| |
В учебнике, на основе анализа сущности технологического подхода в образовании, его основной цели - достижении современного качества образования выпускника образовательного учреждения на этапе его модернизации - изложены современные подходы к решению традиционной проблемы совершенствования дидактической системы профессионального учебного заведения. |
Федеральное агентство по образованию
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО "Тюменский государственный нефтегазовый университет"
Институт гуманитарных наук
Кафедра теории и методики профессионального образования
Е.Е. Гусева, О.Б. Епишева, В.М. Монахов, Д.Ю. Трушников
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
вопросы теории и практики
Тюмень
ТюмГНГУ
2009
ГОУ ВПО Тюменский государственный
нефтегазовый университет
Институт гуманитарных наук
Кафедра теории и методики
профессионального образования
Тюмень, 2009
ПРЕДИСЛОВИЕ
Авторы
ВВЕДЕНИЕ
Причины появления технологического подхода в образовании
Понятие педагогической технологии и ее проектирования
Рис.1. Основные технологические процедуры
Классификация педагогических технологий обучения
ГЛАВА I
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Педагогическая технология академика В.М. Монахова
1.1.1. Общая характеристика технологии проектирования
учебного процесса
Таблица 1
Форма технологической карты в технологии проектирования учебного процесса В.М. Монахова
|
||
|
||
1. Целеполагание |
2. Диагностика |
5. Коррекция |
3. Дозирование домашнего задания |
1.1.2. Примеры проектирования учебного процесса в педвузе
с использованием технологии В.М. Монахова
Таблица 2
Проектирование микроцелей изучения темы
1. Делимость целых чисел. Простые и составные числа. |
|
Ц1 |
Уметь применять теорему о делении с остатком и свойства делимости к решению различных задач на делимость |
Ц2 |
Уметь применять алгоритм Евклида для нахождения НОД целых чисел, его линейного представления и НОК двух чисел |
Ц3 |
Уметь составлять таблицы простых чисел, используя решето Эратосфена, и решать задачи на использование основной теоремы арифметики и свойств числовых функций |
2. Общие вопросы теории сравнений. |
|
Ц1 |
Уметь применять определение и свойства сравнений при составлении полной и приведенной системы вычетов |
Ц2 |
Уметь вычислять остатки при делении степеней на данное число и выводить признаки делимости, используя свойства сравнений и теоремы Эйлера и Ферма (арифметические приложения теории сравнений) |
Рис.2. Объекты диагностирования в теме "Делимость чисел.
Простые и составные числа"
Рис. 3. Объекты диагностирования в теме
"Общие вопросы теории сравнений"
Таблица 3
Логическая структура учебного процесса |
Технологическая карта Тема: "Делимость целых чисел. Простые и составные числа" Д1 Д2 Д3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 |
|
|||||
Целеполагание |
Диагностика |
Коррекция |
|||||
Ц1: Уметь применять теорему о делении с остатком и свойства делимости целых чисел к решению различных задач на делимость. |
Д1: 1. При делении целого числа а на 13 получается неполное частное 17. Найдите наибольшее значение делимого а. 2. Докажите, что одно из пяти последовательных натуральных чисел делится на 5. |
I. Типичные ошибки: - при определении неполного частного и остатка от деления (Ц1); - при использовании свойств делимости, например: а) почему b:c, если (a+b):c и a:c Неверный ответ: т.к. сумма чисел делится на с, то каждое слагаемое делится на с. б) Из того, что (ab):c, делают вывод a:c или b:c, забывая проверить (а,с)=1 - в определении простого числа (Ц3); - при нахождении НОД целых чисел (Ц2); - при вычислениях числовых функций (Ц3); II. Возможные затруднения: - при доказательстве делимости некоторых выражений на данное число (Ц1); - при нахождении линейного представления НОД целых чисел (Ц2); - при решении задач на использование свойства делимости, свойств простых чисел (Ц1,Ц3). |
|||||
|
3. Покажите, что если целое число n не делится на 7, то n3 - 1 или n3 + 1 делится на 7. 4. Найдите a и b, если при любом натуральном n (n3+an+b):(n2+1). |
|
|||||
Ц2: Уметь применять алгоритм Евклида для нахождения НОД целых чисел, его линейного представления и НОК двух чисел. |
Д2: 1. Найдите линейное представление НОД чисел 364 и 308 2. Решите в натуральных числах следующую систему уравнений:
|
|
|||||
|
3. Доказать, что из условий (a,c)=1 и (b,c)=1 следует, что (ab,c)=1. 4. Представьте в следующем равенстве вместо каждой буквы определенную цифру так, чтобы получилось тождество (различным буквам соответствуют различные цифры): ЛИК · ЛИК = БУБЛИК |
|
|||||
Ц3: уметь составлять таблицы простых чисел, используя решето Эратосфена, и решать задачи на использование основной теоремы арифметики и свойств числовых функций. |
Д3 :1. Найдите все простые числа, лежащие между 150 и 200. 2. Разложите на простые множители 26!. |
|
|||||
|
3. Определите, чему равно р, если следующие числа простые: а) р, р + 10, р + 14; б) р, р + 4, р + 14. 4. Докажите, что простых чисел вида 6k - 1 бесконечно много. |
|
|||||
Дозирование домашнего задания |
|||||||
|
Стандарт ("Удовлетворительно") |
"Хорошо" |
"Отлично" |
||||
|
7.20(4), 7.22, 7.31, 7.34 |
7.5, 7.32, 7.14(1) |
7.9(4), 7.40 |
||||
|
7.44(1), 7.72(2), 7.60(2) |
7.79(1), 7.55(2) |
7.61(2), 7.77 |
||||
|
7.93(3), 7.101 |
7.110, 7.132 |
7.116(1), 7.104 |
Таблица 4
Логическая структура учебного процесса |
Технологическая карта Тема: "Общие вопросы теории сравнений" Д1 Д2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
|
||||
Целеполагание |
Диагностика |
Коррекция |
||||
Ц1: Уметь применять определение и свойства сравнений при составлении полной и приведенной систем вычетов. |
|
I. Типичные ошибки: - в определении приведенной системы вычетов (Ц1); - при использовании теоремы Эйлера (Ц2); - при вычислении функции Эйлера (Ц2); - вычислительные ошибки (Ц1,Ц2). II. Возможные затруднения: - в осмыслении понятия "сравнение" (Ц1); - при работе с различными свойствами сравнений (Ц1,Ц2); - при обосновании решения задач арифметического приложения теории сравнений (Ц2). |
||||
|
|
|
||||
Ц2: Уметь вычислять остатки от деления степеней на данное число и выводить признаки делимости, используя свойства сравнений и теоремы Эйлера и Ферма (арифметические приложения теории сравнений). |
Д2: 1. Найти остаток от деления 485n+3 на 11, где n - любое целое неотрицательное число.
2. вывести и сформулировать признак делимости на число 11, исходя из сравнения 102 |
|
||||
|
3. Найти последние две цифры числа 5100. 4. Показать, что остаток от деления числа 319·37-1 на 19·37 равен 1. |
|
||||
Дозирование домашнего задания |
||||||
|
Стандарт ("Удовлетворительно") |
"Хорошо" |
"Отлично" |
|||
|
10.18(1,5), 10.2091), 10.21(1) |
10.22(3), 10.36(1) |
10.19(1), 10.37(2,3) |
|||
|
10.30(1,4), 10.14(7,12) |
10.39(2), 19.17 |
10.39(4), 10.16 |
Таблица 5
Логическая структура учебного процесса |
Технологическая карта (ТК) Тема: "Натуральные числа" 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 | |||||||||||||||
|
||||||||||||||||
Целеполагание |
Диагностика |
Коррекция |
||||||||||||||
|
|
тысячи сотни десятки единицы 6 3 0 4 |
||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
десятки тысяч 3 7 5 2 1 3 7 4 9 1 |
||||||||||||||
|
знаков > и <: *3** и *8* |
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
Дозирование домашнего задания |
||||||||||||||||
|
Стандарт ("Удовлетворительно") |
"Хорошо" |
"Отлично" |
|||||||||||||
|
N23 |
N25 |
N26 |
|||||||||||||
|
N64, 67, 73(а, г) |
N128, 101 |
N65 |
|||||||||||||
|
N139, 164, 170 |
N168 |
N134 |
|||||||||||||
|
N132, 172 |
N174 |
N162(2) |
Таблица 6
ИКРУ по теме "Натуральные числа"
|
|||
Содержание учебно- познавательного процесса |
Методический инструментарий |
Ориентиры развития |
|
Ц2 3 урок |
Учебник § 2, 3 |
Учебник N 48, 56, 79, 80 |
|
4 урок |
Урок решения задач |
(спец. Программа "Мышление" N1 задачи раздела I). |
|
5 урок |
Урок решения задач |
(спец. Программа "Мышление" N1 задачи раздела II). |
|
6 урок |
Урок решения задач |
Задачи N 1 (раздел III ) N 1, 2 (раздел IV) N 1, 2 (раздел V) (спец. Программа "Мышление" N1). |
|
Примеры учебных задач из программы "Восприятие"
1.2. Педагогическая технология обучения
на основе деятельностного подхода
1.2.1. Деятельностный подход к обучению
1.2.2. Общая характеристика технологии деятельностного подхода
1.2.3. Проектирование образовательных целей
Таблица 7
Обобщенные образовательные цели
Категории целей |
I уровень |
II уровень |
III уровень |
Учебные цели |
|||
|
Ученик знает |
||
Запоминание и воспроизведение изученного материала |
изученные термины и обозначающие их символы, основные (элементарные, простейшие) типы задач, формулы, алгоритмы их решения |
определения понятий, формулировки свойств и их обоснование, типы стандартных задач и специальные приемы их решения |
системы понятий и их свойств, связи и отношения между ними, их математические модели понятий; методы доказательства свойств понятий, обобщенные и искусственные приемы решения всех типов задач |
Понимание |
Ученик |
||
Готовность к преобразованию изученного из одной формы в другую, к его интерпретации |
узнает (на слух и в тексте), правильно читает, употребляет и поясняет словами термины и символы, формулировки свойств и задач в письменном и устном тексте, их краткую запись и иллюстрации, алгоритмы решения, отвечает на связанные с ними вопросы, приводит примеры, иллюстрирующие абстрактные понятия и их свойства |
интерпретирует словесный и графический материал, используя специальные символы и приемы, приводит контр-примеры к изученным понятиям и свойствам, иллюстрирует их схемами, таблицами, графиками, рисунками, различает определения и свойства, подводит объект под понятие, свойство, прием решения задачи |
преобразует словесный и графический материал в математические модели и обратно, разъясняет содержание свойств, приводит примеры их приложений, выделяет идеи и методы рассуждений, использует, перестраивает и находит новые обобщенные связи и приемы УД. |
Умения и навыки |
Ученик решает |
||
Выполнение действий, составляющих прием учебной деятельности под активным контролем внимания или автоматизировано |
по образцу или с помощью извне простейшие задачи по данным формулам и алгоритмам, исполь-зует приборы и таблицы в заданных условиях, читает учебник, находит в тексте ответы на вопросы |
типовые и прикладные задачи в стандартных ситуациях с исполь-зованием специальных приемов, таблиц, справочников, компью-тера; выделяет главное в учебном тексте и способах решения задач |
типовые и прикладные задачи в нестандартных ситуациях с использованием обобщенных, искусственных и самостоятельно найденных приемов, источников и формы самообразоапния |
Примеры развивающих целей |
|||
Мышление |
Ученик выполняет умственные действия |
||
с помощью извне или по образцу |
с помощью частных приемов УД |
с помощью обобщенных приемов УД |
|
1) Анализ (разделение объекта на составляющие его части) |
разбивает изучаемый материал на составляющие части, объект на элементы |
осознает структуру изучаемого материала, использует анализ для его изучения, решения задач и коррекции УД |
осознает принципы организации учебного материала из отдельных частей, видит свои скрытые ошибки и упущения |
2) Синтез (соединение в единое целое частей или свойств объекта) |
комбинирует элементы для полу-чения нового (формулировки определений понятий, предложе-ний, пересказа прочитанного и т.п.) |
составляет план решения учебной задачи (план доказательства теоремы, ответа, доклада, реферата и др.) |
использует знания и умения из разных тем, разделов, областей |
3) Сравнение (установление сходства и различия объектов по каким-либо признакам) |
выявляет общие и различные, существенные и несущественные свойства изучаемых объектов, учебных действий и др. |
осознает структуру сравнения, устанавливает сходство и различие объектов по данному основанию |
находит различные основания для сравнения объектов и самостоятельно их использует |
4) Оперирование понятиями |
узнает (в том числе в символьной записи) и правильно воспроизводит изученные определения понятий, выделяет их основные части |
отличает определения понятий от других предложений, использует общий прием определения понятия, выполняет подведение под понятие |
выводит следствие из определения, формулирует определение разными способами и доказывает их равносильность с использование символом |
5) Умозаключение (вывод из истинных суждений нового умозаключения) |
выполняет индуктивные умозаключения, воспроизводит готовые дедуктивные доказательства теорем |
выполняет умозаключения по аналогии, проводит дедуктивное доказательство теоремы по плану или схеме |
осознает логическую основу умозаключений, выделяет идею и метод дедуктивного доказательства теоремы и проводит его в любых условиях |
Речь |
Ученик |
||
с помощью извне или по образцу |
с помощью специальных приемов |
с помощью обобщенных приемов |
|
Межличностное общение посредством языка (устно или письменно) |
правильно произносит термины, формулирует математические предложения, делает записи в тетради и отвечает на вопросы |
Формулирует математические предложения, строит рассказ и делает записи в тетради по самостоятельно составленному плану или схеме, свободно задает вопросы и отвечает на них |
разъясняет ход доказательства или решения задачи с использова-нием специальной терминологии, ведет специальную дискуссию, внимательно слушает и оценивает правильность речи других |
Примеры воспитательных целей |
|||
|
Ученик проявляет |
||
Познавательный интерес |
случайный, ситуативный, неустойчивый, непосредственный интерес к конкретным объектам изучения |
устойчивый, осознанный, избирательный интерес к содержанию учебной деятельности |
длительный и интенсивный интерес к способам деятельности, преодолевает трудности в удовлетворении новых интересов |
Патриотизм и национальное самосознание |
понимание роли российских ученых в развитии науки |
знание истории российской науки |
знание роли российских ученых в истории развития государства |
Общая культура |
знание примеров, показывающих роль математики в искусстве |
понимание красоты и изящества математических рассуждений |
эрудицию и культуру математической деятельности |
Коммуникативные умения |
знание простейших форм общения со взрослыми и сверстниками; умение слушать, внимание и участие в обсуждении способов деятельности в групповой работе, эмоциональное принятие членов группы и др. |
способность к сопереживанию и взаимопомощи в совместной работе, способность к взаимопроверке и взаимооценке совместной работы, понимание и эмоциональную устойчивость на реакцию членов группы и др. |
активность и способность к самосовершенствованию в групповой учебной работе, переключение внимания с индивидуальной работы на групповую, качества и позицию организатора и др. |
1.2.3. Проектирование содержания обучения
Примеры обобщенных типов учебных задач на формирование
знания изучаемого материала (а также развития памяти):
Примеры обобщенных типов учебных задач на формирование
понимания изучаемого материала (а также развития мышления и речи, представления и воображения):
Примеры обобщенных типов учебных задач на формирование
умений и навыков с применением изученной теории (а также развития алгоритмического мышления, умения принимать решение, элементов исследовательской деятельности):
Примеры обобщенных типов учебных задач на развитие мышления и речи средствами изучаемого материала
Примеры обобщенных типов учебных задач на воспитание средствами изучаемого материала (интерес к профессиональной деятельности, социализация личности, умение работать в коллективе)
Приемы учебной деятельности по решению
предметных и учебных задач