Макеева Е.
"Две книги Д.И. Корнющенко" (Макееева Е.)

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Макеева Е. (chekanovandrey@mail.ru)
  • Обновлено: 08/08/2009. 12k. Статистика.
  • Эссе: Обществ.науки
  • Философия Ницше и воспитание
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия (из "Вестника РФО, 2002 г., Љ2) на "Элитарную концепцию" и "Метафизику" Д.И. Корнющенко


  • ISSN 1606-6251

    РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

    РОССИЙСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ

    ОБЩЕСТВО

    ВЕСТНИК

    РОССИЙСКОГО

    ФИЛОСОФСКОГО

    ОБЩЕСТВА

    1(21)

    2002

    МОСКВА

      
      
      
      
      
      
      

    ДВЕ КНИГИ Д.И.КОРНЮЩЕНКО

      
       Д И.Корнющенко. Элитарная концепция искусства в философии Фридриха Ницше: Ницшеанство как социокультурный феномен XX века. -- Чапаевск, 1999. -- 63 с.
       Д.И.Корнющенко Метафизика ленты Мебиуса: Освободить бу­дущее от прошлого? Освободить пришлое от будущего? -- Чапаевск, 2000 --204 с
      
       Обе книги, созданные автором в жанре эссе, объединяет принцип диффузии: тема "'Ницше и ницшеанство" из "Элитарной концепции..."
       Становится важной составляющей '"Метафизики...", а многие широко развернутые и убедительно обоснованные положения последней уже присутствовали в "Элитарной концепции..." в виде слегка намеченного смысловою пунктира.
       Важнейшей философско-исторической тезой Д.Корнющенко, рас­смотренной в новом парадигмальном аспекте, является предложен­ный им вариант взаимопроникновения прошлого и будущего. Отсюда и конструирование модели исторического времени в топологии ленты Мебиуса. Первоначально обосновав и проиллюстрировав этот вирту­альный образ на примере истории РОССИИ XX в., автор незаметно, но настойчиво "вписывает" в кольцо Мебиуса всю мировую историю, переходя в сферу феномена глобализации. Такая вот философия исто­рии. Насколько можно понять по датам, первый вариант "Метафизи­ки..." был написал еще в 1998 г. -- с соответствующей интерпретаци­ей концепции С. Хантингтона. После сентября 2001 г. эта часть книги может быть определена как пророческая. Однако достаточных фило­софских обоснований в пользу своего интеллектуального изобретения автор все-таки не нашел, хотя и сделал любопытные историософские выводы о мировой цивилизации на заре XXI в.
       Философская концепция обратимости исторического времени по­зволяет автору свободно оперировать тезаурусом многих артефактов мировой культуры и философии, истории -- от древнего Шумера до к. XX в. Союзником автора в его смелых построениях может быть на­зван М.Кастельс, автор бестселлера "Информационная эпоха",М.,2000. В гл. 7 "Край вечности: вневременное время" испанский социолог рассуждает об историческом, биологическом и социальном времени в СССР, и эти размышления могут служить подтверждением главной концепции "Метафизики...", так же, как и рассматриваемая им геополитическая модель стратегии коммунизма, включающая пять концентрических кругов /автор А.М.Салмин/. Это достаточно близко к модели ленты Мёбиуса.
       Для подтверждения своих выводов о резком изменении ментальности советского и постсоветского обществ автор эссе мог бы найти неожиданного союзника, кроме Б.Грушина. В "Курсе русской исто­рии" В.Ключевского, ч.З, мы найдем нечто адекватное понятиям "синдром социальной исключительности" и "комплекс сверхнепол­ноценности", вводимым Д.Корнющенко в дискурс социальной психо­логии. Речь идет о религиозной самоуверенности русского общества к нач. XV11 в. Православная Русь не могла допустить проверки своих верований со стороны. Национально-церковное самомнение поддер­живало сознание своего превосходства над греками и латинянами, хо­тя смутно помнило, что корни мировой науки в языческом мире. По­беждала самоуверенность незнания: "не учен философии, но разум христов имею". Раскол сер. XVII, реформы Петра и "перестройка" к. XX -- из одного социопсихологического ряда.
       Это замечание уместно в связи с понятием "архетип", которое пронизывает всю архитектонику "Метафизики...". Можно высоко оценить логический ход мысли автора: элитарная концепция искусст­ва в ранней книге неожиданно и естественно дополняется "архетипом автора" в "Метафизике...". Архетип "Эмпедокл" безусловно шпарен, отсюда двойное утверждение элитарности Ницше -- в форме и со­держании /с тем обязательным условием, что немецкий мыслитель и XX в. был кумиром не только интеллектуальной элиты/.
       Исследование автором архетипов-символов большевизма и фа­шизма, обнажение русских корней нацизма, в том числе и в философ­ском ключе, можно было бы дополнить фактами присутствия свасти­ки в ранней советской символике: на красных флагах, дензнаках, во­енных значках. Можно добавить славянскую свастику на "фресках" И.Глазунова, "коловорот" у РНЕ. Однако, она не прижилась в СССР. Символ плодородия и благополучия не соответствовал идеям ми­ровой революции. Поэтому свастику "уступили" А.Гитлеру, взяв вза­мен серп и молоток у Т.Кампанеллы, соединив их крест-накрест.
       Нуждается в некотором уточнении и понятие "некрофильский ха­рактер", которым автор пользуется в обеих книгах в контексте, разволшебствления революционного сознания. Автором дефиниции "некрофилия", в том числе и в политическом смысле, справедливо считается Э. Фромм, в свою очередь ссылавшийся на фалангистов, впервые провозгласивших хвалу смерти. Однако, кажется и в этом случае, России принадлежит сомнительный приоритет. В.Шубарт в своей трагически известной книге "Европа и душа Востока" /1938/, доискиваясь до истоков лозунгов Коминтерна, цитирует немецкий текст "С того берега" А.Герцена: "А потому да здравствует хаос, да здравствует смерть, мы хотим быть палачами прошлого... говорите о смерти как о радостной вести грядущего освобождения".
       В русском тексте тоже читаем: "Vive la mort!" /выделено везде мною -- Е.М./.
       "Метафизика ленты Мебиуса" перекликается с книгой В. Шубарта по многим темам, но, скорее, как зеркальное отражение. Гораздо ближе ее содержанию лекция И. А. Ильина "О национальном призва­нии России /ответ на книгу Шубарта/". Ведущий идеолог русской эмиграции был бы скорее на стороне автора "Метафизики...", чем во­инствующих русских националистов к. XX в., спрашивая: "Кто мы, чтобы спасать другие народы?" /В.Шубарт. Указ. соч., с. 402-403, М. 2000/.
       Обе книги написаны ясным философским языком, хотя и имеют некоторые "темные" места. Иногда текст превращается в резкий, без­жалостный, провоцирующий стиль публицистики, что, впрочем, не противоречит литературному жанру. К себе, как к персонажу книги, автор тоже безжалостен.
       Широчайшая гуманитарная эрудиция Д.Корнющенко, дополнен­ная методом ассоциативного анализа, позволяет ему путем сопостав­ления дискурсов культуры самого разнопланового характера проводить неожиданные парал­лели, устанавливать причинно-следственные связи самого тревожащего свойства. Таковы страницы о Сократе и Платоне, о Скрябине и Вагнере, о ловушке времени...
       Очень сложно философско-теологическое построение в транс­крипциях истории России рубежа XIX-XX вв, сочетающее христиан­ское богословие, иудаистскую теологию, гностицизм и учение Иоа­хима Флорского о грядущем царствии Св.Духа. И все это -- на фоне цитирования "Заката Европы". Преобладает игра изощренного ума с явной склонностью к постмодернистским философским "симулякрам". Автора подстерегают опасные повороты: не имея соответст­вующего опыта в расшифровке подобного "бриколажкого" текста, читатель может впасть в недоумение: что это -- антисемитизм или юдофильство? Хотя авторская мысль -- ни о том ни о другом, а всего лишь интеллигибельным путем стремится максимально объективно понять, чем же была русская революция. Однако Д. Корнюшенко соз­дал еще один симулякр на вечную тему.
       И последнее. Автор "Метафизики...", объясняя причины господ­ства посредственности в советской и постсоветской России, ссылает­ся на размышление к.ф.н. А.Д.Королева о том, чем грозит вышеупо­мянутое господство. Мысль, в общем-то не сложная, но, кажется, ее уже дважды цитировали в философской публицистике: простота муд­рости притягательна. И в широком смысле опасение торжества по­средственности в России /в который раз!/ означает фундаментальную тревогу современных мыслителей, каких бы философских линий они не придерживались. Именно поэтому обе книги Д.И. Корнющенко можно с полным основанием считать контрнаступлением культуры против посредственности.
      

    Е.Д.Макеева, кандидат исторических наук, доцент, Самарский гос.пед.ун-т,

    ученый секретарь отделения десмоэкологии РФО


  • Оставить комментарий
  • © Copyright Макеева Е. (chekanovandrey@mail.ru)
  • Обновлено: 08/08/2009. 12k. Статистика.
  • Эссе: Обществ.науки
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.