| |
В пособии раскрывается сущность инновационных подходов к совершенствованию образования как средства его модернизации и их использование для совершенствования методической системы обучения математике и методики ее преподавания в научно-методических исследованиях кафедры методики преподавания математики и педтехнологии ТГПИ им. Д.И. Менделеева. Пособие адресовано учителям математики, информатики, студентам и преподавателям высших и средних педагогических учебных заведений, аспирантам и соискателям ученой степени кандидата педагогических наук по специальности "13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (математика)", а также слушетелям, обучающимся по программам дополнительного (к высшему) образования "Преподаватель высшей школы"/"Преподаватель". |
Федеральное агентство по образованию
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"тюменский государственный нефтегазовый университет"
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
кафедра теории и методики
профессионального образования
О.Б. Епишева, Е.Е. Волкова, В.Е. Гусева, С.В. Демисенова,
Х.Х. Кадралиева, В.В. Клюсова, Т.В. Оленькова, Д.Ю.Трушников, Л.П. Шебанова, З.И. Янсуфина
ИНТЕГРАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ
ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ
В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ:
вопросы теории и практики
Тюмень
2009
No ТюмГНГУ, 2009
No Кафедра теории и методики профессионального образования ТюмГНГУ
Тюмень, 2009
ПРЕДИСЛОВИЕ
Авторы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ В ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Системный подход в образовании
1.1.1. Сущность понятий системы и системного подхода
1.1.2. Понятие педагогической системы
Таблица 1
Понятие педагогической системы
Автор, год |
Определение |
И.В. Кузьмина 1989 г. |
|
Ю.К. Бабанский 1989 г. |
|
В.П. Беспалько 1989 г. |
|
В. Оконь 1990 г. |
|
Б.Т. Лихащев 1992 г. |
|
П.И. Пидкасистый 1995 г. |
|
В.С. Безрукова 1996 г. |
|
Рис. 1. Структура педагогической системы (В.П. Беспалько)
1.1.3. Система содержания образования
Рис. 2. Структура методической системы (А.М. Пышкало)
1.2. Гуманистический подход к обучению
1.2.1. Концепция гуманизации образования
1.2.2. Концепция развивающего обучения
1.2.3. Цели образования в условиях его гуманизации
1.2.3. Уровни обучения и стандарты образования
1.2.4. Развивающие и воспитательные возможности математики
1.2.5. Гуманитаризация математического образования
Таблица 2
Некоторые пути гуманитаризации математического образования
Автор |
Методы гуманитаризации обучения математике |
Н.Я. Виленкин |
|
Г.Д. Глейзер, Р.С. Черкасов |
|
Г.Д. Глейзер |
|
Г.В. Дорофеев |
|
А.А. Дорофеева |
|
О.Б. Епишева |
|
А.Г. Мордкович |
|
Г.И. Саранцев |
|
А.А. Столяр |
|
В.М. Тихомиров |
|
1.2.6. Основные идеи педагогики сотрудничества
1.3. Дифференцированный подход к обучению
1.3.1. Понятие дифференциации обучения
1.3.2. Направления, формы, виды, уровни и степень
дифференциации обучения
1.3.3.Критерии дифференциации обучения
Таблица 3
Критерии дифференциации обучения
Автор |
Виды критериев |
И.М. Чередов (1973 г.) |
|
Ю.М. Колягин, В.А. Оганесян и др. (1975) |
|
Е.С. Рабунский (1975 г.) |
|
В.А. Крутецкий (1976 г.) |
|
З.И. Калмыкова (1981 г.) |
|
А.А. Кирсанов (1982 г.) |
|
Н.И. Мурачковский (1988 г.) |
|
Н.А. Менчинская (1990 г.) |
|
И.Э.Унт (1990 г.) |
|
М.Б. Миндюк (1991 г.) |
|
В.В. Куприянович (1991 г.) |
|
В.В. Пикан (1994 г.) |
|
С.В. Воробьева (1999 г.) |
|
О.Б. Епишева (1999 г.) |
|
М.В. Степанова (2000 г.) |
|
1.3.4. Понятие дифференцированного подхода к обучению
Таблица 4
Дифференцированный подход к обучению
Автор |
Содержание понятия |
И.М. Чередов (1973 г.) |
|
А.З. Макоев (1974 г.) |
|
Е.С. Рабунский (1975 г.) |
|
Г.Д. Глейзер (1981 г.) |
|
Ю.К. Бабанский (1982 г.) |
|
А.А. Кирсанов (1982 г.) |
|
Н.И. Мурачковский (1988 г.) |
|
И.Э.Унт (1990 г.) |
|
И.С. Якиманская (1991 г.) |
|
М.Б. Миндюк (1991 г.) |
|
И.М. Осмоловская (1998 г.) |
|
Р.А. Утеева (1998 г.) |
|
С.В. Воробьева (1999 г.) |
|
М.В. Степанова (2000 г.) |
|
Ю.В. Борисова (2003 г.) |
|
1.3.5. Особенности дифференциации обучения математике
1.3.6. Личностная ориентация образования
1.4. Информационный подход к обучению
1.4.1. Концепция информационного подхода к обучению
1.4.2. Программированное обучение
1.4.3. Алгоритмизация обучения
1.4.4. Компьютеризация обучения
1.4.5. Компьютерный (электронный) учебник
1.4.6. Информационные технологии обучения
1.4.7. Использование ресурсов Интернета в обучении
1.4.8. Оптимизация учебного процесса
Таблица 5
Оптимизация процесса обучения (по Ю.К. Бабанскому)
Компоненты и условия процесса обучения |
Способы оптимизации преподавания |
Способы оптимизации учения |
1. Задачи обучения |
1а. Комплексное планирование задач образования, воспитания и развития. 1б. Конкретизация задач обучения на основе изучения реальных возможностей обучаемых и условий обучения. |
1а. Принятие задач и стремление активно их реализовать в своей деятельности. 1б. Планирование дополнительных задач с учетом своих возможностей. |
2. Содержание обучения |
Выделение главного в содержании обучения, стремление обеспечить его усвоение учащимися. Выбор оптимальной последовательности изучения темы. |
Концентрация внимания на главном, стремление усвоить самое существенное. |
3. Структура занятия |
Выбор оптимальной структуры занятия. |
Активная деятельность на всех этапах занятия. |
4. Методы и средства обучения |
Выбор наиболее рациональных методов и средств преподавания и контроля. Внесение необходимых корректив в их применение на занятии. |
Рациональная самоорганизация, самостимулирование и самоконтроль в учении. |
5.Формы обучения |
Выбор наиболее рационального сочетания групповых и индивидуальных форм обучения с целью его дифференциации. |
Стремление опереться на сильные стороны своих возможностей и подтянуть слабые. |
6.Планирование затрат времени |
Выбор наиболее рационального темпа обучения, применение специальных приемов экономии времени на занятиях. |
Рациональное расходование времени, стремление ускорить темп своей учебной деятельности |
7. Условия обучения |
Создание благоприятных условий для обучения. |
Участие в улучшении условий для обучения. |
|
Выявление соответствия результатов реальным возможностям обучаемых и нормативам затрат времени обучающих и обучаемых. |
Самоанализ результатов учения, сравнение их со своими возможностями, оценка рациональности затрат. |
1.5. Деятельностный подход к обучению
1.5.1. Концепция деятельностного подхода к обучению
1.5.2. Структура учебной деятельности
Рис. 3.Структура учебной деятельности
1.5.3. Совершенствование методической системы обучения
на основе деятельностного подхода
1.5.4. "Активные" методы обучения
1.6. Технологический подход к обучению
1.6.1. Причины появления и сущность технологического подхода к обучению