| |
В монографии дается системное описание способностей человека. Показывается, что содержательно способности можно определить с учетом трех измерений: индивида, субъекта деятельности и личности. Прослеживается развитие способностей от природных к духовным. Выход на способности субъекта деятельности и способности личности приводит проблему развития способностей в более широкий контекст ментального развития человека. Показывается, что ментальное развитие детерминируется с внутренней стороны развитием природных способностей человека и с внешней стороны средой развития, требованиями деятельности и духовными ценностями личности.Предлагается авторская модель интеллекта. Показывается, что развитие интеллекта идет за счет освоения интеллектуальных операций, формирования ментальных навыков и накопления ментального опыта, включения в интеллектуальную деятельность всего внутреннего мира человека.Для ученых и специалистов в области психологии, педагогики и философии. Может использоваться в учебном процессе высших учебных заведений при подготовке по психолого-педагогическим специальностям. Представляет интерес для широкого круга читателей, интересующихся проблемами интеллектуального развития человека. |
В.Д.Шадриков
Ментальное развитие человека
Москва, 2007
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ ("Ментальное развитие человека"), проект N 06-06-0220а, и Научного фонда ГУ-ВШЭ в рамках научно-исследовательского проекта НФ ГУ-ВШЭ ("Ментальное развитие человека"), проект N 06-01-0110
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические представления о способностях в трудах отечественных психологов
1.1. Взгляды Л.С.Выготского на проблему развития высших психических функций
1.2. Взгляды Б.М. Теплова на проблему способностей и одаренности
1.3. Теоретические взгляды С.Л. Рубинштейна
на проблему способностей и одаренности
Общая одаренность и специальные способности
Одаренность и уровень способностей