Все права защищены. Любая часть данной книги может быть воспроизведена в любой форме только с указанием автора, Сергея Зелинского (владелец авторских прав - Сергей Алексеевич Зелинский).
Сергей Зелинский
Индульгенция понимания
роман
Аннотация
Это правда - и это так. Сейчас я скажу только это, но после всё обязательно поясню.
Правда.
О книге
Книга можно сказать редкая (в том числе и по возрасту осмысления автора); и в то же время входит она в серию философско-психологических романов - то есть продолжает единые события, начатых автором в тридцати-сорока предыдущих книг этой серии, - но и потому, что она уже написана после написания тридцати-сорока книг этой серии и более трёхсот книг вообще - включая и научные, и художественные - то выходит, что и значимость её, по сути, действительно уникальна.
"Если философствовать, как утверждают философы, значит сомневаться, то с тем большим основанием заниматься пустяками и фантазировать, как поступаю я, тоже должно означать сомнение. Ученикам подобает спрашивать и спорить, а наставникам - решать. Мой наставник - это авторитет божьей воли, которому подчиняются без спора и который выше всех пустых человеческих измышлений".
Монтень
Пролог
Концептуальное развитие истины может лишь отчасти базироваться на правде, тогда как почти ничто не способно отвлекать нас более, нежели чем сама по себе совесть.
Совесть - правда - истина - всё это вехи, по сути, единой судьбы. Вернее, - того, - что, собственно говоря, будет после, - того, что из всего этого получится, - того, что, по большому счёту, быть может это и есть.
И вот когда (если... если...) наступит хоть какое-то явное понимание (всего да вся), вот тогда быть может и что-либо будет способно сдвинуться с пути. Но ведь люди (все - люди) всё равно понимают каждый по-своему. В зависимости от интеллекта и уровня образования. А потому и всё в ещё даже большей мере различнее, чем вы то даже представляете себе. Такие дела.
Часть 1
Глава 1
Мне нисколько не хотелось сдаваться.
Я совсем не собирался этого делать.
Но всё то, что лишь только получалось, - равно как и могло получиться, - словно заманивало (по-своему... по-своему...), отчего становилось как минимум любопытно, а как максимум - интересно.
Впрочем, любопытство и интерес всегда коррелировали друг с другом - а значит и здесь их можно было считать каким-то единым целым. Ну а почему бы и нет. Если только да-да-да.
Глава 2
Иногда казалось правильным, иногда беспутно-наивным и, соответственно, ошибочным - но по сути факт остаётся фактом, и ничего кроме истины всё равно никакие деяния наши не принесут. Просто кого-то они приблизят к оной, кого-то отведут в сторону, но и то и другое ещё совсем ничего не значит, ибо бывает что и перед финишем случается остановка, а явный аутсайдер наоборот - внезапно выигрывает. Дистанция (жизни... в жизни...) на то и не столь коротка - чтобы можно было заметить что-то более запланированного (кем?.. кем... никем.)
Глава 3
Фактически всегда я использовал какие-то механизмы поиска истины. И даже если на каком-то этапе они оказывались весьма скромны и бесполезны, - то это всё-таки не было так. Ну точно, что не совсем так. Потому что эффект всегда есть - даже если вы ничего не делаете, а лишь только думаете об этом. Ваш мыслительный аппарат (мозг... мозг...) в данном случае уже рождает новую нейронную сеть - более ста пятидесяти миллиардов нейронов у нас, и сколько умирает - столько же и рождается, если мы "качаем", - тире, - развиваем мозг. Потому даже если вы лишь только подумали - вы уже запустили процесс. (В спорте это, кстати, называется идеомоторной тренировкой, когда вы мысленно прорабатываете какое-то движение и после у вас получается движение настоящее. Было подобное открыто в шестидесятых годах двадцатого века на гимнастике, долго не могли сделать сложное движение, а потом получилось, и когда стали разбираться, оказалось, что спортсменка мысленно проработала таким вот образом, - ибо самому мозгу всё равно, думаете вы об этом или делаете в действительности, да вы и сами не раз замечали по некоторым актерам, которые порой настолько входят в образ, что их уже трудно и ассоциировать с кем-то, кроме их героев).
Глава 4
Многое непонимание часто выглядит совсем не таковым (пониманием... пониманием...). Но при этом почти никогда ещё не было столь явно всё и понятно, как это возможно, что происходит как раз именно сейчас. А потому правда...
А потому правда зачастую (всегда) весьма суматошна. Ну а истина...
(Впрочем, любого рода "истина" замкнута и самолюбива. Ну да что есть - то есть.)
Глава 5
Порой иногда мне кажется нечто и вовсе невообразимо-неподобающее; но почти тут же понимаю я, что всё это суть лишь иллюзии. Иллюзии правды, иллюзии истины. Иллюзии быть может и вовсе чего-то по-настоящему удивительного и привлекательного. Да и вообще, по сути, иллюзии - есть иллюзии. А значит... А значит и сама истина как таковая - способна будет прийти к вам (к нам, вам, им, всем - ко всем) прийти лишь тогда, когда на это будет поистине случай свыше - знак свыше - желание - Свыше. Да будет так. (и это так). Аминь) да будет так, - в переводе с греческого) Amen. Истинно так.
Глава 6
И ведь отчасти почти всегда (почти всегда) думаешь ты что все делаешь исключительно правильно.
А потом образуются какие-то ошибки. Но вот скажу по секрету - если не замечать оные - то вскоре всё будет опять - исключительно правильно.
Такова особенность мироздания. Мира. Понимания. Бытия.
Глава 7
Иногда я (почти одновременно) верил и не верил себе. Верил - потому что видел явные успехи. Не верил - потому что не понимал, почему то, что скрываю я - не видят другие. (Пока не понял, что они тупы-с. И каждому дано то, что дано. А ещё... А ещё... А ещё - на всё да про всё - есть воля свыше. И там решать, как быть всем нам. И всё именно так-с. Аминь.)
Amen.
Глава 8
Порой мы все тупы. - С.
Глава 9
А особенно я-с.
Глава 10
Но это тоже не точно, как говорит сын моего друга.
Глава 11
Получается, что можно писать - сколько получается. И хоть берестяные грамоты перед тобой, хоть указ царя - тире - президента - если не пишешь, сгоришь, а если пишешь - выживаешь. Даже если нет... Даже если нет возможности (время) прочитать собой когда-то написанное.
И это отчасти и в том числе - и процветание (интеллектуальное да физическое) наше, - а иначе ведь и как всё было бы возможно.
И это правда.
Глава 12
Честность как всегда условна и весьма относительна. Но вот когда случаются какие-то катаклизмы бытия, то она фактически тут как тут - и тотчас же действительно происходят какие-то до боли удивительного моменты (истины), после которых всё что было - кажется действительно уже даже не то что условным, а не существующим. И так это всё действительно кажется какое-то время, чтобы после конечно же всё возвратилось вновь - на круги своя.
Но и то и это (и наверняка третье что-то ещё), подобное всё-таки больше напоминает катастрофический сон, нежели чем какие-либо порядковые номера - того же - бытия. Да и вообще, если разобраться, миром не только правит случай, но и всё в мире большей частью непредсказуемо, ибо мир (бытиё... бытиё...) не любит чётко установленных правил. (И как только вы это поймёте, тотчас же станет легче. Легче думать, мыслить, желать, понимать, знать. Более того - даже легче и действительно всё знать. И это так, и это правда.)
Глава 13
Я продолжал пытаться угадать нечто своё, задерживаясь (невольно... невольно...) на каких-то границах истины. Но и даже это фактически уже ни о чём не говорит. Ни - о - чём. Понимаете?
Глава 14
Отчасти судьба, - да и жизнь, - движутся в собственном направлении - касаемо такого же своего измерения бытия. И при этом получается так, что несмотря ни на какие катаклизмы времени - само по себе время всё также условно, сколь и относительно. Относительно, например, границ в том числе и самой жизни.
И всё-таки, конечно же, иной раз хочется, чтобы что-либо было если не так-то уж правильно, то хоть относительно в границах собственного (понимания) разума. И вот тут как раз на помощь приходят некие достаточно условные единицы, замещающие время.
(Да, самое главное - из крупиц песка слов, мыслей и слов, рождается алмаз истины. Потому не переживайте, когда вам есть что сказать - и говорите. А после выловите уже всё то, что будет так необходимо.)
Глава 15
Иногда нам требуется зарядиться поистине, быть может, и совсем чем-то необъяснимым.
Но вот вместо того, чтобы выстраивать сложные словесные конструкции, можно ведь иногда просто сказать - а не пойти ли нам всем...
Глава 16
Иной раз мир и обстоятельства жизни уходят совсем в иную плоскость бытия. Но то, что мы (вы, мы) присутствуем при этом - становится тотчас же (почти тотчас же) понятным, ясным, и очень верным (верным и правильным) решением. И зачастую получается... (а иной раз и не получается словно вовсе). Но если попробовать ещё раз - обязательно получится. (Особенно если такую установку дать себе психологическую, что без того что получится - не возвращаться. И тогда всё ок.)
Глава 17
Иногда становится непонятно и необъяснимо поистине чуть ли не всё.
А ещё позже начинает подступать то ли комок грусти, то ли осадок правды, а может и то и другое - это лишь следствие какой-то сакральной справедливости. Тогда как и то и другое есть ничто иное как сама по себе истина. Ну или вернее, стремление к постижению, - достижению, - оной. (То есть как бы механизмы, показаны, - или, скорее, лишь схематично намечены, - механизмы, которые ведут к достижению любых - подчёркиваю - любых целей и задач. И это правда.)
Глава 18
Кстати (к слову... к слову...), поистине действительно уникальный человек способен превратить какое-то подобие правды да справедливости к той доли истины, с которой они способны вообще существовать.
Но и даже если оказывается нечто, что совсем, по сути, не согласуется с верховенством правды, - тире, - истины, то подобное почти тотчас же отметается прочь.
И вот парадокс - никто не опротестовывает оное событие. Словно бы так и надо.
Глава 19
Часто общество условно и неправильно. И даже близкий круг (не самый, но намеревающийся туда войти) показывает, что возможно то и вся - а на деле они ведь неандертальцы. Ну или хунвейбины. Дураки неграмотные в общем. И это так.
Глава 20
Зачастую всегда существует какой-то простой выход. Остальные пути тоже существуют, но, во-первых, это не точно, а во-вторых, ведут они поистине куда-то если не в пропасть, то уж точно верно запутывают след. Что, по сути, почти всегда есть непременная ошибка. И это правда. И это так.
Глава 21
Часто я думал и размышлял над, казалось бы, не разрешимыми - а потому и не существующими - проблемами; и если перечитаете фразу, то поймёте почти наверняка, что это ведь и есть отчасти истина да истинная правда. И если вы перестаёте размышлять над какими проблемами, - тем самым (или попутно) показывая, что проблем не существует (есть проблематика вопроса - научная, когда создаётся гипотеза и далее доказывается), - а вот если так, то перед вами, по сути, сама по себе истина и встаёт - ибо если нет проблемы (проблемы как чего-то вредного для психики), то значит всё хорошо, а если хорошо - то о чём же тогда, собственно, можно размышлять в ключе неудобном для психики.
- Значит всё ровно?
- Ровно.
- Тогда я спокоен.
- И я.
Глава 22
Фактически многое не ясно и почти совсем непонятно. Но если даже станет на каком-то этапе необъяснимо всё ясно - подобного рода "ясность" всё равно в большинстве случаев всегда условна и не точна, - не скажу что нелепа, раньше бы сказал, но возраст почти всегда даёт нечто своё, умное отчасти, а может и не такое уж чтобы умное, но почти наверняка стоящее и важное.
Глава 23
Иногда создаётся такое впечатление, что ты запутался и значит никогда уже не будет тебе спасения. Но это в корне ошибочное заявление, потому как вспомнил я о том, лишь общаясь с сыном, который младше меня на тридцать лет, - я, благодаря ему, вспомнил то, что было в глубокой молодости, тогда как давно я уже не испытываю всех тех психологических трудностей, которые были. А это значит и все мои дети точно также не будут испытывать. Да, первоначально будет превалировать генетика, но после - она же (генетика мать её) вырулит всё и вся. Аминь. Да будет так. Amen.
Глава 24
Быть может что-то частое и случайное происходит всегда и везде. И даже если покажется это не таким как есть, и даже если порой и вовсе покажется каким-то другим - всё равно это поистине важно, важно в первую очередь какое-то особого рода существование этого даже, когда перед вами вспыхивает истина, вы идёте (живёте) согласно ей, а проходит время и перед вами начинается вдруг какой-то хаос бытия, - так что становится всё (или что-то) неинтересно даже. А ещё... А ещё в таким моменты вам может быть просто скучно. И в этой (в такой... в такой...) вот скукоте - словно и ничего не происходит. (Не происходит ничего "существенного", но вот что может быть "существеннее" чем сама ваша жизнь.)
Глава 25
Я продвигался по истине - и мне казалось, что я то иду семимильными шагами, то наоборот, всё передо мной вспыхивало какими-то отрезками (бытия), и тогда неожиданно и окружающий мир становился весьма и весьма загадочен и нелеп. Отчасти даже нелеп, ведь что в таком случае говорить о и действительном поиске правды. благо что правда, по сути, всегда была рядом.
Глава 26
Высокая доля понимания всего и вся - есть суть того, что только возможно и допустимо, но на самом деле противоречит, в том числе, и происходящему.
Но вот поистине тогда вопрос, если это так, то почему многое что есть - это, по сути, лишь вспышка чего-то такого, что на деле и не существует даже вовсе.
Но, тогда уже, я даже больше скажу: ничто, по сути, не объясняет причин и следствий, и точно также объясняет всё и вся. Ибо как существует день и ночь, чёрное и светлое, инь и ян - точно также существуют диаметрально противоположные точки зрения об одном и том же. И наша задача... Наша задача - найти своих и успокоиться (как когда-то очень хорошо сказали о режиссёре Балабанове...).
Глава 27
Порой я постигал ту самую истину, от которой и бежал когда-то. А в иные разы передо мной оказывалась та самая доля (повышенной) справедливости, после которой казалось что ничего не происходит, но при этом оставался какой-то до боли нелепый осадок то ли справедливости, то ли ещё какого следствия поиска истины. Тем более что ещё через время исчезало и это, растворяясь в застенках бытия, - расширяя сознание и выдавая на-гора порой и вовсе нечто невообразимое и новое. Да так, что и вовсе через время случалась путаница. И это... И это уже было, пожалуй, каким-то особого рода откровением, в том числе, и для меня самого. Потому как очень и очень запутанно, и непонятно-необъяснимо являлось оное нашему взору.
Глава 28
Я молился о правде.
Я очень и очень хотел справедливости.
Но ведь совершенно понятно, что всё это великая доля условности и неправды. Потому как так всё в мире - свет и ночь, холодное и горячее, бог и дьявол - всё время разница огромная между полюсами и не бывает точек соприкосновения, кроме как в понимании существования оного, и - в признании этого.
Глава 29
Много или мало, долго или коротко, но вот порой и вся недолга складывается таким образом, что хочется, чтобы было всё по нормальному, по-другому, по-особому быть может даже. А если вас (вдруг) намереваются поставить в рамки чего-либо необъяснимого, - даже "необъяснимо-прекрасного", - то это совсем ведь не то, что хотели бы вы, правда? А раз так - то более и не надо ничего. От слова "совсем".
Глава 30
Фактически получалось, что всё, что выходило так или иначе - походило на нечто потустороннее и нелепое, но и при этом почти ничего такого однозначного, - так чтобы яркого, чёткого да знаменательного, - не наблюдалось, а потому и выходила по меньшей мере оказия, - так что мы и не могли по сути понять что к чему - а по сути была правда. Правда в том, что могло появиться, - и ещё было возникнуть. Правда в том, что по сути уже было. Правда в том, чего бы никогда не было, но это всё ясно и точно давало понять обо всём. И это так, и это правда.
Глава 31
Через какое-то время общения с подсознанием я понимал, что ситуация нет-нет да и выходит из-под контроля, но и даже это ещё совсем ничего не значило кроме того понимания, которое приходило всегда внезапно и неожиданно, и когда словно открывалось сверхсознание, а значит вы могли буквально угадывать те вещи, до которых кто-то и никогда не смог бы додуматься, а гений через какое-то время наверняка, а перед вами эти все вещи были как открытый лист - и это ведь уникально, удивительно, по своему знаменательно и правильно, - и сейчас, при написании этих строк я, автор этих написанных строк, слушая музыку Шопена - бессмертную музыку бессмертного Шопена - чувствую полное погружение, вернее, не только чувствую бесспорное погружение в космос, но и приобщение к чему-то поистине великому и вечному. Аминь. Amen.
Глава 32
Фактически ты проходил свои университеты; равно как и свои экзамены. Экзамены жизни, экзамены правды, экзамены всего того понимания бытия, которое фактически соткано из порой невероятнейших моментов жизни.
И это правда. И как раз это объясняет всё то, что только возможно для какого-то - понимания, - объяснения, - для какой-то особого рода веры - и для той доли исключительной правды, которая, по сути, быть может и вообще существует, - если существует. Но если существует - тогда мы полностью пребываем с ней, находимся рядом, и вообще - нет без этого совсем ничего. Вообще. Совсем. И от слова "совсем", и от слова "вообще", да и от всего прочего, другого, правильного, искреннего, честного, и отчасти, по всей видимости, даже нелепого, но вот зачастую как раз в этой самой псевдонелепости скрывается (таится... таится...) истина. И это правда.
Глава 33
И это столь же настоящая правда, как и сама наша жизнь.
Аминь.
Amen.
Глава 34
Жизнь продолжается.
Глава 35
Иногда становилось странно, а вообще ведь и действительно непонятно и необъяснимо многое. И когда кажется, что, казалось бы, жизнь нет-нет, да и изменится, она и действительно способна к изменениям. И даже меняемся. Отчего становиться легко и удивительно свежо на душе. Да и в душе, наверное, тоже.
Глава 36
Случается иногда, что вы вроде как и понимаете словно бы всё да вся, а вот всё равно нет-нет да ощущение нечто - что всё-таки это всё не так.
Но при этом... Но при этом вы ведь нисколько не отказываетесь от задуманного (осуществления чего-либо, неважно чего), но и при этом подобное ещё совсем не столь важно (нужно и правильно), как это кажется. И тогда... И тогда поистине становится действительно непонятно и фактически не нужно, - да и необъяснимо ведь, а?! - всё; впрочем...
Впрочем, вы уже и сами понимаете (допускаете, понимая), что всё ведь и действительно большей частью больше условно, нежели чем явно, объяснимо, понятно. И вот когда вступает в действие подобного рода истина...
Ну, когда такое, тут уж будто бы и нет иного пути, как только принять во внимание всё что только возможно, и верить, страдать, переживать, знать, искать, - а, находя, тут терять и снова - верить, страдать, понимать, допускать, и прочее, прочее, прочее...
Глава 37
По всей видимости психологическою, - и какое-то особое, - состояние играет роль во всё и во вся; но ведь это, по сути, лишь только какие-то (некие условные) условные параллели бытия, - тогда как в действительности ничего такого и не случается - да и не случится никогда.
Но. Но - вот всегда есть это некое "но", которое, по сути, конечно, и вреда не совершает (своим появлением как минимум), но при этом весьма и весьма обескураживает (как минимум), да и - что говорить - мешает жить.