No C.А.Зелинский. Психоаналитическое подсознаниеведение
Текст печатается в авторской редакции.
Все права защищены. При цитировании - обязательно указывать автора, Сергея Зелинского (владелец авторских прав - Сергей Алексеевич Зелинский).
Общее вступление для всех книг серии подсознаниеведение.
Вступление.
Подсознаниеведение - это новая наука о подсознании. Фактически это подытоживание всех, существующих на сегодняшних день, методик, теорий, методов, и проч. о подсознании - с позиции видения автора.
Мы представляем вашему вниманию десятки направлений подсознаниеведения, потому как наука о подсознании, - а именно так переводится термин 'подсознаниеведение' - позволяет проникнуть в любую науку и провести психологический анализ изнутри, заметив те моменты, которые могут быть заметны только при подобном подходе.
Говорить о подсознании можно долго, и мы всё подробно разберём в каждой нашей книги из серии подсознаниеведение. Также давайте договоримся, что и подсознание и бессознательное психики - это одно и то же, просто разными словами мы называем одно и тоже.
Итак, на сегодняшний день насчитывается как минимум несколько десятков направлений подсознаниеведения.
Подсознаниеведение - это способность смотреть на любые будь то события, будь то науки - с позиции истинных причин, а не официальных данных, а истинные причины - это то, что скрывается в подсознании и что даже сам человек может не осознавать и потому говорить другое. Мы как бы заглядываем сквозь призму тайн человечества. Видим любого человека насквозь, просвечивая незримо для него его мысли, желания, поступки и прочее - возникновение и даже зарождение оных - с прогнозированием что и как он вообще может и способен сделать. И это человек, и это вполне решает и психоанализ, а мы видим точно также все науки и вот мы их сейчас представим. (Обратим внимание, что как каждое направление будет представлено в отдельной книге, так и несколько направлений будут собраны в единые книги - для удобства прочтения.)
Направления подсознаниеведения:
1. Психологическое.
2. Психическое.
3. Психоаналитическое.
4. Информационное.
5. Манипулятивное.
6. Социологическое.
7. Историческое.
8. Филологическое.
9. Политологическое.
10. Искусствоведческое.
11. Философское.
12. Спортивное.
13. Теологическое.
14. Журналистское.
15. Гипнотическое.
16. Любовное.
17. Магическое.
18. Психотерапевтическое.
19. Специальное.
20. Экономическое.
21. Педагогическое.
22. Другие направления (дзен-буддистское, религиоведческое, юридическое, ноосферное, и др.).
Психоаналитическое подсознаниеведение
План
1. Основы психоанализа.
2. Стереотипы.
3. Страшная сила информации.
4. Душевный мазохизм.
5. Душевный садомазохизм.
6. Влияние извне.
7. Невротичность личности.
8. Воображение.
9. Интуитивное прогнозирование.
10. Унижение любовью.
11. Эмоциональное состояние.
12. Чувство вины, тревожные состояния и беспокойства.
13. Тревожность - как фактор управляемости психикой.
14. Сила внушения, архетипы и коллективное бессознательное.
15. Подсознание. Результирующая действительность и манипулятивные функции.
16. Психоанализ спорта. Единоборства. Бокс.
17. Невротизм - внутри каждого из нас.
18. Любовные взаимоотношения. Конфликт и время.
19. Индивидуальное 'Я' - как зеркало другого индивида.
20. Подсознание. Миф - как управление реальностью.
21. Сублимация - как качественная характеристика душевного исцеления.
22. Психология масс. Эффект подсознания.
23. Цензура психики. Зло или благо.
24. Критический аспект цивилизации.
25. Зомбирование: миф или реальность.
26. Маска, или подмена образа.
27. Ошибочность восприятия.
28. Психоаналитическое консультирование Фрейда.
29. Страх. Неуверенность. Депрессивные состояния.
30. Мир и иллюзия.
31. Интуиция - как фактор разрешимости противоречий.
32. Запланированная направленность действий.
33. Внутренняя энергия. Беречь - или расходовать?
34. Влияние на манипулирование массовым сознанием опыта тюремных заключений - как фактора филогенетической (архетипической) составляющей бессознательного.
35. Дружба - как форма разрешения внутренних противоречий.
36. 'Важнейшее из искусств' - как современная форма манипулирования массовыми психическими процессами.
37. Бегство от культуры.
38. Моральный мазохизм. Зло или благо?
39. Об известности.
40. На все готовое - или враги вокруг нас.
41. Оправданное 'страдание', или душевный мазохизм.
42. Неуверенность.
43. Страх.
44. Счастье.
45. Сублиминальный менеджмент.
1. Основы психоанализа.
Теория классического психоанализа;
Основой психоанализа является разделение психики на сознательное и бессознательное.
В модели психики по Фрейду выделяется роль трех структурных единиц: 'Я', 'Оно', и 'Сверх-Я'.
'Я' функционирует в соответствии с принципом реальности, имеет как сознательный, так и бессознательный аспекты. Сознательный аспект - Самость или 'Я', а бессознательный аспект включает в себя механизмы психологической защиты.
'Оно' соответствует бессознательному и содержит инстинктивные влечения. Эта часть психики управляется принципом удовольствия и функционирует в соответствии с первичными процессами.
Фрейд сравнивает 'Я' с всадником, а 'Оно' - с диким конем, которого всадник ('Я'), стремится обуздать.
'Сверх-Я' - это цензура психики.
Причина возникновения 'Сверх-Я' - идентификация мальчика с отцом.
По Фрейду, мальчик испытывает любовь к матери и на его пути встает отец. Возникает Эдипов комплекс. Отец в данном случае более сильная фигура, поэтому, чтобы его победить, мальчик должен стать таким же сильным. У мальчика возникает желание занять место отца у матери. Отношение к отцу амбивалентно (любовь и ненависть).
При разрушении Эдипова комплекса влияние матери на мальчика ослабевает. Исчезновение Эдипова комплекса укрепляет мужественность в характере мальчика.
Фрейд считал, что у каждого человека существует Эдипов комплекс.
Эдипов комплекс исчезает с возрастом пять-семь лет.
'Сверх-Я' хранит характер отца: чем сильнее был Эдипов комплекс, чем быстрее происходит его вытеснение, и тем строже будет цензура психики ('Сверх-Я'), которое проявляется как совесть, мораль, стремление к совершенству, бессознательное чувство вины.
Сверх-Я берет на себя роль родительской инстанции. Если родители придерживались строгого воспитания, то у ребенка развивается строгое 'Сверх-Я', однако Фрейд отмечает, что 'Сверх-Я' может быть строгим, даже если воспитание было мягким.
'Сверх-Я', 'Я' и 'Оно' составляют психический аппарат личности.
Главной функцией 'Сверх-Я' является подавление инстинктов из 'Оно'. В жизни подобное проявляется как совесть. Действия, совершаемые вопреки велению совести, способствуют развитию чувства вины, и приводят к возникновению потребности в наказании.
Для понимания бессознательного психики Фрейд рекомендует исследование сновидений. Он исследует сновидения методом свободных ассоциаций.
По Фрейду сновидения связаны с детскими чувствами, такими как любовь к матери, соперничество с отцом, и т.п., вытесненными по завершении Эдипового комплекса, но продолжающими оказывать влияние на жизнь человека в виде возникновения бессознательных желаний.
Сновидение включает в себя: а) явное (манифестное) содержание, т.е. сновидение в том виде, как его помнят и б) скрытое (латентное) содержание, которое раскрывается путем интерпретации.
Сновидения являются результатом исполнения желаний.
В результате действия цензуры психики возникает деформация сновидений. Материалом сновидений выступают телесные раздражения (голод, жажда и т.п.), остатки дневных впечатлений (события предыдущего дня, прямо или ассоциативно связанные с бессознательными желаниями, исполняемыми во сне) и давние воспоминания.
Механизмами работы сновидений являются конденсация, смещение, драматизация, символизация, интерпретация.
Конденсация (сгущение) - процесс, посредством которого объединяются два или более образа. Например, из множества элементов сновидений сохраняется лишь один элемент (тема, персонаж и т.п.), многократно встречающийся в различных скрытых содержаниях; или различные элементы складываются во внутренне разнородную совокупность (например, персонаж, составленный из черт разных людей); иногда соединение различных образов может приводить к затушевыванию различий и усилению общих черт.
Смещение - процесс, посредством которого энергия перемещается с одного образа на другой. Так, например, в сновидениях один образ может символизировать другой.
Драматизация - процесс отбора и преобразования сновидных мыслей в зрительные образы. (Например, абстрактное понятие 'унижение' может быть образно представлено как уменьшение в размерах или падение на нижнюю ступень лестницы.)
Символизация - процесс образного представления бессознательного желания за счет использования устойчивых отношений между символом и символизируемым бессознательным содержанием. Считается, что в сновидениях детей этот механизм используется реже, чем у взрослых, поскольку детские желания искажаются меньше или не искажаются совсем.
Интерпретация - процесс переделки сновидения с целью представить его в виде более или менее связного сценария. Этот процесс осуществляется, когда пациент рассказывает о своем сновидении.
Все эти процессы Фрейд назвал первичными процессами, противопоставив их вторичным процессам.
В первичных процессах игнорируются законы пространства и времени, они управляются принципом галлюцинаторного исполнения желания.
Вторичные процессы управляются принципом реальности.
Фрейд считал толкование сновидений - королевской дорогой к познанию бессознательной активности мозга.
Основные черты бессознательного сводятся к следующему:
1) в содержании бессознательного проявляются влечения;
2) содержания бессознательного переходят в сознание и выявляются в поведении;
3) в бессознательном скрыты детские желания.
По Фрейду влечения (инстинкты) имеют: биологический источник, запас энергии этого источника, цель (осуществляют специфические действия, ведущие к его удовлетворению и к разрядке, заключенной в нем энергии), объект (в отношении которого эта цель может быть достигнута).
В случае если влечение не переносилось на объект, то это может привести к страданию (т.е. страдание - увеличение психического напряжения вследствие не удовлетворения влечения). Страдание ведет или к достижению разрядки, или к включению защитных механизмов психики.
Фрейд описал четыре формы трансформации влечения:
а) обращение в свою противоположность (замена активной роли на пассивную);
б) поворот против себя (использование себя в качестве инстинктивного объекта);
в) вытеснение;
г) сублимация (психическая энергия проецируется в социально активный труд).
Фрейд выделял ряд последовательных либидных стадий.
Первая стадия - оральная. Она связана со ртом как с первичным органом удовольствия, через который младенец осуществляет контакт со своим первым объектом желания - материнской грудью. Когда грудь отнимается или является недоступной, он прибегает к заменителям (например, соска, палец, и т.п.) Этот интерес к области рта полностью не исчезает и во взрослой жизни проявляется при курении, еде, поцелуях и оральных формах секса.
Оральную стадию сменяет анальная стадия. Анально-садистический этап этой стадии заключается в появлении импульса к господству, укреплении мускулатуры тела и усилении контроля над сфинктерами. Анальная стадия развития связана также с тем, что эрогенная слизистая мембрана ануса проявляет себя как орган, характеризующийся пассивной сексуальной целью. Из-за этого агрессивное первоначальное выталкивание сменяется удержанием. С этой стадией связаны такие черты характера, как аккуратность, бережливость и упрямство.
В случае наступления фаллической стадии сексуальный интерес смещается на генитальный аппарат (фаллос). На Эдиповом этапе наступает высшая точка инфантильной сексуальности. Преодоление данного этапа необходимо для нормального развития, потому как бессознательная фиксация на Эдиповых тенденциях является типичной для невротиков.
На ранних стадиях развития маленький мальчик идентифицирует себя с отцом в проявлении отношений к матери. Позже (в течение фаллической стадии) интерес к матери усиливается и у ребенка появляется желание избавиться от отца и занять его место рядом с матерью. Кастрационная тревога заставляет мальчика отказаться от инцестуозных желаний и подавлять их. Разрешение Эдипова комплекса для мальчика подразумевает отказ от его влечения к матери, что может вести к идентификации с матерью или к усилению идентификации с отцом. Ситуация Эдипа часто усложняется в связи с наличием у ребенка бисексуальной склонности. Так, вместо привязанности к матери и двойственного отношения к отцу, может иметь место любовь к родителю того же пола и ревнивая ненависть к родителю противоположного пола или смесь привязанности и двойственного отношения к каждому из родителей.
Эрик Эриксон дополнил теорию Фрейда: оральная стадия - состояние полной зависимости, во время которой формируется базовое доверие (или его отсутствие) - результат удовлетворения или неудовлетворения оральной потребности.
Анальная стадия - стадия достижения автономии (или, в случае неправильного воспитания, стыдливости и нерешительности).
Фаллическая стадия - развитие чувства удовлетворенности от идентификации с объектами любви.
Гарри Салливан предложил теорию стадий развития, которая подчеркивала коммуникативные достижения (например, речь или игру), а не удовлетворение влечений.
Маргарет Малер вывела теорию взаимоотношений матери и ребенка.
По Малер, нормальное развитие начинается с аутистической фазы, когда младенец проводит большую часть времени, сосредоточенный на своих внутренних ощущениях, а не на стимулах внешнего мира. Такой ребенок начинает получать удовольствие от внешних стимулов (исходящих от матери), при этом находясь в иллюзии, что он и мать - единое целое. Для этого состояния характерна иллюзия всемогущества, ощущение, что весь окружающий мир находится в полной гармонии с желаниями ребенка. Мать непроизвольно поддерживает эти иллюзии, угадывая нужды ребенка. На данной фазе младенец может напрягать свое тело в ответ на раздражающие стимулы, что является первыми попытками обрести собственную независимость.
Фаза сепарации - ребенок начинает исследовать мир вокруг себя, постепенно отстраняясь от матери и сравнивая окружающие объекты и людей с ней. Здесь впервые появляется сепарационная тревога - состояние пониженного настроения, возникающее вследствие разлуки с матерью. В случае если мать испытывает тревожные чувства в связи с отделением ребенка, она прерывает исследовательскую деятельность малыша и вселяет в него свою тревогу.
Субфаза - ребенок переживает восторг от свободного освоения мира, забывая о присутствии матери.
Субфаза повторного сближения - ребенок вновь начинает осознавать потребность в матери, в ее эмоциональной поддержке и практической помощи. В это время ребенок переживает определенный кризис (игры, связанными с убеганием-преследованием: вырываясь и убегая, ребенок внезапно ощущает свою независимость и в то же время может тут же обрести единство, будучи пойманным).
Фаза консолидации -- ребенок разрешает кризис путем выработки у себя внутреннего образа матери, который сохраняется даже тогда, когда ее нет рядом. Фактически постфрейдисткие разработки теории стадий развития личности дали возможность говорить о том, что затруднения пациентов отражают семейные процессы, которые осложнили им доступ к чувству безопасности, автономии или удовлетворенности своей идентификацией (Эриксон), или в предподростковый период у них не было близкого друга (Салливан), или же госпитализация матери в то время, когда им исполнилось два года, разрушила процесс воссоединения, присущий этому возрасту и необходимый для оптимальной сепарации (Малер).
Ученики Фрейда со временем создали свои научные школы в психотерапии, и отошли от своего учителя (А.Адлер, К.Г.Юнг, В.Штекель, Ш.Ференци, О.Ранк, В.Райх и др.).
После Первой мировой войны Фрейд вводит понятие первичного нарциссизма - любви к себе на ранней стадии развития, и вторичного нарциссизма - любви к себе, являющейся результатом изъятия либидо из объекта и обращения его вновь на Эго.
Фрейд также вводит понятие влечение к смерти (танатос), объясняя этим агрессивные и самодеструктивные желания индивида.
По Фрейду, влечение к смерти противостоит влечению к жизни (Эросу). Этим противостоянием объясняются состояния грусти и меланхолии, суицид, несчастные случаи, вредные привычки, преступления, совершаемые с бессознательным стремлением быть уличенным, а также садизм и мазохизм.
Влечение к смерти вызвало протест у ряда ученых прошлого, искренне заблуждавшихся по поводу существования того, свидетелями чего мы являемся до сих пор, наблюдая влечение к смерти у многих индивидов, бессознательно испытывавших, например, чувство вины, и проявляющих вследствие этого свои деструктивные наклонности.
Социальный (прикладной) психоанализ.
К концу жизни Фрейд стал рассматривать разработанную им теорию психоанализа в приложении к разрешению социальных вопросов общества, все больше отходя от ее клинического применения. Но большинство учеников продолжало заниматься только лечебным психоанализом.
Таким образом разделение психоанализа на клинический (лечебный) и прикладной произошло еще при жизни Фрейда. В прикладном психоанализе рассматривались варианты применения теории психоанализа в политике, литературе, и т.п.; при этом основное применения прикладной психоанализ нашел в теории манипулирования.
По прикладному психоанализу - любая жизнедеятельность индивида является проекцией бессознательного психики на окружающий мир. Бессознательное фактически формирует окружающий мир. Визуальные, аудиальные, кинестетические контакты человека с окружающей средой приводят к тому, что информация, полученная с помощью подобных контактов, откладывается в подсознание и начинает оказывать влияние на сознание. При этом определенная часть информации уже находится в бессознательном изначально. В этом случае мы говорим о коллективном бессознательном.
На любого человека общество оказывает воздействие, выражающееся в необходимости придерживаться определенных правил и норм поведения.
Фрейд прослеживал пути возникновения подобных правил и норм исходя из времен существования первобытного человека. Психика современного человека в своих глубинных основах ничем отличается от психики первобытного человека. Отличие лишь в соблюдении современным человеком норм поведения, сформированных в свод законов и являющиеся следствием развития цивилизации (развития в обществе культуры).
Как наиболее явное доказательство схожести психики - поведение современного человека при его попадании в толпу или при нахождении в измененном состоянии сознания (алкогольное опьянение, например).
В обычном состоянии психика человека контролируется сознанием. Но если подобный контроль ослабевает - наружу прорывается то, что таится в подсознании, и что сдерживается цензурой психики, роль которой выполняет Сверх-Я.
Любая информация из внешнего мира программирует человека на совершение поступков. Поступки являются следствием мыслей. Таким образом мысли являются трансформацией, полученной из внешнего мира информации. Трансформации, потому что информация, поступаемая в подсознание, переводится в сознание не в чистом виде. Такая информация смешивается с уже имеющейся в подсознании информацией, полученной как в процессе жизненного опыта самого индивида, так и в результате филогенетического наполнения.
В процессе жизнедеятельности большинству индивидов удается сдерживать первобытные инстинкты (сохранившиеся в психике в латентной форме) с помощью Сверх-Я. Человек освобождается от Сверх-Я когда его психика переходит в режим измененных состояниях сознания (ИСС).
ИСС - алкогольное или наркотическое опьянение, усталость, стресс, внутреннее расстройство, вызванное, например, переключением внимания на какой-либо посторонний объект, и т.п. трансовые и полутрансовые состояния. В этом случае ослабевает контроль Сверх-Я (пропускная способность цензуры психики).
Сверх-Я находится между Я и Оно. Бессознательное (Оно) стремится вывести в сознание свои первобытные желания, которые запрещает мораль и закон современного общества. Сверх-Я противится этому, сдерживая деструктивные желания индивида.
По Фрейду культура несет в себе тревожность и нервоз для индивида, т.к. загоняет его в рамки цивилизации. Фрейд выделял, что цель жизни задана удовольствием. Мы уже говорили, что психика современного человека мало чем отличается от психики человека первобытного; наиболее яркое отличие заключается в следующем: то что у первобытного человека было представлено в сознании, современный, цивилизованный и культурный человек, вынужден скрывать в бессознательном (подсознании). Речь идет о желаниях, которыми активно жил первобытный человек, и которые современный человек вынужден подавлять. Это три основные желания: убить, съесть, изнасиловать. И только когда психика современного человека переводится в ИСС такие желания (как минимум два из них) он свободно реализует (например, войны).
Фрейд отмечал, что то, что называется счастьем, проистекает из внезапного удовлетворения достигшей высокого уровня напряжения потребности. Любое постоянство вызывает лишь чувство равнодушного довольства. Психика устроена таким образом, что способна наслаждаться лишь при наличии контраста. Иное с испытанием несчастья. С трех сторон психике угрожают страдания: со стороны тела, приговоренного к упадку и разложению, предупредительными сигналами которых являются боль и страх. Со стороны внешнего мира. И со стороны наших отношений с другими людьми. Поэтому принцип удовольствия под влиянием жизненных обстоятельств преобразуется в принцип реальности. Задача избавления от страдания вытесняет принцип удовольствия, т.е. - удовлетворение низменных желаний. При этом можно или сознательно контролировать проявление таких желаний или сознательно уходить от мира, например, в монастырь.
И в том и в другом случае это сознательный уход от реальности проявления тайных желаний, которые современный человек вытесняет в бессознательное, и сдерживает там с помощью барьера психики, воздвигаемого между сознанием и бессознательным.
Существует также бессознательный уход от проблем окружающего мира (психические заболевания).
Среди полусознательных можно назвать наркотики и алкоголь, как своего рода бегство от реальности. Но это путь в никуда. (Любопытная деталь: в молодости Фрейд двадцать лет подряд употреблял кокаин, защитив за это время докторскую диссертацию врача-психиатра и разработав все основные концепции психоанализа; при этом до конца жизни он выкуривал каждый день больше двадцати сигар, прожил почти восемьдесят четыре года и закончил жизнь самоубийством).
Необходимость сдерживать позывы бессознательного в ряде случаев приводит к неврозу. В других случаях человек пребывает в т.н. пограничном состоянии. Таких людей большинство.
Наиболее частым проявлением симптоматики пограничных состояний вследствие отказа от удовлетворения бессознательных желаний является чувство вины. Фрейд писал, что существуют два источника чувства вины: страх перед авторитетом отца (Эдипов комплекс) и страх перед 'Сверх-Я'. Даже при самом мягком воспитании у ребенка может развиваться суровая совесть. Совесть - одна из структур Сверх-Я, и действует как цензор, отсеивая поступающую в сознание информацию.
Всякая культура, замечал Фрейд, покоиться на принуждении к труду и на отказе от влечений. В итоге это вызывает сопротивление со стороны психики. Значительное число людей повинуется культурным запретам лишь под давлением внешнего принуждения (когда нарушение запрета грозит наказанием). Бесконечно многие культурные люди, пишет Фрейд, не отказывают себе в удовлетворении своей алчности, своей агрессивности, своих сексуальных страстей, не упускают случая навредить другим ложью, обманом, клеветой, если могут при этом остаться безнаказанными, и это продолжается без изменения на протяжении многих культурных эпох.
Фрейд обращает внимание, что деструктивные желания можно реализовывать в творчестве. Это называется сублимацией.
На пути удовлетворения влечений в обычной жизни становится, по мнению Фрейда, религия. В чем заключена особая ценность религиозных представлений? - задается вопросом Фрейд. - Если вообразить, что ее запреты сняты и что отныне всякий вправе избирать своим сексуальным объектом любую женщину, какая ему нравится, вправе убить любого, кто соперничает с ним за женщину или вообще встает на его пути, может взять у другого что угодно из его имущества, не спрашивая разрешения, - какая красота, какой вереницей удовлетворении стала бы тогда жизнь! Правда, мы сразу натыкаемся на следующее затруднение. Каждый другой имеет в точности те же желания. По существу, только один-единственный человек может поэтому стать безгранично счастливым за счет снятия всех культурных ограничений - тиран, диктатор, захвативший в свои руки все средства власти; и даже он имеет все основания желать, чтобы другие соблюдали по крайней мере одну культурную заповедь: не убивай.
При этом, в случае избавления от культурных запретов, единственной участью человека окажется природное состояние. Но в этом случае природа погубит человечество. Поэтому люди создали культуру. По мнению Фрейда, любая религия - это иллюзия. При этом религия способна сдерживать асоциальные влечения индивида. Фрейд замечает, что когда культура выставила требование не убивать соседа, которого ты ненавидишь, который стоит на твоем пути и имуществу которого ты завидуешь, то это было сделано явно в интересах человеческого общежития, на иных условиях невозможного. В самом деле, убийца навлек бы на себя месть близких убитого и глухую зависть остальных, ощущающих не менее сильную внутреннюю наклонность к подобному насильственному деянию. Он поэтому недолго бы наслаждался своей местью или награбленным добром, имея все шансы самому быть убитым. Даже если бы незаурядная сила и осторожность оградили его от одиночных противников, он неизбежно потерпел бы поражение от союза слабейших. Если бы такой союз не сформировался, убийство продолжалось бы без конца, и в конце концов люди взаимно истребили бы друг друга. Одинаковая для всех небезопасность жизни сплачивает людей в общество, которое запрещает убийство отдельному индивиду и удерживает за собой право совместного убийства всякого, кто переступит через запрет. Так со временем возникают юстиция и система наказаний.
Важная позиция в вопросе психоаналитического понимания общества принадлежит Карен Хорни. Хорни находила схожие причины в развитии невроза у разных индивидов (несмотря на то, что у каждого по-своему сформировано личное бессознательное); и при этом оказывалось, что схожими с невротическими конфликтами подвержен и человек в результате влияния на него культуры. Хорни прослеживала связь между характером индивидуальных конфликтов и характером трудностей, порождаемых культурой. Говоря о культуре и неврозе, Хорни отмечала, что культура основывается на принципе индивидуального соперничества. Отдельному человеку приходится бороться с другими представителями той же группы. Превосходство одного означает неудачу для другого. Психологическим результатом такой ситуации является враждебная напряженность между людьми. Каждый представляет собой потенциального соперника для другого. Эта ситуация вполне очевидна для членов одной профессиональной группы, независимо от стремлений быть справедливым или от попыток замаскировать соперничество вежливым обращением. Соперничеством и сопутствовавшей ей враждебностью проникнуты все человеческие отношения. Соревновательность является одним из господствующих факторов в социальных отношениях. Соперничество присутствует в отношениях как мужчин с мужчинами, так и женщин с женщинами. Соперничество между отцом и сыном, матерью и дочерью, одним и другим ребенком является реакцией на культурно обусловленные воздействия. Соперничество является результатом данных культурных условий. Семейная ситуация порождает соперничество и стимулирует его. Враждебное напряжение между людьми приводит к развитию страха, как следствию враждебности или перспективы неудачи. Страх неудачи реален потому, что шансы потерпеть неудачу намного больше шансов достичь успеха, так как неудачи в обществе, основанном на соперничестве, означают потерю престижа и все виды эмоциональных переживаний неудачи.
Успех оказывает воздействие на чувство самоуважения индивида. При этом успех зависит от многих случайных факторов: случайных обстоятельств, чьей-то недобросовестности и т.п. Тем не менее, замечает Хорни, под давлением существующей идеологии даже абсолютно нормальный человек считает, что его значимость напрямую связана с успехом, сопутствующим ему.
И соперничество, и сопутствующие ему враждебные отношения между людьми приводят к тому, что человек чувствует себя изолированным. Даже когда у него много друзей, эмоционально он все же изолирован. Такая ситуация вызывает у современного человека потребность в любви и привязанности как своего рода лекарстве. Получение любви и расположения способствует тому, что у него растет уверенность в себе. Так как это соответствует жизненно важной потребности, роль любви переоценивается в культуре. Она становится иллюзией того, что является решением всех проблем. Любовь служит ширмой для удовлетворения желаний; и она превращается в иллюзию, так как мы ждем от нее намного больше того, что она в состоянии дать. Идеологический упор, который мы делаем на любовь, служит сокрытию факторов, которые порождают нашу в ней потребность. Поэтому человек стоит перед дилеммой: у него огромная потребность в любви, и в тоже время он знает о трудности ее достижения. Такая ситуация служит развитию неврозов.
Хорни обращает внимание, что культуре и в основе типичных невротических конфликтов возможны следующие противоречия:
1) Противоречие между соперничеством и успехом, с одной стороны, и человечностью - с другой.
В этом случае наблюдается парадокс: для того чтобы чего-то достигнуть в жизни необходимо быть уверенным и напористым (а значит сметать других со своего пути, т.е. быть агрессивным), а с другой стороны, следование христианским позициям предполагает смирения и уступчивость.
Для разрешения такого противоречия есть два варианта: всерьез следовать одному из этих стремлений и отказаться от другого или воспринимать оба этих стремления и в результате испытывать внутренние запреты в отношении того и другого.
2) Противоречие между стимуляцией потребностей индивида и фактическими препятствиями на пути их удовлетворения.
Потребности постоянно стимулируются рекламой. Однако для большинства осуществление потребностей ограничено.
3) Противоречие между утверждаемой свободой человека и всеми его фактическими ограничениями.
Общество говорит индивиду что он свободен и может строить жизнь в соответствии со своей волей. В действительности возможности большинства людей ограничены. В итоге человек колеблется между ощущением безграничной власти в определении собственной судьбы и ощущением полнейшей беспомощности.
Эти противоречия, заложенные в культуре, представляют собой те же конфликты, которые невротик отчаянно пытается примирить: склонность к агрессивности и тенденцию уступать; чрезмерные притязания и страх никогда ничего не получить; стремление к самовозвеличиванию и ощущение личной беспомощности. Отличие от нормы имеет чисто количественный характер. В то время как нормальный человек способен преодолевать трудности без ущерба для своей личности, у невротика все конфликты усиливаются до такой степени, что делают какое-либо удовлетворительное решение невозможным. При этом невротиком может стать человек, который пережил обусловленные культурой трудности в обостренной форме, преломив их главным образом через сферу детских переживаний, и вследствие этого оказался неспособен их разрешить или разрешил их ценой ущерба для себя.
Массовая культура и социальная среда.
В настоящее время можно говорить о том, что в ходе исторического развития в информационной сфере сформировались группы определенных психокоррекционных алгоритмов действий, которые органически вошли в культуру, составив три следующих направления:
- литературно-художественную и эстетическую коммуникацию;
- традиции оккультно-медицинских подходов со сложившейся позже системой психотерапии;
- систему учебно-воспитательной и трудовой подготовки.
Рассмотрим вопрос массовой культуры на примере песенного творчества.
Песенный жанр оказывает мощное манипулятивное воздействие, закладывая установки в подсознание и моделируя поведение, а значит и жизненный путь человека.
Если человек не только слушает, но и запоминает слова, а после напевает понравившийся куплет, значит таким образом происходит психокодирование наподобие аутотренинга или гипноза. Кроме того, подобное кодирование усиливается с помощью эмоций (понравившиеся песни вызывают эмоции), и установки прочно закладывают в подсознании механизмы последующих действий такого человека.
Психика человека оказывается бессильной перед сочетанием слов, наложенных на музыкальную основу. При объединении в массы (например, на концертах), эффект подобного воздействия многократно усиливается. В толпе заразительно любое чувство и действие. При нахождении в массах, как замечал Лебон, в психике исчезает сознательность, а значит каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности.
Бехтерев, исследуя вопрос манипуляций в массах, обращал внимание на взаимовнушение, которое производится отдельными индивидами друг на друга. Через время находящийся в толпе индивид впадает в состояние, схожее с гипнотическим. Его воля, разум, чувства и мысли направляются волей гипнотизера. Подобным 'гипнотизером' на концерте выступает исполнитель песен, который подчиняет себе слушателей. На концерте толпа реагирует одинаково, подчиняясь единому порыву.
Современная массовая культура направлена на формирование установок в массах. В этом направлении активно работают идеологи, выбрасывая на рынок художественную макулатуру, которую жадно разбирают массы, удовлетворяющие посредством изучения жизни звезд (желтая пресса) и просмотра судеб других семей (сериалы и ток-шоу) подсознательный голод по самосовершенствованию, а вместе с тем и временно избавляясь от невротических зависимостей путем приобщения к иной жизни, в которую большинство из них никогда не попадет. Ко времени, когда потребуется 'новая доза', они вновь купят 'желтую' прессу, пиратский диск с кинофильмами, или книгу сомнительного литературного содержания, но простую и удобную в употреблении.
Массовая культура, отмечает С.Г.Кара-Мурза, выносит на рынок соблазнительный продукт, идеологическое содержание которого целенаправленно принижает человека, делает его мышление инфантильным и сильно повышает восприимчивость к внушению. Лебон писал, что для образования толпы не нужен непосредственный физический контакт между отдельными индивидами. Это мы наблюдаем сейчас, когда население, подверженное постоянному воздействию масс-культуры и телевидения, превращается в огромную виртуальную толпу. Такая толпа располагается в своих квартирах у телевизоров.
Массовая культура отучает людей думать, формируя общество людей, реагирующих на штампы и стереотипы. Кроме того, в создании, например, кинофильмов, помимо сценаристов, режиссеров и т.п., важное место играют специалисты по манипулированию сознанием. В ведении таких специалистов находится задача воздействия на подсознание масс с целью провоцирования базовых инстинктов (страх, секс, проч.) и задействования архетипов коллективного бессознательного психики (жажда мщения, торжество справедливости, противостояние добра и зла, проч.). Человек, посмотревший, например, фильм, никогда не сможет пересказать 'вшитые' в него мысли. Он начнет пересказывать сюѓжетную линию, игру актеров, запомнившиеся эпизоды, спецэффекты и прочее. Самой мысли он никогда не увидит. Главная мысль в такой продукции ориентирована не на сознание, а на подсоѓзнание. Мысль как бы разбросана по всему фильму в никак не связанных друг с другом деталях. И эти детали, попав в подсознание, объединяются в целое. Это образует точку отсчета, которую человек никогда не осѓмыслит, но всегда отталкивается от нее, принимая реѓшение. Люди, придя в кино за удовольствием, как бы отключаются от действительности. Они сидят в состояѓнии отрешенности и получают удовольствие. А в это время им в сознание закачивают установки. При этом создатели фильма получают прибыль, делают новый фильм, еще более привлекаѓтельный, и снова продают его. В итоге с каждым разом народ глупеет все больше, понимает все меньше и покупает такую продукцию все чаще. Технология достаточно проста. Посредством сюжета, спецэффектов, игры актеров и прочего основную мысль упаковывают в привлекательный 'фантик'. Упаковка призвана соблазнить человека. Основная мысль вшита между строк, вплетена в поведение героя, в сюѓжет, а общую атмосферу произведения. Зрители никогѓда не догадаются, что их не развлекают, им дают моѓдель поведения, преподносят образцы для подражания, формируют взгляд на мир. Самое глубокое внушение - когда человек вообѓще не думает. Вот почему так важно ввести человеѓка в состояние эмоций. Пока он сидит с широко отѓкрытыми глазами, он ничего не соображаѓет. Он весь в виртуальной реальности. Логическая проверка информации в таком состоянии невозможна. Человек в этот момент беззащитен. Ему можно записать в подсознание любую усѓтановку. Наличие установок человек никогда не осознает. Но именно установки лежат в основе всех поступков человека.
Во время просмотра телепередач происходит запоминание больших объемов информации. Для этого используются: музыка за кадром, речь ведущего передачи, зрительные образы посредством движущихся картинок-кадров, и т.п. Запоминание достигается за счет того, что цензура психики не в состоянии анализировать поток информации, поступающий через визуальную и аудиальную системы, а значит, в результате образования в коре головного мозга доминанты (очагового возбуждения) формируются установки в подсознании и паттерны поведения в бессознательном. Кроме того, частично информация пересекается с уже имеющейся в подсознании информацией, и такая информация вступает в коррелят с сформированными раннее установками или архетипами бессознательного. А всего через полчаса после начала просмотра телепередачи барьер на пути потока информации - цензура психики - отключается, и тогда уже вообще вся информация откладывается в подсознании. Подобная информация может перейти в сознание, вылившись в поступки, уже на следующий день, а может только через годы.
В подсознании (бессознательном) зарождаются мысли, поступки, желания индивида, которые в последующем переходят в сознание, а значит отражают след индивида в окружающем мире.
Окружающий мир состоит из социальной среды.
Социальная среда представляет некий срез общественной жизни индивида, заключающейся во взаимодействии индивида с различными социальными институтами.
Под социальными институтами помимо прочего мы будем понимать возможности формирования личности индивида путем непосредственного взаимодействия личности с социумом.
Социум в данном случае - есть совокупность факторов, окружающих индивида при его контактах с внешней средой, т. е. соотношение внутреннего мира индивида - с миром внешним.
В социальной среде 'доформировывается' то, что получил индивид от рождения.
А значит социальная среда оказывает влияние на характер поведения индивида, формируя те установки и паттерны поведения, которые в последующем будут влиять как на жизнь самого индивида, так и на его взаимосвязь с микросоциумомом, формирует бессознательное психики.
Не только книги и фильмы формируют наше мироѓпонимание. Этим занимаются эстрада, мода и прочее. Множество областей, не считающихся источниками информации, на самом деле несут огромный информаѓционный поток. На подсознание помимо нашей воли воздействует не только прямая реклама, но и любое изображение, звук и даже дизайн. Вы заходите в магазин одежды, меряете, выбираете. Ни о какой политике, идеологии и мировоззрении дуѓмать не думаете. Но ваше сознание получает информаѓцию от формы, дизайна, рисунков, цвета, этикеток и прочее, и ваше мировоззрение формируется. Вы захоѓдите в столовую, кафе, ресторан и любое иное заведеѓние общепита. В формировании вашего подсознания участвуют дизайн заведения, музыка, видеоряд и проѓчее. Вы идете по улице, и архитектура зданий несет определенную информацию. Дизайн предметов, от ручѓки до автомобиля, несет информацию, формирующую ваше подсознание. Кажется, это такой бред! При чем тут ручки с ди-зайном, если человек на это и внимания-то не обраѓщает. Оказывается, очень даже при чем. Сознание личѓности формируется исключительно благодаря информаѓции, получаемой из внешней среды. Сам в себе человек никакой информации образовать не может. Отсюда таѓкая страсть людей к подражанию. Если человека с детѓства поместить в информационный вакуум, человека не будет. Будет просто растение, туловище человека, в котором нет личности. Чтобы сформировалась личность, необходимо поступление информации извне. Какая информация будет поступать, такая личность будет формироваться'.
Таким образом мы можем заключить, что социальная среда, являющаяся частью того общества, в котором пребывает все время индивид, оказывает на него мощнейшее манипулятивное воздействие, вынуждая в большинстве случаев совершать поступки, на которые сам по себе он никогда бы не решился. Но противиться этому человек не может. Над ним довлеет как бессознательное, сформированное в результате проживания в социуме, так и манипуляторы, воздействующие на его подсознание в своих корыстных целях. Какие это цели? Обогащение и власть. А массы в большинстве случаев всегда подвержены и легко поддаются манипуляциям над ними. Тем более на манипуляции со стороны власти капитала, использующих соответствующие методики для формирования нужной идеологии, необходимой для удовлетворения желаний еще большего обогащения и стяжательства.
2. Стереотипы.
Что такое стереотипы? Стереотипы - это некая запрограммированная составляющая жизни подавляющего большинства индивидов. То, от чего сложно (а некоторым и невозможно) избавиться. И на что обращают внимание писатели, с удивительной, как кажется несведущим, тонкостью предсказывая поведение других людей.
Можно предположить, что стереотипы в какой-то мере помогают жить. Позволяя проходить отдельные моменты этой самой жизни как бы автоматом. Кроме того, стереотипы (точнее, уже их отсутствие) позволяет отличить 'больного' человека (больного психически), от 'здорового'. Первый как раз характерен тем, что выбивается из частокола обыденности, свойственной большинству индивидов. Стереотипичность в восприятии таких людей - явно нарушается совершением ими поступков, оценка характера которых резко противоречит установленным нормам. А то, что отличное от других - вносит дополнительную бессознательную тревожность в умы масс этой самой стереотипностью как раз обладающих и привыкших соотносить со своим поведением - поведение других. Если кто-то делает что-то не так - это завораживает. Привлекает. Но и может вызвать ярость. Причем, не только от непонимания, но и от невозможности самим поступить также. (Вот почему в тех же школах, армии, чуть реже - институте, детсаде и т.п. дисциплинарных пространствах, в основном подвергаются нападкам и гонениям те, кто противопоставляет себя массе; отличаясь от нее: внешностью, привычками, интеллектом и проч.)
Однако в стереотипности мышления (далее мы не будем разделять стереотипность мышления со стереотипами), таится самое настоящее зло. Это зло бессознательно оказывает свое вредоносное влияние на психику индивида, ограничивая его личностный рост. Происходит это потому, что индивид, развитием каких-либо своих качеств отличающийся от одноликой и подверженной влиянию стереотипов массы, вынужден находиться в постоянной борьбе с самим собой. Его сознание скованно устоявшимися стереотипами, прочно засевшими в подсознании и оттуда руководящими жизнью такого индивида, делая иной раз за него выбор в тех или иных решениях. И тогда уже задача для такого человека - освободить свое сознание от столь вредоносного воздействия. Но это, заметим, в большинстве случаев оказывается нелегко, а в иных случаях и невозможно. Например, случай со спортсменами. В сознании большинства бытует мнение (а мнение - это и есть то, что мы называем сформировавшимися стереотипами), что, если спортсмен - то значит интеллектуально несостоятельный человек. Несмотря на периодические опровержения подобных более чем ошибочных выводов, многие вполне искренне убеждены в этом. И в то, что ассоциативная связь: спортсмен = дурак по меньшей мере несостоятельна и не доказательна - такие люди верить не хотят. Да и не могут, если разобраться. Потому как те же стереотипы, прежде чем они стали таковыми, имеют четко выраженную филогенетическую составляющую. И произошли, вероятно, от предположения когда-то давно какого-то одного человека. Быть может, это предположение нашло какой-то отклик с представлением об этом предмете у другого человека. Ну, а потом, словно снежный ком, искаженное представление стало обрамлять фантазийную составляющую подсознания индивида, закрепляясь в памяти и передаваясь филогенетически другим поколениям. Таким образом, любые опровержения предположения о взаимосвязи развития глупости и занятий спортом у у ряда таких граждан вызывает резко отрицательный протест. И редко когда возможны сомнения.
Заметим, что в большинстве случаев, мозг на наш взгляд настолько засорен навязанными ему штампами и стереотипами, что явно напрашивается вывод: за этой обсессивной симптоматикой явно кроется какая-то патология. При том что, кстати, хорошо известно, что официальная медицина опровергает наличие каких-либо параллелей между физическими упражнениями и развитием интеллекта. А некоторые ученые (Наталья Павловна Бехтерева, например) открыто считали, что для усиления работоспособности одной, интеллектуальной деятельности, необходимо чередовать ее с физическими нагрузками. Обязательно чередовать.
Кстати, немало примеров и опровергают устоявшиеся стереотипы: спортсмен = интеллектуально ограниченный человек. Можно привести целый ряд имен, когда бывшие спортсмены, участники, призеры и чемпионы крупнейших российских и международных соревнований, становились кандидатами, докторами наук, академиками. Из огромного списка фамилий мы можем привести несколько, опровергающих как будто бы и устоявшийся стереотип. Юрий Власов, олимпийский чемпион по тяжелой атлетике - доктор технических наук; Шатков, олимпийский чемпион по боксу - доктор юридических наук; Киселев, 2-х кратный финалист олимпийских игр по боксу - доктор технических наук, профессор; Карелин - 3-х кратный олимпийский чемпион по греко-римской борьбе - доктор педагогических наук и мн.др. (В том числе автор этих строк - академик, доктор наук, профессор.) Вообще, заметим, что стереотипы и само существование их словно предусматривает и последующее их опровержение. И чем прочнее миф вбит в подсознание масс, тем удивительнее обнаружившаяся несостоятельность его. И уже подытоживая нашу мысль, позволим еще раз повторить: стереотипы - это зло. И так же как от любого зла - от них необходимо избавляться. И чем быстрее и скорее это произойдет - тем больше личность, освобожденная от влияния навязываемых обществом штампов, сможет раскрыть потенциал, заложенный природой. И иного не дано.