>Методологическую основу исследования >
составили идеи и принципы универсальной этики и философии всеединства (В.С.
Соловьев, А.Л. Чижевский, А.Швейцер и др.), современные представления о природе
развития человека (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, Л.С.Выготский, Л.Ю. Сироткин,
О.Г. Чораян и др.), теории взаимодействия социума и природы (В.И. Вернадский,
В.И. Данилов-Данильян и др.), теория о культурных потребностях личности (И.Ф.
Петров и др.), концепции развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, А.В. Петровский и др.), концепция отношений личности (А.Ф. Лазурский
и др.), концепция целостного педагогического процесса (М.А.Данилов, В.С.Ильин и
др.), личностно-ориентированный подход к организации образовательного процесса
(Н.А.Алексеев, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков и др.), идеи гуманизации учебного
процесса (Ш.А.Амонашвили, В.С.Библер, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.),
концепции педагогического стимулирования (Л.Ю.Гордин, В.Г.Пряникова, З.И.Равкин
и др.), экогуманитарная парадигма и
философия субъектно-гуманистического подхода (И.Ю. Алексашина, > М.Н. Берулава, С.Н. Глазачев, > С.Д. Дерябо и др.), > принципы
разработки организации и проведения научно-педагогического исследования
(В.И Загвязинский, В.В.Краевский и др.), теоретические разработки в области
содержания образования (И.К Журавлев, Л.Я.Зорина, В.С.Леднев, И.Я.Лернер и
др.), подходы к > изучению
возможностей стимулирования
учащихся к выбору мировоззренческих позиций (Л.А.Григорьева и др.), теоретические
представления о роли интеграции разнопредметных
знаний в воспитании экологической культуры (И. Д. Зверев, В.А.Игнатова, И.Т.
Суравегина и др.), теория и методика экологического образования (А.Н. Захлебный,
Л.В. Моисеева, Л.П. Симонова и др.).
>Методы исследования >. > Для решения
поставленных в исследовании задач
и проверки рабочей гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих общенаучных
и педагогических методов.
>1.Историко-логический,
аналитический, сравнительно-сопоставительный методы, методы прогнозирования,
моделирования, проектирования, системного анализа, изучение и обобщение опыта.
>2.
Опросно-диагностические методы (анкетирование, тестирование, интервьюирование,
беседы) > и опытно-поисковая работа. >
3. Математические методы обработки результатов
эксперимента.
>Достоверность и обоснованность результатов >
обеспечивались применением современной научной методологии
психолого-педагогического анализа достижений воспитуемых, полнотой совокупности
использованных методов и методик, адекватных целям и задачам исследования,
репрезентативностью выборок и воспроизводимостью результатов.
>Экспериментальная база исследования >.
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе средних школ г. Тюмени ЉЉ 5, 6,
7, 66, 68 и эколого-биологического центра.
>Диссертационное
исследование осуществлялось в 4 этапа с 1996 по 2003 гг. На первом (постановочном) этапе (1996 - 1997 гг.) изучалась история
и современное состояние проблемы воспитания гуманистического отношения к
природе, выяснялись потенциальные возможности естественнонаучных дисциплин в
его воспитании у учащихся средней и старшей ступеней, обобщался педагогический
опыт учителей. На втором
(теоретико-моделирующем) (1997- 98 г.) этапе были сформулированы цель и
задачи исследования, разработана гипотеза, с учетом > государственных стандартов
естественнонаучного образования построено содержание гуманистически ориентированных
естественнонаучных курсов, проведен констатирующий этап исследования,
разработаны учебные программы курсов: "Мир вокруг нас" и "Колыбель жизни" (6 -
11 классы), "Наш дом - Земля", (10 - 11 классы). На третьем (преобразующем) этапе (1998 - 2002 гг.) проводилась
опытно-поисковая работа по внедрению разработанных программ, отрабатывалась
методика проведения занятий, вносились
коррективы, уточнялось содержание образования и методы, способствующие
успешности воспитания гуманистического отношения к природе. >На четвертом (завершающем) этапе (2002
- 2003 гг.) проводилось обобщение и обработка полученных результатов, анализ,
интерпретация фактов, полученных в эксперименте.
>Научная новизна исследования >состоит
в следующем:
1. Уточнено содержание понятия "гуманистическое
отношение к природе", раскрывается в гармоничном сочетании моральных,
мировоззренческих и деловых качеств личности, проявляющихся в ее деятельности и
поведении. Ограничение жизни человека требованиями экологического императива
вкладывает в представления о гуманизме новый смысл: он становится всё более
прагматическим и отражает сочетание и взаимодействие таких противоположных
качеств личности, как прагматизм - альтруизм,
необходимость - свобода, бескомпромиссность - толерантность, жестокость
- доброта, эгоизм - жертвенность, демократия - принуждение и др. В процессе
поиска их баланса в конкретных жизненных ситуациях человек учится уважать
природу как своего равноправного партнера, беречь и сохранять ее как универсальную,
личностно-значимую ценность, уметь соотносить свои потребности с ее
возможностями, выявлять приоритеты, принимать компромиссные, экологически
ориентированные и в то же время гуманистически ориентированные решения, нести
за них ответственность, делать свободный, взвешенный и осознанный выбор необходимого
образца поведения.
2. С учетом поставленных в исследовании целей выявлены
подходы к отбору и структурированию
содержания естественнонаучного и прежде всего биолого-экологического
образования, нацеленные на синхронизацию рационально-логического и
эмоционально-чувственного восприятия природы. Расширена трактовка принципа
наглядности за счет дополнения его идеями натурности (непосредственного общения
детей с природными объектами) и натурмоделирования, которые позволяют развивать
субъектно-этическую позицию учащихся, воспитывать в них прагматическое и вместе
с тем сочувственное, бережное отношение к объектам природы, способствует
развитию интереса к изучению окружающего мира, мотивирует практическую
экологически целесообразную деятельность в природе.
4. Сформулированы понятия "магнификация" и "конкреация". Под
магнификацией понимается такой способ подачи учебного материала, при котором
акцентирование внимания учащихся производится на поиск в объектах изучения
прекрасного, возвышенного, уникального, иными словами, на поиск прекрасного в
обыденном. Под конкреацией понимается сотворческий характер учебных занятий,
при котором творческий процесс познания организуется педагогом-воспитателем, но
проходит без его прямого вмешательства и предполагает автоконкреативный (самотворческий)
процесс познания учащихся при консультативной конкреативной (сотворческой)
помощи педагога.
>Теоретическая значимость >
работы состоит в том, что:
> >1.
Выявлен гуманистический потенциал содержания
биолого-экологических дисциплин, изучаемых на средней и старшей ступенях
обучения. Обоснована целесообразность включения в вариативную часть учебного
плана элективных учебных курсов, построенных на идеях интеграции естественнонаучного,
гуманитарного и художественно-эстетического образования. Предложены средства
повышения их гуманистической направленности (натурмоделирование,
непосредственное общение с объектами природы, привлечение
художественно-эстетических средств, создание на уроках условий для эмоционального
настроя, психологического комфорта, атмосферы сотворчества, создание творческой
природосообразной образовательной среды).
> >2.
Выявлен основные этапы формирования у
учащихся гуманистического отношения к природе: предотношение - позитивное
отношение - ценностное отношение (включение природы в сферу личностно-значимых
смыслов - осознание природы как
универсальной ценности для всего человечества) -гуманистическое отношение.
> >3.
Разработана целостная модель воспитания
гуманистического отношения к природе, включающая в себя: содержание предметов естественнонаучного цикла (авторские
программы), средства
(натурмоделирование, объекты природы и культуры, литературные произведения и
пр.), и условия (сформированность
ценностного отношения к окружающей среде, натурность (прямое общение с
природой), педагогическое сотрудничество и сотворчество, активность познания,
эмоциональность, использование художественных средств воспитания и пр.).
> >4.
Показано положительное влияние внедрения гуманитарных
подходов в методику естественнонаучного образования на успешность процесса
воспитания у учащихся гуманистического отношения к природе. >
>Практическая значимость >состоит
в том, что:
> >1.
Разработаны и опробованы в практике > > интегрированные гуманистически
ориентированные естественнонаучные курсы "Наш дом - Земля", "Мир вокруг нас. 6
- 8 классы", "Колыбель жизни. 9 - 11 классы", способствующие успешности
процесса воспитания у детей гуманистического отношения к природе. Для учителей
школ составлены методические рекомендации по развитию эмоционально-чувственной
сферы учащихся как условия успешности формирования гуманистического отношения к
природе в ходе преподавания биолого-экологических дисциплин.
> >2.
Разработано методическое обеспечение
учебно-воспитательного процесса, способствующее повышению эффективности
формирования у учащихся гуманистического отношения к природе (система занятий с
использованием приемов натурмоделирования, магнификации и конкреации, комплекс
проблемных задач и упражнений, имитирующих экологические ситуации, система практической
деятельности детей в природе, специальные лабораторные практикумы и др.).
> >3.
Разработан диагностический инструментарий,
позволяющий исследовать динамику процесса воспитания у детей гуманистического
отношения (критерии и показатели, тестовые задания, опросники, анкеты,
адаптированные диагностические методики).
> >4.
Разработаны методические указания для
учителей общеобразовательных школ по реализации авторских программ,
ориентированных на воспитание гуманистического отношения к природе.
>Апробация и внедрение результатов
исследования осуществлялось в процессе работы автора в
качестве учителя естествознания и экологии в школах ЉЉ 6, 7, 68 г.Тюмени и
руководителя творческой лаборатории экологического образования. > Основные идеи, положения и выводы
исследования были представлены и получили одобрение на научно-практических
конференциях всероссийского (Красноярск, 2001 г., Тюмень, 2001 г.),
регионального (Ишим, Тобольск, Новокузнецк, 2001 г.) уровнях, на открытых
уроках (конкурс "Учитель года Тюмени" 1997 и 2000 гг., "Учитель года Тюменской
области" 2000 г.), мастер-классов (Тюмень, 2000 - 2002 г.г.).
>На защиту выносятся следующие положения:
1. Уточненное содержание понятия "гуманистическое отношение к
природе", понимаемое как интегративное личностное качество человека, гармонично
сочетающее в себе его мировоззренческие, моральные и деловые качества, отражающееся
в системе его избирательных субъект-субъектных связей с социоприродной средой,
проявляющееся в признании природы как универсальной ценности и равноправного
субъекта отношений, в умении соотносить свои потребности с возможностями
природы, принимать компромиссные экологически обоснованные и в то же время
гуманистически ориентированные решения, нести за них ответственность, делать
свободный взвешенный и осознанный выбор в пользу экологически целесообразных
деятельностей и поведения.
2. Гуманистическое отношение в
процессе становления проходит ряд этапов: предотношение - позитивное отношение
- ценностное отношение (включение природы в сферу личностно-значимых
смыслов - осознание природы как универсальной
ценности для всего человечества) - собственно гуманистическое отношение.
3. Отбор и структурирование содержания естественнонаучного
образования с его ориентацией на воспитание гуманистического отношения к
природе оптимизируется при использовании ткого подхода к принципу наглядности,
как натурность (учет возможности прямого взаимодействия учащихся с объектами
природы).
4. Максимальный душевный отклик у воспитанников,
оптимизирующий процесс воспитания гуманистического отношения к природе, можно
вызвать, используя такие приемы активизации учащихся, как
натурмоделирование, магнификация и
конкреация.
> >1.
Целостная модель воспитания
гуманистического отношения к природе, включающая в себя содержание предметов
естественнонаучного цикла, средства и условия
воспитания гуманистического отношения.
6. Содержание программы курса "Наш дом - Земля", авторских
программ "Мир вокруг нас", "Колыбель жизни", построенных на идее интеграции и
гуманитаризации естественнонаучного знания, благоприятствующих развитию
эмоционально-чувственной сферы личности ребенка, позволяющих сформировать у
детей ЗУНы в соответствии с федеральными стандартами по естественнонаучным
дисциплинам и воспитать в них гуманистическое отношение к природе.
7. Комплекс педагогических средств воспитания
гуманистического отношения к природе: приемы прогнозирования и моделирования
последствий с привлечением исторического опыта, сюжетов художественных
произведений; экоцелесообразная деятельность в ближайшем природном окружении;
натурмоделирование; игровые средства, рабочие листы и т.п.
>Диссертация
состоит из введения, 3-х глав, заключения, библиографии и приложений. >
> >
>Глава 1. >Теоретико-методологические основы воспитания гуманистического
отношения к природе
>1.1
Современный гуманизм: методологический аспект
>Техногенная
цивилизация, динамичная и подвижная, вот уже несколько десятилетий находится в
состоянии системного эколого-экономического кризиса. Многочисленные
исследования его истоков и причин показывают, что культура технократического
общества, связанная с количественным ростом потребления, исчерпала свои
возможности и оказалась неспособной облегчить устойчивое будущее человечества.
Осмысление этой проблемы дает основание полагать, что ее решение во многом
предопределяется формированием новой культуры, стержнем которой является
экологический императив: разрешено только то, что не нарушает природного
равновесия. Жизнь в условиях накладываемых им ограничений связана со сменой
мировоззренческих установок общества, осознанием идей экоцентризма, необходимости
жесткого регулирования, экономии и сознательного ограничения потребления. В
связи с этим нуждаются в переосмыслении многие основания культуры, в том числе
и представления о гуманизме. Современная цивилизация в условиях стремительно
нарастающего потока информации, возрастающей дегуманизации общества [61]
приходит к осознанию необходимости воспитания людей в духе реального гуманизма,
так как в современном мире наблюдается очевидный кризис мировоззрения,
вызванный экологической ситуацией [4]. Современная культура пропагандирует
преимущество глагола "иметь" над глаголом "быть", что несет на себе опасность
всеобщей деградации [103] : история знает примеры существования цивилизаций,
которые руководствовались совершенно иными взглядами на мораль (цивилизация
древних инков, высокогорная цивилизация Тибета [12]), и перед лицом таких
фактов мы не можем с прежней уверенностью абсолютизировать устоявшиеся критерии
человеческого бытия [86]. Преодоление сложившегося кризиса невозможно без
осуществления коренной переориентации общественного сознания, без нравственной,
идеологической и психологической перестройки жизненных целей развития, так как
трудно сомневаться, что человек - продукт не только и не столько биосферы,
сколько всей развивающейся Вселенной [124]. Призыв "Gnothi seauton",
начертанный в храме в Дельфах, есть свидетельство того, что, несмотря на
очевидную эволюцию в самопознании, у человечества есть еще огромный ресурс