Аннотация: Мартьянов В.С. Кризис Просвещения и православная этика в политике // Православие третьего тысячелетия. Материалы V и VI научно-практических конференций. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской Епархии, 2004. С. 127-130.
Современное гражданское общество Запада возникло из микромодели протестантской секты, легитимировавшей хрематистику, то есть, логику капитала, целью которого является увеличение прибыли. Произошел своего рода откат к Ветхому Завету, делению людей на избранных и изгоев от рождения, предопределенности и т.п. В светской сфере наиболее полно это мировоззрение выражает либерализм, с его идеями секулярного гражданского общества, независимости человека от различных писаных и неписаных правил общества, в котором он живет, доминированием логики Капитала над этикой и культурой и т.д. Является ли вытекающая из этого протестантско-либерального сплава политическая этика универсальной и является ли ее кризис всеобщим кризисом? На наш взгляд, речь о кризисе может идти только в западной культуре, из социокультурных условий которой и выросли Реформация, Просвещение, хрематистика.Россия представляет собой иной тип цивилизации, в основании которого лежит микромодель православной общины или "мира". Природа человека и этика здесь совершенно другие, связанные с идеями коллективного спасения и братства людей во Христе. Человек здесь представляет соборную личность, а не атомизированного "падшего" индивида, а солидарность является более естественной установкой людей, чем искусственная конкуренция за прибыль, где другой человек есть не цель, но только средство. Кроме того, народ здесь как "теплое" органическое традиционное общество образует особое единство, к которому применима метафора "большой семьи". На Западе, гражданское общество - это "взвесь" атомов-индивидов, находящихся друг с другом в состоянии "холодной войны" - bндивидуальной, классовой, межнациональной.
|