Слободкина Ольга
Р.М. Рильке "Дуинские Элегии" . Элегия первая
Lib.ru/Современная:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Помощь]
Райнер Мария Рильке
ДУИНСКИЕ ЭЛЕГИИ
(перевод Ольги Слободкиной-von Bromssen)
Элегия первая
Если я закричу,
кто услышит средь ангельских чинов?
А и если
один из них
примет вдруг к сердцу мой крик -
содрогнусь.
Мне не выжить с ним рядом,
с Огромным Его Совершенством.
Красота - только первый укол
ужаса,
переносимый,
но как сердце зашлось,
оттого, что мы поняли холод,
с которым она отстранилась,
чтоб нас не разрушить.
Каждый Ангел ужасен!
А раз это - так,
задыхаясь сглотну я свой писк и рыдание.
Так к кому обратиться в нужде?
К Ангелам?
Нет.
К людям?
Нет.
И хитрющие звери
давно уж смекнули,
как нам здесь неуютно,
в разгаданном мире.
Что ж тогда остается?
Быть может, сосна на холме,
на которую смотришь ты изо дня в день,
иль вчерашняя улица,
да порочная верность привычке,
что нас утешала
и осталась в глубинах навек.
Да, и ночь,
ночь, когда ветер,
наполненный космосом,
ноет на лицах,
приподнятых к небу...
Ты ждала бы любого,
желанная ты, что слегка огорчишь,
ты, кого одинокому сердцу придется
встретить с немалым усилием...
Но разве любовникам легче?
Нет, лишь умеют они
быть вместе,
тем самым скрывая
друг от друга
свою же судьбу...
Ты все еще не понимаешь?
Брось пригоршню пустот
в пространства того,
что вдыхаем...
Может, птицы,
почуют расширенный воздух,
входя во стремительный взлет?
Верно, весна не придет без тебя.
вот и звезды построились в ряд
в надежде, что ты восхитишься,
и волна всколыхнулась навстречу из прошлого...
так же и скрипка
предложила свой звук,
когда шел ты меж окон открытых.
То наставления были,
предназначение.
А сможешь исполнить?
Вечно тебя отвлекало
ожидание того,
что имеет название -
приближение любимой.
(И где бы хранил ее ты,
когда эти огромные странные мысли -
как приливы-отливы в ночи?)
Но пой, долг велит,
о великих влюбленных:
их славе
долгий путь предстоит
перед входом в Бессмертие...
Ты почти позавидовал им,
безнадежно влюбленным,
которых увидел
влюбленными больше счастливых,
взаимновлюбленных -
так начни вновь и вновь
прославлять их словами,
бессильными живописать.
Подумай:
герой выживает.
Даже останки его -
всего лишь предлог,
чтоб продолжить
совершенность рождения.
Но природа, исчахнув,
забирает влюбленных к себе,
будто не в силах исполнить
дважды энергий обвал.
Думал ли пристально ты
О Стампе Гаспаре?
Размышлял ли подробно о ней?
Так, чтобы девушка,
что потеряла любимого,
смогла бы сказать
по примеру безмерной любви:
"Так же и я поступлю".
Не пора ли и этим страданиям древним
начать приносить нам плоды?
Разве время еще не пришло,
чтоб в любви
мы смогли бы себя свободить
от любимого
и, дрожа, испытать,
как стрела тетиву,
собираяся с силой, -
себя превзойти при стрельбе,
чтоб уже ничего не осталось,
ни единого места?
Голоса, голоса!
Слушай, о сердце,
как только святые...
Слушай
и жди тот огромный призыв,
что тебя оторвет от земли,
но они продолжали склоняться -
непостижимые души,
не замечая своей левитации.
Вот как полно - "имеющий уши"!
Ты же не выдержишь
Бога услышанный глас -
нет.
Но слушай
дыхание нежности...
и бесконечную весть -
она прорастет в тишине.
Ее шелест к тебе доносился
от тех, кто ушел молодым.
Когда же ты в храмы входил
в Неаполе, в Риме,
разве не судьбы их
мягко касались тебя?
Или надгробная надпись,
что сильно тебя захватила...
Помнишь - в Санта Мария Формоза
недавно.
Что им во мне?
Я должен мягко стереть
ощущение своей же
несправедливости легкой -
она иногда замедляет
движения их чистого духа.
Странно, конечно,
больше не жить на Земле,
оставить привычки, к которым
только что стал привыкать,
не придавая значения розам
и прочим вещам,
как будущим знакам судьбы.
И уж не чувствовать Длань,
что не может ослабнуть
из страха тебя уронить
и даже
в сторону
имя твое отложить,
словно куклу без рук.
Странно уже не мечтать,
не гадать.
Странно увидеть все то,
что казалось единым,
а теперь растеклось во все стороны.
Трудно быть мертвым...
Пытаешься ты
время свое наверстать,
что упущено было,
пока не начнешь -
незаметно -
ощущать
дуновения Вечности.
Но живые не правы
в своих резких границах различий.
Ведь и Ангелы часто не ведают,
с кем они - с мертвыми или живыми...
так мне показалось.
Вечности дрейф
тянет все возрасты мира
сквозь оба пространства
и звук ее слышен везде.
Тот, кто ушел молодым,
вскорости нас забывает -
можно совсем отстраниться от мира вещей,
нежно,
словно младенец,
что незаметно подрос
и отнят от груди.
Только тот, кто нуждается в тайнах огромных,
тот, кто пьет из источника грусти,
веселья и роста,
как может он обойтись в своей жизни без них?
Разве бессмысленна древняя притча,
где музыка вдруг заиграла
в разгаре рыданий по Лину,
пронзая сухую бесчувственность
в ошеломленном пространстве,
где юноша-Бог
почти перестал пребывать,
заставив пустоты звучать,
так, чтоб они потрясли,
успокоили
и помогли нам
сейчас?
Связаться с программистом сайта.