       - Но есть же люди, которым приносит удовольствие сама дорога! Они едут, радуются и смотрят в окно.
       Он рассердился, так как решил, будто я хочу его высмеять, и сказал:
       - Всё, что они там видят, также отмечено в расписании - они проезжают через Лютербах и через Дэйтиген, через Ванген, Нидербипп, Энзинген, Обербухзитен, Эгеркинген и Хэгендорф.
       - Возможно, люди должны воспользоваться дорогой, когда им нужно куда-нибудь, - сказал я.
       - Даже это неверно, - ответил он, - ведь почти все когда-нибудь возвращаются, и даже есть люди, которые каждое утро садятся поезд и каждый вечер возвращаются - просто у них плохая память.
       И он принялся бранить людей, которые были на вокзале. Он кричал им вслед:
       - Идиоты, у вас нет памяти! - Он кричал: - Вы будете проезжать Хэгендорф, - и думал, что так он портит им удовольствие.
       Он кричал: - Эй вы, болван, вы уже вчера ездили. - И поскольку люди лишь смеялись, он начал стаскивать их с подножек и заклинал их больше не ездить на поезде.
       - Я могу вам всё объяснить, - восклицал он, - в 14-27 вы проезжаете Хэгендорф, я знаю это точно, и вы увидите, что зря потратили деньги, ведь всё есть в расписании.
       Он дошёл до того, что пустил в ход кулаки.
       - Кто не хочет слушать, пусть почувствует, - заявил он.
       Теперь начальнику вокзала ничего не оставалось, как сказать этому человеку, что он вынужден запретить ему вход в вокзал, если тот не будет вести себя прилично. Человек испугался, так как он без вокзала не мог жить. Он умолк, сел на скамейку и смотрел, как прибывают и отбывают поезда, и лишь время от времени шёпотом произносил разные цифры, и его никто его не понимал.
       Собственно, на этом история могла бы и закончиться. Но несколько лет спустя на вокзале открылось справочное бюро. Там, за окошечком, сидел служащий в униформе, он знал ответы на все вопросы относительно дороги. Человеку с памятью в это не верилось, и он целый день провёл в новом справочном бюро, задавая очень сложные вопросы, чтобы проверить служащего.
       Он спросил:
       - Какой номер у поезда, который в 16-24 летом по субботам прибывает в Любек?
       Служащий раскрыл книгу и назвал номер. Он спросил:
       - Когда я буду в Москве, если отправлюсь отсюда поездом в 6-59? -
    и служащий ответил ему.
       Тогда человек с памятью пошёл домой , сжёг свои расписания и забыл всё, что он знал.
       На другой день он спросил служащего: - Сколько ступенек на лестнице перед вокзалом? - и служащий ответил: - Я не знаю.
       И человек стал бегать по всему вокзалу, прыгая от радости и восклицая: - Он этого не знает, он этого не знает!
       Человек пошёл и сосчитал ступеньки на вокзальной лестнице, потом заложил их число в свою память, в которой уже не было расписания движения поездов.
       Больше его никогда на вокзале не видели.
       Теперь он ходил по городу от одного дома к другому и считал ступеньки на лестницах, запоминая их, и помнил числа, которые не значились ни в одной книге мiра.
       Когда он изучил количество ступенек на всех лестницах города,
    он пришёл на вокзал, подошёл к кассе, купил себе билет и первый раз в жизни сел в поезд, чтобы поехать в другой город и там сосчитать ступеньки на лестницах, а потом ехать дальше, чтобы сосчитать ступеньки на лестницах во всём мiре, чтобы знать нечто такое, чего не знает никто и чего ни один служащий поможет найти в книгах.
      
      
       4. ИЗОБРЕТАТЕЛЬ
      
       Изобретатель - это профессия, которую нельзя изучить; поэтому она редкая; сегодня её вообще не встретишь. Сегодня открытия делаются не изобретателями, а инженерами, техниками, механиками, столярами, архитекторами и каменщиками; но они мало что открывают нового.
       Вот прежде были изобретатели. Одного из них звали Эдисон. Он
    изобрёл электрическую лампочку и граммофон (который тогда
    назывался фонографом), изобрёл микрофон и построил первую в мiре электростанцию; сконструировал кинокамеру и аппарат для прокручивания киноплёнок.
       В 193I году он умер.
       Если бы не он, у нас не было бы лампочек.
       Так важны изобретатели.
       Последний умер в 1931 году.
       Впрочем, в 1890 году родился ещё один, и он ещё жив. Никто его
    не знает, потому что он живёт в такое время, когда изобретателей
    уже не осталось.
       С 1931 года он - единственный.
       Он этого не знает, так как тогда он уже не жил в городе, не общался с людьми; ведь изобретателю нужен покой.
       Он жил далеко от города, не покидал своего дома и редко имел посетителей.
       Целыми днями он делал чертежи и вычисления. Часами он сидел, морщил лоб, почёсывал затылок и думал.
       Потом он брал свои чертежи, рвал их и выбрасывал и начинал всё сызнова, а к вечеру он становился мрачным, так как дело шло плохо.
       У него не было никого, кто мог бы понять его вычисления, да он
    и не умел общаться с людьми. Уже больше сорока лет он сидел за
    своей работой, и когда его кто-нибудь посещал, он прятал свои чертежи, потому что боялся, что их у него могут срисовать, а потом высмеять.
       Он рано ложился, рано вставал и работал целый день. Не получал почту, не читал газет и не знал о том, что существует радио.
      
       И спустя несколько лет настал вечер, в который он не был мрачен, так как сделал изобретение; и тут он вообще перестал спать. День и ночь он сидел над своими планами, проверял их и согласовывал.
       Потом он свернул рулон к впервые после многих лет поехал в город. Там всё совершенно изменилось.
       Вместо лошадей ездили автомобили, в универсаме появился эскалатор, у поездов больше не было паровых двигателей. Трамваи ездили под землёй и теперь назывались подземкой, а из маленьких ящичков, которые можно было носить с собой, звучала музыка.
       Изобретатель был поражён. Но так как он был изобретатель, он
    сразу всё схватывал. Он увидел холодильник и сказал: - Ага.
       Он увидел телефон и сказал: - Ага.
       И, увидев красный и зелёный огни, он понял, что на красный нужно
    ждать, а на зелёный можно идти.
       И он ждал на красный и шёл на зелёный.
       Он схватывал всё, но удивлялся и при этом почти забыл своё собственное изобретение.
       Однажды, вспомнив про него, он подошёл к прохожему, ожидавшему зелёного света, и сказал:
       - Простите, сударь, я сделал изобретение. Сударь оказался дружелюбный и ответил:
       - Чего же вы теперь хотите?
       А изобретатель этого и не знал.
       - Весьма важное изобретение, - сказал изобретатель, но тут на светофоре загорелся зелёный свет, и им надо было идти.
       Если вы давно не были в городе, то вам трудно в нём ориентироваться, и если вы сделали изобретение, то вы не знаете, что с ним дальше делать.
       Да и что было говорить людям в ответ на заявление изобретателя, что он сделал изобретение? Большинство не отвечало ничего, некоторые смеялись над изобретателем, а иные шли себе дальше, словно ничего не слышали.
       Так как изобретатель давно не говорил с людьми, он даже не знал, как начинать разговор. Он не знал, говорить ли сначала: "Скажите, пожалуйста, который час?" или: "Сегодня плохая погода".
       Ему и в голову не приходило, что нельзя просто взять и сказать: "Послушайте, я сделал открытие", и когда в трамвае кто-то сказал ему: "Сегодня солнечный день", - он не сказал в ответ: " Да, чудесный день", - но прямо заявил: "Послушайте, я сделал изобретение".
       Он больше ни о чём другом мог думать, ведь его изобретение было чрезвычайно важным и оригинальным. Если бы он не был вполне уверен в значении своих чертежей, то он бы и не стал о них думать.
       А изобрёл он аппарат, с помощью которого можно было видеть происходящее на большом расстоянии. И вот он вскочил в трамвай, развернул свои чертежи на полу под ногами у пассажиров и воскликнул: - "Посмотрите-ка сюда, я изобрел аппарат, в котором можно видеть происходящее на большом расстоянии. Люди вели себя так, будто ничего и не произошло, они входили и выходили, а изобретатель кричал: "Только посмотрите, я кое-что изобрёл! С помощью этого вы можете увидеть происходящее на большом расстоянии".
       - Он изобрёл телевизор, - сказал кто-то, и все засмеялись.
       - Почему вы смеётесь? - спросил человек, но никто не ответил. Тогда он сошёл с трамвая, пошёл по улице, переждал красный свет, пошёл дальше на зелёный, зашёл в ресторан и заказал кофе, и когда сосед сказал ему:
       - Сегодня чудесная погода, - изобретатель ответил: - Помогите же мне, я изобрёл телевизор, и никто не хочет этому верить - все смеются надо мной. - И его сосед ничего больше не говорил. Он долго смотрел на изобретателя, и тот спросил: - Почему люди смеются? - Они смеются, - ответил человек, - потому что телевизор давно существует, и его ни к чему изобретать, - и он показал в угол ресторана, где стоял телевизор, и спросил: - Включить?
       Но изобретатель сказал: - Нет, я не хочу этого видеть. - Поднялся и ушёл.
       И оставил там свои чертежи.
       Он шёл по городу, не обращая уже внимания на зелёный и красный свет, а шоферы ругались и крутили у виска указательным пальцем.
      
       С тех пор изобретатель больше не приезжал в город. Он уехал домой и теперь изобретал только что-нибудь для себя.
       Он взял лист бумаги, написал на нём: "Автомобиль", чертил и вычислял несколько месяцев и заново изобрёл автомобиль, потом изобрёл эскалатор, потом - телефон, а потом - холодильник.
       Всё, что он видел в городе, он теперь изобретал заново.
       И каждый раз, когда он делал очередное изобретение, он рвал чертежи, выбрасывал их и говорил: - Это уже существует.
       Однако всю жизнь он был истинным изобретателем, хотя изобретать вещи, уже существующие, - трудно, и только изобретатели это умеют.
      
       5. Америки не существует
      
       Есть у меня история про одного человека, который рассказывает истории. Много раз я говорил ему, что не верю в эти истории.
       - Они лгут, - говорил я, - они кружат голову, они - плод фантазирования и обмана.
       Но это не заботило его. Он преспокойно рассказывал дальше, а когда я начинал кричать: "Вы лгун, мошенник, фантазёр, обманщик!" - он долго смотрел на меня, качал головой, грустно улыбался и потом произносил так тихо, что меня почти охватывал стыд:
       - Америки не существует.
       И, чтобы его как-то утешить, я пообещал ему записать одну из его историй.
      
       Она начинается пятьсот лет тому назад при дворе одного короля, короля Испании. Дворец, шёлк и бархат, золото, серебро, бороды, короны, свечи, лакеи и служанки; придворные, что в серых утренних сумерках вонзают шпаги в животы друг другу, накануне вечером бросив друг другу к ногам перчатки в знак вызова. Стражи на башне трубят в фанфары. И вестники, спрыгивающие с коня, и вестники, вскакивающие в седло, друзья королю и ложные друзья, дамы, прелестные и опасные, и вино, и, вокруг дворца, люди, не знающие ничего другого, как только платить за всё это.
       Но ведь тот король и не знал ничего иного, кроме как жить подобным образом, а то, кто как живёт - прожигая жизнь или, наоборот, в нищете, в Мадриде или в Барселоне, или где-то ещё, - в конечном счете, одно и то же: скучная повседневность. Кто живёт в Барселоне - хотел бы уехать куда-нибудь ещё, а кто живёт где-то ещё - думает, будто прекрасна именно Барселона.
       Бедняки воображают, будто жить так, как король, - прекрасно, и страдают из-за того, что, по мнению короля, бедняку положено быть бедняком.
       Утром король встаёт с постели, вечером король идёт спать, и дни напролёт скучает в своих заботах, со своими слугами, своим золотом, своими шелками, скучает при своих свечах. Ложе его роскошно, однако и на нём нечего больше делать, кроме как почивать.
       Утром слуги делают глубокие поклоны, каждое утро одинаково глубокие, - король и к этому привык, так что не обращает на них внимания. Один подаёт ему вику, другой подаёт ему нож, третий пододвигает стул, и люди, разговаривая с ним, говорят "Ваше Величество" и ещё множество замечательных слов, и ничего более. Никто никогда не говорит ему: "дурак!" или "болван!", а всё, что говорят ему сегодня, говорили и вчера. Такая вот жизнь.
       Вот почему у королей есть придворные шуты.
       Они могут делать, что хотят, говорить, что хотят, лишь бы королю стало смешно, а когда он уже не может смеяться, он велит их казнить или что-нибудь в этом роде.
       Так, был у нашего короля один дурак, который искажал слова. Короля это смешило. Вместо "Величество" шут говорил "Левичество", вместо "дворец" - "дровец", а вместо "добрый день" - "бодрый бень".
       Мне это кажется глупостью, но королю это казалось смешным. Целых полгода он находил это смешным, вплоть до седьмого июля, а восьмого, когда он проснулся и пришёл шут и сказал: "Бодрый бень, Аше Левичество", король произнес: "Повесьте-ка его!"
       Другой шут, толстяк по-имени Пепе, угождал королю всего три с небольшим дня: смешил его тем, что сиденья дам и господ, князей, герцогов, баронов и рыцарей намазывал мёдом. На четвёртый день он намазал мёдом стул короля, и королю стало уже не до смеха, и не стало дурака.
       Затем король купил ужаснейшего в мiре дурака. Тот был безобразен - одновременно толстый и худой, высокий и низкий, с кривой левой ногой. Никто не знал - то ли он не умел говорить, то ли намеренно молчал, то ли был немым. Взгляд у него был злой, лицо - угрюмое, и только звали его забавно - Гусёнок.
       Отвратительнее всего был его смех. Он начинался с какого-то слабого стеклянного звона где-то глубоко у него в брюхе, затем, медленно поднимался к горлу, лицо у него делалось багровым, он бы задыхался, гудел, урчал, кричал, топал, плясал и хохотал; короля это веселило, в то время и другие бледнели, начинали дрожать и ужасаться. А когда люди в окрестностях замка слышали смех шута, они захлопывали двери, запирали окна и ставни, укладывали детей спать, а уши затыкали воском.
       Смех был самое отвратительное из всего, что было у Гусёнка.
       Что бы ни произнёс король, Гусёнок хохотал, Король говорил вещи, над которыми никто бы не смог смеяться, а Гусёнок хохотал. И однажды король сказал: "Гусёнок, я тебя повешу".
       Гусёнок же на это расхохотался так дико, как никогда прежде.
       Так что король решил повесить его на следующий день. Он приказал соорудить виселицу и настроен был очень серьёзно: ему хотелось услышать, как Гусёнок захохочет при виде виселицы. Затем он приказал всем подданным стать зрителями этого зловещего представления. Но люди попрятались, позакрывали двери, и наутро у виселицы собрались только король да палач, да слуги, да хохочущий Гусёнок.
       И король крикнул своим слугам:
       - Подать сюда людей!
       Слуги обошли весь город, но никого не нашли, так что король разгневался, а Гусёнок всё потешался.
      
       Наконец слугам удалось отыскать одного ребёнка, и они заставили его предстать перед королём. Ребёнок был маленький, бледный и робкий. Король указал ему на виселицу и приказал ему смотреть.
       Ребёнок посмотрел на виселицу, улыбнулся, захлопал в ладоши и с удивлением заметил:
       - Должно быть, вы добрый король, раз соорудили насест для голубей; видите, двое уже уселись на нём.
       - Да ты дурак! - сказал король. - Как тебя звать?
       - Я дурак, господин король, а зовут меня Коломбо, моя мамаша зовёт меня Коломбин.
       - Так вот, дурак, - сказал король, - здесь кое-кого повесят.
       - И как же его зовут? - спросил Коломбин, и, услышав имя, сказал: - Прекрасное имя. Значит, его зовут Гусёнком. Как можно повесить человека с таким красивым именем?
       - Он так отвратительно смеется! - сказал король и велел Гусёнку захохотать, и Гусёнок захохотал вдвое отвратительнее, чем накануне.
       Коломбин выразил удивление, потом сказал:
       - Господин король, по-вашему, это отвратительно?
       Король был обескуражен и не сумел ответить, а Коломбин продолжал:
       - Не то чтобы мне уж очень понравился его хохот, но между тем голубки всё сидят на виселице - он их не испугал, значит они не находят его смех ужасным. А у голубей тонкий слух.
       Надо позволить ему бежать.
       Король поразмыслил и потом сказал:
       - Гусёнок, убирайся к чёрту!
       И тут Гусёнок впервые промолвил слово. Он сказал Коломбину: - Спасибо! - и улыбнулся приятной человеческой улыбкой, затем ушёл.
       Больше теперь не было у короля дураков.
       - Пойдём со мной, - сказал он Коломбину. Королевские слуги и слукавили, графы и все прочие решили, что Коломбин отныне новый придворный шут.
      
       Однако Коломбин был совсем не весёлым. Он всё удивлялся, говорил редко и не смеялся, а лишь улыбался и никого не смешил.
       - Он не дурак, он - болван! - говорили люди, и Коломбин отвечал: - Я не дурак, я болван. И люди насмехались над ним.
       Король, узнав об этом, рассердился, но Коломбин не жаловался: ему было всё равно, что над ним насмехаются.
       При дворе были сильные люди и были умные люди, король был королём, женщины были красивыми, а мужчины храбрыми, священник был набожным, а кухарка была прилежной - только вот Коломбин был никаким.
       Если кто-то говорил: - Ну-ка померяемся силами, Коломбин, тот отвечал: - Я слабее тебя.
       Если кто-то говорил: - Сколько будет дважды семь? - Коломбин отвечал: - Я глупее тебя.
       Если кто-то говорил: - Ну-ка рискни перепрыгнуть через ручей, - Коломбин отвечал: - Нет, я не рискну.
       Когда же король спросил: - Коломбин, кем ты хотел бы стать? - тот ответил: - Я никем не хочу стать, я уже есть, я - Коломбин.
       Король сказал: - Но чем-нибудь ты должен же стать! - и Коломбин спросил: - А чем вообще становятся?
       Тогда король сказал: - Вон там человек, бородатый, загорелый, с виду угрюмый моряк. Он хотел стать моряком и стал им он плавает по морям на паруснике и открывает новые земли для своего короля.
       - Если ты хочешь, мой король, - сказал Коломбин,- я стану моряком.
       На это весь двор расхохотался, И Коломбин убежал прочь из зала с криком:
       - Я открою страну, я открою страну!
       Люди стали переглядываться и качать головами, а Коломбин выбежал; из дворца| побежал через город, через поле и кричал крестьянам, что стояли на поле и глядели на него.
       - Я открою страну, я открою страну!
       И он ушёл в лес, и прятался целую неделю в зарослях, и целую неделю никто ничего не слышал о Коломбине, король же был опечален и укорял себя, и упрекали себя придворные за то, что смеялись над Коломбином.
       И обрадовались они, когда спустя неделю страж затрубил на башне в фанфару, а Коломбин, пройдя через поле, вошёл в город-ские ворота, предстал перед королём и сказал:
       - Мой король, Коломбин нашёл страну! И поскольку придворным больше не хотелось смеяться над Коломбином, они сделали серьёзные лица и стали расспрашивать;
       - Как же она называется и где находится?
      
       - Она ещё не имеет названия, ведь я её только что открыл. А находится она далеко-далеко в море, - отвечал Коломбин. Тогда поднялся бородатый моряк и сказал:
       - Ладно, Коломбин, я, Америго Веспуччи, пойду искать эту страну. Скажи мне, где это находится? - Поплывёте по морю всё прямо, прямо, и плывите, пока не достигнете этой земли, и не сомневайтесь, - сказал Колом-бин и сильно испугался, так как он солгал - страны-то ведь никакой не было, - и от страха он перестал спать.
       Тем временем Америго Веспуччи отправился на поиски. Никому неизвестно, куда он отправился. Может, он тоже спрятался в лесу. Но вот затрубили фанфары, и Америго вернулся. Коломбин сильно краснел и не отваживался глядеть мореплавателю в глаза. Веспуччи явился к королю, подмигнул Ко-ломбину, глубоко вздохнул, снова подмигнул Коломбину и произнёс громко и чётко, так чтобы все могли его слышать:
       - Мой король, страна есть!
       Коломбин был так рад, что Веспуччи его не выдал, так рад, что подбежал к нему, обнял и воскликнул:
       - Америго, мой дорогой Америго!
       А люди решили, что таково название страны, и они назвали эту несуществующую страну "Америка".
       - Ты теперь настоящий человек, - сказал король Коломбину, отныне тебя будут называть Колумб.
       И прославился Колумб, и все дивились на него и перешёптывались: "Он открыл Америку".
       И думали все они, что Америка существует, только Колумб сомневался в этом и за всю жизнь он ни разу не осмелился спросить моряка об истине.
       Но вскорости и другие отправились в Америку, затем ещё другие. А те, что возвращались, подтверждали: "Америка существует!"
       - Я, - сказал тот человек, который рассказал мне эту историю, - я никогда не был в Америке. Я не знаю, существует ли она. Возможно, люди так говорили, чтобы только не разочаровать Коломбина. И когда сегодня два человека рассказывают об Америке, они перемигиваются и говорят, как правило, что-то неотчётливое про какие-то "Штаты" или "где-то там", или как-нибудь ещё.
       Может быть, людям, желающим попасть в Америку, в самолёте или на корабле рассказывают истории о Коломбине, а потом люди где-нибудь прячутся, чтобы по возвращении рассказать о ковбоях и небоскрёбах, о ниагарском водопаде и о Миссисипи, о Нью-Йорке и о Сан-Франциско.
       Во всяком случае, все рассказывают одно и то же; рассказывают о том, что было известно ещё до того, как они отправились в путь; и всё это весьма подозрительно.
       Но люди всё спорят и спорят о том, кто такой был этот Колумб.
       Но я-то знаю!


  • Оставить комментарий
  • © Copyright бикзель, петер (lukyanovandrej@yandex.ru)
  • Обновлено: 21/09/2016. 40k. Статистика.
  • Сборник рассказов: Перевод
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.