| |
В книге содержатся сведения по различным сторонам деятельности преподавателя современного вуза. Особое внимание уделяется воспита-тельной работе, способствующей становлению личности студента как субъекта культуры, и творчеству преподавателя. Рассматриваются важ-ные для преподавателя вопросы авторского права. Адресованная студентам непедагогических вузов, рассматривающим преподавание в вузе как свое будущее, и студентам педагогических ву-зов, интересующимся нетрадиционным подходом к традиционно педаго-гическим объектам, книга может быть полезна для магистрантов, аспи-рантов и начинающих освоение преподавания в вузе специалистов с высшим образованием, не имеющих педагогической подготовки, может использоваться также как справочник для самостоятельного изучения от-дельных аспектов деятельности преподавателя. |
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Тюменский государственный нефтегазовый университет"
Д. Ю. Трушников
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Допущено Учебно-методическим объединением
по профессионально-педагогическому образованию
в качестве учебного пособия для слушателей институтов и факультетов повышения квалификации, преподавателей, аспирантов
и других профессионально-педагогических работников
Тюмень
ТюмГНГУ
2009
Рецензенты:
профессор, доктор педагогических наук В. М. Монахов
профессор, доктор педагогических наук С. Н. Глазачев
доктор педагогических наук, кандидат психологических наук
Н. А. Алексеев
|
|
Т 75 |
|
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
|
5 |
|
10 |
|
10 |
|
14 |
|
16 |
|
19 |
|
|
|
24 |
|
24 |
|
27 |
|
31 |
|
35 |
|
42 |
|
48 |
|
52 |
|
56 |
|
|
|
59 |
|
59 |
|
61 |
|
69 |
|
72 |
|
|
|
74 |
|
74 |
|
77 |
|
86 |
|
97 |
|
|
|
103 |
|
103 |
|
105 |
|
107 |
|
116 |
|
118 |
|
|
|
122 |
|
122 |
|
129 |
|
133 |
|
135 |
|
137 |
|
139 |
|
140 |
|
|
|
147 |
|
147 |
|
157 |
|
171 |
|
187 |
|
200 |
|
208 |
|
209 |
|
218 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. ПРЕПОДАВАНИЕ В ВУЗЕ КАК ВТОРАЯ ПРОФЕССИЯ
СПЕЦИАЛИСТА, НЕ ИМЕЮЩЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Объективная необходимость привлечения к преподаванию в вузе выпускников своего или родственного вуза
1.2. Психологические особенности деятельности преподавателя
И то, что духом времени зовут,
есть дух профессоров и их понятий.
И. В. Гёте
1.3. Государственные и международные требования для достижения квалификации "Преподаватель высшей школы"
1.4. Особенности освоения преподавания в вузе
начинающими преподавателями
2. СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Причины обращения к философскому рассмотрению проблем
образования в наше время
2.2. Субъективный опыт человека и объективизированный опыт
человечества
2.3. Усвоение объективизированного опыта и образование
2.4. Парадигмы управляемого усвоения
2.5. Международная стандартная классификация образования
и сущностное определение высшего образования
2.6. Методологические аспекты становления научных теорий
2.7. Образование как сфера социальной практики и предмет теории
2.8. Закон сохранения информации, необходимой для отбора,
и сфера образования
3. СИСТЕМНЫЕ ЭФФЕКТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Образование есть функция государства,
осуществляемая им для достижения
вполне определенных целей.
Аристотель
3.1. Системная цель деятельности преподавателя высшей
технической школы
3.2. Общекультурная компонента высшего образования
3.3. Специфика становления в вузе профессиональных качеств
современного инженера
3.4. Направления специализации специалистов технического профиля
4. НА ПУТИ К НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ РОССИИ И ЦЕЛЯМ ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
4.1. Уточнение понятия "воспитание" для условий высшей школы
4.2. Необходимость опоры целей воспитания на цели развития общества
4.3. Поиски новых подходов к воспитанию
4.4. Цели развития современного российского общества
и цели воспитания
5. ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
5.1. Традиционные и потенциальные пути воспитания
5.2. Ядро нравственности и его современные проекции
5.3. Потенциал управления социализацией в вузе
5.4. Воспитательный потенциал действий преподавателя
5.5. Свобода выбора образовательной траектории и адаптация структур высшего образования для удовлетворения потребностей
личности
6. СТАНОВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ВЫПУСКНИКА
И ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
6.1. Творчество и рутина в инженерной практике
6.2. К вопросу об обучении творчеству.
Специфика и принципы решения творческих задач
6.3. Ассоциативная гипотеза творчества и ее применение
6.4. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и ее применение
6.5. Психологическая специфика групповой творческой деятельности
6.6. Творческие аспекты деятельности преподавателя
6.7. Результаты творчества и авторское право
7 . ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
7.1. Кластерный подход в профессиональном образовании
Рис. 1. Структура регионального многоуровневого кластера
Рис. 2. Университетский комплекс (ТюмГНГУ)
в социокультурном пространстве региона
Рис.3. Университетский комплекс (ТюмГНГУ)
в структуре регионального кластера в сфере промышленного природопользования
Рис 4. Технологический аспект проектирования образовательного пространства вуза в контексте кластеризации
Рис. 5. Кластеризация университетского комплекса
Таблица 1
Факторы макроокружения предприятия
|
|
|
|
Налоговое законодательство |
Инфляция |
Культурные перемены |
Инвестиции в исследования и разработки |
Темпы инфляции |
Жизненные ценности клиентов |
||
Политические перемены всех уровней |
Общие тенденции динамики ВНП |
Демографические перемены |
Общие затраты на исследования и разработки |
Размер ВНП на душу населения |
Возрастное и географическое распределение населения |
||
Изменения в трудовом законодательстве |
Обменный валютный курс |
Распространение технологических перемен в отрасли |
|
Наличие и стоимость энергоносителей |
Уровни рождаемости и смертности |
Окончание табл. 1
Экологическое законодательство |
Уровень занятости населения |
Модели распре- деления доходов |
Наличие продуктов-заменителей |
Инвестиционный климат |
Ожидаемая длительность жизни |
Информационные технологии |
|
Критические ситуации |
Банковская политика |
Здоровье населения |
Электронная торговля (Интернет и интранет) |
Военные действия |
Процентная ставка |
Образовательный уровень населения |
7.2. Система воспитания в структуре образовательного кластера
Рис. 6. Структурная схема личностно-ориентированного воспитания
Таблица 2
Методологическая основа построения
воспитательного пространства вуза
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3
Смысложизненные ориентации
в воспитательном пространстве вуза
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4
Основные задачи профессионального воспитания
Сфера деятельности |
Основные задачи |
1 |
2 |
|
|
Окончание табл. 4
1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
в сфере промышленного природопользования
Рис. 8. Система воспитания в структуре образовательного кластера
Таблица 5
Критерии и показатели сформированности у студентов
гуманистического отношения к природе
Критериальный тип |
Критерии |
Показатели |
1 |
2 |
3 |
Миропонимание |
Миропонимание |
|
Содержательность |
|
|
Отношение |
Ответственность |
|
Осознанность и сознательность |
|
Окончание табл. 5
1 |
2 |
3 |
|
||
Действенность |
Действенность |
|
Готовность к совместным действиям |
|
|
|
Рис. 9. Уровни проявления сформированности отношения к природе, этапы становления и средства воспитания гуманистического отношения к природе
Таблица 6
Анализ системы воспитания в ТюмГНГУ
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
Окончание табл. 6
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
7.3. Системный подход к проектированию и моделированию структуры и содержания воспитательного процесса
Таблица 7
Основные задачи профессионального воспитания студентов
Сфера деятельности |
Основные задачи |
|
|
|
|
|
|
компетентность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 10. Компетентностная модель личности выпускника ТюмГНГУ
7.4. Технология воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
Таблица 11
Технология мониторинговых исследований
Субъект бразовательного процесса |
Содержание мониторинговых исследований |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 12
Технология воспитания в ТюмГНГУ
Составляющие |
Особенности технологии воспитания в ТюмГНГУ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальные характеристики человека:
|
Критерии воспитанности - позитивная Я-концепция - мировосприятие - самоактуализация в адекватный уровень личностной - знание и уважение других культур деятельности тревоги - принятие культурных ценностей |
Рис. 12. Структура процесса воспитания инженера-интеллигента 7.5. Специфика воспитательного процесса в инженерном вузе
нефтегазового профиля
Рис. 13. Система формирования специфической культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебное издание
Трушников Денис Юрьевич
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Редактор Г. Б. Мальцева
Подписано в печать 05.11.2009. Формат 60х90 1/16. Усл. печ. л. 14,25.
Тираж 500 экз. Заказ N 348.
Издательство государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
"Тюменский государственный нефтегазовый университет".
625000, Тюмень, ул. Володарского, 38.
Отдел оперативной полиграфии издательства.
625039, Тюмень, ул. Киевская, 52.
226
ТюмГНГУ
Учреждения культуры и спорта
Образовательная политика
Культура региона
Политические партии
Учреждения дополнительного образованияя
Региональная молодежная субкультура
Молодежные движения региона
Молодежная
политика
Региональная специфика дизайна урбосреды
Природа
Культурно-личностная идентификация
Культура
Мир
Отечество, государство
Семья
Я
Микросоциум
Личностно-результативный уровень
БЛОК К2 (университетский комплекс)
БЛОК К1 (КЛАСТРЕРОБРАЗУЮЩиЕ ПРЕДПРИЯТИя)
Цель и результат воспитания
(личностно-профессиональная
компетентность; инженер-интеллигент)
Личностный рост как непрерывное развитие личностно-профессиональной
компетентности преподавателей и студентов в ходе образовательного процесса
Личностный рост как непрерывное развитие личностно-профессиональной
компетентности специалистов в условиях образовательного кластера
Ценностное
основание -
воспитание в контексте концепции устойчивого развития
Онтологическое
основание -
воспитание в контексте компетентностного подхода
Технологическое
основание -
организация воспитания с учетом социального заказа в контексте кластерного подхода
Методологический уровень
ПРИНЦИПЫ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА
Факторы внешней среды
Требования культуры
Цель: формирование компетентной личности выпускника
Процессы личностного роста
развитие
инкультурация
социализация
Векторы воздействия на воспитание
Стадии личностного роста
Результат: личность инженера-интеллигента
Уровни развития личности
Низкий
Средний
Высокий
|