...Притча, как ни странно, нашлась только сейчас и очень быстро...
И все таки, как здорово, что хоть кто-то может погрузить мир в Смесь, отвергнуть всю логику и науку! :)
- В тебе спит Дракон, - сказал Учитель,- Он спит, но может быть проснется, если ты разбудишь его.
- Кто он?
- Он тот кто был всегда, даже когда тебя еще не было.
- А как мне узнать его?
- Ты его знаешь. Вспомни, как ты любишь небо и облака, - это от Дракона. В облаках его дом, а в небе он может расправить свои крылья и отправиться в полет. Звезды - к ним он стремиться добраться каждую ночь, Зов Звезд вечно звучит в его душе и ты не можешь его забыть.
Тихий шепот ручьев и молчащая гладь озер, бескрайний океан и шторм - это тоже его стихия. Вода также дает ему жизнь как и огонь и без нее он не может существовать. Бесконечность скрыта в воде и Зов Странствий, что зовет вас.
Земля - это Земля Дракона. Здесь он рождается, сражается и умирает.
А в горах он становится бессмертным и ты тоже не можешь расстаться с Зовом Гор.
- А как мне разбудить Дракона?
Учитель улыбнулся:
- Многие говорят, что это не возможно. Многие говорят, что сейчас не их время и все это осталось в далеком прошлом. Если ты поверишь во все это, - то ты никогда не сможешь его разбудить. А поверить легко, ведь это то, что мы слышим с самого детства. И самое грустное, что это тоже правда.
- Я не понимаю, Учитель..
- Правда, - это то, во что ты веришь и чем ты живешь. И окружающий мир и твоя жизнь являются такими, потому что ты поверил в это.
- Да, я слышал что-то похожее, многие книги говорят о чем-то таком.
Но как сложно этим жить. Иногда, мне кажется, что что-то удается, а иногда - что это всего лишь фантазии.
- Наша голова - наш главный враг, - улыбнулся Учитель,- Я знаю, об этом тоже много кто говорит. Но секрет очень прост, - не думай головой, а действуй сердцем. Когда-нибудь, ты поймешь это. И тогда, - небо и земля поменяются местами, и Дракон проснется.
Валентин
Спасибо! Я бы только добавил:
красивый дракон
все еще полон
страстей :)
Ирина
Не за что. Я так и думала, что Вы именно это ответите
Вы как и в прошлый раз дали почему-то только начало, а продолжение (уже из Первоисточника) можно прочитать отсюда:
Шарипутра спросил: "Почему ты не изменишь свою женскую телесную форму?"
Богиня отвечала: "В течение последних двенадцати лет тщетно я искала форму женского тела. Так что ты хочешь, чтобы я изменила? Это подобно иллюзионисту, создающему иллюзорную женщину; верно ли будет просить его изменить эту нереальную женщину?"
Шарипутра сказал: "Нет, потому что это не реальное тело; так во что его можно изменить?"
Богиня промолвила: "Все дхармы, включая формы, также нереальны.
Так почему ты просишь меня изменить моё нереальное женское тело?"
При этом она применила свои сверхъестественные силы, чтобы изменить Шарипутру в небесную богиню, а себя в мужчину, похожего на Шарипутру, и спросила его: "Почему ты не меняешь свою женскую форму?"
Шарипутра отвечал: "Я не знаю, почему я превратился в богиню."
Богиня сказала: "Шарипутра, если бы ты смог изменить своё женское тело, все женщины тогда тоже смогли бы превратиться в мужчин. Точно также как Шарипутра, не будучи женщиной, появляется в женской телесной форме, также и все женщины, хотя они и появляются в женской форме, они в основе своей не женщины. поэтому сказал Будда: "Все вещи - ни мужского, ни женского пола."
Здесь богиня опять употребила свои сверхъестественные силы, чтобы снова изменить Шарипутру в его первоначальное мужское тело и спросила: "Где теперь твоё женское тело?"
"Форма женщины ни существует, ни не-существует", - отвечал Шарипутра.
Тогда богиня заявила: "Подобным образом, все вещи в основе ни существующи, ни не-существующи, и то, что ни существует, ни не- существует, провозглашается Буддой."
Шарипутра спросил: "Когда ты уйдёшь, отсюда (умрёшь), где ты переродишься?"
Богиня отвечала: "Я буду перерождена, подобно Будде, посредством трансформации."
"Трансформация тела Будды не подразумевает ни рождения, ни смерти", - заметил Шарипутра.
Богиня сказала: "Подобным образом все живые существа в основе своей - не субъекты ни рождения, ни смерти".
................
Да, но это еще не конец...:-)
Валентин
Вот и замечательно, что мы проходим этот сложный связный сюжет!
В сезон дождей бодхисаттва Манчжушри предавался практике в окружении жен царя Салгяла. Махашьяпе, одному из главных учеников Будды, такое поведение показалось неподобающим и предосудительным, и он потребовал, чтобы Манчжушри покинул сангху. Тогда Будда велел Манчжушри проявить свои качества, и все увидели, что тот пребывает возле каждого будды, в каждом из миров, в десяти направлениях. Будда сказал: "Махашьяпа, хочешь ли ты изгнать только эту форму, или все остальные формы тоже?"
Необходимой опорой достижения просветления является человеческое тело. Мужское или женское - нет особой разницы. Тем не менее, если женщина разовьет в своем сердце устремление к просветлению, то ее тело - лучше. (Падмасамбхава)
Это связано и с темой бодхисаттвы Авалокитешвары, который принимает женский облик (богиня Гуань-инь).
И в Лотосовой сутре еще действительно много, я сократил из-за видимой резкости :)
(но там много - только если почувствуется, что свое...)
Ирина
Спасибо огромное за ссылки! Я как-то с буддизмом нет так сильно знакома, вернее, - что нашла в свое время в библиотеке... Поэтому пришлось начинать с индуизма и т.д. А потом приходишь к выводу, что все об одном и том же, только книги разные.
По ссылкам обязательно пройдусь, а то я в последнее время зациклилась только на двух для себя книгах (такое ощущение, что в них уже ВСЕ есть и больше ничего не надо, наверное, это не совсем правильно): "Свет на Пути" и "Трипура Рахасья".
...Чтобы не терять время, весь день читала (обе - параллельно). Правда сначала читала Отсекая надежду и страх - нормально ложится, никаких внутренних противоречий.
Валентин
У буддизма и индуизма несколько разные векторы, в первом больше о свободе и просветлении, хотя в тантре конечно много общего... "Свет на Пути" - хороший первый шаг!
Ирина
...После долгих и мучительных поисков и ошибок, я пришла к выводу, что только Любовь спасет мир:-)
Что касается Просветления, то боюсь, что сильно перефразирую, короче, один из способов не достичь просветления, это огромное желание его достичь...)))
Но я все же подумаю над Вашим письмом. А индуизм я имела ввиду внутренний, но без внешнего к нему было не дойти...
Валентин
Да, все эти ходы мысли предусмотрены на Пути, постепенно они прояснятся (можно напр., посмотреть Алмазную сутру...).
Может быть стоит упомянуть еще различие - в практическом индуизме важны боги и учителя (хотя есть и уровень адвайты-веданты), в буддизме человек в первую очередь работает со своим сознанием, достигая ясности...
Опять же, в тантре все перемешано - там и буддисты работают с богами, но понимается это прагматически
Ирина
Так как только пропустив все через свое Сердце..., можно осознать, что твое, а что нет. Вот тут очень помогает суфизм, его учение о Чистоте Сердца. Но и без Разума разумеется тоже не обойтись.
Валентин
... Чтобы почувствовать различия классического буддизма и теософии (напр., в вопросах об учителях, Пути), стоит полистать Дхаммападу http://psylib.ukrweb.net/books/dhammap/index.htm, скажем, параллельно со Светом на Пути...
Ирина
Спасибо, обязательно почитаю. Свет на Пути и ЕПБ, это то с чего когда-то давно начинала!
Видимо, это как Первая Любовь, навсегда останется в моем Сердце:-)
Ирина
Да, Валентин, почитала!
По большому счету - разницы нет. Единственное, что Дхаммапада, книга как бы для более широкого чтения. Свет на Пути для более подготовленных (хотя нельзя так говорить).
Валентин
А вот тут бы я не стал торопиться. Дхаммпада - очень многоуровневый и многозначный текст, из которого потом выросло огромное дерево учений - не только для монахов-архатов (это считается лишь первым этапом святости). Многое при чтении кажется простым, чуть ли не тривиальным, а многое ставит в тупик - требует истолкования.
Главное - понять некие этические положения благородного срединного Пути, которые достаточно хитрые. И в то же время - призыв к ясному мышлению и пониманию!
В Свете На Пути все сказано правильно и хорошим, высоким поэтическим языком, но несколько бесхитростно :)
Ирина
Когда я свое время взяла в руки Свет на Пути, я вообще ничего не поняла...))) Да и сейчас
чтобы все, что в ней написано полностью осознать, нужно еще много пройти.
Зато книги, подобные классическому буддизму воспринимались намного легче.
Сразу вспомнила себя в 19 лет. Тогда я изо дня в день повторяла только одно, что надо срочно освобождать себя от всех желаний, страстей и т.п. Каким путем, было не важно (все перепробовала, и чтения мантр и молитв и духовные практики и праведность, и огромное желание уйти в монастырь или найти внешнего Учителя, который поведет и т.д.) - главное чтобы не было желаний... К чему это привело, догадаться не трудно...))) Но это Путь (вернее часть Пути). ...У Духа нет земных заморочек, и он одинаково проходит через все крайности.
Валентин, я Вы никогда не задумывались, что к одному и тому же можно прийти РАЗНЫМИ дорогами:)
Валентин
Я как раз имел в виду истолкование и использование Дхаммапады как руководства по _личному_ духовному пути (а не в монашеской общине-сангхе или религии - этот уровень как раз для начинающих).
Ирина
Так я и имела ввиду личный духовный путь! С мыслью о монашестве и религии я рассталась еще глубокой молодости :-) Очень жалею, что я тогда была не знакома с суфизмом. Но видно тогда время еще не пришло....
Валентин
Согласен, в суфизме еще больше наворотов, суфийские притчи хитрее в аспекте работы с сознанием (о Сердце - разговор отдельный).
Дхаммапада в этом смысле проще и практичнее...
Ирина
...да почему хоть хитрее...? Просто для по-настоящему не влюбленного человека суфизм навсегда останется на поверхности, с его так называемыми "хитростями". Хитрости РАСТВОРЯТСЯ, когда ПОЛЮБИШЬ.
Мне еще тоже к этому идти и идти:)
Валентин
А хитрости будут и потом - в отношениях с Богом.
Ведь Он одной рукой привлекает, а другой отталкивает любящего.
Это и есть трудности Пути.
Ирина
Потом и это пройдет)
А как без трудностей то
Ирина
Бродя по просторам Интернета, случайно открыла на двух цитатах, мне кажется они взаимно дополняют друг друга: (кто их автор, думаю не так важно). Важно было их осознать и то, что они вовремя попались) (это я о себе):
"Одним из главных признаков зрелости духа является полное отсутствие потребности кому-то что-то доказывать.
Не торопитесь. Каждый бутон распускается в свое время. Не заставляйте бутон становиться цветком. Не отгибайте лепестки. Они нежны, вы пораните их.
Подождите".
Валентин
Спасибо, цитаты хорошие, в общем-то в последний раз я это и имел в виду, грех спешки за собой признаю :)
Правда, вот в этом случае можно найти противоположные утверждения, например в Евангелии и Новом Завете. Говорят, что Иисус тоже допускал эту ошибку :)
Ирина
Валентин, мне это когда-то очень сильно помогло.
Возможно читали, знаете, но вчера я тоже неожиданно на него наткнулась. Отрывок. Мартин Бубер. Диалог
Представьте себе двух людей, сидящих рядом в одиночестве мира. Они не говорят друг с другом, не смотрят друг на друга, даже не поворачиваются друг к другу. Они не близки, каждый из них ничего не знает о жизни другого, сегодня ранним утром они встретились на своем пути. Они не думают в этот момент друг о друге; нам незачем знать, о чем они думают. Один спокойно сидит на занимаемой ими скамье в позе, вероятно, ему привычной, открытый всему, что может произойти; весь его облик как будто говорит: быть готовым недостаточно, надо действительно быть здесь. Другой -- его манера держаться не выдает его -- степенный, сдержанный человек; но тому, кто его знает, известно, что на нем с детских лет лежит заклятье, что его сдержанность нечто большее, чем манера поведения, за нею скрывается непроницаемая неспособность к общению. И вот -- предположим, что это час, когда могут быть сломлены семь железных оков, сжимающих наши сердца, -- заклятье неожиданно снимается. Но и теперь этот человек не произносит ни слова, не шевелит ни одним пальцем. И все-таки он что-то делает. Освобождение произошло без его участия, пришло неизвестно откуда, но теперь он совершает нечто, он устраняет свою сдержанность, над которой властен лишь он. Свободно течет из него сообщение, и молчание несет это сообщение другому, кому оно и было предназначено, и тот открыто принимает его, как всякую судьбу, которая его ждет. Никому, даже самому себе, не сможет он сказать, что он узнал. Да и что знает он о другом? Знание и не нужно. Ибо там, где между людьми установилась открытость, пусть даже не в словах, прозвучало священное слово диалога.
Валентин
Спасибо, Ирина, я понимаю.
Но есть и нечто нечеловеческое, энергетическое, и это (для меня) сложнее.
Не знаю, понравится она Вам или нет (а возможно Вы ее уже читали). Просто найдя ее и вспомнив кусочек из "Влеки меня". Заставило задуматься, в "правильном" ли направлении я двигаюсь и т.д....:-)
... И все же главное - "любовь, что движет солнце и светила".
Следует знать, что корнем [колеса] сансары является любовь, а остальные желания лишь помогают проявиться природе любви. Поэтому и длится цепь рождений и смертей. Желания возникают из любви, а жизнь существует благодаря желаниям. Живые существа любят жизнь и поэтому вновь возвращаются к корню желания. Любовь к желаниям есть причина, любовь к жизни есть следствие. Желания и любовь порождают противоречия, а из-за несовпадения желаний со своими предметами возникают ненависть, зависть и производятся различные деяния...
Бодхисаттва в своих превращениях появляется в мире, и не любовь является его корнем. Лишь милосердие преодолевает любовь, следование пути жадности и желаний ведет в сансару. Если живые существа времени конца Закона смогут отвергнуть желания и жадность, преодолеть
гордость и любовь, то они навечно обрубят корни сансары. [И тогда], усердно устремившись к миру Совершенного Пробуждения Татхагаты, обретут пробуждение очищенного ума. (Сутра Совершенного Пробуждения).
Тут Ш. по-моему очень здорово пишет и все раскрывает:
Следует знать, что Корнем [Колеса] Сансары является Любовь (вне-временнАя Реальность), а остальные желания лишь помогают проявиться природе Любви. Поэтому и длится цепь рождений и смертей.
Согласно Буддизму, Конечную и Необусловленную Любовь можно достичь только через глубокое Постижение Пустоты (Санскр. Шунья - Ничто). Высочайшее Сострадание достигается только вместе с Высочайшей Мудростью. Таким образом, Конечное Сострадание состояния Будды (Просветленный) вызывается лишь уничтожением всякого цепляния через Постижение Истин Майи (Иллюзия и Совершенство) и Шуньяты (Пустоты), - одна Истинная Религия, один Истинный Принцип, один Истинный Бог....
[Практика Дзен, с. 160].
Но Майа и Шуньята - Изначально ОДНО. И это ОДНО - Высшее Адамическое Состояние Атман, которое есть Истинная Любовь.
Истинное Знание Атмана сияет как нераздельное Высочайшее Блаженство, вздымается, словно Природа Любви, [Наставления Шри Махарши, с. 132; Авт.].
И тогда через Любовь обретается Мудрость...
Далее, чтобы полностью понять Ш. надо дочитать до конца
Короче, к чему я это все пишу. Просто книга, на которую я дала ссылку, очень хорошая, несмотря на кажущуюся приземленность:-) Меня в свое время "убила наповал" глава Удар молнии.
Валентин
[Из комментария на сайте:
"Следует знать, что Корнем [Колеса] Сансары является Любовь (вне-временнАя Реальность), а остальные желания лишь помогают проявиться природе Любви. Поэтому и длится цепь рождений и смертей.
Согласно Буддизму, Конечную и Необусловленную Любовь можно достичь только через глубокое Постижение Пустоты (Санскр. Шунья - Ничто). Высочайшее Сострадание достигается только вместе с Высочайшей Мудростью. Таким образом, Конечное Сострадание состояния Будды (Просветленный) вызывается лишь уничтожением всякого цепляния через Постижение Истин Майи (Иллюзия и Совершенство) и Шуньяты (Пустоты), - одна Истинная Религия, один Истинный Принцип, один Истинный Бог....
[Практика Дзен, с. 160].
Но Майа и Шуньята - Изначально ОДНО. И это ОДНО - Высшее Адамическое Состояние Атман, которое есть Истинная Любовь. Истинное Знание Атмана сияет как нераздельное Высочайшее Блаженство, вздымается, словно Природа Любви, [Наставления Шри Махарши, с. 132; Авт.].
И тогда через Любовь обретается Мудрость... "
**
Здесь все достаточно точно - ведь это цитаты (разве что кроме Высшего Адамического Состояния), и хорошо подобранные.
Можно только дополнять и раскрывать дальше. Пустота диалектически переходит в полноту бытия (здесь и мужское-женское), Одно в троичность: вера (творение, верность, устойчивость) - надежда (сохранение) - любовь (включая разрушение в огненной пустоте)...
"Ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее -- стрелы огненные; она пламень весьма сильный" (П.П. 8:6)
Есть конечно ряд замечаний к дальнейшим комментариям, терминология ТД здесь не всегда способствует точности, напр.
Цель все-таки просветление Будды (ануттара-самьяк-самбодхи), а бодхисаттвы (как и все мы) - на пути...
Связь пратьекабудд с Буддами также раскрыта неточно, в махаяне они так не рассматриваются, это не ее герои....
"Шарипутра! Если мои ученики, которые называют себя архатами, пратьекабуддами, не слушают и не знают того, о чем будды-татхагаты учат только бодхисаттв, то [они] не ученики Будды, не архаты, не пратьекабудды.
Кроме того, Шарипутра, есть бхикшу и бхикшуни, которые думают, что сами [они] уже стали архатами, что это [их] самое последнее тело перед конечной нирваной, и поэтому не стремятся к ануттара-самьяк-самбодхи. [Ты] воистину должен знать: все это люди, переполненные самодовольством. Шарипутра! Воистину, вы [все], будучи едины в мыслях, должны верить в слова Будды, понимать, воспринимать и хранить [их]. В словах будд-татхагат нет пустого и ложного. Нет других Колесниц, есть только Одна Колесница Будды."
(Лотосовая Сутра)
По эзотерическому буддизму сейчас есть более авторитетные тексты, чем ТД.
Вообще, вопрос о выходе бодхисаттвой за колесо сансары решается нелогически, циклическая схема перерождений по ТД перестает работать.
Так что последний в статье знак вопроса очень правильный! :) ]
Валентин
А ведь я эту книгу правда читал (она еще советская, и действительно очень хорошая), держал в руках, только очень давно, десять, двадцать (или еще больше) лет назад... Сейчас просматривал, вспоминал....
Комментарий Ш. можно дополнять и раскрывать дальше. Пустота диалектически переходит в полноту бытия (здесь и мужское-женское), Одно в троичность: вера (творение, верность, устойчивость) - надежда (сохранение) - любовь (включая разрушение в огненной пустоте)...
"Ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее -- стрелы огненные; она пламень весьма сильный" (П.П. 8:6)
Есть конечно ряд мелких замечаний к дальнейшим комментариям, терминология ТД здесь не всегда способствует точности, напр. "Цель Эзотерического, Тибетского Буддизма - Бодхисатва (Санскр.)" - Цель все-таки просветление Будды, а бодхисаттвы (как и все мы) - на пути... Связь пратьекабудд с Буддами также раскрыта ошибочно, в махаяне они так не рассматриваются, это не ее герои.... По эзотерическому буддизму сейчас есть более авторитетные тексты, чем ТД.
Вообще, вопрос о выходе бодхисаттвой за колесо сансары решается нелогически, циклическая схема перерождений по ТД перестает работать. Так что последний в статье знак вопроса правильный! :)
Ирина
Валентин, я очень рада, что Вы ее читали. А вот мне попадись она лет 10-20 назад, то я бы ее точно не поняла, вернее читать не стала. Но это отдельная история. Я видимо какое-то время шла странным путем, думая, что искоренила из своей жизни любовь...)))
(тот самый корень колеса Сансары).
Да и сейчас не все просто, мое представление о Любви год назад - опять изменилось... Возможно это оформится во что-то письменное, но позже.
А пока можно Вас попросить дать ссылки на более авторитетные тексты по эзотерическому буддизму? Думаю, что Вы догадаетесь, что мне надо.
Валентин
Очень хорошо пишете. "Негативные" рассуждения о любви и сансаре - для начинающих, идущих по пути архатов. Затем три яда (жадность, ненависть, неведение) преобразуются в три драгоценности...
Вообще, для статей по темам словаря Ш. желателен позитивный конец, чтобы не веяло тяжестью (я ее иногда чувствую от теософской литературы) :)
Хотя, конечно, везде диалектика - важно ее правильно применять. Вот немного жесткое рассуждение:
**
Нет вечных вещей в мире. Превозносится то, что "сейчас" нужнее всего; незаменимая на данный момент вещь восхваляется, нужное объявляется благом. И неважно, какое имя носит эта вещь: закон ли, благодать, преданность, стойкость, добротолюбие-миролюбие, мягкость, чистота... В свое время, на определенном витке истории, любая из этих категорий по воле Всевышнего отживет свой век за ненадобностью, исчезнет, уйдет в небытие как лишняя и бесполезная, даже будет поругана и названа преступной. Мавр сделал свое дело...
То, что вчера еще жило, светясь
Духовным светом тайного значенья
Для нас теряет смысл, теряет связь,
Как будто выпало обозначенье
Диеза и ключа - и нотный ряд
Немотствует. Сцепление созвучий
Непоправимо сдвинуто, и лад
Преобразуется в распад трескучий.
(Г. Гессе)
Тут же выяснится, что эта "хорошая" вещь была лишь приманкой для легковерных, соблазном, красивым обещанием. Пошедший за ней будет впоследствии обвинен, отстранен и наказан. "Бог послал искусителя испытать праведника..." И опять в свое время, на очередном витке неумолимая воля рока извлекает на свет божий нечто ранее непотребное, что вдруг расцветает чарующей красотой, трогает сердца глубиной, простотой и ясностью, проясняет умы очевидной правдивостью и близостью по духу. Или проще - написанное с Большой буквы легко превращается в технический термин с маленькой буквы, а то, о чем и думать не хотелось, надежно прописывает себя на всевозможных алтарях, даже не меняя своего названия. И опять, на очередном витке...